В порту Усть-Луга рассчитывают на рост объемов перевалки нефтепродуктов - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


В порту Усть-Луга рассчитывают на рост объемов перевалки нефтепродуктов

Опубликовано Vitaliy0

С осторожным оптимизмом.

Владельцы терминалов в порту Усть-Луга рассчитывают на рост объемов перевалки нефтепродуктов.

Подконтрольная нефтетрейдеру Gunvor компания «Роснефтьбункер» изменила свое название на «Усть-Луга Ойл». Разговоры об этом начались несколько лет назад. Эксперты проанализировали актуальность для компании бункеровочной деятельности и пришли к выводу, что она бесперспективна. В частности, из-за того, что требования к бункерному топливу в Европе значительно ужесточаются, что, в принципе, будет способствовать смещению бункерного рынка в сторону сжиженного природного газа (СПГ), рассказал на встрече с журналистами генеральный директор «Усть-Луга Ойл», генеральный директор нефтетерминала «Невской трубопроводной компании» (НТК) Константин ХАМЛАЙ.

В ЧИСТОМ ПОЛЕ

По итогам 2013 года терминалы «Усть-Луга Ойл» и НТК, принадлежащие Gunvor, совокупно перевалили 40,1 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 13,2 млн т больше, чем годом ранее. Объемы перевалки нефти через терминал НТК в минувшем году составили 23,3 млн т (14,3 млн т в 2012-м), нефтепродуктов через терминал «Усть-Луга Ойл» – 16,8 млн т (12,6 млн т). По прогнозу Константина Хамлая, в 2014 году объем перевалки нефтепродуктов через терминалы в Усть-Луге вырастут на 27%. Увеличение объемов произойдет за счет оптимизации процесса обработки груза на терминале, а также благодаря улучшению внутренней логистики. Задача максимум – стать самым эффективным и крупным нефтепродуктовым терминалом в Европе.

Пропускная способность терминала «Усть-Луга Ойл» составляет 20 млн т, работают три пусковых комплекса для перевалки мазута и светлых нефтепродуктов. В первом квартале 2015 года планируется запустить в эксплуатацию четвертый. Его ввод позволит увеличить общую проектную мощность терминала до 30 млн т нефтепродуктов в год. В рамках четвертого пускового комплекса будет построена и введена в эксплуатацию новая железнодорожная эстакада на 94 вагоно-цистерны, а также резервуарный парк, рассчитанный на единовременное хранение 90 000 куб. м светлых и 200 000 куб. м темных нефтепродуктов.

Строящаяся эстакада в основном комплектуется импортным оборудованием: насосы и устройство нижнего слива – из Голландии, теплообменники – из Украины. Трубопроводы и металлоконструкции – российские, частично западная, частично российская – запорная арматура, рассказал главный инженер «Усть-Луга Ойл» Владимир БАРАНОВ. Новая эстакада позволит принимать составы с высоковязкими мазутами – продуктами более глубокой переработки нефти. Ожидается, что Россия будет вынуждена строить заводы и переходить на более глубокую переработку углеводородов.

Пока же терминал в сутки обрабатывает более 1000 вагонов. Причем поставки почти на 100% маршрутизированные. Что это дает? Когда однородный груз идет одним составом, нет необходимости его сортировать – это обеспечивает высокую эффективность работы терминала, пояснил Владимир Баранов. Кроме того, технология резервуарных парков позволяет хранить темные и светлые нефтепродукты как минимум трех сортов без смешения.

На терминале четыре основных экспортных насосных станции: две для светлых нефтепродуктов и две – для темных. Насосные для темных нефтепродуктов могут в режиме параллельной погрузки вести работу на всех трех причалах с производительностью до 8000 куб. м в час. «Немного найдется судов, которые могут принимать мазуты с такой производительностью», – уточняет Баранов.

Основная часть темных нефтепродуктов – 46% от общего объема – поступает на терминал с Киришского нефтеперерабатывающего завода, 29% – с Ярославского и Рязанского НПЗ «НК «Роснефть», 21% – с заводов «Газпромнефти». Основной поставщик светлых нефтепродуктов – 32% – это компания «Газпромэкспорт». Весь объем стабильного газового конденсата поставляет для последующей экспортной перевалки компания «НОВАТЭК».

По словам Константина Хамлая, компании «Роснефтьбункер» пришлось работать практически с белого листа. «Когда мы пришли сюда, порт в целом был не готов к глобальным переменам – не было электричества, системы очистки стоков, пожарной части, таможенного и пограничного поста, не было компании, которая на серьезном уровне обеспечивала бы безопасность, наконец, не было даже дорог… впрочем, и сейчас нет. Это серьезный фактор с точки зрения той же безопасности – не дай бог что-то случится. Мы потратили на терминал $1 млрд, 30% от общего объема инвестиций направлено на строительство инфраструктуры, в существенной степени – общепортовой», – поясняет К. Хамлай.

В частности, построены подстанция 110/10 кВ, высоковольтная линия электропередачи длиной 45 км, уникальная автоматизированная котельная термального масла на 120 МВт. Только пункт пропуска государственной границы со всеми требованиями по его обустройству обошелся более чем в 120 млн рублей. Большая часть этих объектов передана бесплатно. Такое «обременение» повышает тарифы и, соответственно, снижает конкурентоспособность терминала. Тем не менее компании удается придерживаться принципа «чуть ниже рынка без потери качества услуг». «Мы хотим стать самым эффективным терминалом России», – раскрыл амбициозные планы Константин Хамлай.

ВОПРОС БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ

Экспортная перевалка нефти через терминал НТК в 2014 году может сократиться на 14% по сравнению с 2013 годом, говорит Константин Хамлай, уточняя, что этот прогноз был сделан до введения санкций в отношении России. Технически НТК готова перевалить до 40 млн т нефти в год, вопрос в том, насколько терминал окажется загружен. Константин Хамлай считает, что еще рано предугадывать, до какой степени повлияют санкции США и Евросоюза на российскую экономику, и в частности на НТК и «Усть-Луга Ойл». При этом эксперт полагает, что санкции вряд ли затронут рынок мазута и других продуктов нефтепереработки.

Среди крупнейших клиентов НТК – ОАО «НК «Роснефть». С 23 марта 2012 года по 31 декабря 2013-го через НТК отправлено на экспорт 10,3 млн т продукции «Роснефти». Еще один крупный клиент – «КазТрансОйл». За тот же период через НТК перевалено почти 8 млн т нефти этой компании.

Что касается рынка нефти, то руководство НТК заранее готовится к возможным изменениям ситуации: эксперты составляют свои прогнозы с учетом глобальных, региональных и локальных рисков, которые могут сказаться на работоспособности комплекса. Константин Хамлай утверждает, что компания в любом случае будет в состоянии выполнить свои обязательства по всем контрактам. Даже присниженииобъема перевалки до 13–14 млн т компания «выйдет в ноль».

С момента запуска терминал перевалил свыше 43 млн т нефти. Инвестиции в строительство нефтетерминала достигли 3,15 млрд рублей. НТК хотела бы установить автоматическую систему мониторинга на причалах № 4 и № 5, где были проблемы в процессе строительства. К сожалению, в России не оказалось организаций, способных спроектировать такую систему.

Оба терминала готовы к большой перевалке, но объем их загрузки – вопрос большой политики. Глобальные факторы более болезненны, чем локальные.

– Мы смотрим в будущее с осторожным оптимизмом. Нам представляется, что мазут будет востребован, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. По сырой нефти мы запланировали снижение объемов, – объясняет Константин Хамлай.

КТО КРАЙНИЙ?

В порту Усть-Луга работают 11 различных терминалов: комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», лесной терминал, контейнерный терминал, терминал перевалки нефти, терминал перевалки нефтепродуктов, нефтебаза «Усть-Луга», терминал «Новая Гавань».

Еще семь находятся в стадии строительства и проектирования. Всего же запланировано строительство 20 морских терминалов общим грузооборотом 180 млн т в год, а также нефтебазы «Усть-Луга» и складского логистического центра.

Большие глубины у причалов и в операционных акваториях терминалов (до 17,5 м) в сочетании с двумя короткими подходными каналами, обеспечивающими круговое движение судов в Северном районе порта, а также непродолжительный период ледовой проводки обеспечивают порту значительные конкурентные преимущества. Порт уже может принимать крупнотоннажные наливные суда и океанские суда любого типа.

Планируется, что к 2030 году в порту и на предприятиях прилежащей индустриальной зоны будут работать около 23 000 человек. На встрече с полномочным представителем президента России в Северо-Западном округе Владимиром БУЛАВИНЫМ руководство «Компании Усть-Луга» обратило внимание на необходимость строительства автомобильных развязок и виадуков на подъезде к порту – железнодорожные переезды тормозят прохождение транспорта в порт и обратно. На это губернатор Ленобласти Александр ДРОЗДЕНКО предложил создать областную управляющую компанию, передать ей объекты инженерной инфраструктуры порта и озадачить проблемами транспортного и прочего развития.

Ирина Кравцова

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+