Выкопать с пользой, закопать без вреда - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Выкопать с пользой, закопать без вреда

Опубликовано Vitaliy0

В краткосрочной перспективе объем дноуглубительных работ в России превысит 170 млн кубометров, основными игроками на местном рынке останутся иностранные компании.

В Москве прошел Форум дноуглубительных компаний, организованный медиагруппой «ПортНьюс», на котором промышленники и экологи обменялись принципиальными соображениями о производственной необходимости и экологических рисках, связанных с дноуглубительными работами. Позиции первых, подкрепленные цифрами, прозвучали в целом убедительно на фоне сдерживаемого чувства тревоги и обеспокоенности вторых.

Тон был задан, как это и принято на подобных мероприятиях с участием официальных лиц, выступлением заместителя министра транспорта России Виктора ОЛЕРСКОГО. Он подчеркнул, что портовая индустрия страны развивается в последние годы очень динамично, активно строятся новые порты, причем на эти процессы не повлиял даже мировой экономический кризис. Для России жизненно необходимо поддерживать портовое хозяйство в полном порядке, порты должны предоставлять свои услуги на мировом уровне, быть конкурентоспособными.

В ближайшие 5 лет российские порты должны увеличить свои пропускные способности и выйти на уровень примерно 850 млн т. По итогам 2013 года в портах страны обработано 590 млн т грузов. Потребности экономики диктуют необходимость в дополнительных портовых мощностях, в первую очередь, конечно, в южных портах Краснодарского края и Крыма. Кроме того, особое внимание будет уделяться дальневосточным портам, что обусловлено активизацией усилий по возрождению хозяйственно-экономической жизни в этом регионе.

Прогнозируется изменение соотношения объемов грузов, перевозимых сухогрузами и наливными судами. Сегодня превалируют последние, но уже в ближайшей перспективе соотношение изменится в пользу сухогрузов – на них будет приходиться порядка 55% от общих объемов перевалки грузов. Это общемировая тенденция, связанная с актуализацией экологической проблематики.

Что касается строительства и развития портов в российской части Балтийского моря, то, по словам В. Олерского, «здесь с задачами в основном справились»: огромные объемы работ выполнены в последнее время в Усть-Луге и других балтийских портах. Остались в планах только проекты, связанные с транспортировкой сжиженного природного газа.

Что же дальше? К 2018 году суммарная мощность морских портов страны должна вырасти на 262 млн т. Необходимые работы будут проходить в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации». Для достижения этих параметров предусматривается создание новых мощных терминалов по обслуживанию крупнотоннажных судов. Специалисты знают, заметил Виктор Олерский, что раньше порты были универсальными, обслуживали и танкеры и сухогрузы, суда с насыпными грузами. Теперь же порты имеют свою специализацию, это мировая тенденция последних лет. Чтобы быть конкурентными и иметь морские порты, отвечающие требованиям времени, необходимо строить специализированные портовые комплексы. В связи с этим, подчеркнул В. Олерский, практически ни один крупный портовый комплекс не может обойтись без тех или иных дноуглубительных работ с обустройством необходимой инфраструктуры.

соотношение объемов дноуглубительных работ

Для современной России дноуглубление – это серьезная проблема, требующая крупных финансовых вложений. Дноуглубительным компаниям предстоит многое сделать для организации подходных каналов, портовых акваторий, подготовить технические сооружения для таких работ. Если говорить о цифрах, то это миллионы кубов морского грунта, причем на повестке дня могут быть и военные порты. «Пока это не наша вахта, но мы, гражданский сектор, будем пытаться освоить и этот сегмент рынка, здесь тоже крупные объемы дноуглубительных работ», – уверен Виктор Олерский.

Менеджер проекта «Сабетта» компании Jan De Nul СтэйнЮРЭСИК рассказал о ситуации на рынке дноуглубительных работ в мире и в России. Динамика в целом положительная, даже несмотря на кризисные явления последних лет. Мировые тенденции развития морского транспорта обозначили вектор увеличения контейнерных перевозок. Технические возможности современных портов должны отвечать новым веяниям в части увеличения тоннажа. Поэтому везде идут крупные работы, развиваются новые проекты, компании проводят углубление подходных морских каналов, акваторий портов, укрепляют береговые линии. Перспективный объем дноуглубительных работ только в 2014–2017 годах превысит 170 млн куб. м. В том числе в 2014 году объем таких работ составит 31,1 млн куб. м, а в 2015–2017-м – 140 млн куб. м. Для сравнения: объем дноуглубительных работ в 2009–2013 годах составил 57,8 млн куб. м. Россия имеет сотни портовых комплексов в 64 морских портах. Стратегическая цель – наличие современных портов, отвечающих современным техническим требованиям. Это позволит увеличить портовые мощности, достойно конкурировать на мировом рынке транспортных услуг.

НЕ ЗАБЫТЬ ПРЕЖНИЕ ПРОЕКТЫ

Реализация новых крупных морских проектов не должна затмить собой мероприятия по ремонтному дноуглублению в уже действующих проектах, в том числе – по углублению внутренних водных путей (ВВП). Причем если в масштабных проектах участвуют иностранные дноуглубительные компании (к примеру, основной объем работ по порту Сабетта выполняет бельгийская компания Jan De Nul, по аванпорту Бронка – голландская Boskalis), то ремонтное дноуглубление – вотчина российских компаний. Член совета директоров ЗАО «Завод гидромеханизации» Евгений ЛЕОНОВ, к слову, предлагает избавиться от стратегической зависимости от иностранных дноуглубительных компаний и строить современный специализированный флот самостоятельно. При этом объемы ремонтного дноуглубления постоянно растут: если в 2011 году их уровень составлял порядка 6,6 млн куб. м в год, то по прогнозным планам на 2016-й они превысят 10 млн куб. м.

рост объемов ремонтного дноуглубления

Во многом рост объемов работ связан с проблемой Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК), объем дноуглубления на котором значительно возрос с 2012 года, уточнил исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей ЛАВРИЩЕВ. Его обмеление ведет к изменениям уровня Каспийского моря. По оценкам ученых, уровень снизился на 60 см. По словам Андрея Лаврищева, объем дноуглубительных работ на ВКМСК в 2014 году запланирован на уровне 3,6 млн куб. м.

Что касается внутренних водных путей, то, по оценке начальника управления ВВП Росморречфлота Игоря ЗЛОБИНА, потребность в дноуглублении составляет 90 млн куб. м в год. При этом в 2013 году дноуглубительные работы на ВВП России были выполнены лишь на треть от этого показателя. Кроме того, существует проблема старения и недостаточности дноуглубительного речного флота, необходимо строительство новых судов, особенно для работы на сибирских реках. По словам Игоря Злобина, необходимо построить не менее 25 новых землесосов и земснарядов.

ЭКОЛОГОВ УБЕДИЛИ

Замминистра транспорта Виктор Олерский особо остановился на вопросах, связанных с государственным регулированием деятельности компаний, занимающихся работами на морском грунте. До 2013 года это регулирование сводилось к нескольким статьям Водного кодекса, природоохранного законодательства. Однако ряд крупных проектов заставил пересмотреть нормы российского законодательства, регулирующие эту деятельность. Дело в том, что по существовавшим много лет положениям весь грунт, вынутый со дна моря, нужно было перезахоранивать за пределами акватории. Нередко эти работы проходили на значительном удалении от портовых сооружений, при этом нагрузка на экономику выполняемых проектов настолько велика, что в целом сама идея развития порта превращалась в экономически бессмысленную.

Поэтому правительство России поручило министерствам транспорта и природных ресурсов разработать новые положения, которые отменяли бы запреты на захоронение морских грунтов в акваториях и территориальных водах. Была проделана непростая, во многом драматичная работа, связанная со спорами транспортников и экологов, с согласованиями позиций. В итоге в 2013 году новый закон был принят, внесены изменения в Водный кодекс и ряд других законов, связанных с водным транспортом. Принятие закона в совокупности с федеральной целевой программой развития морской техники позволило, в частности, сдвинуть с мертвой точки вопрос о работах в южных портах.

Сейчас особенно важно развитие дальневосточных портов, где в связи с изрезанностью береговой линии предстоит значительный объем дноуглубительных работ. В настоящее время Министерство транспорта готовит ряд необходимых нормативных актов для реализации федерального закона.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ…

Мнение экологов на проблему хозяйственных работ в морях высказала на форуме представитель Министерства природных ресурсов Юлия ОСИПОВА: «Хочется надеяться, что ведущие отечественные и зарубежные компании, работающие в море, занимающиеся дноуглублением в акваториях портов, стремятся к минимизации негативного воздействия на природу и минимальным экологическим рискам. Ресурсы Мирового океана нужно рассматривать как базу для развития человечества, устойчивости биосферы».

В целом экологическими вопросами в том или ином аспекте занимаются 20 российских ведомств. В настоящее время действует государственная программа охраны окружающей среды на 2012–2020 годы. Мы должны учитывать национальный и международный опыт в области обеспечения экологической безопасности и обязательства Российской Федерации в рамках международных соглашений. В этом ключе 7 мая 2013 года принят ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О внутренних морских водах РФ». Он содержит положение о захоронении грунта, извлеченного из морского дна.

Суть в том, что допускаются запреты на захоронение вынутого грунта в том случае, когда в нем содержатся некоторые вредные вещества. А список их определяется соответствующим перечнем, который готовится правительством России на основании международного договора. Если грунт таких веществ не содержит, то разрешения на работы по его захоронению выдаются соответствующей федеральной структурой – федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Опасность поднятого грунта для морской среды оценивается на старте дноуглубительных работ, когда необходимо получить разрешение, для этого проводится экологическая экспертиза. Министерству природы дано поручение разработать проекты постановлений правительства РФ о перечне вредных веществ, которые не должны содержаться в грунте, и ряд других.

ТРЕВОГИ РЫБАКОВ

Начальник отдела охраны водных биологических ресурсов Росрыболовства Александр СИНЕГУБОВ начал свое выступление с позитивного отношения к экономической необходимости дноуглубительных работ в акваториях отечественных портов: со стороны рыбацкого сообщества есть понимание проблем этой хозяйственной деятельности. Развитие портов дает экономический импульс регионам страны.

Есть, однако, и проблемы негативного воздействия дноуглубительных работ на биоресурсы России. Понятно, что рыбы мечут икру на мелководье, и проведение масштабных работ в море не способствуют увеличению рыбных запасов. При проектировании дноуглубительных работ выполняются и расчеты для оценки их воздействия на среду обитания рыбы и других биоресурсов. Это необходимо делать в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. При этом устанавливаются параметры такого воздействия.

Дело в том, что на всей площади моря, где проходят дноуглубительные работы, образуется обширная зона взвешенных частиц песка, грунта. При захоронении грунта в другом месте акватории все это тоже возникает. Поэтому при оценке возможных экологических рисков определяются не только их факторы, но и возможные количественные параметры.

Для этого применяется методика исчисления вреда окружающей среде. И по результатам оценки разрабатываются необходимые мероприятия. Это оговаривается законом об охране окружающей среды. То есть при планировании, проектировании, строительстве портов, проведении дноуглубительных работ необходимо закладывать в план мероприятия по воспроизводству биоресурсов, которые находятся в депрессивном состоянии после хозяйственной деятельности человека.

Алексей Воробьев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+