Давно назревшие решения - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Давно назревшие решения

Опубликовано Vitaliy0

Задержка с реализацией концепции обеспечения ВМФ поисково-спасательной техникой заставляет ускорить разработку современных средств спасения.

Спасательный глубоководный аппарат проекта 18271

Спасательный глубоководный аппарат проекта 18271. Фото: defence.ru

Министерство обороны России приняло решение о разработке модульной системы спасения экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте (шифр «Лучина»). Данная информация появилась на портале госзакупок. Исполнитель будет выбран в сентябре этого года. На опытно-конструкторскую работу (ОКР) «Лучины» выделено 221 млн рублей: в 2018 году разработчик получит 26,5 млн, в 2019-м – 91,5 млн, в 2020-м – 103 млн рублей. Завершить ОКР нужно до 10 ноября 2020 года. Система должна стать дополнением к существующим спасательным судам (СС) – носителям спасательных глубоководных аппаратов (СГА) и СС «Игорь Белоусов» и «Алагез» с глубоководными спасательными комплексами (ГВК). Очевидно, причиной такого решения стали возникшие проблемы с реализацией до 2020 года основных мероприятий, утвержденных министром обороны РФ в «Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года»: строительство серии из шести СС ПЛ проекта 21300 с СГА нового поколения проекта 18271 и создание многофункциональных СС (дальней морской и океанской зон). Работа по этим направлениям еще не начиналась.

Виктор Илюхин

Виктор Илюхин, председатель НО “Ассоциация развития
поисково-спасательной техники и технологий” (НО «АРПСТТ»)

В прошлом году на круглом столе «Пути совершенствования сил и средств спасения экипажей аварийных подводных лодок», прошедшем в рамках МВМС-2017, состоялось обсуждение проблем совершенствования системы поисково-спасательного обеспечения. В работе круглого стола приняли участие ведущие специалисты проектных институтов и ведомственных структур ВМФ, представители ОСК, Черноморского флота, НИИ С и ПТ ВУНЦ ВМФ ВМА, ЦМКБ «Алмаз», СПМБМ «Малахит», ЦКБ МТ «Рубин», ЦКБ «Лазурит», Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, НО «АРПСТТ» и др. Представители компании «Дайвтехносервис» представили не имеющую аналогов инновационную разработку – новую модульную систему спасения экипажей аварийных подводных лодок (МССЭ ПЛ). Участники круглого стола согласились с тем, что внедрение предлагаемой инновационной мобильной системы в течение 2–2,5 лет в совокупности с принятым в состав ВМФ спасателем проекта 21300 позволит обеспечить спасение и полноценное лечение подводников.

Непредвиденные проблемы

Особенность современного развития системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) аварийных ПЛ заключается в недостаточном уровне обоснования сбалансированного состава спасательных судов и их специального вооружения, исходя из финансовых возможностей заказчика и технических возможностей отечественной промышленности.

Заместитель Главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Виктор БУРСУК в ноябре 2017 года заявил агентству Mil.Press FlotProm, что серийное строительство судов проекта 21300 зависит от сроков создания полностью российского ГВК, и что флот закажет первый серийный спасатель подлодок лишь во втором программном периоде ГПВ, то есть с 2023 по 2027 годы. В декабре того же года Юрий БОРИСОВ, занимавший тогда пост замминистра обороны, заявил Mil.Press FlotProm, что постройка серии спасателей заложена в госпрограмму вооружений до 2027 года.

Однако до сих пор не уточнены в должной мере требования к серийному СС проекта 21300, учитывающие опыт проведения испытаний и эксплуатации головного судна этого проекта,так как испытания ГВК-450 на спецификационной глубине 450 м не проведены. Не ясен и вопрос с возможностью создания отечественного глубоководного водолазного комплекса и глубиной его использования.

 Разработка модульной системы спасения экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте (ОКР «Лучина»), предполагает наличие в ее составе прежде всего барокамер нового поколения для размещения в них спасенных СГА подводников, стыковочного модуля с СГА, модулей для поддержания жизнедеятельности подводников в отсеках аварийной ПЛ, а также возможность использования имеющихся на вооружении спасателей ВМФ модулей с обитаемыми подводными аппаратами типа АРС-600 и модулей с телеуправляемыми неуправляемыми подводными аппаратами (ТНПА). Данная система должна увеличить возможности существующих спасательных судов – носителей СГА.

Необходимость такой модернизации СС – носителей СГА была предусмотрена незадолго до аварии подводной лодки «Курск» в «Комплексной программе восстановления и поддержания готовности сил и средств, ПСО ВМФ на 2000–2003 годы», утвержденной Главнокомандующим ВМФ в мае 2000 года. В программе была предусмотрена модернизация спасательных судов в части дооборудования спуско-подъемного устройства для обеспечения подъема СГА с людьми, установка стыковочного узла с барокамерами для вывода подводников из отсеков с повышенным давлением и модернизация СГА для обеспечения проведения декомпрессии в спасательном отсеке аппарата. Это был более точный и гораздо менее затратный вариант совершенствования системы спасания ПЛ. Однако после гибели «Курска» реализация этой программы была прекращена и основным путем развития системы спасания стало создание серии СС проекта 21300 и закупка импортной техники – вариант более затратный и, как оказалось, не гарантирующий в должной степени безопасности моряков.

Конечно, прошедшие годы эксплуатации внесли для некоторых судов ограничения по району плавания и техническому состоянию, но задачу спасания экипажа аварийной ПЛ в целом эти суда решать могут. Актуальность их дооборудования в части обеспечения стыковки СГА с размещаемыми мобильными барокомплексами сохраняется.

Следует подчеркнуть, что с принятием решения о создании «Лучины» в некоторых СМИ раздаются голоса о неэффективности модульной системы спасания и необходимости строительства серии СС проекта 21300 на том простом основании, что «небольшая сумма, заложенная в проект, давно назревшую проблему вряд ли способна решить на приемлемом уровне». Авторы таких заявлений уверены в том, что чем дороже система, тем она эффективнее. Далеко не всегда это так. На международных учениях по спасанию аварийных ПЛ ВМС США, например, до сих не снимают с вооружения спасательный колокол Маккена образца 1943 года.

Очевидно, кому-то нужно, чтобы российские системы спасания развивались по пути, определяемому суммой финансирования проектов, а не их эффективностью.

 Какой должна быть серия

Слова о строительстве серии СС проекта 21300 продолжают настойчиво звучать. Основной аргумент экспертов: «без ГВК-450 подводников не спасти». Это не так. Не все знают, что 200 м – максимальная глубина, на которой нужны водолазы для спасения подводников «мокрым» способом (выход подводников в снаряжении в воду и их перевод в водолазный колокол группой не более трех человек). Для этого нужно установить связь, передать в отсеки ПЛ дополнительное оборудование и выполнить целый ряд мероприятий.

Эффективность спасения подводников с использованием водолазного колокола существенно меньше эффективности спасения с использованием СГА, в котором могут быть размещены 18–20 подводников, минуя водную среду и без снаряжения. То есть главное средство спасения подводников на судне проекта 21300 является не ГВК-450, как это утверждается некоторыми экспертами, а СГА и барокамеры для размещения и декомпрессии подводников, доставленных СГА.

Кроме того, многие технологические операции, ранее выполнявшиеся водолазами, теперь стали выполняться нормобарическими скафандрами и ТНПА. Кстати министерство обороны России в августе текущего года провело тендер на поставку 45 телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов «Марлин-350», которые предназначены в том числе и для поиска и обследования аварийных ПЛ на глубинах до 350 м. Поставка должна быть осуществлена до 10 ноября 2020 года, начальная (максимальная) цена контракта составляет 603,7 млн рублей).

Известно, что в 1970–2000 годах практической потребности выполнять водолазные работы на флотах на глубинах более 200 м не было даже при отсутствии у них в то время ТНПА. Поэтому наличие ГВК-450 на серийном СС проекта 21300 нецелесообразно. Учитывая сложности создания отечественного ГВК-300 на СС проекта 543 в конце 80-х годов прошлого века и нынешние возможности промышленности, наиболее реально создание отечественного ГВК-200 с комплексом декомпрессионных барокамер для кратковременных погружений.

Необходимость же создания ГВК-450 на головном СС проекта 21300 обусловлена практической потребностью его использования при освоении континентального шельфа и освоения Мирового океана, реализации существующего  научно-технического задела в области отечественных глубоководных водолазных технологий (в  начале 2000-х годов суда с ГВК были только в ВМФ). Вместе с тем следует понимать, что технология водолазных погружений методом длительного пребывания, установление рекордных глубоководных погружений водолазов – не приоритетные технологии сегодняшнего дня. Приоритетным направлением должна быть разработка технологий спасания экипажей аварийных ПЛ с более широким применением отечественных робототехнических комплексов и с новыми средствами транспортировки водолазов к месту выполнения работ.

Что дальше

Среди других направлений дальнейшего развития системы спасания аварийных ПЛ в «Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года» указаны создание основных типов судового специализированного модульного оборудования, обеспечивающего комплексное решение задач многофункциональными спасательными судами (до 2020 года), создание аэромобильной системы спасания подводников, в том числе для использования данной системы с неспециализированных судов-носителей или с дооборудованных боевых подводных лодок (до 2025 года).

Есть и еще одна сторона процесса обеспечения спасания экипажей аварийной ПЛ, о которой крайне мало говорится: совершенствование комплекса спасательных средств ПЛ как для индивидуального (в спасательном снаряжении), так и для коллективного (в всплывающей спасательной камере) выхода на поверхность. Самостоятельный выход подводников из аварийной ПЛ, лежащей на грунте, при определенных условиях развития аварии является единственным способом спасения. В условиях отсутствия модернизированных СС – носителей СГА проектов 1855 и 18270 и серии СС проекта 21300 актуальность внедрения на ПЛ более совершенного комплекса спасательных средств возрастает.

Если бы сегодня речь шла о ситуации с «Курском», то при наличии на этой ПЛ более совершенного комплекса спасательных средств части его экипажа удалось бы выйти на поверхность из аварийной лодки, где ему могла быть оказана помощь силами ПСО ВМФ.

С начала 2000-х годов ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» значительно усилилась современными многофункциональными спасательными судами, и их возможности можно и нужно учитывать ВМФ при спасании экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте.

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+