Обновление для роста | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Обновление для роста

Опубликовано Нонна Цай0

Бюджетные ассигнования в сфере транспорта к 2035 году, согласно новой Транспортной стратегии России, будут удвоены. Актуализированный документ государственного планирования Минтранс РФ собирается анонсировать в конце текущего года.

Поезд в порт

Согласно недавним указам Президента РФ, стратегические задачи государства сегодня сфокусированы на приоритетах развития базовых отраслей, в том числе в ближайшие годы планируется существенно увеличить инвестиции в развитие транспортного комплекса в целом. За счет этого будут расширены логистические возможности развития других отраслей экономики.

Обновление Транспортной стратегии – 2030, принятой в 2014 году, и продление ее до 2035 года вызвано рядом факторов: появлением новых международных транзитных потоков, присоединением к РФ новых территорий, изменением геополитического ландшафта, а также внешними вызовами и введением антироссийских санкций, повлекших ограничение доступа к международным финансовым ресурсам. Все это потребовало поиска новых путей экспортных поставок и развития международных транспортных коридоров, задействования транспортного потенциала Дальневосточного региона. Пролонгированный документ ставит задачу формирования в стране единой опорной транспортной сети с целью повышения транспортной доступности и безопасности и увеличения скорости пассажирских и грузоперевозок.

 Отраслевые директивы

Увеличение федерального финансирования коснется всех подотраслей транспортного комплекса, в том числе будут увеличены государственные ассигнования в модернизацию морских портов и строительство железнодорожной инфраструктуры, закладку новых морских судов и т. д. В частности, в рамках документа разработан прогноз строительства флота государственного назначения: до 2030 года потребуется построить 90 судов для «Росморречфлота».

 Инвестиции в российский транспортный сектор в 2018 году составят 1,9% ВВП (1,3 трлн рублей). Согласно «Транспортной стратегии России на период до 2035 года», к 2025-му их объем достигнет 2,4% ВВП, к 2035-му – 3,4% ВВП (8 трлн рублей).

Развитая сеть автомобильных и железных дорог откроет перед современными портами совершенно новые логистические возможности

За последние десять лет это, пожалуй, наиболее заметное перераспределение денежных средств, выделенных на развитие транспортного комплекса в рамках федерального бюджета. В то же время федеральный центр намерен строго контролировать все вложенные финансовые ресурсы: будет повышена ответственность за выполнение инвестиционных проектов госпрограммы.

Как подчеркнул в одном из выступлений министр транспорта РФ Максим СОКОЛОВ, корректировка Транспортной стратегии повлечет за собой изменения и в планах реализации намеченных проектов, причем приоритет будет отдан тем проектам, которые принесут наибольший мультипликативный эффект.

Амбициозные задачи в сфере транспорта будет решать целый блок документов. Помимо Транспортной стратегии – 2035 в него войдет действующая госпрограмма ФЦП «Развитие транспортной системы России» и Комплексный план модернизации и развития магистральной инфраструктуры РФ – он будет утвержден в октябре 2018 года. В Комплексный план, который разбит на два этапа, войдут объекты инфраструктуры, отвечающие потребностям страны в развитии автомобильных дорог федерального и регионального значения, внутренних водных путей, аэропортов, а также – программам социально-экономического развития регионов.

Новая версия Транспортной стратегии – 2035 будет готова к концу текущего года – Минтранс намерен представить ее в рамках «Транспортной недели». По заданию Минтранса РФ новые стратегические документы госрегулирования транспортной отрасли поручено подготовить ГК «Транспортная интеграция».

В ходе недавнего Всероссийского форума бункеровщиков в Санкт-Петербурге первый вице-президент компании «Транспортная интеграция» Светлана ВОРОНЦОВА рассказала о новой структуре этого документа: «С появлением первой редакции Стратегии пространственного развития России, наметившей центры экономического роста, наша задача состояла в том, чтобы синхронизировать эти две стратегии в части транспортных проектов».

Динамика развития транспортной отрасли

В отличие от прежней 300-страничной Транспортной стратегии – 2030 теперь министерству предстоит разработать короткий и понятный документ, который не будет включать в себя всего перечня инвестиционных проектов. В профильном министерстве принципиально решается вопрос о том, чтобы спустить все инвестиционные проекты до уровня отраслевых стратегий по видам транспорта, которые будут разработаны сразу вслед за главным документом. По информации Светланы Воронцовой, Минтранс уже сформировал отраслевые стратегии развития портовой инфраструктуры, внутреннего водного транспорта, железных дорог, но пока отсутствуют стратегии развития гражданской авиации и автомобильных дорог.

 Несырьевой экспорт удвоится

 Сильные экспортные позиции и либерализация внешнеэкономической деятельности значительно укрепят конкурентные преимущества России, поэтому важнейшим приоритетом новой отраслевой стратегии стало повышение роли российского транспортного сектора на международном рынке транспортных услуг. В соответствии с готовящимся документом объемы российского несырьевого экспорта должны быть увеличены к 2024 году в два раза – в настоящее время Минтранс ведет активные переговоры с Минэкономразвития РФ по поддержке направления экспорта транспортных услуг.

 Объемы экспорта транспортных услуг к 2025 году планируется увеличить до $30 млрд, к 2035 году – до $42 млрд. Доля транспортных услуг в несырьевом экспорте России составляет порядка 30%, что в абсолютных цифрах равно $17 млрд – это примерно сопоставимо с 50% дохода от продажи российского газа за рубеж.

В рамках Транспортной стратегии – 2035 двумя профильными министерствами будет разработана специальная «дорожная карта», которая в первую очередь коснется экспортных проектов морского флота. Не секрет, что значительные объемы российского экспорта – до 90% внешних грузов – сегодня вывозятся судами под иностранными флагами. «Дорожная карта» скорректирует маршруты следования экспортных грузов, переориентировав их на российские порты и отдав в руки отечественных перевозчиков. Кроме того, в нее будет включен перечень мероприятий по расширению спектра транспортных услуг отечественных перевозок автомобильным, железнодорожным транспортом и воздушными судами гражданской авиации.

Реализация проектов на Волге и Доне позволит возобновить движение по всему водному пути в европейской части РФ и увеличить объемы перевозок

Объем перевалки грузов в морских портах России в 2017 году составил 786 млн тонн. К 2024 году прогнозируется его увеличение до уровня 1 млрд 36 млн тонн, к 2035-му – более чем в два раза, до 1 млрд 624 млн тонн. Объем перевозок в акваториях Севморпути увеличится с 17 млн тонн в 2017 году до 130 млн тонн в 2035-м.

В разрабатываемой Стратегии предусмотрено развитие новых международных транспортных коридоров, причем акцент сделан на Дальневосточный регион. В части развития портовой инфраструктуры планируется повысить объемы грузоперевозок через порты Тамань, Сабетта, Диксон, Ванино и Восточный.

«К новым портовым проектам Транспортной стратегии – 2035 относятся проекты развития грузопассажирского паромного сообщения между морскими портами Дальневосточного бассейна. В настоящее время с государственной транспортной лизинговой компанией прорабатывается возможность финансирования этого проекта через систему лизинга и закупки паромов для плавания в морях Дальневосточного бассейна. Параллельно в регионе будут реализовываться два перспективных проекта – «Приморье-1» и «Приморье-2», – поясняет Светлана Воронцова.

Железная альтернатива

«Минтранс поставил перед нами задачу найти те корреспонденции грузов, которые можно переключить с железнодорожного транспорта на внутренний водный, – говорит Светлана Воронцова. – По мнению речников, портовая инфраструктура не приспособлена для перевалки современных грузов – не хватает грузовых судов, в портах нет кранов. Речники в этих условиях конкурировать с железной дорогой не могут».

Тем не менее, по мнению федеральных чиновников, ситуация выглядит не столь плачевно: грузовая база сформирована, главная проблема – в логистике и поиске инвестиций в развитие внутреннего водного транспорта. Определенные усилия по возрождению массовой навигации по российским ВВП государством уже предпринимаются. В целях ликвидации мелководья на внутренних водных путях Единой глубоководной системы Европейской части РФ государством профинансировано строительство двух ключевых объектов. Первый проект – строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге пропускной способностью не менее 25 млн тонн в год (с завершением в 2021 году). Второй проект – строительство Багаевского низконапорного гидроузла на реке Дон. «Реализация двух этих проектов позволит возобновить движение с севера на юг и в обратном направлении, по всему внутреннему водному пути Европейской части России и увеличить объемы перевозок», – отмечают эксперты.

Щлюз

Негативная тенденция для речников, равно как и для железнодорожников, связана с тем, что остается нерешенной проблема сухопутной и морской перевозки нефтепродуктов. Большая часть транспортировки углеводородов осуществляется преимущественно по системе трубопроводов. Экономика ВИНКов выстроена с учетом более эффективного способа транспортировки, в то время как построенные мощности – 50 морских танкеров и 30 000 железнодорожных вагонов – попросту остаются невостребованными. На недавнем совещании в Минтрансе ключевой игрок этого высокодоходного сегмента рынка – Транснефть – подтвердил, что в дальнейшем эта тенденция сохранится и рассчитывать речникам кроме поиска новых категорий поставок будет не на что.

В министерстве считают, что развитая сеть автомобильных дорог и железнодорожных линий откроет перед современными портами совершенно новые логистические возможности. Уже реализуется строительство трех высокоскоростных магистралей (ВСМ): «Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург» с выходом на Китай, «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Сочи». Второй по стоимости проект – развитие Транссиба и БАМа со строительством нового моста и железнодорожной инфраструктуры на острове Сахалин. Объемы инвестиций на реализацию масштабных проектов в пять раз превысят бюджет строительства Крымского моста.

Еще один крупный проект – стратегическая трасса Белкомур, которая соединит Урал и Сибирь. На территории СЗФО запланировано строительство железнодорожных подходов к Архангельскому порту, который год от года теряет экспортные грузопотоки. Перспективное направление на Иран и Индию дало начало еще одному проекту Транспортной стратегии – 2035 – проекту развития каспийского транспортного узла со строительством железнодорожного сообщения, развитием порта и второй ветки Волго-Дона.

В Северо-Западном направлении

Развитие Санкт-Петербургского транспортного узла, который переваливает примерно 50% российских контейнерных грузов, также попало в фокус внимания федеральных властей. Сокращение доли регионального грузопотока до 36,7 млн тонн заставляет перевозчиков присмотреться к потенциальным грузам, идущим транзитом через Прибалтику и украинские порты.

«На северо-западном направлении большой резерв связан с переключением российских экспортно-импортных грузов, которые сейчас идут через порты стран Балтии и Украину, на российские порты СЗФО, – подтверждает Светлана Воронцова. – Большие преимущества перед балтийскими портами есть у порта Усть-Луга. Этот порт территориально не ограничен в развитии и сегодня демонстрирует самую лучшую динамику в регионе – 100 млн тонн грузов в год, это второе место среди российских портов по величине грузооборота. При этом в СЗФО отмечается снижение грузопотоков по остальным портам. Согласно стратегическим планам, на территории СЗФО федеральные власти рассчитывают получить высокие темпы прироста грузооборота в портах Приморск, Усть-Луга и Санкт-Петербург. В то же время темпы роста грузооборота во всех регионах, включая Северо-Запад, будут существенно ниже, чем на Дальнем Востоке.

Но самые высокие темпы прироста грузооборота ожидаются в Арктическом бассейне, в основном за счет низких базовых показателей на старте, резюмирует Светлана Воронцова.

Подготовила Нонна Цай

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+