Остаться лидером в своем сегменте | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Остаться лидером в своем сегменте

Опубликовано Евгений Заздравных0

Северо-Западное пароходство – крупнейший перевозчик в системе водного транспорта России, предоставляющий полный спектр транспортных услуг на внутренних водных путях страны и международных морских направлениях, – отмечает в этом году свое 95-летие.

СудноУправляющий директор Северо-Западного пароходства Юрий Гильц в интервью журналу «Морской бизнес Северо-Запада» рассказал об основных тенденциях на рынке перевозок «река-море» и планах развития компании на перспективу.

Северо-Западное пароходство фокусируется на сегменте «река-море» – такой способ транспортировки водным путем более чем востребован на рынке. Суда компании зарегистрированы в Российском морском регистре судоходства и отвечают требованиям всех международных морских конвенций. Грузы доставляются между глубоководными морскими портами, а также в морские порты и порты внутренних водных путей, где имеются ограничения по осадке и размерениям судов.

Компания оперирует 57 теплоходами, в числе которых 10 морских и 47 «река-море» плавания. В районе Балтийского и Северного морей основными грузами являются металлы, удобрения, сырье для деревообрабатывающей промышленности. На юге – зерно и уголь, которые доставляются из мелководных портов Азовского моря. Одно из стратегических направлений бизнеса компании – перевозки проектных грузов.

– Юрий Борисович, как вы оцениваете ситуацию на рынке перевозок «река-море»? Подтверждаются ли ваши ожидания и планы относительно роста грузооборота в этом году?

– По итогам первого полугодия из-за увеличения дальности рейсов и доли кубатурных грузов объем перевозок в тоннах, в сравнении с аналогичным периодом 2017 года, уменьшился. То есть уменьшился объем погрузки, но произошло увеличение в тонно-милях. В коммерческом плане семь месяцев текущего года для пароходства были достаточно успешными. Уверены, эти позиции, при наличии основной грузовой базы, мы сохраним и до конца года.

Нынешний год отличается более низким урожаем зерна в России по сравнению с предыдущим: по оценкам экспертов, ожидается 113–115 млн тонн против рекордных 135,4 млн в 2017-м. Но из-за засухи урожай зерна в этом году значительно ниже и в Европе. На сегодняшний день цены на пшеницу на 25–30% выше прошлогодних. Мы наблюдаем снижение объемов перевозки зерна на экспорт по сравнению с прошлым годом, но в целом конъектура рынка в историческом плане благоприятная. Также в этом году фиксируется стабильный спрос на перевозку проектного оборудования, в основном для проектов Каспийского региона. Это достаточно высокомаржинальные перевозки. Существенно увеличились, по сравнению с прошлым годом, объемы перевозок балансов и щепы для основных производителей целлюлозы в Скандинавии. В результате задействованы все суда пароходства.На рынке сегодня наблюдается дефицит предложения качественного тоннажа – современного флота для удовлетворения потребностей клиентов. Между тем флот Северо-Западного пароходства является одним из самых молодых и технологичных: средний возраст наших судов всего 17,5 года.

– Как изменится, на ваш взгляд, рынок транспортировки водными путями в ближайшие пять–шесть лет?

– Он будет консолидироваться. Сегодня у большинства небольших судоходных компаний флот в весьма преклонном возрасте. А средний возраст судов на российском рынке – около 36 лет. Расходы на содержание таких возрастных судов с каждым годом растут, а с вступлением в силу новых конвенциональных требований их эксплуатация становится экономически нецелесообразной. В следующие пять лет ожидается списание большого количества судов старого флота.

Задача пароходства в новых условиях – оставаться лидером в своем сегменте. СЗП удерживает сильные позиции за счет молодого флота и присутствия на всех основных бассейнах. На Северо-Западе – это перевозки в Балтийском и Северном морях, в Южном регионе – на Черном и Средиземном морях и Каспии.

– И какие меры вы планируете предпринять для сохранения позиций на рынке?

– Одним из главных приоритетов в деятельности компании является безопасность судоходства, безаварийная работа. Достигается это путем проведения грамотной кадровой и технической политики. С коммерческой точки зрения нам важно, чтобы перевозки «река-море» оставались востребованными на рынке. Для этого нужно сохранить структуру грузовой базы и долгосрочные отношения с клиентами.

Важное направление – обновление флота. Хотя в среднем, как я уже сказал, флот СЗП молод, мы оперируем и некоторыми возрастными судами. Они содержатся в хорошем техническом состоянии, коммерчески востребованы, однако с каждым годом расходы на их ремонт и обеспечение безопасности увеличиваются. Поэтому в наших планах – строительство новых современных судов, соответствующих всем международным требованиям.

Наличие преимущественно молодых судов в составе флота пароходства и планы по развитию подтверждают клиентам высокое качество оказываемых нами услуг.

– В вашем представлении, каким должен быть современный грузовой теплоход?

– Нам необходим универсальный пароход, способный перевозить все виды грузов: от зерна до оборудования. Как база был взят проект RSD59 Морского Инженерного Бюро (многоцелевой сухогрузный теплоход), дедвейтом 7500 тонн, с увеличенным коэффициентом полноты корпуса. В типе пропульсивной системы и крышек трюмов допустимы вариации.

Тоннаж судна проекта RSD59 востребован на рынке. С коммерческой точки зрения это лучший вариант. Так как инвестиции в строительство судов дедвейтом 3000–5000 тонн экономически не оправданны, со временем предложение на рынке судов дедвейтом 5000– 7000 тонн будет увеличиваться.

– Может ли пароходство рассчитывать на помощь государства в обновлении флота?

– Нам доступен один из двух вариантов: компенсация двух третей процентной ставки по кредиту или получение инвестиционного гранта. Эта система хорошо работает. Мы получаем субсидии от государства по существующим инвестиционным кредитам.

– Каковы основные конкурентные преимущества СЗП перед другими судовладельцами в целом и на отдельных рынках?

– Сильная сторона Северо-Западного пароходства – качественный флот и профессиональный менеджмент. У нас хорошая репутация на рынке, широкие география перевозок и спектр грузовой базы. Это позволяет гибко использовать флот с учетом сезонности. Например, до августа мы вывозим несколькими судами лес с реки в порты Европы и Скандинавии, а осенью направляем эти суда в Южный регион России,где они работают на перевозках зерна.

На протяжении многих лет успешного сотрудничества у нас сложились долгосрочные отношения с рядом ключевых клиентов по перевозке удобрений, сырья для целлюлозно-бумажной промышленности, металлов и проектных грузов.

Важно также, что пароходство входит в один из самых крупных транспортных холдингов страны – UCL Holding, включающий в себя крупные стивидорные активы, самого крупного частного железнодорожного оператора страны и крупнейшее речное пароходство.

– Что предпринимает компания для развития перевозок проектного оборудования?

– Для работы с проектными грузами в пароходстве 10 лет назад была создана дочерняя компания – «Волго-Балтик Логистик», которая совместно с нами участвует в организации перевозок проектных грузов, доставляя оборудование судами типа «река-море» и барже-буксирными составами. За эти годы у нас сформировалась большая «копилка» успешных проектов. Кооперация с другими транспортными компаниями группы UCL Holding позволяет нам оказывать весь комплекс услуг по доставке проектных грузов, составляя логистические цепочки с использованием и других видов транспорта – железнодорожных перевозок, автотранспорта, внутрипортового экспедирования.

– Какой вы видите роль государства в развитии судоходства?

– Если в 90-е годы у судовладельцев была масса проблем в области налогового законодательства, то за прошедшие 20 лет правовая система в этой области существенно усовершенствована. Появился закон о международном морском реестре, который соответствует лучшему мировому опыту и существенно повышает привлекательность российского флага для судовладельцев.

На мой взгляд, основным приоритетом государства в нашей отрасли должна стать профессиональная подготовка кадров для флота. Популярность морской профессии, к сожалению, падает во всем мире. Российскому государству необходимо принимать меры для повышения ее престижа, содействовать востребованности профессии среди молодежи. А мы со своей стороны готовы всячески этому содействовать.

– Для многих судоходных компаний сегодня чрезвычайно актуальна проблема с кадрами плавсостава. Как эта задача решается в Северо-Западном пароходстве?

– Как и для многих судоходных компаний в России проблема с комплектацией и квалификацией экипажей актуальна и для нас. Качество подготовки специалистов плавсостава в учебных заведениях снижается. А пароходству нужны специалисты с двумя рабочими дипломами – морским и речным. Среди комсостава наших судов в основном «возрастные» моряки. Средний возраст капитанов 55 лет, старших помощников и старших механиков – около 50 лет. Для отрасли жизненно важен приток молодых кадров.

Для того чтобы стать интересным работодателем для молодых специалистов, в этом году мы ввели новую систему оплаты труда и премирования экипажей. Она обязательно принесет эффект, в первую очередь омолодит капитанский состав и снизит текучесть кадров среди молодежи. Эта проблема особенно остра среди вторых помощников. Хотя в последнее время ситуация понемногу начинает улучшаться.

Люди осознают преимущества работы в стабильной компании с хорошим финансовым положением и богатой историей. Хотя, к сожалению, таких компаний на рынке осталось очень мало. В целях закрепления и карьерного роста плавсостава в наших планах – уделять больше внимания работе капитанов-наставников с молодыми судоводителями.


Северо-Западное пароходство

Компания фокусируется на сегменте «река-море» – такой способ транспортировки водным путем более чем востребован на рынке. Суда СЗП зарегистрированы в Российском морском регистре судоходства и отвечают требованиям всех международных морских конвенций. Грузы доставляются между глубоководными морскими портами, а также в морские порты и порты внутренних водных путей, где имеются ограничения по осадке и размерениям судов. Компания оперирует 57 теплоходами, в числе которых 10 морских и 47 «река-море» плавания. В районе Балтийского и Северного морей основными грузами являются металлы, удобрения, сырье для деревообрабатывающей промышленности. На юге – зерно и уголь, которые доставляются из мелководных портов Азовского моря. Одно из стратегических направлений бизнеса компании – перевозки проектных грузов


Евгений Заздравных

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+