Свой cтиль | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Свой cтиль

Опубликовано Георгий Дмитриев0

Евгений Жирков: «Для развития отрасли важны прежде всего поддержка отечественных судостроителей, решение кадрового вопроса и постоянное внедрение современных технологий.

Евгений Жирков

Евгений Жирков

Евгений Жирков, в начале этого года назначенный генеральным директором АО «Зеленодольское ПКБ», в интервью журналу «Морской бизнес Северо-Запада» рассказал о том, как развивается возглавляемое им предприятие и какие проблемы характерны для судостроительной отрасли.

– Каковы позиции Зеленодольского ПКБ на российском и международном уровнях? На проектах каких судов специализируется ПКБ?

–Работа нашего проектно-конструкторского бюро направлена на выпуск продукции и оказание услуг по проектированию, техническое сопровождение строительства, испытания и сдачу военных кораблей, судов, катеров и других плавсредств. Соответственно, среди основных направлений – проектирование малых кораблей и боевых катеров в рамках реализации государственной программы вооружения в интересах Военно-морского флота, Пограничной службы ФСБ России и Министерства внутренних дел, а также проектирование пассажирских судов и катеров, судов обеспечения, вспомогательных и рыбопромысловых судов по заказам отечественных судовладельцев.

Возможности кораблей с аутригерами в разы превышают потенциал традиционных однокорпусных кораблей с таким же вооружением

Мы также занимаемся проектированием кораблей и боевых катеров в рамках военно-технического сотрудничества в интересах иностранных заказчиков. Проводим перспективные проработки и выполняем концептуальные проекты в рамках различных федеральных целевых программ и государственных программ. И, конечно, занимаемся техническим обслуживанием строящихся и находящихся в  эксплуатации кораблей ВМФ.

– Одна из специализаций Зеленодольского ПКБ – проектирование речных судов для перевозки пассажиров. Какие интересные новации существуют в этом направлении?

– Средний возраст прогулочных и экскурсионных судов, а также судов, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки, сегодня составляет свыше 30 лет. В связи с  этим ожидается существенное списание этих судов, а  значит, потребуется обновление флота.

Корабль

Корвет охраны водного района “Русич-1”

Однако эксплуатирующие организации не в состоянии закупать новые суда без поддержки государства, и основной задачей становится вопрос уменьшения стоимости постройки судов при сохранении заявленных эксплуатирующими организациями технических характеристик судов. Решение этой задачи сводится к упрощению видов корпуса, уменьшению гидродинамического сопротивления корпуса для обеспечения заданной скорости судов пропульсивной установкой уменьшенной мощности, подбором бюджетного оборудования, материалов, внедрением дополнительных функций судов для обеспечения дополнительных рейсов и в итоге  – снижения срока окупаемости судов.

– В свое время Зеленодольское ПКБ активно осваивало тематику кораблей на подводных крыльях (КПК), на которые был значительный спрос…

– Да, мы действительно с 60-х до и начала 90-х годов активно занимались проектированием и разработкой кораблей на подводных крыльях. Это направление в то вре- мя было актуально вследствие ряда существенных преимуществ КПК по сравнению с  водоизмещающими кораблями – повышенных скоростей хода, мореходности, незначительной качки в  режиме дрейфа на волнении и др. В начале 90-х в связи с  рас- падом СССР работы по КПК были в  масштабах страны прекращены.

КПК были актуальны из-за целого ряда существенных преимуществ: повышенные скорости, мореходность, незначительная качка в режиме дрейфа на волнении

– Продолжая разговор о судах на подводных крыльях: среди разработанных вами проектов есть пассажирские аквапланы в морском и речном исполнении. Когда были созданы эти проекты и есть ли у них осязаемая перспектива?

– Аквапланы – суда на подводных крыльях с аэродинамической разгрузкой – занимали определенную часть научно-исследовательских работ, выполняемых Зеленодольским ПКБ в  прошлом столетии и начале 2000-х годов. Были разработаны аванпроекты аквапланов на 50 и 150 пассажиров со скоростью хода около 150 км/час.

Основное отличие аквапланов от экранопланов заключается в наличии у аквапланов подводных крыльев, которые обеспечивают более надежную «привязку» к водной поверхности и  тем самым обеспечивают лучшую продольную устойчивость хода и безопасность плавания. Тем не менее вопрос безопасности движения аквапланов вблизи водной поверхности волнует потенциальных заказчиков. По этой причине работы над такими проектами не проводятся в бюро до появления реального заказчика, который убедится в минимальной степени риска при эксплуатации аквапланов.

Корабль

Малый противолодочный корабль на подводных крыльях проекта 1141 “Сокол”

– Какое развитие получили проекты фрегата «Русич-1», интересного своими тримаранными обводами? С какими сложностями при его проектировании столкнулись специалисты КБ и как на разработку отреагировали в командовании ВМФ?

– Проект малого фрегата «Русич-1» остался вне зоны внимания командования ВМФ. Вместе с тем инновационный характер этого проекта по-прежнему не превзойден. Оперативные возможности такого фрегата в разы превышают потенциал традиционных однокорпусных кораблей с таким же вооружением – в  первую очередь за счет практически неограниченных условий использования вооружения по балльности моря.

Несмотря на качественные преимущества этой и других предлагаемых модификаций кораблей с аутригерами, ВМФ пока ничего не предпринимает для их реализации, ссылаясь на ограниченное финансирование, в то время как доказано, что корабли с аутригерами более экономичны и в постройке, и в эксплуатации.

Корабль

Малый противолодочный корабль проекта 1124М “Альбатрос”

Продолжается создание более затратных традиционных однокорпусных кораблей, оперативно ущербных.

В этом состоит главная трудность на пути реализации кораблей с аутригерами типа «Русич».

– В настоящее время активно обсуждаются перспективы освоения арктического шельфа. Участвует ли в этом проекте Зеленодольское ПКБ и как в целом вы оцениваете проблематику этого направления?

– Действительно, в связи с перспективами освоения арктического шельфа в Российской Федерации разворачиваются работы по строительству морских буровых платформ, ледоколов, судов обеспечения, танкеров и др. Работы по этому направлению востребованы, по нему проходит в том числе и государственное финансирование. Наше конструкторское бюро предполагает разработку проектов судов доставки дежурных экипажей к морским буровым платформам, а также судов-снабженцев ледового класса.

– Как идет внедрение новых информационных технологий в процесс проектирования?

– Зеленодольское ПКБ уже с 2009 года активно использует систему Aveva Marine в качестве базовой системы проектирования, на данный момент в ней выполнено несколько проектов разной направленности.

Основные направления работы Зеленодольского ПКБ – проектирование малых кораблей и боевых катеров в интересах ВМФ, МВД и Погранслужбы ФСБ России

Отмечу, что Aveva Marine не только внедрена в рабочий процесс предприятия, что подразумевает адаптацию под специфику выполнения работ в АО «Зеленодольское ПКБ». Проведена привязка данной системы и к технологическому процессу других предприятий, например: АО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького», АО «Балтийский завод», ОАО «МССЗ», АО «СЗ «Волга», АО «Восточная верфь».

Основным преимуществом Aveva Marine является работа в едином информационном пространстве для всех конструкторских специализаций (специалисты по корпусу, электрооборудованию, судовым системам, обстройке, общепроектным дисциплинам). Любой специалист, размещая конструкции, оборудование, коммуникации, в процессе работы проводит корреляцию с окружающей обстановкой, имеет возможность оперативно влиять на смежные подразделения, избегать коллизий на начальных этапах проектирования. Это в конечном итоге способствует снижению затрат на устранение ошибок уже «в металле», на заводе-строителе.

Кроме того, внедрение системы Aveva Marine позволило нам вплотнуюприблизиться к концепции единой информационной модели в рамках задач PLM (Product Lifecycle Management).

Корабль

Малый морской танкер проекта 03182

Таким образом модель, созданная в АО «Зеленодольское ПКБ», пригодна не только для непосредственно постройки, но и для решения задач эксплуатации, обслуживания, ремонта и утилизации изделия.

Система Aveva Marine помогает готовить модель для передачи в систему виртуальной реальности на базе IC.IDO, что позволяет нам проводить коллективное обсуждение сложных конструктивных вопросов, требующих привлечения инженеров разных специализаций.

Единая информационная модель на базе системы AVEVA MARINE решает задачи не только постройки, но и эксплуатации, обслуживания, ремонта и утилизации изделия

– В стране активно реализуется программа импортозамещения, прежде всего при исполнении государственного оборонного заказа. Как вы оцениваете итоги первых нескольких лет работы этой программы в судостроении?

– Для выполнения ГОЗ Министерство обороны России определило перечень проектов АО «Зеленодольское ПКБ», по которому разработаны и утверждены «Плановые мероприятия по импортозамещению и снижению зависимости от поставок продукции иностранного производства, используемой при разработке (производстве, ремонте)» и «План-график мероприятий по импортозамещению и снижению зависимости от поставок продукции иностранного производства, используемой при разработке (производстве, ремонте)».

В этих документах отражены предложения по снижению зависимости от использования зарубежных материалов и комплектующих, замене оборудования импортного производства, применяемого в проектах АО «Зеленодольское ПКБ», на отечественное, предложения по изменению логистики поставляемого оборудования и созданию страхового запаса комплектующих изделий и электронно-компонентной базы. Так, из двух проектов по одному оборудование полностью замещено, а по второму осталась одна позиция, но и по ней имеется отечественный аналог.

Корабль

Итоги программы импортозамещения таковы, что наконец-то начали обращать внимание на то, что в России имеются отечественные производители промышленной продукции. Плюсы – в том, что увеличиваются объемы применения продукции отечественного производителя в ОПК, повышается экономическая безопасность страны, растет занятость населения в производстве. Из минусов – небольшие объемы выпуска ведут к росту издержек производства. Кроме того, эффективность отечественных компаний снижается из-за уменьшения конкуренции, следовательно, снижается и качество произведенной продукции.

– Насколько сам бизнес готов к активному участию в импортозамещении и внедрению на производстве лучших доступных технологий?

– Уже тот факт, что увеличивается доля промышленной продукции, произведенной отечественным бизнесом, говорит о его большой заинтересованности участвовать в программе импортозамещения.

Стенд

Программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования

– В следующем году Зеленодольскому ПКБ исполняется 70 лет. Какие наиболее интересные этапы в работе бюро вы могли бы отметить?

– Я бы выделил несколько этапов. Первым назову, конечно же, организационный период, с 1949 по 1954 год. 18 ноября 1949 года был издан приказ министра судостроительной промышленности СССР о создании в Зеленодольске, при заводе им. А. М. Горького (№ 340), центрального конструкторского бюро № 340 для проектирования «больших охотников» за подводными лодками. Костяк будущего ЦКБ составили 30 высококвалифицированных конструкторов, переведенных из нижегородского ЦКБ «Вымпел», среди которых был и первый начальник – главный конструктор бюро Александр КУНАХОВИЧ. Около 100 человек пришли из конструкторского отдела завода им. А. М. Горького. Был взят на работу в бюро весь выпуск Зеленодольского судостроительного техникума1950 года, организованы курсы чертежников примерно для 40 человек. В конце 1954 года прибыло пополнение – 38 специалистов из расформированного Калининградского бюро.

Становление бюро произошло в последующие пять лет. В 1955 году ЦКБ-340 стало самостоятельной организацией и вышло из-под юрисдикции завода. А к десятилетию своего образования, в 1959 году, бюро переселилось в центр города, на улицу Ленина, в специально построенное новое здание. Александр Кунахович определил стиль работы бюро на многие десятилетия. Суть этого стиля – в постоянном поиске новых идей, стремлении к прогрессивным решениям, связям с самыми передовыми институтами и предприятиями.

Одним из важнейших этапов в истории бюро стал период с 1961 по 1987 год. В это время создавались новые структурные подразделения, отличающие ЗПКБ от других родственных организаций. В частности, были созданы Керченский филиал, обеспечивающий постройку моделей судов и их испытания в натурных условиях, специальное конструкторское бюро машиностроения (СКБМ) для проектирования уникальных изделий судового машиностроения. На территории завода им. А. М. Горь- кого создали опытное производство, способное строить маломасштабные модели судов.

В эти годы был разработан ряд значимых проектов кораблей и судов, среди которых можно выделить проект 1124 «Альбатрос», судно контроля физических полей проекта 1806 «Звук», самый большой КПК проекта 1141 «Сокол», проект 11540 «Ястреб» и ряд других.

А затем наступили лихие 90-е… процесс выживания, альтернативные работы. Спасительным тогда стал экспорт – модернизация кораблей проекта 1159Т для Алжира.

А с 2001 года начались проекты ХХI века, в частности, проектирование, постройка, испытания и сдача кораблей проекта 21630 «Буян».

– Если бы вы были автором программы развития отечественного судостроения, какие первые три пункта были бы в этой программе?

– Прежде всего – внутренняя поддержка отечественного судостроения. Также очень важно решать кадровый вопрос и постоянно внедрять в производство современные технологии.

– Приходит ли сегодня в науку амбициозная и умная молодежь? Как в конструкторском бюро решается кадровая проблема, характерная для современной судостроительной отрасли? Чем мотивируете молодежь на работу в ПКБ?

– После глобальной конверсии, произошедшей в оборонно-промышленном комплексе, некогда мощнейшем секторе российской промышленности, вопрос кадрового обеспечения стал особенно актуальным для многих предприятий судостроительной отрасли, и Зеленодольское ПКБ не явилось исключением.

Нам пришлось столкнуться с такими вызовами и проблемами, как старение персонала и дефицит квалифицированных работников среднего возраста, угроза потери преемственности поколений конструкторов, мобильность трудовых ресурсов и глобальная кон- куренция «за мозги» на рынке труда.

Поэтому именно подготовке молодых специалистов в бюро уделяют особое внимание.

Строительство системы подготовки кадров начинается с работы со школьниками. Чтобы привлечь их внимание к конструкторской деятельности, специалисты кадровой службы бюро и конструкторских отделов в течение учебного года посещают школы, проводят встречи с учениками старших классов, рассказывая об истории Зеленодольского ПКБ, знаменитых конструкторах-земляках, проектах кораблей, востребованных специальностях.

Для школьников и студентов мы проводим экскурсии в ПКБ, во время которых они знакомятся с работой инженера-конструктора и методами проектирования кораблей.

К сожалению, в Татарстане нет вузов, которые готовили бы профильных для нас специалистов, то есть корабелов. А с исчезновением системы распределения выпускников стало невозможно в достаточном количестве получать молодых специалистов из кораблестроительных вузов Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Поэтому с 2009 года АО «Зеленодольское ПКБ» участвует в федеральной программе, направленной на подготовку научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденной в 2007 году приказом Министерства образования и науки РФ № 180.

Появилась возможность ежегодно направлять абитуриентов для получения высшего профессионального образования по востребованной специальности за счет средств федерального бюджета в ведущие кораблестроительные вузы страны: Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Нижегородский технический университет, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ). Для студентов весомым подспорьем является то, что, обучаясь в вузе бесплатно, они имеют гарантию трудоустройства по специальности после окончания учебы плюс возможность, в зависимости от успеваемости, получать две стипендии – государственную и от организации.

С абитуриентами, поступающими в вузы по программе целевого обучения, заключаются двусторонние соглашения «предприятие – студент», предусматривающие, помимо дополнительной стипендии и компенсации проезда к месту учебы и обратно два раза в год, обязательную отработку в бюро не менее 5 лет после окончания вуза. За 8 лет участия в данной программе мы направили на обучение 27 выпускников школ и колледжей города. Правда, к сожалению, только шестеро выпускников трудоустроились в наше ПКБ на конструкторские должности. Тем не менее в перспективе, к 2019 году, за счет этой программы кадровый состав инженеров-конструкторов нашего бюро должен пополниться еще четырьмя качественно обученными молодыми специалистами.

В вопросе подготовки профильных специалистов определенные надежды мы связываем с КНИТУ-КАИ, в ко- тором в 2017 году на базе института авиации, наземного транспорта и энергетики открыта специальность «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». В конце 2017 года мы приняли принципиальное решение поддержать предложение руководства университета о создании на территории Зеленодольского ПКБ базовой кафедры КНИТУ-КАИ «Проектирование и производство кораблей и судов». Подписан соответствующий договор о сотрудничестве. Для его реализации у нас есть все необходимое: люди – профессионалы своего дела, современный программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования, опытовый бассейн, оборудованный по последнему слову техники, свое экспериментальное производство с уникальным станочным парком и базой на берегу Волжского залива.

Важное место в процессе подготовки инженерных кадров занимает также система внутрифирменного обучения – наиболее эффективная форма переподготовки специалистов под производственные задачи, стоящие перед ПКБ. В бюро разработана своя программа производственного обучения молодых специалистов и сотрудников, окончивших учебные заведения несудостроительного профиля и не имеющих опыта работы в конструкторских организациях. Эта программа включает в себя краткий курс по всем специализациям корабля. За 3 года подготовку по ней прошли уже около 60 человек.

Ну и, конечно, всячески поддерживается участие молодых сотрудников бюро в тематических конференциях, выставках, конкурсах и т. п. – как в России, так и за рубежом.

Отмечу, что, предлагая молодежи прийти на работу в наше конструкторское бюро, мы не обещаем сразу золотые горы, но даем понять, что при определенном старании, добросовестном отношении к труду и постоянном повышении квалификации они обязательно будут замечены и получат возможность двигаться вверх по карьерной лестнице. А любое повышение квалификационной категории или получение вышестоящей должности – это повышение уровня заработной платы и, что немаловажно для нынешнего поколения, социального статуса.

Могу привести конкретный пример: выпускник одного из московских вузов уже через год после трудоустройства в наше бюро был назначен на должность начальника сектора конструкторского отдела и вполне успешно справляется со своими обязанностями.

Нас не может не радовать, что Зеленодольское проектно-конструкторское бюро становится все более и более привлекательной организацией в плане трудоустройства, и в первую очередь для молодых инженеров. В последние годы в ПКБ пришло немало хорошо подготовленных и перспективных молодых специалистов, у которых, как говорят, «есть огонек в глазах». И самое главное для нас – постараться эту молодежь удержать.

– Какие стратегические задачи стоят перед бюро?

– Ключевые направления развития АО «Зеленодольское ПКБ» определены в стратегии развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на период до 2030 года. Речь идет о развитии производственных мощностей с учетом вероятностной модели принятия долгосрочных решений ключевыми заказчиками отрасли, о безусловном выполнении заданий по государственному оборонному заказу. Об усилении инжиниринга, включая развитие проектной работы и проектно-конструкторских активов, направленного на повышение унификации и содействие выстраиванию долгосрочных кооперационных схем. Также важно внедрять инновации через актуализацию системы эффективного потребления научно-технического задела, создаваемого научными организациями судостроения и смежных отраслей.

В целом развитие ПКБ будет проходить с учетом перехода АО «ОСК» к дивизионному принципу управления, основанному на создании и развитии компетенций в перспективных продуктовых нишах.

Георгий Дмитриев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+