Системный подход | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Системный подход

Опубликовано mbszru0

Вопросы создания, выпуска и использования поисково-спасательной техники, в том числе предназначенной к использованию в Арктической зоне РФ, необходимо объединить в единой концепции.

Средство поиска

Быстроходное амфибийное поисково-спасательное судно для оснащения ледоколов и экспедиционных спасательных центров в Арктике

Аспекты создания поисково-спасательной техники (ПСТ) и организации поиска и спасания на море, в том числе и в Арктической зоне (АЗ) России, неоднократно рассматривались на заседаниях Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ и на совещаниях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с Указом президента РФ № 899 от 7 июля 2011 года создание перспективных образцов специальной техники, к которой принадлежит и ПС, относится к приоритетным направлениям развития науки и технологий, а создание технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесены к критическим технологиям РФ.

Опыт проведения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ в обеспечение повседневной морской деятельности в АЗ РФ, а также при авариях кораблей, морских и воздушных судов на море выявил несовершенство некоторых существующих средств выполнения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ, а также недостаточную обеспеченность современными средствами поиска и спасания на море ведомственных аварийно-спасательных служб.

Именно поэтому в соответствии с «Морской доктриной Российской Федерации до 2030 года», утвержденной в июне 2015 года, для обеспечения поиска и спасания на море необходимо «создавать и развивать эффективные судовые, авиационные, глубоководные и роботизированные средства поиска и спасания, оснащать ими аварийно-спасательные службы». В то же время чрезмерное многообразие типов и моделей ПСТ одного и того же предназначения не только свидетельствует об отсутствии системного подхода при их создании, но и усложняет подготовку обслуживающего персонала и в определенной степени создает трудности при фактических аварийно-спасательных работах.

Решение проблем совершенствования сил и средств поиска и спасания в АЗ РФ является сложной организационной и научно-технической проблемой, которая требует программно-целевого подхода к ее решению и осуществляется по различным направлениям.

Естественно, что совершенствование системы поиска и спасания на море и ее элементов, в том числе в Арктике, осуществлялось и осуществляется в рамках федеральных целевых программ (ФЦП): «Мировой океан», «Модернизация транспортной системы России», «Развитие гражданской морской техники» и так далее. В целом мероприятия по вопросам развития сил и средств поиска и спасания на море, включенные в федеральные целевые и государственные программы, имеют, как правило, несистемный и фрагментарный характер.

Уменьшение номенклатуры спасательных судов и унификация поисково-спасательной техники позволят снизить затраты на их проектирование

Как показывает практика, доля поисково-спасательной техники и технологий в таких программах достаточно невелика и носит ведомственный характер. Особенностью развития поисково-спасательной техники по указанным и другим программам является то, что немногочисленные мероприятия по созданию средств поиска и спасания на море и в Арктической зоне концептуально не объединены, так как до сих пор отсутствует концепция развития федеральной системы поиска и спасания на море. При этом решение о разработке подобного документа было принято Морской коллегией при Правительстве РФ в сентябре 2013 года. Наличие и реализация ведомственных программ развития ПСТ приводят к дублированию создаваемых в интересах различных ФОИВ сил и средств, избыточному финансированию. Ни в одной из принятых федеральных целевых и государственных программ вопросы обеспечения безопасности морской деятельности, поиска и спасания на море не рассматриваются в комплексе.

Вместе с тем следует отметить, что действующая национальная нормативная база не учитывает в должной степени природно-климатические условия Арктики и требования Полярного кодекса при регламентации требований прежде всего к индивидуальным и коллективным средствам спасения экипажей судов. Это приводит к тому, что морские суда и сооружения в АЗ оснащены средствами спасения, которые формально удовлетворяют требованиям нормативных документов, но не соответствуют условиям применения в Арктике. Активное промышленное освоение Арктического региона и значительное увеличение задействованных трудовых ресурсов, находящихся в сложных погодных условиях полярной среды, предъявляет особые требования к содержанию стандартов индивидуальных и коллективных спасательных средств.

Неоднородные и нестабильные условия ледового покрова, сверхнизкие температуры и другие экстремальные природные условия, усложняющие судоходство и влияющие на жизнедеятельность человека, обуславливают необходимость разработки эффективных индивидуальных спасательных средств и средств выживания.

Именно поэтому национальные стандарты и ведомственные нормативные документы к средствам спасания морских судов необходимо актуализировать в части учета реальных природно-климатических условий Арктики на основе разработки обоснованных и одобренных Российским морским регистром судоходства дополнений к базовым требованиям.

Данные факторы обуславливают объективную необходимость непрерывного и постоянного проведения единой государственной технической политики в области создания и модернизации сил и средств поиска и спасания на море, технических средств и технологий для выполнения различных видов аварийно-спасательных работ. При отсутствии такой политики не следует ожидать в ближайшем будущем создания в нашей стране перспективных образцов и технологий, не уступающих или превосходящих по своим тактико-техническим характеристикам зарубежные аналоги. Следовательно, в имеющихся условиях отсутствия скоординированной государственной технической политики необходимо находить и предлагать другие пути совершенствования ПСТ.

СпасателиПри решении указанных в Морской доктрине РФ задач в части развития ПСТ возникает ряд организационных и технических проблем, решение которых целесообразно осуществлять по трем ключевым направлениям развития сил и средств ПСТ. Прежде всего, это совершенствование координации заинтересованных организаций и ведомств в развитии сил и средств поиска и ПСТ на федеральном уровне. Также важно определить приоритеты в развитии видов продукции и решить вопросы унификации и стандартизации.

В первую очередь следует усилить координирующую роль тех организаций, которые обязаны координировать соответствующие направления. Например, в соответствии с действующим «Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» головной организацией – координатором мероприятий по созданию средств поиска и спасания на море с 1995 года является ФГУП «Крыловский государственный научный центр». В рамках реализации государственных программ на базе ФГУП создан научно-координационный совет (НКС), в составе которого сформировано шесть рабочих групп по различным направлениям. Отсутствие рабочей группы по вопросам поиска и спасания в действующей структуре НКС не позволяет сконцентрировать профильные задачи в рамках одной рабочей группы и, как следствие, осуществлять обоснованную техническую политику по созданию и модернизации существующих сил и средств поиска и спасания при освоении шельфовых месторождений.

Результаты выполнения ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы» показали, что мероприятия по вопросам развития сил и средств поиска и спасания на море, в том числе и в Арктической зоне, носят несистемный характер и имеют недостаточный уровень реализации (ОКР «Лед-Спасение», ОКР «Ласточка», ОКР «Ласточка-2», ОКР «Лодка-Система» и др.) в силу недостаточного уровня востребованности в организациях и предприятиях, которые должны широко применять их на практике. В то же время решений о проведении конкурсов на проекты, прошедшие отбор установленным порядком в 2015–2016 годах (например, ОКР «Костюм», ОКР «Спасение–СВП» для судов и морских сооружений в Арктике) и рекомендованных НКС к выполнению в рамках государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы», до сих пор не принято.

Необходим иной подход, основанный на комплексном решении проблем развития ПСТ. Одним из эффективных инструментов реализации такого подхода может быть рассмотрение поисково-спасательной тематики в рамках отдельной рабочей группы НКС. Это позволит развивать силы и средства поиска и спасания на море таким образом, чтобы они не только наиболее полно учитывали особенности и перспективы развития поисково-спасательной техники, новые технологии выполнения аварийно-спасательных работ, но и обеспечивали унификацию создаваемой ПСТ, отсутствие дублирующих НИОКР и высокую потребность в серийных поставках.

При этом следует учитывать, что приоритетными направлениями развития современной поисково-спасательной техники являются оптимальный жизненный цикл, многофункциональность, сокращенная номенклатура типов, межвидовая унификация и роботизация.

Многолетний опыт проведения большинства аварийно-спасательных работ свидетельствует об участии в спасательных операциях судов поисково-спасательного назначения независимо от их ведомственной и государственной принадлежности, а также о необходимости унификации аварийно-спасательных средств при выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ.

Количество уже созданных судов поисково-спасательного назначения для Минтранса, Минобороны и МЧС России более чем в два раза превышает показатели, установленные «Стратегией развития морской деятельности РФ до 2020 г.», и сами эти суда составляют довольно противоречивую и многочисленную номенклатуру. То есть имеет место устойчивая тенденция роста номенклатуры судов поисково-спасательного назначения как на внутриведомственном, так и на федеральном уровнях. Спасательные суда и разрабатываемая поисково-спасательная техника имеют недостаточную степень унификации, что обусловлено отсутствием соответствующих общих требований для аварийно-спасательных служб различных ФОИВ.

Уменьшение номенклатуры спасательных судов и унификация поисково-спасательной техники позволят снизить затраты на проектирование судов и техники. Строительство большой серии судов приведет к удешевлению каждого судна в отдельности. Также будут снижены затраты на подготовку персонала, обеспечивающего их эксплуатацию, и на обслуживание и ремонт судов за счет закупки меньшей номенклатуры запчастей и проведения типового ремонта.

Существующие в настоящее время многочисленные многоуровневые финансовые и организационные инструменты государственной поддержки инновационных проектов по созданию техники и технологий предприятиями малого и среднего бизнеса в силу ряда действующих ограничений в этих инструментах не всегда оказываются эффективными. Общий их недостаток – отсутствие гарантированного заказа серии поисково-спасательной техники. Такая неопределенность создает условия неуверенности предприятия в возвращении им финансовых средств, полученных, например, через центры поддержки предпринимательства (кредиты, пилотные проекты и т. д.).

Напомним, что одним из действенных инструментов реализации инновационной политики, проводимой Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ, является утверждение в 2013 году «Правил разработки (модернизации) вооружения, военной и специальной техники за счет организаций и частных инвесторов», которые предусматривают заключение договора между предприятием, разрабатывающим техническое средство за свой счет, и заказчиком, заинтересованном в этой разработке и серийной поставке.

В соответствии с данными Правилами определены и регламентированы, в частности, порядок проведения разработки (модернизации) техники по инициативе юридического лица и порядок принятия на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) разработанной (модернизированной) техники без участия государственного заказчика.

Договор предусматривает в том числе и обязательства заказчика по компенсации производителю затрат на создание технического средства, на его испытания и по реализации и серийной закупке. Наличие такого документа для ПСТ и гражданской морской техники не только существенно увеличит количество и качество практически более востребованной техники, но и значительно снизит непроизводительные затраты в рамках соответствующих государственных программ. Следует ожидать при этом активизации предпринимательскими и общественными организациями инновационных инициатив, сценариев и прогнозов инновационного технологического развития ПСТ, их публичного обсуждения и последующей реализации.

Многие предприятия Северо-Запада имеют конкретные инновационные разработки, направленные на совершенствование поисково-спасательной техники как для Министерства обороны России, так и для других федеральных органов исполнительной власти. В частности, уже созданы технологии эвакуации персонала аварийных объектов во льдах, обнаружения персонала аварийного объекта силами и средствами системы аварийно-спасательного обеспечения в условиях высоких широт. Разработаны комплекс технических средств поиска и спасания людей в сложных ледовых условиях российского морского шельфа, средство экстренной эвакуации и спасения персонала с морских объектов в ледовых условиях, быстроходное амфибийное поисково-спасательное судно для оснащения спасательных центров в Арктике и ледоколов, водолазное снаряжение для погружения в северных широтах, индивидуальные (гидротермокостюмы) и коллективные (спасательные шлюпки с реактивно-пневматическим и шнековым движителем, канатный эвакуационный комплекс) средства для судов и морских сооружений и так далее.

Наличие такого механизма реализации инновационных проектов создаст необходимые и достаточные условия для организации в Санкт-Петербурге промышленного кластера по разработке и сертификации поисково-спасательной техники и технологий для использования в Арктической зоне.

В целом, чтобы повысить уровень технологического совершенства, а также определить эффективные направления развития ПСТ в том числе и в северных широтах, целесообразно продолжить политику государственной поддержки проведения комплексной модернизации и технического перевооружения существующих сил и средств федеральной системы поиска и спасания на море. Для этого важно осуществить координацию результатов инновационных разработок морской поисково-спасательной техники в современных условиях на базе головной научной организации – ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

Необходимо актуализировать действующую национальную нормативную базу к ПСТ в части учета реальных природно-климатических условий Арктики на основе разработки обоснованных и одобренных Российским морским регистром судоходства дополнений к базовым требованиям.

Создание эффективной унифицированной ПСТ для морских объектов и сооружений в Арктической зоне РФ должно стать одним из приоритетных направлений развития отечественной морской техники и технологий. Тем более что отечественными предприятиями накоплен определенный научно-технический задел, который позволяет создать ПСТ с требуемыми техническими характеристиками для арктических условий на основе инновационных технических решений.

Виктор ИлюхинВиктор Илюхин, председатель Ассоциации развития поисково-спасательной техники и технологий

 

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+