В цифровом формате | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


В цифровом формате

Опубликовано Георгий Дмитриев0

В Республике Карелия продолжается активная стадия реализации программы, направленной на развитие рыбохозяйственного комплекса и судостроительного сектора. Глава Карелии Артур Парфенчиков рассказал журналу «Морской бизнес Северо-Запада» о том, какие проекты будут запущены в среднесрочной перспективе и какова судьба Онежского судостроительно-судоремонтного завода.

Артур Парфенчиков

Артур Парфенчиков, глава Карелии

 – Артур Олегович, каков вклад рыбопромышленного комплекса Карелии в общероссийский рынок?

– Будущее республики зависит от модернизации и конкурентоспособности традиционных отраслей экономики, создания новых секторов, способных конкурировать на глобальном уровне. Рыбопромышленный комплекс, безусловно, входит в перечень таких отраслей и показывает хорошие результаты.

Объем всего производства аквакультурной рыбы и морепродуктов в России в 2017 году составил 220 000 тонн, из них Республика Карелия обеспечила 11,2%, то есть почти 25 тонн. А если говорить о форели, то доля Карелии в общероссийском производстве этой рыбы составляет 75,4%.

 – Как вы оцениваете качественные итоги минувшего года для рыбопромышленного комплекса Карелии? Есть ли неожиданные результаты или комплекс отработал в рамках ранее заложенных прогнозных показателей?

– Достигнуты все целевые показатели, предусмотренные подпрограммой «Развитие рыбного хозяйства» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия».

Будущее Карелии зависит от конкурентоспособности традиционных отраслей, к которым безусловно относится рыбопромышленный комплекс

Предприятия рыбного промысла и аквакультуры региона достигли максимальных за последние 25 лет результатов работы. Объем отгруженных товаров по этим видам деятельности вырос на 23,5% к уровню 2016 года. Карелия заняла второе место, вслед за Ростовской областью, по объему производства аквакультуры среди субъектов Российской Федерации.

Общий объем добычи и выращивания водных биологических ресурсов составил 118 000 тонн, что превышает уровень 2016 года на 6%, или на 6600 тонн. Предприятиями выращено 24 800 тонн водных биоресурсов, добыто 93 200 тонн. Квоты добычи водных биоресурсов, выделенные для осуществления океанического рыболовства в Баренцевом море, были освоены Карелией на 100%. Прирост объема выращивания объектов аквакультуры составил 17% к уровню 2016 года. Объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных по итогам года – 63 600 тонн (128,5% к 2016-му).

 – А каковы перспективы текущего года? Что необходимо сделать, чтобы минимизировать экономические риски для рыбопромышленных предприятий региона?

– В государственную программу РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса» включено строительство селекционно-племенного центра. Он будет строиться в непосредственной близости от действующего Выгского рыбоводного завода ФГБУ «Главрыбвод». Сам центр планируем построить к 2020 году, а первые результаты получить – к 2025-му, так как необходимо сформировать маточное стадо. Карельские форелеводы с нетерпением ждут появления этого объекта, чтобы не зависеть от импорта, а также исключить вероятность заражения рыбы – европейская икра поставляется из неблагоприятных по ветеринарной безопасности зон. В центре ежегодно планируют получать 15 млн штук икры и 10 млн особей молоди форели.

В цифровом форматеПоявление селекционного центра позволит закрепить лидерский потенциал республики в сфере форелеводства, а для Беломорского района он станет центром экономического развития района.

В рыбной отрасли Карелии в 2017 году уже реализованы два инвестиционных проекта: в Петрозаводске построен завод по производству высококачественных рыбных кормов для лососевых видов рыб производительностью 2500 тонн в год, а в поселке Ламберг Сортавальского района введена вторая очередь инкубационно-вырастного цеха мощностью 500 000 штук малька.

В наших дальнейших планах – строительство новых и расширение мощностей существующих рыбоводных хозяйств, создание современных производств по переработке рыбы, ихтиопатологической лаборатории на базе Республиканской ветеринарной лаборатории. К 2020 году планируется выращивать на водоемах республики порядка 30 000 тонн водных биоресурсов.

 – Какие проекты по товарному рыбоводству запущены в регионе, есть ли планы по дальнейшему развитию этого направления?

– В 2017 году в Карелии приступили к выращиванию рыбы пять рыбоводных хозяйств на реке Кемь, Ладожском озере и в акватории Белого моря, на Вагвозере и Кондозере. Они вырастили за год 147,2 тонны рыбы. Кроме того, увеличены мощности на четырех рыбоводных хозяйствах.

Задача, которую ставит перед собой Николай Федоренко, – не только сделать безотходным собственное производство, но и закупать отходы рыбоводства у соседей

В 2018 году планируется создание новых рыбоводных хозяйств, а также расширение и модернизация существующих. Динамичное развитие аквакультуры в Карелии делает актуальным вопрос утилизации отходов производства. Проблему может решить новое производство. За это берется известный в Карелии опытный рыбовод Николай Федоренко – обладатель титула «Человек 2017 года в Карелии». В июне 2018 года Николай Федоренко планирует запустить завод по переработке и утилизации рыбных отходов. Задача, которую ставит перед собой предприниматель, – не только сделать безотходным собственное производство, но и закупать отходы рыбоводства у соседей. Из них будет производиться рыбная мука и три вида жира: медицинский – для производства витаминов и капсул, ветеринарный – он употребляется при производстве комбикормов и технический – для разнообразных нужд.

Осуществляемый компанией «Седлецкие» проект по строительству рыбоводного хозяйства в беломорской губе Чупа с объемом выращивания 325 тонн рыбы в год позволит увидеть фактические преимущества выращивания товарной рыбы в акватории Белого моря и оценить возможные риски. По итогам 2017 года хозяйством выращено 18 тонн товарной рыбы, планами на 2018 год предусмотрено выращивание 40 тонн.

Компания «Белое море» реализует проект по созданию форелевого хозяйства на реке Кемь с проектной мощностью до 200 тонн рыбы в год, по итогам 2017 года компанией выращено 43,2 тонны товарной рыбы. Выйти на проектную мощность предприятие планирует к концу 2018 года.

Рыбовод

Николай Федоренко, рыбовод

 – Какие меры поддержки со стороны регионального правительства действуют в Карелии в отношении судостроительных и рыбопромышленных предприятий? Есть ли специальные меры или поддержка оказывается в рамках развития всего промышленного комплекса региона? Предполагается ли ввести новые меры поддержки?

– Меры государственной поддержки из бюджета Карелии направлены на развитие предприятий аквакультуры и предприятий, реализующих проекты по строительству или реконструкции рыбоперерабатывающих производств. Это возмещение 30% затрат на приобретение оборудования для переработки рыбы; возмещение части прямых понесенных затрат на строительство специализированных линий по производству рыбных кормов и рыбоводных селекционно-племенных хозяйств; грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в области аквакультуры. Также мы возмещаем часть процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам для закупки – главным образом, кормов и племенного материала для рыбоводов.

С помощью инвестиционных квот рыбодобывающие предприятия Карелии планируют в период с 2019 по 2023 год осуществить строительство пяти новых рыбопромысловых судов и двух рыбоперерабатывающих фабрик.

 – Онежский судостроительно-судоремонтный завод – один из флагманов судостроительного сегмента Карелии. Как развивается предприятие? Что могут предпринять региональные власти для его качественного роста?

– Три года назад завод был передан в управление ФГУП «Росморпорт», которое разместило на предприятии заказы общей стоимостью свыше 4 млрд рублей. Есть заказы на строительство еще пяти и ремонт шести судов для нужд Росморпорта.

В 2017 году Карелия обеспечила 11,2% общероссийского объема производства аквакультурной рыбы и морепродуктов. А по форели доля республики составляет 75,4%

Сегодня на предприятии трудятся почти 500 человек, средний возраст сотрудников – 34 года.

Завершается разработка концепции проекта модернизации завода – на расширение мощностей и техническое перевооружение будет направлено около 4 млрд рублей. В феврале 2018 года между правительством республики и Онежским судостроительно-судоремонтным заводом подписано соглашение о социально-экономическом партнерстве.

 – Вы ранее говорили о том, что на базе Онежского судостроительно-судоремонтного завода может быть создана первая в России цифровая верфь. Что под этим подразумевается?

– Да, завод планирует организацию первой в России цифровой верфи. Все процессы – от проектирования до полной готовности судна, а также его состояния в ходе эксплуатации вплоть до утилизации – будут осуществляться и контролироваться с помощью современных цифровых технологий. Это позволит обеспечить полную точность по всей цепочке строительства судов, в несколько раз увеличить производительность труда.

Создание цифровой верфи на базе Онежского судостроительно-судоремонтного завода является пилотным проектом в области гражданского судостроения, и опыт его реализации может быть применен на других российских предприятиях.

Рыба – В начале апреля вы провели переговоры с губернатором Ямало-Ненецкого округа (ЯНАО) Дмитрием Кобылкиным, в том числе по вопросу развития совместных проектов в сфере судостроения. Что предполагается сделать в рамках этих проектов?

– В рамках ранее подписанного нами соглашения о сотрудничестве глава ЯНАО рассматривает наш Онежский судостроительно-судоремонтный завод в качестве потенциального претендента на выполнение большого заказа Ямала на обновление пассажирского флота. И мы имеем очень серьезные преимущества в рамках конкурсных процедур: выгодное географическое расположение завода с выходом в акваторию Онежского озера, современное оснащение и наличие подъездных железнодорожных путей, возможность строить суда в том числе ледового класса. Кроме того, завод способен выполнять широкий спектр ремонтных и других вспомогательных работ, не ограниченный только судостроительной отраслью.

В ходе визита в Карелию Дмитрий КОБЫЛКИН осмотрел производственные мощности, ознакомился с текущей работой по строительству судов для нужд ФГУП «Росморпорт», в том числе – дноуглубительного судна TSHD 2000 «Юрий Маслюков», которое в перспективе будет выполнять работы в морском порту Сабетта ЯНАО. Обсуждались перспективы возможного сотрудничества в сфере строительства пассажирских судов проекта «Вояж 85МТ» и вопросы строительства судов, работающих на сжиженном природном газе (пассажирских, бункеровщиков СПГ, плавучих барж-заправщиков) для использования на северных реках. Были представлены новинки технологий, оговорены перспективы возможного сотрудничества.

Наша общая задача – сделать так, чтобы все вопросы машиностроения решались на территории России и не возникало необходимости отправлять заказы на иностранные верфи. Все возможности для этого у нас есть: петрозаводская верфь достаточно продвинута в освоении современных технологий, и завод планирует организацию первой в России цифровой верфи. А строительство современных, не причиняющих вреда экологии судов необходимо и для освоения арктических территорий России, и для работы в разных частях мира.

Георгий Дмитриев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+