Компетенции для Арктики | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Компетенции для Арктики

Опубликовано mbszru0

Развитие арктического шельфа, приравненное федеральным центром к национальным, экономическим и геополитическим интересам России, ставит во главу угла реализацию целого пласта инфраструктурных и высокотехнологичных стратегических проектов за Полярным кругом.

АйбергПриоритетные направления развития арктической зоны обсуждались на первом Санкт-Петербургском конгрессе «Арктика – территория объединения компетенций», организованном ФГУП «Крыловский ГНЦ». Место проведения конгресса предопределил статус Северной столицы как конгломерата научно-технических и производственных предприятий. Именно Санкт-Петербург, стоящий у истоков освоения Арктического региона и обладающий значительным опытом по ключевым направлениям развития Арктики, внес большой вклад в изучение и освоение Арктики. Поэтому в соответствии с поручением президента России Владимира ПУТИНА Санкт-Петербург определен стратегическим центром по координации действий всех заинтересованных сторон в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ).

Вице-губернатор Петербурга Михаил КУЧЕРЯВЫЙ, курирующий арктическое направление, сообщил журналистам, что город готов взять на себя функции централизованного управления проектами развития Северных территорий.

«Петербург – динамично развивающийся регион, у нас создан целый комплексный кластер, который способен координировать действия по развитию арктических регионов на основе достижений нашей промышленности, науки, образования культуры и истории», – подчеркнул вице-губернатор. В Санкт-Петербурге будет создан комитет по делам Арктики, он будет выполнять функции управляющего центра. Однако основная работа будет вестись на местах – о том, какие приоритеты ставят перед собой руководители арктических регионов, участники конгресса узнали в ходе экспертных дискуссий.

Господдержку получат кластеры

По информации заместителя начальника департамента по региональной промышленной политике Минпромторга РФ Константина ИВАНЕНКО, министерством реализуется целый спектр госпрограмм, направленных на развитие промышленности и повышение конкурентоспособности нефтегазового сектора. В 2017 году стартовала новая госпрограмма по АЗРФ, в которую включена подпрограмма по развитию нефтегазовых технологий, судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений с объемом финансирования более 23 млрд рублей. «В рамках этой подпрограммы подразумевается не только разработка и производство продукции, но и создание трех испытательных полигонов в арктическом регионе для апробации произведенного оборудования. Старт проекта намечен на 2021 год, однако уже сейчас ведутся переговоры Минпромторга с Минэкономразвития о переносе сроков реализации на 2019 год. Проект поддержан Совбезом РФ и правительством России», – говорит Константин Иваненко.

Многие районы Заполярья фактически превращены в свалку: количество брошенных бочек с маслами, химикатами, нефтепродуктами превышает мыслимые пределы

Также в рамках закона о промышленной политике Минпромторг ведет работу по созданию кластеров в субъектах РФ, и в настоящее время по инициативе правительства Санкт-Петербурга совместно с Газпромом рассматривается вопрос о создании здесь кластера высокотехнологичных решений для освоения богатств Мирового океана и Арктики. В Архангельской области планируется строительство уже третьего кластера, рыбопромышленного, помимо двух существующих – лесопромышленного и судостроительного. В ЯНАО будет создан нефтехимический промышленный кластер.

«В настоящее время Минпромторг вносит изменения в постановления правительства № 779 и 41, которые регулируют господдержку по кластерам. Эти изменения направлены на упрощение порядка доступа участников кластера к федеральным средствам и получению субсидий», – объясняет Константин Иваненко.

Другим важным направлением развития арктических технологий, по мнению Минпромторга, является диверсификация предприятий оборонной промышленности РФ и увеличение доли гражданской продукции на предприятиях нефтегазовой отрасли. По словам Иваненко, министерство проводит мониторинг компетенций всех оборонных предприятий в российских субъектах, на основе которого будут приняты решения о выводе предприятий на новые инструменты поддержки по линии гражданских отраслей, в частности – нефтегазовой. Кроме того, министерство разрабатывает «дорожную карту» по развитию технологии сжиженного природного газа (СПГ) и ведет работу по синхронизации каталогов высокотехнологичной продукции промышленных предприятий для нужд Арктики, созданных на базе портала «ГИС Промышленности».

Льды Арктики в Петербурге

Заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Олег ТИМОФЕЕВ рассказал об инновационных морских технологиях, внедряемых при реализации крупных шельфовых проектов и разработке современных судов ледового класса.

«Наш институт ведет активные разработки по программам НИОКР совершенствования морской и шельфовой техники, которые направлены на развитие арктических технологий. Важным элементом в проектах развития АЗРФ является береговая составляющая: основные принципы при создании береговой инфраструктуры – крупноблочное строительство и модульность, применение решений под ключ», – напомнил Олег Тимофеев.

Бочка

Фото: arctic-info.ru

Кроме того, институтом ведутся разработки в сфере морской логистики в Арктике, которая в отличие от континентальной требует учета переменчивых ледовых условий и особенностей ледокольного флота. Еще одним инновационным подходом при эксплуатации платформ в Арктике являются технологии управления ледовой обстановкой – совместно с командой специалистов петербургских НИИ был создан электронный комплекс, базирующийся на спутниковой связи и данных о ледовой обстановке Института Арктики и Антарктики. Комплекс был впервые апробирован в реальных условиях на платформе «Приразломная» и доказал свою эффективность.

Но ключевым направлением деятельности института остается проектирование морской техники. Удачным примером вложения бюджетных средств, по мнению Олега Тимофеева, является создание на базе Крыловского ГНЦ в 2014 году самого современного и не имеющего аналогов в мире ледового бассейна. Точная имитация ледовых условий позволяет специалистам центра проводить модельные исследования ледокольного флота. А новый тренажерный комплекс на базе Крыловского ГНЦ готовит судоводителей для работы на газовозах и танкерах в арктических морях, в основном в порте Сабетта и на платформе «Приразломная» в Баренцевом море. Ежегодно на тренажерах проходят обучение 200 судоводителей.

Копилка инновационных достижений центра содержит и новейшую разработку системы электродвижения для ледоколов проекта 22220, которые построят на Балтийском заводе. Совместно с ЦКБ «Айсберг» проектанты приступили к созданию самого мощного в мире ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт. Совместно с конструкторскими бюро и судостроительными верфями КГНЦ создал ряд технических концептуальных разработок, среди них – запатентованная разработка дрейфующей платформы «Северный полюс», которая должна стать инновационным шагом в деле освоения Арктики. Основное ее преимущество – отказ от опасных и рискованных дрейфующих станций, с помощью которых в советские времена проводились исследования глубоководной части Северного Ледовитого океана.

На платформе «Приразломная» успешно опробован электронный комплекс, базирующийся на спутниковой связи и данных о ледовой обстановке

Новые мощности

Заместитель губернатора Мурманской области Григорий СТРАТИЙ анонсировал два перспективных инвестпроекта региона, которые в ближайшее время будут развернуты на береговых зонах северного форпоста России. На базе производственных мощностей ОА «82 СРЗ» компания «Роснефть» планирует создать высокотехнологичный нефтесервисный кластер, состоящий из нескольких зон. Старые мощности будут модернизированы под реализацию арктических проектов и выполнение гособоронзаказа. Кроме того, компания «Новатэк-Мурманск», «дочка» ПАО «Новатэк», намерена инвестировать 80–90 млрд рублей в создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. В 2018 году региональные власти Мурманска совместно с Минпромторгом намерены заключить специнвестконтракт по оказанию государственной поддержки Центру. В настоящее время получена разрешительная документация на строительство и положительное заключение Госэкспертизы, в активной фазе находится значительное количество тендерных процедур.

«Реализация проекта послужит серьезным вызовом всей российской промышленности и, по сути, позволит создать новую отрасль промышленности в судостроении – строительство плавучих заводов на железобетонных основаниях гравитационного типа по сжижению газа, – говорит Григорий Стратий. – На первом этапе на основе промышленной кооперации предприятий региона три таких завода будут построены и отбуксированы к Гыданскому полуострову в рамках реализации проекта «Арктик СПГ-2».

Представитель Восточной Сибири, заместитель председателя правительства Красноярского края Юрий ЗАХАРИНСКИЙ, рассказал о формировании опорных зон на территории края, 46% которого составляет арктическая зона. Три крупнейших района уже получили статус арктической зоны – это город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий и Туруханский районы. Эти три района включены в одну из восьми опорных зон, развитие которых предусмотрено проектом будущего ФЗ «Об Арктической зоне России». В Таймыро-Туруханской опорной зоне будут созданы четыре новых центра нефтегазодобычи.

В рамках межрегионального сотрудничества краевые власти намерены развивать еще один мегапроект – «Енисейская Сибирь», рабочая версия которого была представлена на Красноярском экономическом форуме. Проект станет основой пространственного развития Енисейского макрорегиона, включающего три арктические зоны – Красноярского края, Республики Хакассия и Республики Тыва.

Платформа

Фото: gazprom.ru

Региональную тематику продолжил руководитель представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Петербурге Александр ПАЛАГИН: «Ямал переживает новую мощную волну как индустриального, так и транспортно-логистического прорыва в арктическую зону, по масштабам сравнимую с открытием Западной Сибири середины прошлого века. За последние 5 лет в регионе ввели в эксплуатацию Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение с суммарным ресурсным потенциалом в 16 трлн куб. м, в 2017 году начал функционировать арктический морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», магистральный трубопровод «Бованенково – Ухта», в декабре – Ямал-СПГ и новый российский арктический порт Сабетта, ключевое звено комплексного транспортного проекта «Северный широтный ход».

Если достроить 700-километровый участок железнодорожной магистрали, который соединит Северную и Свердловскую железные дороги, то к самому перспективному на арктическом шельфе участку – Ямалу – получат доступ центральные регионы России, Северо-Западный регион и Урал. Участок железнодорожной трассы до Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения предоставит выход регионам России в Мировой океан через Северный морской путь.

Реализация проектов арктического шельфа является приоритетом развития инновационного кластера Архангельской области, объединяющего судостроительные, судоремонтные, образовательные и сервисные организации региона. По мнению руководителя представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге Романа ПИЛЮЦКОГО, перед производителями и поставщиками сервисных услуг стоит задача объединить усилия с целью производства оборудования и расширения регионального участия на рынке. Большую роль в вовлечении региональных компаний в крупные шельфовые проекты играет Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», которая объединяет более 180 компаний. Задача Ассоциации – расширение участия и обеспечение всей линейкой поставок для добычи нефти и газа в Арктике региональных поставщиков и подрядчиков.

«Ярким примером такой работы по локализации и импортозамещению является создание центра пропульсивных систем на базе СРЗ «Звездочка», ориентированного на производство абсолютно нового для России судового оборудования – винторулевых колонок и подруливающих устройств. Гребными винтами, выпущенными на «Звездочке», оснащены свыше 20 000 российских военных и гражданских судов и кораблей, включая крупнейшие ледоколы – «Сибирь», «Арктика», «Таймыр», «50 лет Победы» и др. Все изделия прошли испытание льдами, а это является высшим критерием качества», – говорит Роман Пилюцкий.

Еще один перспективный проект для Арктики, реализующийся на судоремонтных предприятиях Архангельской области, – производство герметичных контейнеров для бурового шлама. До сих пор нефтегазодобывающие компании арендовали такие контейнеры за границей, и вот недавно было налажено местное производство.

Чистое дыхание Арктики

Вторжение в пределы северных территорий с их уникальной и чрезвычайно уязвимой экосистемой, которую еще называют «легкими Земли», вызывает разумное опасение со стороны экологов, законотворцев и исследователей шельфовой зоны. На Арктическом конгрессе эксперты высказывали различные точки зрения по поводу будущего заполярного региона.

«Нужно перестроить приоритеты развития арктической зоны, мы должны умерить аппетиты и трезво оценить те направления инвестирования, куда будут вложены средства, – предостерегает президент Союза городов Заполярья, член Совета по Арктике и Антарктике при Совфеде РФ Игорь ШПЕКТОР. – На протяжении многих лет наши министры обороны разрушали защиту Арктики – после закрытия погранзастав экологическая обстановка на островах в Заполярье оставляет желать лучшего: волонтеры начали чистить один из таких островов, Белый, без привлечения федерального финансирования, взялись за второй – остров Вилькицкого. Но это мизер по сравнению с тем, что там происходит».

В результате хозяйственной деятельности районы Заполярья фактически превращены в свалку: количество брошенных бочек с маслами, химическими веществами, нефтепродуктами, горы металлолома, оставленные машины и техника превышают мыслимые пределы.

«Воинские части сбрасывают в реки восточно-европейской тундры стоки без очистки, а письма в адрес министра обороны Сергея Шойгу остаются без внимания. Долги перед регионами за коммунальные услуги превышают 60 млрд», – констатирует Игорь Шпектор. По его данным, 50% дорог в арктической зоне требуют ремонта и серьезного финансового обеспечения. Пример – два моста и дорога на Северодвинск: мостовые сооружения не выдерживают нагрузки и не способны выдержать завоза тяжелой техники и оборудования на «Севмаш». «В мартовском послании президента Федеральному собранию мы четко увидели обозначенные шаги по защите наших северных рубежей, новую концепцию развития Арктики – нам всем нужно задуматься, в каком направлении мы пойдем дальше. Об этом свидетельствуют и открытия новых военных баз, например, на острове Земля Франца-Иосифа в апреле 2017 года. Мы должны защищать Арктику, потому что Арктика – это будущее нашей страны», – резюмирует Игорь Шпектор.

Депутат петербургского ЗакСа, руководитель лаборатории «Стратегия развития и безопасности АЗРФ» Север-Западного института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ Борис ИВЧЕНКО поддержал мысль о том, что совместные усилия должны быть направлены на сохранение крайне ранимой экологии Арктики: «Любые процессы в арктической зоне протекают медленно, и возникающие чрезвычайные ситуации по масштабам сравнимы с атомным взрывом и могут являться катастрофическими по своим последствиям».

По мнению участников конференции, Арктика действительно является тем регионом, где объединение компетенций, вынесенное в заголовок конгресса, не только возможно, но и необходимо для ускоренного развития макрорегиона. Но с учетом непростых географических и климатических условий Арктики федеральными и региональными властями должны быть созданы максимально благоприятные условия для привлечения в регион человеческого и инвестиционного капитала.

Подготовила Нонна Цай

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+