Очередь на родные верфи. Надолго ли? | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Очередь на родные верфи. Надолго ли?

Опубликовано Игорь Строев0

Строительство 24 новых рыбопромысловых судов стало возможным для предприятий российского Северо-Запада благодаря инвестиционным квотам. Хочется верить, что этот прорыв в сфере гражданского судостроения окажется началом устойчивой тенденции.

Судостроительная верфьО крупных заказах, размещенных на верфях Северо-Запада, рассказал на проходившей в Мурманске V Международной конференции «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы» председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. Эта информация находит подтверждение и в Петербурге – крупнейшем российском центре судостроения. В частности, в АО «Центр Технологии судостроения и судоремонта» под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергея Мовчана состоялось заседание Совета по конверсии организаций оборонной промышленности Санкт-Петербурга. В мероприятии приняли участие президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, а также руководители судостроительных компаний города, представители Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга и Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

По словам президента АО «ОСК» Алексея РАХМАНОВА, последние несколько лет ведется реформирование верфей, входящих в корпорацию, с переориентацией на гражданское судостроение. Он подчеркнул, что между предприятиями, входящими в ОСК, осуществляется активная кооперация, в перспективе это позволит снизить издержки и добиться более высокой эффективности. Рахманов также заметил, что у корпорации огромный потенциал работы на внешних рынках.

О реализации проектов по диверсификации производства говорили на заседании Совета по конверсии генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр БУЗАКОВ, генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей КАДИЛОВ, директор по гражданскому судостроению ПАО СЗ «Северная верфь» Константин СКУПЯК. На АО «Адмиралтейские верфи» разработана стратегия развития производства до 2030 года, заключен контракт на строительство шести рыболовецких траулеров. Рыбопромысловые суда готова выпускать и Северная верфь. К 2020 году предприятие намерено довести долю гражданской продукции в общем объеме производства до 56%.

Также отметим, что 26 января на Выборгском судостроительном заводе прошла церемония закладки рыболовного траулера проекта КМТ02.01, строящегося по заказу компании «Норд Пилигрим». Траулер с ледовыми усилениями категории Ice3 и траловым комплексом последнего поколения предназначен для лова донных пород рыб. На борту размещается оборудование с планируемой производительностью вылова и круглосуточной заморозки до 100 тонн рыбы в сутки, а также комбинированные трюмы для морской продукции емкостью до 375 куб. м.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей МОВЧАН подчеркнул, что правительство города готово активно помогать предприятиям, работающим сегодня в основном в интересах Министерства обороны РФ, осваивать рынок гражданской продукции. Он дал поручение разработать «дорожную карту», которая включала бы в себя мероприятия, направленные на содействие увеличению доли гражданской продукции петербургских судостроительных предприятий. В настоящее время структура кластера судостроения Санкт-Петербурга включает 43 предприятия и организации. Из них 20 организаций – проектно-конструкторские и научно-исследовательские.

Вопрос, посвященный диверсификации производств в судостроительной отрасли, обсуждался в свете перспективы снижения объема гособоронзаказа. Участники совещания констатировали, что в целом ситуация в судостроительной отрасли стабильна. Практически все верфи имеют сформированный портфель заказов на ближайшую перспективу до 2020 года, однако почти 100% объема производства составляет государственный оборонный заказ. В связи с чем вопросы освоения гражданской продукции становятся чрезвычайно актуальными.

Кораблестроительный завод Развитие гражданского судостроения стало темой прошедшего в мае совещания в Мурманской области с участием председателя правительства РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА. Он назвал идею о предоставлении инвестиционных квот тем, кто хочет вкладываться в строительство судов и развитие глубокой переработки, правильной. «Первое распределение квот состоялось. Было подано более 60 заявок на строительство судов и предприятий переработки на Дальнем Востоке, в Северном бассейне. Большая часть этих заявок была поддержана. Конечно – и это для нас очень важно в нынешних условиях – строить мы будем на российских верфях, включая Калининград, Выборг, Санкт-Петербург, то есть Северо-Западный регион. Будем делать как крупные суда, способные вместить целую фабрику по переработке, так и малые и среднетоннажные. Конечно, нужна вся линейка. С 1 марта этого года началась заявительная кампания для тех, кто готов инвестировать в строительство небольших, а также мало– и среднетоннажных судов на Дальнем Востоке и здесь, на Севере», – заявил Дмитрий Медведев.

По словам главы Росрыболовства Ильи ШЕСТАКОВА, совокупный объем заявленных инвестиций в строительство новых рыбопромысловых судов и береговых рыбоперерабатывающих заводов составил более 130 млрд рублей. «Благодаря вводу в эксплуатацию реализуемых проектов к 2025 году ожидается кардинальное изменение в сырьевой модели: производство филе и фарша из минтая и сельди увеличится в три раза по сравнению с 2017 годом, доля аналогичной продукции из атлантической трески и пикши вырастет с 40–50 до 80–90%. Принципиально важно выдержать сроки и качество строительства объектов, некоторые из которых не имеют аналогов в российском рыбном хозяйстве», – отметил Илья Шестаков. Глава Росрыболовства обратился к руководителям прибрежных регионов с просьбой уделить инициаторам проектов должное внимание в части разрешения возникающих вопросов, в том числе современной регистрации, подключения к энергосетям.

Пока ситуацию в отрасли идеальной не назовешь. Рост валового продукта российского рыболовства, по данным Росстата, составляет 1–3% в год, и эта цифра, скорее всего, останется таковой, пока в стране серьезно не возрастет доля выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Квоты – хороший способ «взбодрить» сегмент гражданского судостроения, но не стоит забывать, что далеко не все, что нужно рыбопромышленникам, сегодня могут изготовить отечественные верфи. Как признают в Росрыболовстве, наиболее современные высокопроизводительные и эффективные виды рыбоперерабатывающего и морозильного оборудования как в судовом, так и в береговом исполнении сегодня закупаются за рубежом (в Норвегии, странах ЕС, Японии, Китае, Корее). Необходимы процессы локализации данного производства по оборудованию здесь, в России, признают чиновники.

Далеко не все компании пока готовы заказывать новые суда на верфях из-за их дороговизны, они видят альтернативу в реновации своих судов. «Стоимость проекта судна, близкого нашему среднему траулеру, фантастическая – миллиард рублей. И построить экономику предприятий, используя такие суда в Азово-Черноморском бассейне, невозможно – столько стоит весь крымский рыбодобывающий флот. Мы готовы обсуждать только реновацию своего флота. К примеру, мы можем продлить жизнь нашим судам, снабдив их более современным и экономичным оборудованием. Таким образом мы запустим судоремонтные заводы Севастополя и Керчи и повысим эффективность промысла», – заявил журналу «Эксперт» президент Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерий СИВАЧУБ.

Государство пытается решать эти проблемы. С 2009 года для организаций рыбохозяйственного комплекса действует механизм предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение таких судов. Срок действия этого механизма истек в 2017 году, однако недавно его продлили. В федеральном бюджете предусмотрены ассигнования на предоставление таких субсидий по кредитам, полученным в российских банках в 2008–2019 годах на закупку гражданских судов, в объеме 1,977 млрд рублей, а также лизинговых платежей по договорам, заключенным в 2008–2019 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов – в объеме 5,4 млрд рублей. «Цель принятого решения – поддержка и развитие судостроительной промышленности, стимулирование российских заказчиков привлекать собственные средства на строительство судов», – отмечается в материалах правительства РФ.

Смогут ли рыбопромышленники своими заказами загрузить верфи в достаточной степени? Насколько долгосрочным может быть этот тренд? По словам аналитика Макса ФИШМАНА, российские верфи уже заключили договоры и опционы на постройку судов, и на верфи даже образовалась очередь. «По самым средним оценкам, чтобы избежать серьезных потерь в промысле, необходимо вводить в эксплуатацию около 20 средне– и крупнотоннажных судов ежегодно, – отмечает Макс Фишман. – При этом, если учесть, что средний возраст российского рыбопромышленного флота около 30 лет, даже с заявленными авральными темпами омолодить его будет очень непросто. Поэтому нужно концентрироваться на строительстве крупнотоннажных траулеров, которые являются наиболее капиталоемкими и добывают более 60% всей рыбы. К сожалению, российские верфи пока что очень плохо приспособлены к производству крупных промысловых судов, которые соответствовали бы современным стандартам, поэтому судостроителям предстоит огромная работа по модернизации и перениманию ключевых компетенций у иностранных коллег. Тем не менее есть все предпосылки считать, что в ближайшие лет 10–12 мощности российских верфей будут заняты на 100%».

По словам Макса Фишмана, государство явно настроено на полную локализацию судостроения внутри страны. Уже сейчас более 40% работ отлично делается в России – это материалы, корпусные и трубопроводные работы, производство морозильного оборудования. Также скоро можно будет полностью отказаться от заказа за границей лебедок, траловых комплексов, гидроакустики. «При сохранении текущего тренда оптимистичный сценарий развития отрасли – переход к производству собственных корабельных двигателей к 2023 году. Тогда для нас откроется экспорт, и мы сами будем составлять конкуренцию иностранным верфям», – предполагает эксперт.

Экономические показатели рыбохозяйственного комплекса за последние 5–7 лет демонстрируют устойчивую тенденцию к росту. Вклад отрасли в национальный ВВП по итогам 2017 года составил 229 млрд рублей, совокупные налоговые поступления достигли 25 млрд рублей. Однако объем инвестиций в среднем составляет 16 млрд рублей в год, или 5–7% от валового оборота, что свидетельствует о пока еще недостаточно высокой инвестиционной активности в отрасли. Для того чтобы повысить инвестиционную активность, рыбопромышленникам будут нужны длинные деньги. Не в последней степени доступ к этим ресурсам будет зависеть от стабильности геополитической ситуации и курса национальной валюты, а также от политики нового правительства РФ, сформированного после выборов президента РФ.

И надо помнить, что рыбопромысловые суда лишь отдельный сегмент гражданского судостроения. Нельзя забывать о сухогрузах, бункеровщиках, судах снабжения, химовозах, буксирах, ледоколах, плавкранах. Еще одно перспективное направление – пассажирские перевозки по реке. «Перспективы производства гражданских судов размером до 100–110 м в действительности не просто есть, а весьма вдохновляющи. Однако следует ясно понимать, что потребители такой продукции – частные компании, им достаточно сложно собственными силами «пробить» финансирование, и каждой в отдельности такой компании надо 2–4 судна. Поэтому необходимо неформальное регулирование процесса заказа небольших судов (собрать клиентов вместе и дать им нормальный финансовый инструмент)», – рассказал на прошедшей стратегической сессии АО «Средне-Невский судостроительный завод» генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий ЕГОРОВ.

Игорь Строев

Метки ,

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+