Точка возврата | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Точка возврата

Опубликовано Нонна Цай0

ОСК завершила реорганизацию Балтийского завода, слив воедино активы двух юридических лиц – ООО «Балтийский завод-Судостроение» и АО «Балтийский завод». Тем самым в деле о банкротстве флагмана российского судостроения была поставлена финальная точка.

Судостроительный завод

Фото: balt_zavod_oaoosk.ru

В середине января 2018 года руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) официально заявило о реорганизации Балтийского завода – главным результатом слияния имущественного и производственного комплексов стало создание единого судостроительного центра АО «Балтийский завод». Независимо от смены вывесок объединенный Балтийский завод попрежнему будет заниматься строительством судов и кораблей с атомной энергетической установкой, выпуском продукции машиностроения для надводных кораблей и подводных лодок по линии гособоронзаказа.

Как сообщили корреспонденту «Морского бизнеса Северо-Запада» в пресс-службе петербургского судостроительного предприятия, фактически в системе управления БЗ после реорганизации кардинально изменится немногое. Руководство завода будет прежним: на должность генерального директора назначен глава ООО «Балтийский завод-Судостроение» Алексей Кадилов. Структура управления, производственная и финансовая деятельность остаются под контролем государства в лице АО «Объединенная судостроительная корпорация». Тем не менее, считает руководство БЗ, слияние двух структур позволит повысить эффективность объединенного предприятия, создать условия для его развития, включая программу модернизации его оснащения, структуры управления, повысить рыночную стоимость объединенного предприятия, снизить риски непроизводственных потерь.

«Завершение процедуры реорганизации АО «Балтийский завод» является не только последним этапом вывода предприятия из кризиса, но и возвращением заводу его славного исторического имени», – говорится в пресс-релизе БЗ. Фактически же производство по делу о банкротстве ОАО «Балтийский завод», затянувшееся на несколько долгих лет, было прекращено Арбитражным судом Санкт-Петербурга в декабре 2016 года.

Предыстория выделения и слияния двух юрлиц такова. В кризисные 2000-е предыдущий хозяин оставшегося без заказов Балтийского завода – Объединенная промышленная корпорация – предпочел избавиться от проблемного актива. В 2011 году банкротство БЗ взяло под контроль государство в лице ОСК, выкупившей акции предприятия за 224 млн рублей. На тот момент долг завода перед кредиторами достиг 15 млрд рублей (только суммарная задолженность предприятия перед 67 кредиторами третьей очереди составляла 6,7 млрд). На бывшего генерального директора Андрея Фомичева было заведено уголовное дело о преднамеренном банкротстве и причинении ущерба предприятию в 5,5 млрд рублей. Но впоследствии суд его оправдал.

Комбинация спасает от банкротства

Тогда же, в 2011 году, для снижения давления кредиторов и «финансового оздоровления» предприятия нынешний владелец Балтийского завода прибег к известной схеме разделения активов: проблемное предприятие с его долговым «балластом» отлучили от реализации грядущих «аппетитных» заказов Росатомфлота. ОСК образовала «дочернее» предприятие – ООО «Балтийский завод-Судостроение» (БЗС), которому были переданы судостроительные и машиностроительные компетенции стратегического предприятия. На БЗС перевели все крупные контракты по строительству ледоколов для Севморпути. Производственные мощности БЗС «арендовал» у имущественного комплекса АО «Балтийский завод». Словом, пока АО «Балтийский завод» отбивалось от кредиторов, БЗС ковал железо для ледоколов атомфлота и оборонки.

Оставалась нерешенной проблема с долгами предприятия и претензиями кредиторов. Однако в декабре 2015 года решением собрания кредиторов АО «Балтийский завод» с предприятием было заключено мировое соглашение, а доминирующим кредитором стало ОСК в лице БЗС. И в начале 2016 года процедура банкротства была прекращена.

По условиям мирового соглашения, опубликованным в СМИ, к началу 2018 года Балтийский завод должен выплатить кредиторам 3,4 млрд рублей основного долга и проценты в размере 2,06% годовых. «Это решение будет способствовать повышению прозрачности корпоративного управления предприятием, улучшению экономики исполнения стратегически важных заказов, таких как строительство серии атомных ледоколов проекта 22220», – с уверенностью заявил тогда глава ОСК Алексей Рахманов. Впрочем, несмотря на прозрачность, выделенные под заказы государственные средства закончились и в мае 2017 года Сбербанк открыл кредитную линию Балтийскому заводу на 8 млрд рублей на достройку суперледокола «Арктика» проекта 22220.

Под приватизацию?

Надо признать, даже в эпоху ОСК дела у «флагмана российского судостроения», специализирующегося на строительстве кораблей ВМФ и атомфлота, идут не блестяще. Репутация завода оказалась подпорчена недостройками. Речь идет о заказах на строительство уникальной плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов», дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» и пресловутого ледокола «Арктика». БЗ начал терять заказы. По решению ОСК в конце 2017 года контракт на постройку судна «Виктор Черномырдин» перекочевал в портфель Адмиралтейских верфей, а анонсированное Минпромторгом строительство сверхмощного атомного ледокола «Лидер» очень скоро может «уплыть» к Северной верфи.

Судно

Завершение процедуры реорганизации АО “Балтийский завод” является не только последним этапом вывода предприятия из кризиса, но и возвращением заводу его славного исторического имени

 

Впрочем, нынешнее положение завода в ОСК достаточно привилегированное – из-за потери Россией верфи в украинском Николаеве. Балтийский завод может строить корабли всех классов, востребованных Российским флотом и гражданским сектором. «После перехода петербургского предприятия под контроль ОСК удалось решить основные проблемы с поставкой продукции крупным заказчикам, в частности Росатому, – констатируют эксперты отрасли. – Однако, как показывает опыт строительства дальнево- сточного предприятия ОСК «Звезда», госкорпорация, ограниченная сейчас в средствах, может привлекать частных инвесторов».

Понятно, что инвесторы будут в обмен на долю в капитале вкладываться в основные фонды верфи и размещать гарантированные заказы, контролируя себестоимость. Балтийский завод – публичное акционерное общество, которое готово и к приходу портфельного инвестора, и к возврату на биржу, с которой когда-то провело делистинг, в отличие от непубличного частного БЗ-Судостроение. Поэтому не исключено, что все корпоративные мероприятия по смене стратегии развития и выход из банкротства готовятся для будущей приватизации БЗ.

Что касается перспектив, то все проблемы Балтийского завода от присоединения БЗ-Судостроения решить не получится, останутся необеспеченные обязательства на 1,8 млрд рублей от предыдущей деятельности. Но за счет получения портфеля заказов и цикличности деятельности (крупные заказы в судостроении выполняются примерно за 3 года) БЗ снова может стать прибыльным.

Планы на ледоколы

Краеугольным камнем политики менеджмента ОСК в отношении Балтийского завода стала госпрограмма по закладке на российских верфях атомоходов, строящихся Росатомфлотом для освоения Арктики и проходки Севморпути. В настоящее время на Балтийском заводе выполняется заказ по строительству трех универсальных атомных ледоколов – самого большого и самого мощного в мире головного ледокола «Арктика» проекта 22220, ледоколов «Сибирь» и «Урал». Стоимость головного ледокола – 36,9 млрд рублей, двух серийных – 84,4 млрд.

Недавно Росатом заявил о расширении государственной ледокольной программы за счет строительства еще четырех-пяти атомных ледоколов для реализации СПГ-проектов и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. В планах – строительство к 2024–2025 годам как минимум трех ледоколов-лидеров под шельфовые проекты, разработку которых ведет Центральный научно-исследовательский институт им. академика А. Н. Крылова. Кроме того, ФГУП «Атомфлот» рассматривает варианты по строительству ледоколов для СПГ-проектов НОВАТЭКа в районе Карского моря. Общая стоимость перспективного заказа для НОВАТЭКа оценивается в 160 млрд рублей, это почти на треть больше текущего портфеля заказов Балтийского завода.

Уже сейчас ФГУП «Атомфлот» выбирает место постройки двух ледоколов ЛК-60 и трех ледоколов ЛК-120. Учитывая компетенции Балтийского завода, руководство предприятия надеется, что эти заказы достанутся БЗ. В свою очередь, руководство ОСК, по всей видимости, надеется извлечь немалую выгоду из реорганизации Балтийского завода.

Подготовила Нонна Цай

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+