Реинкарнация вертолетоносца | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Реинкарнация вертолетоносца

Опубликовано Игорь Строев0

Министерство обороны России и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) вынашивают планы по строительству отечественных вертолетоносцев. Хватит ли мощностей у судостроителей и насколько нужны российскому Военно-морскому флоту корабли данного типа?

Вертолет

Через несколько лет мы вполне можем ожидать новостей о начале строителсьвта отечественного вертолетоносца на невских берегах
Фото: vpk.name

Министерство обороны России и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) договорились, что строительство отечественных вертолетоносцев начнется в 2020 году на судостроительном заводе «Северная верфь». Об этом сообщил ТАСС источник в российском оборонно-промышленном комплексе. «Планируется, что сначала завод построит два вертолетоносца, а затем приступит к постройке эсминцев. Опытно-конструкторские работы по вертолетоносцам начнутся в 2018 году, в 2020 году планируется начать строительство головного корабля с поставкой его флоту в 2024-м. Производство первого и единственного серийного вертолетоносца намечено начать в 2022 году с поставкой в 2026-м», – уточнил источник.

Вертолетоносец – разновидность авианосцев, специально предназначенная для несения вертолетов, самолетов вертикального взлета и посадки и поэтому не имеющая самолетного взлетно-посадочного оборудования, катапульт, посадочных тросов. Как правило, такой корабль одновременно является противолодочным либо десантным. Он может иметь в составе авиакрыла несколько самолетов с вертикальным или сверхкоротким взлетом.

Если не брать советскую историю, то у России не так давно уже была попытка обзавестись вертолетоносцами, причем ставка отчасти делалась на иностранных кораблестроителей. Впервые о возможности приобретения Россией любых иностранных кораблей для вооружения Военно-морского флота заявил главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий осенью 2008 года. В 2009 году Россия предложила Франции начать переговоры об изготовлении боевых кораблей типа «Мистраль» в количестве четырех единиц. Первоначально планировалось заключить контракт на производство двух кораблей типа «Мистраль» во Франции, а впоследствии построить еще два таких корабля в России для целей стратегического вооружения российского ВМФ. Закупка «Мистралей» была призвана дать «транспортное средство» для морской пехоты, способное обеспечить долговременное присутствие воинских контингентов в отдаленных районах без баз, обеспечить авиационную поддержку – помимо редко выходящего в море «Адмирала Кузнецова» и его стареющего авиакрыла – и дать флоту полноценные корабли управления.

24 декабря 2010 года Россия и Франция объявили о заключении соглашения о строительстве двух вертолетоносцев. На борту этих кораблей предполагалось размещать 16 вертолетов в комбинации восемь Ка-52К плюс восемь Ка-29, то есть восемь боевых и восемь транспортных. Эта комбинация могла меняться в зависимости от поставленных задач. Кормовые части «Мистралей» были успешно изготовлены на Балтийском заводе в Петербурге и затем отправлены во Францию, для кораблей уже начали готовить российские экипажи, но в дело вмешалась политика. После референдума о статусе Крыма и его воссоединения с Россией союзники Франции потребовали приостановить передачу кораблей в рамках санкций Евросоюза и США, что и было сделано. В итоге Россия получила неустойку, а вертолетоносцы были проданы Египту. Сейчас это государство ведет переговоры с Россией о поставке для «Мистралей» вертолетов Ка-52К «Катран». Ранее Россия выиграла тендер на поставку вертолетов Ка- 52К для Египта.

Макет корабля

Универсальный десантный корабль полезен как мобильная площадка базирования морской пехоты вместе со средствами ее доставки на берег в любой точке мира
На фото макет УДК типа “Лавина” на выставке “Армия-2015”
Фото: media.tvzvezda.ru

И вот спустя несколько лет в России вновь обсуждают необходимость строительства судов подобного типа, но уже без помощи других стран. Отметим, на петербургском заводе «Северная верфь» идет модернизация, которая позволит строить и такие типы кораблей, как вертолетоносцы. «Сегодня производственные мощности судостроительного завода «Северная верфь» рассчитаны на строительство кораблей массой до 12 000 тонн, – сообщили на предприятии. – Модернизация предприятия позволит осуществлять строительство крупнотоннажного флота массой до 25 000 тонн и длиной до 250 м. Через несколько лет на территории завода у невской акватории должна появиться мощная стапельная плита с крытым эллингом. Финансирование работ осуществляется из средств головной структуры завода – АО «ОСК» – и за счет Федеральной целевой программы. Строительный процесс будет организован таким образом, чтобы не препятствовать выполнению текущей производственной программы Северной верфи». Напомним, сейчас завод ведет строительство кораблей и судов по заказу Министерства обороны. Это корветы, фрегаты, судно связи, суда тылового обеспечения. Кроме того, в конце 2017 года верфь заключила контракты на строительство судов по двум проектам для крупных отечественных рыболовецких компаний. Это ярусоловы и траулеры-процессоры. Данные заказы будут строиться на действующих стапельных площадках.

Для начала необходимо уточнить, что понимается под термином «вертолетоносец», говорит военный эксперт Александр Запольскис. С момента появления этого класса кораблей их главной задачей была организация противолодочной обороны корабельных соединений и конвоев. Вертолеты несли погружные гидроакустические станции слежения, обеспечивали сброс гидроакустических буев, а также являлись носителями противолодочных торпед. Путаница возникла с появлением другого класса судов – универсальных десантных кораблей (УДК) как площадок базирования экспедиционных батальонов морской пехоты в любой точке мира вместе со средствами их доставки на берег по воде и по воздуху.

«Сейчас пока непонятно, о каком конкретно типе вертолетоносцев идет речь, а значит, сложно говорить о степени нужности их для нас. В качестве противолодочного корабля вертолетоносец нашему флоту не нужен. Российский флот имеет ярко выраженную прибрежную ориентированность. Так что противолодочную задачу тут решает авиация берегового базирования. В случаях дальних походов достаточно сил палубных вертолетов крейсеров и эсминцев. Тратить значительные средства на строительство и эксплуатацию специализированного корабля для противолодочных вертолетов – не по нашему бюджету. Как универсальное десантное средство он пока тоже сомнителен. Во-первых, у нас совер- шенно другой принцип проведения десантных операций, «берег – берег», это когда с десантных кораблей техника и десант высаживаются сразу на берег без промежуточной стадии десантных катеров, как это принято в западных армиях. Во-вторых, у нас уже строится серия новейших больших десантных кораблей (БДК) типа «Иван Грен», – заявил Александр Запольскис. С другой стороны, по его словам, пример Сирии показал, что нам могут потребоваться передовые военные базы для оказания помощи союзникам. И в этом смысле УДК может быть полезен: создание сухопутной базы требует времени и ресурсов, к тому же при необходимости ее сложно быстро закрыть, а УДК обладает мобильностью.

Стране вертолетоносцы нужны потому, что они будут олицетворять мощь России и защищать наши интересы. Такое мнение высказал вертолетчик Герой России Валерий Чухванцев. «У нас есть десант, морская пехота. Как их оперативно доставлять туда, где в них есть необходимость? Именно кораблями такого типа. Вертолетоносцы очень помогли бы нам в ходе боевых действий в Сирии», – отмечает эксперт.

Вертолетоносцы строились для борьбы с подводными лодками и в современных условиях больше подходят для выполнения второстепенных, вспомогательных функций – например, высадки десанта, организации радиоэлектронной борьбы. Но вертолетоносцы можно строить, решив главные задачи по строительству авианесущих кораблей. Такое мнение высказал контр-адмирал, ветеран подразделений особого риска Виктор Самсон. «Авианосцы нам сейчас нужны как воздух, что показал и конфликт в Сирии. Сегодня у России в мире есть несколько зон, где необходимо отстаивать наши государственные интересы. Это Арктика, где активно осваивается шельф для добычи полезных ископаемых, Латинская Америка и все та же Сирия. Нам необходимо начать строить современные авианосцы, а параллельно с ними начать строительство баз поддержки в разных регионах земного шара», – заявил Виктор Самсон.

По его словам, авианосцы должны быть современными, и здесь необходимо учесть опыт советского прошлого. Виктор Самсон вспомнил о том времени, когда он находился в должности заместителя командира 10-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота. «В нашей эскадре было два авианесущих крейсера – «Минск» и «Новороссийск», но они почти весь свой срок службы так и простояли на якоре, выходя в море лишь для тренировок. Во многом из-за того, что на них базировались самолеты вертикального взлета Ил-38, радиус действия которых не превышал 120 км. Все топливо уходило на вертикальную взлет-посадку. Современные авианосцы позволяют контролировать гораздо большее пространство. России сегодня нужно около 8–10 авианесущих кораблей», – считает эксперт. Он отметил, что в условиях, когда США наращивают ядерное вооружение малой и средней дальности и строят базы у наших границ, мы просто обязаны ответить на это адекватно. Наиболее эффективным ответом стали бы авианосцы, которые могли бы держать американцев в постоянном напряжении, находясь у их берегов.

Еще один дискуссионный вопрос касается технических возможностей отечественных кораблестроителей. Смогут ли они наладить выпуск больших кораблей? «Если имеется в виду вариант противолодочного корабля, то нам это вполне по силам, – говорит Александр Запольскис. – Хотя и не без некоторых сложностей, так как крупных кораблей российская кораблестроительная промышленность не строила. Если же говорить про вариант УДК, то тут сложнее. Кораблей подобного класса мы не строили никогда. Да и общая технология кораблестроения сегодня изменилась. Если раньше корабль полностью строился на стапеле из отдельных листов и мелких элементов, то сегодня он создается из крупных модулей на манер конструктора Lego. Эту технологию мы пока освоили не очень. В частности, история с «Мистралем» была начата как раз для получения доступа к такой технологии». По словам эксперта, осуществить такой проект кораблестроителям по силам, но при его реализации актуальной станет проблема нехватки стапелей.

Добавим, что модернизация Северной верфи позволит размещать на этом заводе заказы на изготовление судов типа «Мистраль», длина которого составляет 199 м, это вполне под силу петербургским судостроителям. Так что через несколько лет мы вполне можем ожидать новостей о начале строительства отечественного вертолетоносца на невских берегах.

Игорь Строев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+