IT ускоряют логистику | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


IT ускоряют логистику

Опубликовано Алена Журавлева0

Применение перспективных технологий позволит транспортно-логистическим компаниям выходить на совершенно иной уровень конкурентоспособности.

Табло

Есть надежда, что благодаря использованию цифровых технологий российские дороги в скором времени перестанут относиться к категории “главных бед” страны
Фото: rugrad.eu

Влияние информационных технологий на транспортно-логистическую отрасль у людей, в ней не работающих, чаще всего ассоциируется с появлением беспилотников. Профессионалы же смотрят на перспективы развития этого направления совсем иначе – куда более приземленнее. Хотя беспилотники действительно изменят многое, до их реального массового появления на дорогах еще довольно далеко, а IT уже заставляют индустрию транспорта и логистики, в том числе в морской отрасли, трансформироваться, причем достаточно серьезно. И речь идет не про завтрашний день, а про сегодня.

Развитие морских и речных грузоперевозок очень тесно завязано на состояние дорожно-транспортной инфраструктуры, ведь из портов грузы доставляются конечному потребителю по автомобильным и железным дорогам.

Неудивительно, что для России как страны с огромной территорией отсутствие хороших дорог всегда было и будет действительно значимой проблемой. Не зря же в апокрифической фразе названы только две наши главные беды – «дураки и дороги». Но есть вероятность, что в ближайшее время ситуация изменится и дороги будут относиться к категории «беда» лишь в литературе и воспоминаниях. Причина – развитие IT в отрасли.

Да, конечно, важную роль играет применение инновационных материалов для ремонта дорог, но, как известно, лучше не ломать, чем ремонтировать. И в этом как раз помогают IT. Как отмечают эксперты отрасли, расчетный ущерб от «тяжеловесов» на дорогах (тех самых большегрузных автомобилей, про обиды владельцев которых в последнее время так часто вспоминают в связи с работой «Платона») в два раза превышает объем денежных средств во всех дорожных фондах нашей страны.

То есть, даже если сегодня отремонтировали бы все дороги, завтра мы столкнулись бы с тем, что их надо ремонтировать заново. Если кому-то кажется, что небольшой перегруз не наносит особого вреда «здоровью» дорог, то увы – в реальности грузоперевозчики в погоне за прибылью превышают нормативы на десятки процентов. Были зафиксированы даже рекорды – перегруз на 70%. А это значит, что не только сохранность дорожного полотна, но и безопасность других участников движения под угрозой.

Решить проблему (или хотя бы минимизировать ее) должны автоматические пункты весового контроля, устанавливающиеся на дорогах. Это высокотехнологичные программно-аппаратные комплексы, которые взвешивают транспортное средство, анализируют данные, сопоставляя их с нормативами и базой разрешений, и в случае необходимости отправляют эти данные в Центры автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), где с существенной долей автоматизации принимается окончательное решение о вынесении штрафа. Как показывает практика применения таких пунктов на федеральных трассах, доля нарушителей весьма солидна – в среднем порядка 40%, хотя она и зависит от региона. Появление же подобного пункта, как мобильного, так и стационарного, снижает эту долю до единиц процентов.

Очки виртуальной реальности

AR-технологии в логистике позволяют повысить эффективность складских операций, помогая быстрее ориентироваться в помещении склада
Фото: digitalistmag.com

Однако есть и минусы. Федеральная программа по установке пунктов весогабаритного контроля (ВГК) достаточно глобальна – порядка 400 к 2021 году. Регионы же вынуждены справляться сами, поэтому на региональных дорогах подобных пунктов пока мало. К тому же, вопреки устойчивому мнению, дураков в нашей стране тоже не слишком много, поэтому объезжать по региональным трассам пункты контроля водители научились быстро. В результате и без того не самые качественные региональные дороги начали разрушаться еще быстрее. Простейший выход – региональным властям раскошелиться на установку ВГК.

Есть и другой вариант, который сейчас рассматривается на федеральном уровне: установка пунктов на выезде из портов, логистических центров и тому подобное. Необходима будет интеграция с единым центром обработки данных. Возможно, оплачивать эту инициативу придется бизнесу – инициатива есть, но находится в процессе обсуждения Госдумы и Минтранса.

Сам себе ГЛОНАСС

Еще одна IT-система, помимо «Платона» претендующая на высокое звание платформы для цифровизации транспортно-логистической отрасли, – это ГЛОНАСС. Инфраструктура ГЛОНАСС имеет огромный потенциал и возможности для создания новых решений и сервисов. И если «Платон» «захватил» пока только большегрузы, то охват ГЛОНАСС существенно шире – это и пассажирский транспорт, и частные автомобили. В перспективе, пусть и не ближайшей, если не будет какого-либо нового закона – это весь парк транспортных средств. На данный момент на инфраструктуре «ЭРА- ГЛОНАСС» реализованы возможности для мониторинга перемещения транспортных средств и расчета пробега, для фиксации нарушений скоростных режимов, учета расхода топлива с фиксацией заправок и «сливов». Также есть возможность контролировать работу дополнительных датчиков, транспортных средств на маршрутах различной конфигурации, соблюдение режимов перевозки грузов и многое другое. По мнению руководства «ЭРА-ГЛОНАСС», весь этот функционал может быть востребован бизнесом, связанным с транспортом и логистикой. Из других перспективных направлений – интернет вещей на базе технологии узкополосной радиосвязи LPWAN.

Ждать прорыва в развитии некоторых из этих направлений осталось недолго. Во второй половине 2018 года АО «ГЛОНАСС» намерено выйти на самоокупаемость, а затем и на прибыльность, а значит, компании необходимо развивать экосистему партнеров, осваивать новые направления бизнеса и монетизировать существующий потенциал системы.

ГЛОНАСС

В 2019 году на дороги выйдут промышленные серии роботизированных автомобилей
Фото: era-glonass-v-2018_mana.su

Не стоит забывать и о том, что именно ГЛОНАСС может стать основой для перехода на иную систему налогообложения транспортных средств, если таковое решение будет принято. Последнее весьма вероятно, так как именно расчет налога в зависимости от километража эксперты считают самым прогрессивным и справедливым. При переходе к нему каким-то образом надо будет наладить учет реально пройденного автомобилем пути – и инфраструктура ГЛОНАСС здесь пригодится.

IT-реальность

Кроме глобальных, связанных с государственными проектами, IT-систем в транспортно-логистической отрасли есть и более традиционные проекты по автоматизации. «Спрос на различые IT-решения в логистике и транспортной отрасли достаточно высок. Один из основных трендов – полная автоматизация процессов и документооборота. Широко востребованы новые IT-решения, которые оптимизируют процессы и обеспечивают своевременность и бесперебойность поставок, повышают эффективность работы предприятия, сводя к минимуму издержки, ускоряя и упрощая основные операции», – отмечает директор департамента «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» (группа компаний ЛАНИТ) Михаил Смирнов.

По его мнению, актуальны также задачи минимизации издержек, ошибок и ручного труда: «Например, задача поиска и локализации грузов в портах и на складах, задача оптимального планирования по размещению контейнеров на корабле в зависимости от пункта их назначения для минимизации работы кранов при разгрузке, автоматизация учета пересечения грузами границ контейнерных терминалов, задача по автоматизированному поиску, перевозке, разгрузке или укладке грузов».

Директор по продажам Gurtam в СНГ Денис Гребенников говорит о сотнях тысяч единиц транспорта, подключенных к различным системам мониторинга, которые интегрированы с управленческим ПО и системами учета: «Путевой лист, выписанный по старинке, от руки, уже выглядит атавизмом. На самом деле сегодня уже сложно представить транспортное предприятие, не использующее в той или иной степени системы мониторинга транспорта. С помощью программных решений компании контролируют график движения, качество вождения, расход топлива, своевременность ТО, состояние груза и множество других аспектов эффективности использования транспорта». «Степень зрелости компаний в области автоматизации главных операционных процессов их основной деятельности различается, но в целом изменений в сфере использования цифровых технологий уже не избежать. Поэтому необходимо в рамках стратегии развития бизнеса учитывать тенденции и рассматривать комплексную трансформацию и подходы управления бизнесом», – уверена руководитель департамента предпроектного консалтинга по бизнес-приложениям Oracle СНГ Нина Путинцева.

Пограничные технологии

Есть и инновационные технологии, которые пока еще применяются немногими, но называются игроками рынка и аналитиками в числе наиболее перспективных. Речь про BI, Big Data, IoT, AR/VR и искусственный интеллект с машинным обучением.

«Применение перспективных технологий позволяет компаниям выйти на совершенно иной уровень конкурентоспособности, качества обслуживания клиентов и в перспективе увеличить долю рынка. Однозначно можно говорить, что в логистике и транспортной отрасли есть примеры применения таких инновационных технологий, как интернет вещей, больших данных, что является заделом ближайших серьезных изменений», – отмечает Нина Путинцева.

Среди таких первопроходцев – крупнейший грузоперевозчик Северной Америки Schneider. Интеграция целого ряда решений позволила компании изменить процессы и обеспечить водителей пошаговыми инструкциями, как добраться до места назначения. Другой пример – компания Lochbridge, поставщик технологического консалтинга и сервисного обслуживания. Она использует настраиваемые панели для мониторинга автомобилей в реальном времени, определения состояния транспортных средств и предсказания необходимого обслуживания. Платформа также может делать разнообразные прогнозы на основе событий. Это дает заказчикам возможность прогнозировать, какой сервис понадобится в будущем, что позволяет повысить эффективность и избежать простоев.

«Заметное влияние на логистику оказывают технологии Big Data. В частности, если мы говорим об имитационном моделировании логистических процессов и планировании цепочек поставок. Так, создание универсального хранилища разноформатных данных – Data Lake – коренным образом может изменить многие привычные бизнес-процессы. Будь то использование этих данных при построении моделей для планирования перевозок, прогнозирования объема продаж или проверки других бизнес-гипотез. Data Lake позволяет собирать данные «до востребования», в том числе и исторические, – рассказала руководитель направления решений для управления цепочками поставок КРОК Анастасия Гончарова. – Например, в одном из наших проектов мы делали прогноз продаж услуг перевозок с учетом веса грузов и направлений. В процессе работы мы выяснили, что во внутренних источниках компании учитывался вес грузов то с упаковкой, то без. Причем какого-то маркера, по которому можно было это отследить, не было. Именно поэтому технологии Big Data и Data Lake сегодня становятся все более востребованы. «Озера данных» позволяют собрать всю информацию из внешних и внутренних источников, до которых компания может «дотянуться». И бизнес-результат при этом можно получить как через месяц, так и через несколько лет в зависимости от потребностей бизнеса и общей «картины» рынка».

Перспективы Big Data видит и Денис Гребенников: «Машинное обучение и искусственный интеллект, основываясь на больших данных, позволяют заглянуть в будущее – именно здесь я вижу наибольшие возможности для изменений». Среди многообещающих направлений – автоматическое планирование поставок на основании данных об остатках, получаемых от клиента (VMI – Vendor-Managed Inventory), уберизация грузоперевозок, автома- тизированные склады с беспилотными погрузчиками и системами дополнен- ной реальности для работников.

Директор Центра виртуальной реальности компании КРОК Александр Леус также делает ставку на иные реальности: «AR-технологии в логистике позволяют сотрудникам складов повысить эффективность складских операций, помогая быстрее ориентироваться в помещении склада. При обслуживании технических активов с помощью AR можно создавать подсказки и инструкции для производственного персонала по работе с ними в «поле». Виртуальная реальность (VR) может применяться в обучении персонала, обслуживающего суда и инфраструктуру портов. Для этого разрабатываются тренажеры виртуальной реальности, в полной мере воспроизводящие последовательность тех или иных производственных операций или процессов».

По словам Александра Леуса, применение VR перспективно и при проектировании морских судов для детальной визуализации инженерных данных – это поможет сократить сроки разработки и время принятия конструкторских решений. «Цифровые копии портов помогут оптимизировать процессы управления активами порта и его инфраструктурой. Например, в ходе модернизации или строительства портов цифровые макеты могут доступно демонстрировать проектные решения инвесторам и участникам», – отмечает Леус.

В ожидании беспилотников

Закончим все же беспилотниками. Это тоже в какой-то степени уже настоящее. Беспилотники-такси видели в Москве, беспилотные ТС используются на складах и железной дороге. Ожидают, что в 2019 году на дороги выйдут промышленные серии роботизированных автомобилей. Обсуждается возможность создания беспилотных судов. Как рассказала на одной из отраслевых конференций президент Cognitive Technologies Ольга Ускова, текущий заказ «искусственных мозгов» к 2019 году составляет 22 млн копий, следовательно, через полтора года 22 млн машин поедут в роботизированном режиме по дорогам мира. Правда, для этого еще необходимо кое-что сделать. И часть из этого связана с IT. Речь про цифровые 3D-карты, цифровые дорожные знаки (а это часть интеллектуальных транспортных систем) и метки на одежду для более четкого распознавания пешеходов. И если с первым и последним, по идее, проблем быть не должно, то над вторым предстоит усиленно работать в ближайшее время.

Но, как обещают эксперты, оно того стоит, так как это может весьма серьезно перекроить транспортно-логистическую отрасль. Тот, кто запустит беспилотные такси первым, «убьет» разом всех конкурентов – по крайней мере этого ожидают эксперты. Вполне возможно, такая же судьба ждет и рынок грузоперевозок. Но это пока не точно.

Алена Журавлева

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+