Умеренно-"контейнерный" оптимизм | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Умеренно-“контейнерный” оптимизм

Опубликовано Игорь Строев0

Грузооборот морских портов России в 2017 году вырос на 9%. В текущем году тенденция роста должна продолжиться, однако темпы могут снизиться.

Порт

До 2020 года прогнозируется прирост грузооборота балтийских портов России за счет переориентации грузопотоков из портов Прибалтики на Отечественные

В прошедшем году порты страны показали неплохие результаты. Вряд ли достигнутые цифры можно назвать прорывным ростом, однако тенденция позитивная. Грузооборот морских портов России за январь – декабрь 2017 года увеличился на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 786,9 млн тонн. Об этом сообщает Ассоциация морских торговых портов. Отметим, что в 2016-м рост составлял 6,7%, а в 2015-м – 5,7%.

Объем перевалки сухогрузов составил 372,9 млн тонн (+11,1%). В лидерах роста предсказуемо оказалось зерно – его погрузили целых 47,8 млн тонн (+34,7%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 414,0 млн тонн (+7,2%).

В серьезном плюсе оказался Север страны. Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 74,2 млн тонн (+49,1%). Увеличился объем перевалки сухих грузов – до 29,1 млн тонн (+9,5%), наливных грузов – до 45,0 млн тонн (+94,5%). Грузооборот порта Мурманск составил 51,7 млн тонн (+54,5%), на этом фоне успехи Варандея – 8,2 млн тонн (+3,4%) – меркнут.

Если не брать в расчет Север, который по объемам пока не дотягивает до других регионов, то лидерами роста в стране стали южные гавани. Грузооборот морских портов Азово- Черноморского бассейна составил 269,5 млн тонн (+10,4 %), в том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 118,4 млн тонн (+12,4%), наливных – до 151,1 млн тонн (+8,9%). Увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов портов Новорос- сийск – до 147,4 млн тонн (+12,2%), Туапсе – до 26,6 млн тонн (+5,6 %), Кавказ – до 35,3 млн тонн (+6,3%), Тамань – до 14,9 млн тонн (+11,1%), Ростов-на-Дону – до 14,9 млн тонн (+15,6%). Снизился на 1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 9,5 млн тонн, грузооборот порта Керчь.

На втором месте – порты Балтийского бассейна, по динамике роста конкурирующие с Дальним Востоком. Объем перевалки грузов на Балтике увеличился до 247,5 млн тонн (+4,6%), из них: объем сухогрузов увеличился до 105,1 млн тонн (+17,1%), наливных грузов – до 142,4 млн тонн (-3%). Порт Усть-Луга перевалил 103,3 млн тонн (+10,6 %), Приморск – 57,6 млн тонн (-10,6%), Большой порт Санкт- Петербург – 53,6 млн тонн (+10,3%), Высоцк – 17,5 млн тонн (+2,6%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 191,7 млн тонн (+3,3%), из них сухогрузов – 117,4 млн тонн (+5,8%), наливных грузов – 74,3 млн тонн (-0,3%).

А вот в морских портах Каспийского бассейна перегружено всего 3,9 млн тонн грузов (снижение на 34,1%), из них: сухогрузов – 2,8 млн тонн (-9,2%), наливных – 1,1 млн тонн (-64,3%).

«Перевалка зерна в морских портах РФ показала самый большой рост в 2017 году среди других грузов всех видов, внеся заметный вклад в 9-процентный прирост грузооборота отечественных морских портов по итогам года. В связи с очередным рекордным урожаем зерновых в 2017 году объем перевалки зерна в российских морских портах достиг 47,879 млн тонн. Основная часть переваленного в отечественных морских портах зерна – 42,608 млн тонн – ушла на экспорт. Это на 29,5% больше уровня, достигнутого в предыдущем году (32,905 млн тонн)», – подвели итоги в Федеральном агентстве морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Как отметили в ведомстве, по укрупненной грузовой номенклатуре на второе место после зерна по динамике прироста вышли уголь и кокс. В минувшем году рост их перевалки достиг 13,4% (154,476 млн тонн против 136,259 млн годом ранее). Из этого объема на экспорт через морские порты РФ направлено 152,581 млн тонн (+13,5% к уровню 2016 года). Перевалка нефти в 2017 году увеличилась на 11,1% (253,226 млн тонн против 228,008 млн тонн в 2016-м). Из этого объема на экспорт через морские порты России направлено 177,377 млн тонн (+4,4% к показателю предыдущего года).

«Итоги 2017 года для всей отрасли морских перевозок России можно оценить как неоднозначные. С одной стороны, в российских портах отмечался рост объемов перевалки более чем на 9%, в том числе за счет перехода части экспортных грузов из портов Украины и Балтии, наращивания импортного и транзитного грузопотоков и резкого увеличения перевалки каботажных грузов. С другой стороны, продолжилось снижение объема перевозок в заграничном плавании судами под российским флагом – почти на 3% по сравнению с 2016 годом», – считает управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова. По ее словам, каботажные перевозки, рост которых на 54% в 2016 году и на 0,6% в 2017-м обусловлен промышленным освоением нефтегазовых месторождений на арктическом побережье и развитием Крымского полуострова, сегодня обеспечивают 67% объема перевозок судами под российским флагом. И, судя по всему, эта доля будет возрастать, учитывая вступление в силу с 30 декабря 2018 года изменений Кодекса торгового мореплавания: суда под российским флагом получат исключительное право на перевозку углеводородов в акватории Северного морского пути.

На реках России ситуация не столь радостная. Объем грузоперевозок внутренним водным транспортом в 2017 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 0,5%, до 118,6 млн тонн. Основная доля перевозок приходилась на Волжский бассейн, доля которого от общего объема перевозок грузов на ВВП составила 35,7%, Московского – 16,4%, Волго-Балтийского – 11,6%, Азово-Донского – 8,4%, Обь-Иртышского – 5,6%, Камского – 4,2%. Впрочем, слабый рост – это уже неплохой показатель для данного вида перевозок. «За пять лет, с 2012 до 2016 года, масса грузов, перевезенных внутренним водным транспортом, в стране сократилась. Снижение показателя происходило в течение всего периода за исключением 2015 года, когда произошел незначительный рост показателя на 1,9% по сравнению с предыдущим годом. Снижение объема перевозок российским внутренним водным транспортом обусловлено сокращением спроса на перевозки, в том числе со стороны строительного сектора, а также низкой водностью, вводимыми в течение почти всей навигации ограничениями по осадке судов», – констатируют аналитики компании Business Stat.

Перевалка зерна

Перевалка зерна в морских портах России показала самую большую динамику, внеся заметный вклад в прирост общего грузооборота в 2017 году
Источник: agroinfo.com

Прошедший год оказался для портов России самым удачным за последние несколько лет, но этой тенденции можно найти логичное объяснение. Экономика страны вышла из кризиса и адаптировалась к санкционному режиму. Кроме того, благодаря дешевому рублю порты серьезно нарастили обороты экспортных поставок. Нынешний год может оказаться не таким успешным. Все чаще эксперты характеризуют ситуацию в отечественной экономике словом «стагнация». Это значит, что серьезных оснований для роста может попросту не быть. В 2017 году российская экономика вышла из двухлетней рецессии. В 2016-м ВВП страны сократился на 0,2% (в 2015-м он падал на 2,5% после замедления роста до 0,7% в 2014 году). В 2018 году Минэкономразвития рассчитывает на экономический рост около 2%. Вряд ли столь скромные цифры могут «завалить» российские порты грузами в обозримом будущем.

Неудивительно, что в такой ситуации прогнозы чиновников осторожны. Так, например, в начале февраля заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский на церемонии начала строительства международного морского терминала в городе Пионерский под Калининградом заявил, что грузооборот российских портов в 2018 году может вырасти на 5%. При этом, по его словам, рост грузооборота в 2018 году может и превысить 5%. Этому может способствовать укрепление курса рубля. Замминистра отметил также, что в стране все еще наблюдается дефицит портовых мощностей.

Рост грузооборота в российских портах в 2018 году будет минимальным, говорит руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Хорошую динамику могут показать перевалка контейнеров и угля. А вот перспективы 2019-го кажутся эксперту менее оптимистичными. Причина – в планирующемся открытии моста через Керченский пролив. Сегодня порт Керчь и порт Кавказ показывают хорошие результаты благодаря действующей паромной переправе между Крымом и Краснодарским краем, однако с открытием моста объемы морских перевозок перестанут показывать рост.

В 2018 году продолжают действовать тенденции, сложившиеся ранее, считает Людмила Симонова. «Ускорение процесса импортозамещения на фоне ухудшения геополитической обстановки и постепенный рост внутреннего потребления будут оказывать сдерживающее влияние на перевалку экспортных грузов в портах РФ. Ускорится процесс восстановления сегмента контейнерных перевозок за счет как увеличения импортного грузопотока, так и повышения уровня контейнеризации», – говорит она. По словам Людмилы Симоновой, в то же время для российского рынка морских перевозок характерны определенные риски. Во-первых, это зависимость роста грузооборота портов от динамики экспорта ограниченной товарной номенклатуры, спрос на которую на мировом рынке подвержен сильным колебаниям. Суммарная доля угля, нефти и нефтепродуктов по-прежнему составляет около 70%. Экспорт таких товаров, как зерно, минеральные удобрения и черные металлы, демонстрировавших рост в 2017 году, может снизиться вследствие неурожая или повышения внутреннего спроса.

Во-вторых, налицо усиление зависимости от китайского рынка, на долю которого приходится около 15% экспортного грузопотока из России. На сегодняшний день Китай является основным рынком сбыта российского круглого леса, пиломатериалов и целлюлозы, железной руды, свинца, титана, никеля. В структуре нашего экспорта в Китай лидируют сырая нефть (44%), каменный уголь (15%), круглый лес и пиломатериалы (18%). Колебания в закупках российских товаров (переориентация на другие страны-поставщики или снижение по- требления) сразу же сказываются на динамике грузоперевозок и объемах перевалки грузов в портах РФ.

В-третьих, изменение курса национальной валюты отражается на динамике и структуре грузопотока, обслуживаемого морским транспортом, а также на доходах стивидорных компаний и перевозчиков. «В 2017 году на фоне укрепления рубля и исчерпания эффекта девальвации в сегменте международных грузоперевозок произошли существенные изменения: тренд на увеличение экспортного грузопотока и сокращение импорта, действовавший последние три года, сменился на противоположный. Данная тенденция продолжится и в 2018 году, что положительно скажется на динамике перевалки контейнерных грузов», – считает Людмила Симонова.

О контейнерном сегменте как перспективном говорит и руководитель департамента мультимодальных перевозок GEFCO Россия Алексей Парилов. «Основными драйверами роста в контейнером секторе в по- следние годы были экспортные потоки. Можно предположить, что и в 2018 году этот тренд сохранится. Традиционно активность на экспортных направлениях тесно связана с ценой на товар на международных рынках, что для России во многом завязано на валютном курсе. Значительных изменений объема морского импорта не ожидается, можно скорее говорить о сдержанном росте, связанном с постепенным восстановлением уровня потребления. Возможно, мы увидим корректирующее перераспределение импортных грузов между Дальним Востоком и портами Балтики», – предполагает он.

Основные риски для российского рынка морских перевозок, как и обы­ чно, заключаются в плохих погодных условиях в портах и на железных дорогах, ведущих к ним, а также в ухудшении политических условий между странами, которые могут от­ рицательно действовать на торговый оборот между Россией и другими государствами, отмечает генеральный директор ПАО «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. Основу морского грузооборота составляют экспортные грузы: нефть, уголь, нефтепродукты. Структура грузооборота не будет ме­ няться в среднесрочной перспективе, только экспортные перевозки угля, контейнерные и зерновые перевозки будут расти сильнее (более 10% в год), а перевозки нефти и нефтепродуктов, черных металлов – слабее (до 5–6% в год), иногда показывая отрицательную динамику. «Лидером по грузообороту остается Азово-Черноморский бассейн (270 млн тонн), а среди портов – Но­вороссийск (147 млн тонн). Новорос­сийск сохранит за собой лидирующие позиции на протяжении следующих 5 лет. Порты Балтийского бассейна наращивают грузооборот меньшими темпами и остаются на второй позиции с показателем 248 млн тонн, здесь основными портами остаются Усть-Луга (103 млн тонн) и Приморск (58 млн тонн)», – резюмирует Дмитрий Зотов.

На рынке морских перевозок Алек­ сей Парилов выделяет два типа риска: глобальный и локальный. На глобаль­ ном уровне мы ощущаем стремительное приближение изменений, связанных с цифровизацией контейнерной ин­ дустрии. Это, вероятно, приведет к трансформации текущей модели взаимодействия между участниками транспортного рынка. «Для удержа­ ния позиций на рынке прежде всего логистическим операторам нужно быть готовыми к обновлению процессов и продуктов уже в 2018 году. Локальный риск – в инфраструктурных ограничени­ ях, ситуациях, когда экспортные грузы «не могут разъехаться» на пути в порт и в процессе расстановки приорите­ тов контейнерные грузы, например, проигрывают сырьевым потокам», – заключает Алексей Парилов. Еще одну тенденцию на рынке мор­ ских перевозок подмечает директор по интермодальным операциям логистической компании «ДАКСЕР» Роман Ипатов. По его словам, актив­ ное слияние и поглощение на рынке морских глобальных контейнерных перевозок приводит к уменьшению количества компаний-перевозчиков на морском рынке. Однако это дает перевозчикам возможность уверен­ нее контролировать и влиять на со­ отношение спроса и предложения и, следовательно, определять уровень ставки морского фрахта, существенно увеличивая свою долю перевозок на том или ином маршруте. Напомним, в 2017 году произошло поглощение UASC компанией Hapag Lloyd, а также поглощение Hamburg Sud компанией MAERSK. 1 апреля 2018 года также ожидается слияние компаний Nippon Yusen Kabushiki Kaisha Ltd. (NYK), Mitsui O.S.K. Lines, Ltd. (MOL) и Kawasaki Kisen Kaisha Ltd. (K Line) в единое совместное предприятие ONE.

В целом можно говорить о том, что революционных изменений рынок морских перевозок в этом году не пре­ терпит. Если в мире и стране не слу­ чится геополитических потрясений, то перспектива умеренного роста кажется наиболее вероятной. В случае падения экспортных поставок вследствие укре­ пления курса национальной валюты поддержку портам окажет набирающий обороты импорт, который «завязан» на контейнерном сегменте. Тревогу вызывает растущая зависимость России от поставок в Китай, но политические отношения между странами пока без­ облачны и вряд ли серьезно ухудшатся в перспективе одного года.

Участникам рынка необходимо быть готовыми к этим изменениям, чтобы оперативно реагировать на новые вызовы. Об этом говорит и Алексей Парилов. «Прошедший год в индустрии стал годом принятия новых рыночных реалий. Участники рынка, ранее ожидавшие «отскока», в 2017-м активно перестраивали модели работы – можно было наблюдать целый ряд примеров оптимизаций и консолидаций внутри отрасли. Полагаю, что в 2018 году эта тенденция сохранится», – резюмирует эксперт. Если говорить о портах Северо-Запада, то здесь главная интрига состоит в том, удастся ли отечествен­ ным портам откусить еще немного от «прибалтийского пирога». В период до 2020 года прогнозируется прирост грузооборота морских портов России на Балтике в объеме порядка 60 млн тонн, из которых почти половина будет обеспечена за счет переориентации российских грузопотоков из портов Прибалтики на отечественные. Об этом на заседании координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области сообщила заместитель главы Росморречфлота Надежда Жихарева. Скоро станет ясно, на­ сколько верны эти оптимистичные прогнозы.

Игорь Строев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+