Промысловое судостроение как приоритет - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Промысловое судостроение как приоритет

Опубликовано Vitaliy0

Калининградская область намерена в среднесрочной перспективе укрепить свои позиции в рыбопромышленном комплексе страны и достигнуть стратегической цели – качественного развития судостроительной отрасли. В интервью журналу «Морской бизнес Северо-Запада» губернатор Калининградской области Антон АЛИХАНОВ рассказал о том, как предполагается решать эти амбициозные задачи и какие меры предпринимаются для поддержки регионального бизнеса.

Судно

В Калининградской области созданы все условия для строительства рыбопромыслового флота: верфи, площадки по изготовлению комплектующих, проектные организации,
подготовка кадров всех уровней

– Судостроение и рыбо­ промышленный комплекс – одни из ключевых сегментов в экономике Калининградской области. Какова их удельная доля в общем промышленном объеме региона?

– Калининградская область исто- рически славится своим рыбным хозяйством. В послевоенные годы именно рыбохозяйственная отрасль стала основой становления региона. В 50–70-е годы прошлого века с ней было связано все социально-экономическое развитие. Благодаря мерам государственной поддержки в Калининградской области – одной из ключевых в России с точки зрения развития рыбной отрасли – модернизируется промысловый флот, закупается новое современное оборудование для вылова и переработки рыбы, создаются новые предприятия, увеличились уловы и улучшилось качество рыбы, доставляемой на берег, растут объемы выпускаемой продукции. По итогам 2017 года оборот в рыболовстве составил 12,8 млн рублей, в переработке и консервировании рыбо- и морепродуктов – 20,9 млн рублей.

В настоящее время рыбопромышленная отрасль – вертикально интегрированный комплекс. Он включает не только добычу рыбы, ее переработку, но и всю сопутствующую деятельностью, в частности логистику, хранение, заморозку рыбы – всему этому мы тоже уделяем внимание. В области производится оборудование для рыбопереработки, которое востребовано не только на местном рынке, но и предприятиями Дальнего Востока, регионов Севера.

Антон Алиханов

Антон Алиханов

Сегодня мы пришли к нашей ключевой стратегической цели – в Калининградской области положено начало судостроению. Потребность в этом есть как у калининградских рыбаков, так и у промысловиков других прибрежных территорий.

– Какова структура судостроительного комплекса региона? Как она видоизменялась за время существования Калининградской области?

– В регионе действует и развивается несколько судостроительных площадок, есть свободные мощности, чтобы строить суда для рыбопромыслового флота – как крупнотоннажного, так и малого. Судостроительная промышленность региона представлена тремя дочерними организациями Объединенной судостроительной корпорации. Это Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», «33 судоремонтный завод», «Светловское предприятие «ЭРА», а также ряд независимых предприятий.

ПСЗ «Янтарь», основная специализация которого боевые корабли, стал первой площадкой в России, где началось строительство рыбодобывающего флота. Завод реализует контракт на строительство трех траулеров-сейнеров для одного из ведущих рыбопромышленных предприятий Камчатки – рыболовецкого колхоза имени В. И. Ленина. В декабре 2017 года один из них был спущен на воду, поставка всей серии заказчику должна состояться в 2018 году. Строительство судов подобного типа – многофункциональных, способных выполнять различные задачи по промыслу – осуществляется впервые в современной России. Строительство этих сейнеров – крупный и очень важный заказ не только для предприятия, но и для области в целом, мы со своей стороны готовы оказывать этому проекту всю необходимую поддержку для его успешной реализации.

Тенденция развития судостроения и судоремонта связана не только с флагманом отрасли – заводом «Янтарь», но и с деятельностью небольших компаний. В декабре прошлого года состоялся спуск на воду рыбоналивного судна «Капитан Лобанов» на межколхозной производственной базе ЗАО «МПБ». Эта площадка для текущего ремонта и обслуживания флота рыболовецких колхозов действует несколько десятилетий. Но «Капитан Лобанов» – первый масштабный проект, реализованный здесь в постсоветские годы. При этом все инжиниринговые, проектные судостроительные работы выполнены местными специалистами. В соответствии с проектом произведена глубокая модернизация судна, в итоге калининградские промысловики получили комфортный рыбоналивной траулер с высокими показателями эффективности.

Сегодня в Калининградской области созданы все условия для строительства рыбопромыслового флота: это верфи, площадки по изготовлению комплектующих и проектные организации, наши учебные заведения обеспечивают подготовку кадров на всех уровнях.

– Несколько лет назад был анонсирован проект по созданию Прибалтийского межрегионального судостроительного кластера. Какова судьба этого проекта?

Судно

Глубокая модернизация траулера «Капитан Лобанов» – первый масштабный проект, реализованный в постсоветские годы на Межколхозной производственной базе

– Региональным министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли ведется работа по формированию судостроительного кластера в Калининградской области. Планируется, что во второй половине 2018 года в Минпромторг России будет подана заявка на подтверждение кластера предъявляемым требованиям. Это позволит участникам кластера воспользоваться государственными мерами поддержки.

– Какие меры поддержки со стороны правительства региона действуют в Калининградской области в отношении судостроительных и рыбопромышленных предприятий?

– Безусловно, поддержка осуществляется. Она ведется сразу по нескольким направлениям. Один из механизмов  – государственная программа Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства». Наш приоритет в  сфере реализации программы  – формирование условий для развития и поддержки бизнеса в обрабатывающей промышленности. С 2015 года, с вступлением в силу федерального закона №  488-ФЗ «О промышленной политике», созданы рамочные условия для обновления российской промышленности, в том числе ряд институтов поддержки отечественных производителей, такие как Фонд развития промышленности и Российский экспортный центр.

В прошлом году создан региональный фонд развития промышленности, который входит в структуру фонда «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области». Его  основной целью является модернизация промышленности, организация новых производств и реализация политики импортозамещения путем предоставления финансовой и информационно-консультационной поддержки. Для реализации проектов фонд предоставляет целевые займы под 1  и 5% годовых.

Рыба

Рыбопромышленный комплекс региона сработал планово. «Шпротной» программой изначально планировалось утроить производство – мы пришли к этому

На базе фонда функционирует региональный консультационный центр, где можно получить исчерпывающую информацию по региональным программам софинансирования проектов в сфере обрабатывающей промышленности, а также региональным и федеральным государственным мерам поддержки.

По программе развития рыбохозяйственного комплекса калининградским промысловикам из областного бюджета субсидируется 30% затрат на обновление флота, возведение и  оборудование пунктов по приемке и заморозке рыбы, компенсируются расходы на топливо, возмещается часть процентной ставки по кредитам. В настоящее время принято решение о продлении областной программы развития рыбохозяйственной отрасли до 2030 года с акцентом именно на  обновление флота.

– Какие меры в целом, на ваш взгляд, необходимо предпринять на федеральном уровне для качественного развития судостроения?

– Полагаю, что Министерство промышленности и торговли России предпринимает все возможное. Ведомство реализует комплекс мер по обеспечению государственной поддержки строительства в России гражданских судов, в том числе пассажирских. Одной из них является предоставление субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008– 2016 годах на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение гражданских судов.

В прошлом году утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета отечественным организациям на возмещение части затрат на приобретение или строительство новых гражданских судов взамен сданных на утилизацию. Размер субсидии составляет не более 15% стоимости в случае строительства нового пассажирского судна и не более 10% стоимости строительства нового гражданского судна другого типа. Эта мера позволит дополнительно мотивировать судовладельцев к размещению заказов на судостроительных предприятиях нашей страны.

В обновленном законе о рыболовстве, принятом в 2016 году, заложены меры господдержки строительства новых рыбопромысловых судов на отечественных верфях и береговых рыбоперерабатывающих заводов в виде квот на инвестиционные цели. Меры, которые сегодня предпринимаются в рыбохозяйственной отрасли, достаточно серьезно активизировали интерес рыбаков к модернизации, строительству флота, появились новые заказы у судостроителей.

– Как вы оцениваете качественные итоги минувшего года для рыбопромышленного комплекса Калининградской области?

– Рыбопромышленный комплекс региона сработал планово, все, что было намечено, выполнено. Вылов рыбы по итогам 2017 года составил 210 000 тонн на океаническом промысле и 75 000 тонн – на прибрежном, пищевой продукции из рыбы произведено более 380 000 тонн. Также мы подвели итоги «шпротной» программы: изначально планировалось утроить производство – мы пришли к этому. Если в 2014–2015 годах в области производилось 15–18 млн физических банок, в 2016-м – 32 млн, то в 2017 году выпущено 48 млн физических банок шпрот. Область достигла поставленной цели и в судостроении – в части проектирования.

– Каковы перспективы текущего года? Что необходимо сделать, чтобы минимизировать экономические риски для рыбопромышленных предприятий региона?

– В настоящее время более трети всей произведенной в России рыбоконсервной продукции приходится именно на Калининградскую область, общая доля рыбной продукции достигает 10% от общероссийского объема. Считаю, что нам нужно удержать на уровне вылов рыбы, продолжить разработку проектов промысловых судов, которые мы будем строить в нашем регионе для рыбаков.

– В регионе ранее была принята программа развития рыбопромышленного комплекса. Каковы основные положения, заложенные в ней, что уже сделано и что предполагается сделать в ближайшие годы?

– Программа действует в регионе уже несколько лет. Первоначально основной упор был сделан на развитие прибрежного рыболовства. Дело в том, что лишь малая доля добываемого сырья позволяла делать шпроты, рыбопереработчики были вынуждены закупать калиброванную кильку в Швеции, странах Прибалтики. Рентабельность такого производства была очень низкой. Поэтому областная программа имела четкий прицел на модернизацию флота, создание береговой инфраструктуры по приемке и обработке уловов. Благодаря Рыбопромышленный комплекс региона сработал планово. «Шпротной» программой изначально планировалось утроить производство – мы пришли к этому принимаемым мерам проведена модернизация 12 рыболовных траулеров, что позволило повысить эффективность промысла, поставлять для переработки сырье более высокого качества; запущено два современных комплекса для приемки и заморозки рыбы – инфраструктура под добываемые объемы уже сформирована. В 2016 году и первой половине 2017-го основная работа была сосредоточена на увеличении производства шпротных консервов. Эту задачу мы выполнили. Отмечу, что с развитием шпротного производства в регионе созданы новые рабочие места – до 1000. Изготовление шпрот – ручной процесс, здесь нельзя прийти к полной автоматизации – отсюда столько новых рабочих мест, и это не считая смежных отраслей.

Повторюсь, наша новая цель – обновление флота.

– Отечественные судостроительные предприятия испытывают дефицит кадров. Как в Калининграде системно решается кадровая проблема?

– Правительство области уделяет большое внимание решению кадрового вопроса. Мы понимаем нужды отрасли, выстраиваем соответствующую кадровую политику. В регионе есть учебные заведения, которые готовят необходимых специалистов. Что касается высшего образования, то это Калининградский государственный технический университет, где работают факультеты судостроения, механико-технологический. Среднее звено представлено Калининградским морским рыбопромышленным колледжем.

– Как вы оцениваете инновационную составляющую калининградского судостроительного бизнеса?

– По основным показателям инновационного развития реального сектора экономики, которые рассчитываются по результатам федеральных государственных статистических наблюдений, Калининградской области есть куда расти. Региональным министерством по промышленной политике разработан проект стратегии инновационного развития промышленности Калининградской области, которая впоследствии станет разделом стратегии социально-экономического развития региона. В проекте судостроительная отрасль обозначена в качестве одного из приоритетов специализации реального сектора экономики Калининградской области на период с 2018 по 2030 год.

– В стране активно реализуется программа импортозамещения. Как вы оцениваете итоги первых лет работы этой программы? Какие плюсы и минусы могли бы отметить?

– Область добилась важных результатов в плане импортозамещения в рыбохозяйственном комплексе, более того, делаются шаги в развитии экспорта. Я уже упоминал о трехкратном увеличении производства шпрот, при этом все сырье добыто российскими рыбаками.

Возобновили работу научно-производственное объединение «Рыбтехцентр» и другие предприятия, которые делают оборудование для отрасли. НПО «Рыбтехцентр» специализируется на разработке оборудования для переработки рыбы и морепродуктов. Машины и механизированные линии по обработке рыбы используются на промысловых судах, плавбазах и береговых предприятиях в странах бывшего СССР, поставляются в страны ЕС, Юго-Восточной Азии, Африки, Южной Америки. У «Рыбтехцентра» есть возможности стать промышленной площадкой для разработки новых, более эффективных технологий переработки рыбы под существующие запросы рынка. Сегодня на предприятии размещены заказы для рыбоперерабатывающих предприятий с Дальнего Востока, Севера и, конечно же, самой Калининградской области.

Компания «Фишеринг сервис» – крупнейшее в России предприятие по производству и поставке орудий лова для промысловых судов, а также сопутствующих товаров и материалов. Продукция предприятия широко востребована за рубежом, в том числе у ведущих рыбодобытчиков мира из Исландии, Китая, Южной Кореи, с Фарерских островов. При этом доля экспорта в общем объеме реализации превышает 80%. Орудиями лова «Фишеринг сервис» добывается более 2,5 млн тонн рыбы ежегодно.

В настоящее время в регионе началось развитие гражданского судостроения. В прошлом году спущено на воду после глубокой модернизации, фактически строительства, промысловое судно. Все работы были выполнены местными специалистами. Калининградскими проектировщиками разработаны проекты современных промысловых судов – это очень важный шаг в импортозамещении.

– Насколько сам бизнес готов к активному участию в импортозамещении и внедрению на производстве наилучших доступных технологий?

– Считаю, что бизнес готов к импортозамещению. Однако еще есть вопросы в части аналогов импортного оборудования и технологий. Процесс замещения небыстрый. Правительство Калининградской области совместно с бизнесом пытается ускорить эти процессы путем внедрения собственных разработок, локализации производств на территории региона.

Георгий Дмитриев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+