Успеть за быстро меняющимся миром | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Успеть за быстро меняющимся миром

Опубликовано Георгий Дмитриев0

Морской отрасли России остро необходимы молодые амбициозные кадры. Ректор Калининградского государственного технического университета (КГТУ) Владимир ВОЛКОГОН рассказал нашему журналу, чем можно заинтересовать молодое поколение и как вузы реагируют на вызовы рынка.

Владимир Волкогон– В сентябре этого года начался новый учебный год. Как прошла приемная кампания, довольны ли вы ее результатами?

– Быть довольным есть все основания. Уже 5 лет у нас в университете работает Управление профориентационной работы и содействия трудоустройству. Именно эта структура отвечает за проведение приемной кампании. Но это не значит, что она активизируется только летом. В течение всего года сотрудники этого структурного подразделения ездят по школам, представляют наш вуз Владимир Волкогон на международных образовательных выставках, мониторят ситуацию о предпочтениях выпускников школ. Несмотря на то что данные о ре- бятах, сдающих ЕГЭ по физике и профильной математике, необходимых для поступления на большинство направлений в КГТУ, были неутешительные: количество таких выпускников сократилось, – бюджетные места были закрыты даже раньше намеченного срока. Особенно приятно, что средний балл по ЕГЭ среди наших сегодняшних первокурсников выше, чем у старшекурсников.

– Какие специальности пользуются среди студентов особой популярностью? С чем это связано?

– На эти вопросы поможет ответить свежая новость о составленном в сентябре Минтрудом списке самых высокооплачиваемых профессий. На первом месте – капитан дальнего плавания. В первой десятке есть также строители, электроэнергетики. Это все профили нашего университета.

Стратегия развития рыбной отрасли до 2030 года предполагает создание флота, который уже строится по всей стране. Это значит, что сейчас очень востребованы корабелы, промысловые рыбаки, судовые механики, технологи и другие специалисты, которых готовят в том числе и в стенах нашего вуза.

Абитуриенты, их родители следят за потребностями рынка занятости, это в том числе подтверждает и приемная кампания этого года.

– КГТУ обеспечивает квалифицированными кадрами всю Россию, но в первую очередь – Калининградскую область. Каковы потребности региона в молодых кадрах?

– Крылатую фразу «кадры решают все» мы, возможно, повторяем слишком часто, но это действительно так. Сегодня, когда все меняется очень быстро, необходимо обеспечить потребности экономики и производства реальной промышленности кадрами, которые смогут справиться с поставленными задачами.

Кроме обновления кадров есть еще проблема переобучения тех, кто готов и дальше работать на своих же предприятиях, но им необходимо приобрести новые, современные умения и навыки. Я вижу и в этом функцию Калининградского государственного технического университета, который в первую очередь должен работать на потребность регионального реального сектора экономики.

КалининградА что касается направлений востребованности молодых кадров, то это полный спектр инженерных кадров и кадров экономической направленности: и сельское хозяйство, и промышленное рыболовство, и аквакультура, и энергетика, и другие направления. Без наших выпускников в регионе сегодня не работает ни одно промышленное предприятие.

– В целом готова ли молодежь к работе в рыбной отрасли России? Чем можно заинтересовать молодое поколение?

– Отвечу на этот вопрос через призму работы в море. Она требует определенных ограничений, особого склада характера, терпения, готовности работать в замкнутом пространстве, в отрыве от родных и близких. Существует классическая формула: чем выше благосостояние страны, тем меньше желающих работать по морским профессиям в море. Просто потому, что можно зарабатывать и жить достойно на берегу.

Многое зависит и от пропаганды профессии, пропаганды в хорошем смысле этого слова. В конце концов, никто не отменял такой важной составляющей работы моряка, как романтика. Многие с детства мечтают работать в море, продолжая семейные традиции. Это основная, фундаментальная составляющая, на которой держится комплектация плавсостава в России.

Большое профориентационное влияние оказывают и наши прекрасные парусники. Могу привести такой пример: на «Крузенштерне» в последние годы проходят практику курсанты из Астрахани, и наши южные коллеги отмечают, что, как только группа практикантов возвращается из рейса на прославленном барке, в Астраханском регионе резко возрастает количество желающих работать на морских просторах.

Третья составляющая – молодежь, которая видит, что своим честным, тяжелым морским трудом может обеспечить достойный уровень и социальные, материальные блага себе и близким.

Представители этих разных сегментов молодежи на данный момент и составляют студенческий и курсантский состав обучающихся в наших учебных заведениях для получения морской специальности и дальнейшей работы в море. Проблем с набором в настоящий момент нет. Да, конкурс по высшему образованию небольшой, но только потому, что абитуриенты сразу подают оригиналы документов, и только на морские направления.

АудиторияЧто касается среднего профессио­нального образования, то конкурс в последние годы очень велик: 4–5 человек на место. Мы даже на дого­ворной основе не можем удовлетво­рить потребности всех поступающих на морские профессии.

Долгое время рынок труда и система образования жили как бы отдельно друг от друга. В то же время во многих отраслях рос дефицит специалистов, а в других, наоборот, наблюдался их явный переизбыток. Как ситуация складывается сегодня? Знают ли образовательные учреждения о потребностях работодателей?

– Это серьезная проблема, и она заключается не только в том, что рынок не сбалансирован с учетом нашей демографии, но и в том, что работодатели далеко не всегда довольны качеством выпускников. Сейчас практически по всем направле­ниям разработаны профессиональные стандарты, которые определяют тре­бования к подготовке. В разработке профстандартов принимали активное участие работодатели, и грань между требованиями к тому или другому выпускнику – среднего или высшего профессионального образования – юридически стандартно решена. А в том, что касается взаимодействия, еще много предстоит сделать.

В прошлом году руководитель Фе­дерального агентства по рыболовст­ву – заместитель министра сельского хозяйства России Илья Васильевич Шестаков выступил с идеей создания в отрасли электронной базы данных, где отображались бы имеющиеся ва­кансии для всех рыбохозяйственных учреждений и предприятий Россий­ской Федерации. Эта электронная площадка должна быть прикреплена к сайту Федерального агентства по рыболовству.

Калининградский государственный технический университет взял на себя инициативу и разработал оболочку та­кой базы данных. В ближайшее время она будет представлена специалистам и руководству Росрыболовства.

Остается только одна проблема – чтобы предприятия и учреждения рыбохозяйственной отрасли систе­матически заполняли данные по ва­кансиям своей зоны ответственности. В этом случае все учебные заведения и все население России будут видеть, в каком регионе, какие сотрудники, с какой квалификацией нужны, начиная от рабочих профессий и заканчивая руководителями.

ВинтМы надеемся, что благодаря такой базе данных начнется здоровый трудо­вой процесс миграции специалистов, которые будут заполнять вакансии. А в итоге сбалансируется весь рынок труда в рыбохозяйственной отрасли.

– Насколько гибко вам удается реагировать на потребности рынка? Ведь ситуация в судостроении постоянно меняется, появляются потребности в новых специальностях, подчас весьма узкоспециализированных…

– Для того чтобы соответствовать потребностям рынка труда, мы пос­ тоянно проводим мониторинг, прежде всего в рыбной отрасли региона – для поиска каких-то новых направлений, специалистов. Поэтому сегодня мы занимаемся реорганизацией кафедр, направлений подготовки, развиваем новые специализации. Приходится также постоянно модернизировать под новые технические требования уже имеющиеся программы, по которым подготовка ведется многие годы.

С другой стороны, возвращаясь к морской тематике: если мы видим, например, что востребованность мор­ских специалистов очень высока, а мы получаем контрольные цифры приема на 2018 год в два раза меньше, чем на сегодняшний день, то бьем во все колокола, подключаем Росрыболовство, обращаемся к руководству региона, чтобы объемы госзаказа были пересмотрены в сторону увеличения в соответствии с реальными потребностями рынка труда.

– В России довольно распространено так называемое целевое обучение, когда предприятие заключает договор с будущим сотрудником и готовит его, что называется, «под себя» с первого учебного часа. Есть ли у вас такие примеры взаимодействия?

– От целевого обучения Калининградский государственный технический университет отказался уже несколько лет назад. Откровенно говоря, такая форма обучения со временем превратилась в лазейку для поступления в вузы детей руководителей предприятий, не способных в силу слабости своих знаний пройти по общему конкурсу.

На мой взгляд, необходимо вносить корректировки в положение о целевой подготовке, так чтобы право заключать трехсторонние договоры по целевой подготовке могли не только государственные учреждения, но и коммерческие предприятия. Бизнес за 20 с лишним лет созрел и, я уверен, будет направлять для целевой подготовки достойных кандидатов.

ТренажерНе секрет, что в последние годы как крупный, так и средний бизнес задыхается без квалифицированных инженерных, технических кадров. Бизнес-сообщество не заключает таких договоров, потому что нужно оплатить весь период обучения студента. В то же время государство финансирует бюджетное образование, а бизнес и так делает значительные отчисления в виде налогов в казну. За счет налогов и должна вестись трехсторонняя подготовка.

Я считаю, что нужно постараться найти ту золотую середину, которая позволит и государственным учреждениям, и предприятиям бизнеса заключать договоры на целевую подготовку. В этом случае конкурс на «целевиков» вырастет так, что сравняется с основным бюджетным конкурсом, а может быть, и превысит его.

– Какие пожелания вы могли бы адресовать работодателям? Ведь от их активности тоже зависит многое…

– Когда работодатели сетуют на слабый или средний, недостаточный уровень умений и навыков выпускников, я всегда спрашиваю: «А у вас проходили практику наши студенты?» Ведь практическое обучение – и первая практика, и вторая, и преддипломная – это часть основной программы государственных образовательных стандартов, и от качества прохождения практики данного студента или курсанта во многом зависит, отвечает ли он требованиям работодателя или нет. Поэтому пожелания у меня к работодателям только одно: не считайте практикантов за обузу или черновую рабочую силу, как это зачастую происходит на флоте или производстве. И тогда вы будете получать более качественные кадры, а самое главное – в этом случае будущие молодые специалисты с большим желанием выберут именно ваше предприятие.

– Калининградский государственный технический университет – старейшее и крупнейшее высшее учебное заведение отрасли рыбного хозяйства России. В июле следующего года вузу исполнится 105 лет. Каковы основные этапы становления университета?

– Наш университетский комплекс располагается в одном из самых молодых регионов России – Калининградской области, которой всего 71 год. Но история КГТУ уходит корнями глубже и насчитывает уже более века. Не случайно в 2013 году именно на базе Калининградского государственного университета отмечалось 100-летие высшего рыбохозяйственного образования России. 13 июля 1913 года император Николай II подписал «Закон об учреждении Отделения рыбоведения при Московском сельскохозяйственном институте». В 1923 году отделение рыбоведения преобразовали в рыбохозяйственный факультет Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. А в 1930-м было принято постановление о развертывании в Москве на базе этого факультета Института рыбной промышленности и хозяйства, который стал сокращенно называться Мосрыбвтуз.

КрузенштернВ 1958 году правительство СССР после многочисленных просьб руководства нового прибалтийского региона приняло решение перебазировать технический институт из Москвы в Калининград. Перевезли техническую и лабораторную базу, переехали крупнейшие ученые и педагоги отрасли, отправились доучиваться московские студенты. Первый учебный год в Калининградском техническом институте рыбной промышленности и хозяйства начался 1 сентября 1959 года.

В 1994 году КТИРПиХ был преобразован в Калининградский государственный технический университет. В 2012 году приказом Федерального агентства по рыболовству к нашему университету присоединены Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж и Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, в том числе Калининградский морской рыбопромышленный колледж, являющийся структурным подразделением БГАРФ.

– Как вы оцениваете перспективы работы Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа, находящегося в структуре университета? На какие специальности в нем набирают абитуриентов?

– СПбМРК – одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга, и мы всячески его поддерживаем. Откровенно говоря, до его вхождения в структуру КГТУ в качестве филиала там были очень большие проблемы с набором абитуриентов. Достаточно сказать, что вообще не было конкурса. Как следствие – абитуриенты приходили слабого уровня.

С вхождением колледжа в состав КГТУ, который знают и в стране, на Северо-Западе, и за рубежом, вопрос с набором в СПбМРК больше не стоит. Мало того, появился конкурс и есть желающие получать образование даже на платной основе. В настоящий момент мы уже начинаем испытывать недостаток в квалифицированных преподавательских кадрах, чтобы закрыть педагогическую нагрузку в таких объемах. Но будем делать это за счет профессорско-преподавательского состава калининградского региона, то есть за счет колледжа, университета и академии, чтобы сохранить качество и уровень подготовки.

БассейнВ колледже сегодня широкий спектр специальностей, среди которых судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, ихтиология и рыбоводство, обработка водных биоресурсов и другие. Открытие подготовки в филиале по программам высшего образования в настоящий момент не ведется и не планируется. В то же время обучающиеся в филиале по программам среднего профессионального образования получают возможность продолжения своей ступенчатой подготовки по морским направлениям в Калининграде, по различным формам обучения.

– Как вы взаимодействуете с другими морскими вузами?

– С вузами, которые ведут подготовку морских специалистов, мы взаимодействуем самым тесным образом. Это вузы и Росрыболовства, и Министерства транспорта. Сотрудничаем с ними по методической линии, участвуем в совместных конференциях, обмениваемся учебнометодическими пособиями. В личном контакте с большинством ректоров вузов Минтранса координируем общие проекты и совместные действия.

Кроме того, учреждена экспертная рабочая подгруппа по человеческому капиталу федерального проекта MariNet. Ее соруководителями являются ректор КГТУ и ректор Государственного университета морского и речного транспорта имени адмирала С. О. Макарова. Вся деятельность по выполнению международных требований и совершенствованию подготовки кадров плавсостава ведется под неусыпным контролем и руководством Минтранса.

Наша конвенционная подготовка в настоящий момент одобрена Минтрансом, что позволяет нам выдавать соответствующие дипломы на морское звание, признанные морскими администрациям портов России и всего мира. Ведь морское сообщество не делится на отрасли, имеется лишь определенная специфика, которая сводится к общим целям: нахождение в море, обеспечение безопасности мореплавания и выполнение производственных задач, будь то перевозка, рыбная ловля или переработка.

– Какие меры, на ваш взгляд, в целом необходимо предпринять на федеральном уровне для качественного развития кадрового потенциала рыбопромышленной отрасли?

– Давайте рассмотрим ситуацию на примере профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава отраслевых учебных заведений. Кстати, ситуация эта соответствует положению дел и в рыбопромышленных компаниях. Общая проблема – неустанно растет средний возраст профессиональных кадров. Очень слабо идет обновление квалифицированных преподавателей по узконаправленным техническим инженерным предметам, потому что привлечь «звездную» молодежь – а заниматься преподаванием и наукой должна именно она! – очень сложно из-за низкого социального обеспечения преподавательского состава высшей и средней школы.

Мы понимаем, что резко поднять зарплату молодых и перспективных ассистентов и даже доцентов в 2–4 раза бюджету не под силу. Но в то же время понимаем и молодых людей, которым нужно создавать семьи, иметь крышу над головой. Молодежи, кото- рая в перспективе готова связать свою карьеру с педагогической, научной деятельностью, необходимо оказывать всестороннюю государственную поддержку, к примеру в приобретении жилья. Это поможет закрепить молодые кадры в вузе или колледже. То же самое касается и работы на рыбохозяйственных предприятиях. Но там это больше забота бизнеса, а здесь – государственная задача. И без содействия федерального бюджета ее не решить.

С другой стороны, достаточно создать законодательные экономические инструменты, которыми вуз смог бы воспользоваться, чтобы справиться с этой задачей. Речь идет об упрощении оформления инвестиционных проектов по строительству жилья на земельных участках, относящихся к вузам, или предоставлении вузам права участия в долевом строительстве за счет своих внебюджетных средств. В настоящий момент и то и другое либо невозможно, либо очень проблематично.

Старение кадров педагогического и научного корпуса – проблема не только Калининградского государственного технического университета, она общая для высшей школы всей страны. У нас действует программа поддержки молодых ученых и преподавателей, выработана стратегия стимулирования опытных научных деятелей, профессоров с целью воспитания смены поколений. Но того, что делается, явно недостаточно, а на большее у университета возможностей пока нет.

– Какова стратегия развития КГТУ в среднесрочной перспективе?

– Мы стараемся двигаться так, чтобы успевать за быстро меняющимися потребностями производства и экономики. Уже несколько лет активно работаем над тем, чтобы в стране был учрежден и узаконен статус Национального морского (или морехозяйственного) университета, которых, на мой взгляд, в России должно быть несколько, и неважно, к какому ведомству они будут относиться. Главное, чтобы в этих университетах перекрывался весь спектр потребностей морехозяйственной деятельности и продовольственной безопасности страны, была соответствующая государственная поддержка. Конечно, мы надеемся доказать всем своим потенциалом, своими идеями и достижениями, что КГТУ достоен стать одним из таких вузов.

Георгий Дмитриев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+