Кладовые Арктики | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Кладовые Арктики

Опубликовано Нонна Цай0

На современном этапе российский арктический шельф нуждается в новых отечественных технологиях геологоразведки и добычи нефти и газа.

Платформа

По данным Oxford Institute for Energy Studies и оценкам национальных энергетических ведомств, Россия располагает 58% всех неразведанных запасов нефти и газа, из которых 22% сосредоточено в Арктике
Фото: shelf-neft.gazprom.ru

Проблемы освоения ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ обсуждались в Северной столице в ходе работы 13-й Международной выставки- конференции RAO/CIS Offshore 2017. Конференция RAO/CIS Offshore стала уже традиционной дискуссионной площадкой для обсуждения профессиональных вопросов освоения нефтегазовых месторождений российского шельфа и принятия стратегических решений в сфере комплексного развития морской добычи углеводородов.

Неподдельный интерес у профессионалов вызвали важнейшие вопросы повышения научного и технологического потенциала для развития Арктики, локализации производства и создания территориальных кластеров, обеспечения экологической и промышленной безопасности в Арктическом регионе, принятия мер государственной поддержки глобальных энергетических проектов и расширения деловых связей.

Одноименная выставочная экспозиция в Михайловском манеже продемонстрировала целый спектр перспективных энергетических проектов в Арктике, новейшие технологии в области судостроения и разработки морских нефтегазодобывающих комплексов, оборудование и инжиниринговые услуги для освоения континентального шельфа.

В ходе пленарного заседания «Реализация шельфовых проектов – драйвер промышленного и экономического развития» морские специалисты и нефтяники обсудили проблемы освоения Арктики и континентальных шельфов северных, восточных и южных морей России. Эти вопросы включены в число наиболее значимых приоритетов государственной политики. Очевидно, что решение таких задач невозможно без построения эффективного открытого диалога с представителями всех ветвей власти, укрепления международной кооперации, налаживания профессиональных контактов и стратегического сотрудничества между соседними государствами.

Арктика стала реальностью

«Россия вступает в принципиально новый этап освоения арктического пространства: еще на рубеже 2000-х реализация шельфовых проектов казалась нам далекой и несбыточной, а проекты научно-фантастическими. Сегодня ситуация коренным образом изменилась – такие проекты стали реальностью, – считает академик РАН, председатель научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексей Конторович. – Российские компании всерьез и по-крупному вышли в Арктику. Реализуемые проекты пионеров Арктики – Газпрома, Роснефти, НОВАТЭКа, Лукойла – демонстрируют высокий научно-технический потенциал российских исследовательских и проектных институтов, производственных предприятий и поставщиков оборудования из регионов России. Но при этом на современном этапе российский арктический шельф нуждается в новых отечественных технологиях геологоразведки и добычи нефти и газа».

Таблица

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Согласно последним исследованиям, углеводородные ресурсы арктического шельфа оцениваются в объеме порядка 20 млрд тонн условного топлива, на континентальном шельфе сосредоточено до четверти объема мировой добычи углеводородов, говорит заместитель генерального директора ПАО «Газпром нефть» Андрей Патрушев. Поэтому многими странами Арктика рассматривается как стратегический регион с колоссальными запасами различных ресурсов, в частности углеводородов. При этом северные территории обладают прекрасными логистическими возможностями.

«Шельф России рассматривается как регион, промышленное освоение которого позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в наших традиционных углеводородных провинциях и обеспечит значительную часть энергетических потребностей России, – считает Патрушев. – Освоение шельфа позволит вовлечь в эти процессы практически все отрасли промышленности. Развитие Арктики станет локомотивом для развития ключевых отраслей промышленности, и, как следствие, это создаст мультипликативный эффект и повысит экономические показатели нашей страны».

Стоит отметить, что интерес к шельфовым проектам в российской Арктике, подогреваемый ростом нефтяных коти- ровок, год от года растет. Открывать новые месторождения газа и черного золота в Арктическую зону приходят не только зарубежные компании, но и крупные российские ВИНКи. На сегодняшний день портфель шельфовых активов в периметре ПАО «Газпром нефть» включает Приразломное НМ (в стадии добычи) и находящиеся в стадии геологоразведки – Северо-Западный ЛУ, Долгинское НМ, Хейсовский ЛУ, Северо-Врангелевский ЛУ, Аяшский ЛУ. Этап геологоразведки новых месторождений Арктики потребует времени – по оценкам экспертов, он займет 7–12 лет, последующая эксплуатация месторождений продлится в течение 25–30 лет.

Нужны прорывные технологии

Роль российской науки в освоении северных месторождений переоценить сложно, однако вход в Арктику требует проведения широкомасштабных фундаментальных исследований и зна- чительных ассигнований со стороны государства.

«Технологический прорыв в осво- ении шельфа совершенно необходим именно сейчас, поскольку очевидна недостаточная геологическая изучен- ность этих территорий, равно как и недостаточно подготовлены запасы для промышленной переработки, – подчеркнул заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Киселев. – Большие бюджетные средства тратятся на комплекс геологоразведочных, технологических, научных работ по развитию Северного морского пути, создающего инфраструктуру Арктики и шельфа. У нас есть большие наработки по освоению шельфа в районе Сахалина, аналогичную работу предстоит выполнить, двигаясь с запада на восток шельфа Северного Ледовитого океана. И здесь очень важна роль государства как драйвера в создании инфраструктурного обеспечения активности бизнеса в этом регионе».

Льды

В 2035 году 60% мировой добычи углеводородов будет осуществляться из месторождений, которых еще нет на карте Земли
Фото: rosneft.ru

В то же время, признают ученые, нынешние темпы добычи углеводородов на российском шельфе достаточно высоки: если в 2015 году с платформы «Приразломная» в Печорском море был добыт первый миллион тонн арктической нефти, то сегодня объемы добычи здесь превышают 4 млн тонн, а одни только планы нефтедобычи с «Приразломной» на 2017 год составляют свыше 3 млн тонн.

«Российские компании показали хорошие результаты при реализации шельфовых проектов освоения морских месторождений и создания технологий глубоководной газонефтедобычи. По итогам 2016 года добыча нефти на российском шельфе составила 22,3 млн тонн, что на 18% больше, чем в предыдущем году, объемы газодобычи возросли за год на 4% и составили 32,9 млрд куб. м, – отметил в своем докладе заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов. – Согласно прогнозам Минэнерго РФ, в 2017 году ожидается рост объема добычи нефти в Арктической зоне до 26 млн тонн, газа – 34 млрд куб. м».

Кирилл Молодцов напоминает, что в соответствии с целевыми показателями объем добычи нефти на российском шельфе в 2035 году должен достигнуть 50 млн тонн. В то же время ключевым фактором при освоении континентального шельфа, помимо реализации научно-исследовательского потенциала остается развитие новых эффективных технологий, поставка современного нефтегазового оборудования и морской техники, ориентированной на снижение себестоимости добычи. «Мы заинтересованы в создании прорывных технологий – от геологоразведки и добычи до транспортировки углеводородов, особенно с глубоководных месторождений. В целях стимулирования бизнеса правительство рассматривает возможность изменения регулирования специальных инвестиционных контрактов. В связи с этим Минэнерго и Минпромторг окажут поддержку проектам, связанным с разработкой морского и континентального шельфа, в этом мы видим основной драйвер развития», – уточняет Кирилл Молодцов.

Подводная добыча

Мировые тенденции нефте- и газодобычи все чаще отыгрывают шельфовый сценарий – фокус внимания отечественных и зарубежных компаний переместился с суши в сторону обширных шельфовых запасов, которые, по самым скромным оценкам, составляют 280 млрд баррелей. Эти тенденции подтвердил в ходе конференции исполнительный директор АНО «Центр подводных исследований Русского географического общества» Сергей Фокин – по его словам, интерес к подводным исследованиям и в России, и во всем мире год от года только возрастает. Участникам конференции был представлен опыт первопроходца российской Арктики – ПАО «Газпром». К 2040 году в соответствии с программой развития минерально-сырьевой базы ПАО «Газпром» геологоразведочные работы на континентальном шельфе обеспечат основной объем прироста запасов газа в объеме порядка 7,74 трлн куб. м, такие цифры привел заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Валерий Голубев. Однако, как справедливо отметил спикер, развитие шельфовых проектов в российской Арктике невозможно без кооперации компаний-недропользователей с научными институтами, проектно-конструкторскими организациями и верфями. В рамках освоения арктических территорий одна из крупнейших в мире энергокомпаний намерена наращивать группировку судов для добычи углеводородов. По словам представителя Газпрома, на верфях строится два специализированных судна обеспечения, а до 2030 года компания разместит на судостроительных предприятиях еще 20 заказов по строительству судов для работы на шельфе. Сегодня ПАО «Газпром» обладает собственным крупным и современным действующим флотом из 12 специализированных судов и 4 буровых установок.

На RAO/CIS Offshore были также анонсированы интересные новинки в сфере эксплуатации нефтегазовых комплексов и подводной добычи углеводородов. Так, например, дочерняя компания ПАО «Газпром» впервые публично представила уникальную разработку – первый отечественный обитаемый подводный аппарат (ОПА) для выполнения работ, связанных с эксплуатацией, диагностикой, ремонтом и аварийно-восстановительными работами на морских магистральных газопроводах (ММГ). К реализации данного проекта ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» совместно с НИЦ «Курчатовский институт» приступил в 2017 году в рамках программы НИОКР. Результаты разработки могут использоваться при эксплуатации ММГ и иных гидротехнических сооружений, а также для выполнения работ и оказания услуг по обследованию и диагностике подводных сооружений сторонних российских и зарубежных заказчиков, в том числе при обследовании перспективных территорий морского дна для добычи полезных ископаемых. Помимо осуществления подводно-технических и подводно-исследовательских работ, аппарат сможет принимать участие в аварийно-спасательных и судоподъемных работах. По информации представителя ООО «Газпром трансгаз Санкт- Петербург» Леонида Горохова, в рамках проекта создания ОПА до конца 2017 года будут выполнены работы по стадии «Аванпроект», а завершение работ с выполнением ходовых и глубоководных испытаний опытного образца аппарата запланировано на 2022 год.

Расширяя горизонты Арктики

В ходе работы круглых столов конференции эксперты отмечали высокую востребованность развития арктических проектов и актуальность задач, поставленных перед нефтегазовым комплексом страны в связи с ростом потребления энергоресурсов.

«Доля газа в структуре потребления энергоресурсов составляет более 50%, и, согласно прогнозам, к 2040 году она вряд ли сократится, – заметил вице-президент ПАО «НК «Роснефть» Андрей Шишкин. – В этой связи запасы углеводородов континентального шельфа трудно переоценить, поэтому поиск и освоение углеводородных ресурсов российского континентального шельфа являются одним из стратегических приоритетов компании «Роснефть». Сегодня шельфовые проекты компании с учетом зарубежных проектов оцениваются в 23 млрд тонн нефти и конденсата и 22 трлн куб. м газа. Компания владеет 55 лицензиями на участки континентального шельфа арктических, дальневосточных и южных морей России».

Присутствие в Арктике крупных российских игроков нефтяного рынка обуславливает и развитие проектов по созданию собственных верфей по строительству морских буровых платформ, судов обеспечения, танкеров ледового класса. По информации Андрея Шишкина, в 2019 году будет сдана в эксплуатацию вторая очередь «Звезды» – современного судостроительного комплекса с уникальными техническими характеристиками, оснащенного мощным крановым хозяйством. Мощности нового комплекса рассчитаны на производство высокотехнологичного судового оборудования и постройку судов арктического класса Arc 6-7, в том числе судов ледокольного флота.

«Роснефть» ведет также активную работу по созданию и внедрению новой техники и технологий, позволяющих осуществлять деятельность в экстремальных природно-климатических условиях. «Впервые в России нами была проведена апробация уникальной технологии по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия. Специалисты компании успешно выполнили буксировку айсберга массой свыше 1 млн тонн, что является не только первым опытом в российской Арктике, но и значительным событием в мировой практике. Для сравнения: странствующий айсберг, ставший причиной гибели «Титаника», весил всего 75 000 тонн», – отмечает Андрей Шишкин.

Подготовила Нонна Цай

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+