Достичь цели: о поддержке рыболовной отрасли - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Достичь цели: о поддержке рыболовной отрасли

Опубликовано AutorMbsz0

Для качественной реализации программы поддержки рыболовной отрасли необходимо постоянное взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Суда

На стадии проработки находятся порядка 40 контрактов на строительство рыбопромысловых судов и 15-20 рыбоперерабатывающих заводов

В 2018 году отечественный рыбохозяйственный комплекс завершает десятилетний цикл развития, который был связан с историческим правом наделения квотами, и приступает к новому этапу реализации проектов по инвестиционным квотам. На совещании в Южно-Сахалинске, которое в конце августа провел председатель правительства России Дмитрий Медведев, в числе прочих вопросов обсуждалась готовность рыбной промышленности к работе в новых условиях.

По данным Росрыболовства, на стадии проработки находятся порядка 40 контрактов на строительство рыбопромысловых судов и 15–20 рыбоперерабатывающих заводов. Всего в результате реализации механизма инвестквот ожидается строительство свыше 100 судов и 20 крупных береговых заводов, что, по экспертным расчетам, увеличит годовой вклад отрасли в ВВП более чем на 50 млрд рублей. «Данные новые мощности, по нашим оценкам, позволят достичь и внушительного роста экономической отдачи от освоения биоресурсов – свыше 50% в среднем на тонну вылова – за счет глубины переработки и безотходности производства», – говорит заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Агентства по рыболовству Илья Шестаков.

Еще одна критически важная задача для достижения заявленных целей – опережающее развитие логистической и портовой инфраструктуры, способной предложить качественный сервис по хранению и дистрибуции готовой продукции. По результатам прошлого года объем перевалки рыбной продукции через российские порты превысил 1,5 млн тонн. Объем поставок увеличился и по железной дороге во внутригосударственном сообщении, составив около 670 000 тонн. По словам Ильи Шестакова, Росрыболовство совместно с «Российскими железными дорогами» провели работу по оптимизации схем доставки рыбной продукции. В частности, запущены восемь новых скорых поездов со сроками доставки в Центральный федеральный округ со станций отправления на Дальнем Востоке в течение 7–8 дней.

В части управления объектами портовой инфраструктуры в течение последних лет выстроена и внедрена система договорных отношений, согласно которым практически все ключевые объекты гидротехнических сооружений федеральной собственности переданы арендаторам. «Что самое важное: мы включили в договоры аренды инвестиционные обязательства по капитальному ремонту и развитию портовой инфраструктуры», – уточняет Илья Шестаков.

До ноября Росрыболовство должно внести на рассмотрение в правительство проект концепции долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. Документ формулирует комплексный план действий по значительному повышению экономической отдачи от переработки, в первую очередь за счет выстраивания вертикальных цепочек от вылова до конечного продукта. Стратегия также предусматривает и такие направления, как развитие аквакультуры, новые перспективные объекты промысла, в частности сардина и скумбрия. И конечно, важнейшим является в перспективе до 2030 года возврат в зону промысла Антарктики для добычи антарктического криля.

Рыба

Основная задача – создание не только инфраструктуры по перевалке и хранению рыбной продукции, а центров по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота

Илья Шестаков признает необходимость более активной работы над регламентами контролирующих органов в части сокращения избыточного контроля, оптимизации процедур оформления судов и грузов, таможенного оформления поставок зарубежных комплектующих при осуществлении ремонтов и комплексного обслуживания промыслового флота на территории России. «Наверное, часть документов носит уже исторический характер, какие-то полномочия могут быть и изменены, и пересмотрены. Здесь нужно провести детальный анализ законодательства с участием представителей и рыбной отрасли, и пограничной службы, и Министерства экономического развития», – констатирует председатель правительства России Дмитрий Медведев.

«Основная задача – создание не только инфраструктуры по перевалке и хранению рыбной продукции, а в целом центров по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота. Для реализации проектов строительства перерабатывающих мощностей важным является также, чтобы и регионы активно были вовлечены в процесс, предоставляя под береговые заводы всю необходимую инфраструктуру для строительства. Иначе просто и заводы, и наше решение по инвестиционным квотам не достигнут своей цели», – утверждает Илья Шестаков и предлагает вести постоянный мониторинг и анализ предложений по реализации постановлений по инвестквотам с целью возможной дальнейшей точечной настройки.

«Для стимулирования строительства новых предприятий мы предлагаем разрешить использовать эквивалентный инвестиционной квоте объем ресурсов из ближайшего к построенному рыбоперерабатывающему заводу морского района – конечно, только при условии, если у инвестора, который построил завод, имеется квота в этом морском районе.

Такая идея предварительно обсуждалась с Росрыболовством, и она будет достаточно точной и верной, стимулировать не просто покупку оборудования, а создание перерабатывающих приемных комплексов с холодильниками, причалами», – уверен президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.

В следующем году у всех рыбопромышленных предприятий истекает срок действия заключенных в 2008 году договоров о закреплении квот на 10 лет. Эти договоры должны будут в 2018-м перезаключаться на новый, 15-летний период. «Это длительный срок. За 15 лет отрасль должна выстрелить далеко вперед. Для этого есть все условия. Самое главное, есть желание самих рыбаков и воля государства. Поэтому нужно максимально тщательно этот документ проработать», – убежден Дмитрий Медведев.

Минсельхоз России подготовил проект постановления о порядке перезаключения таких договоров. «Документ в целом понятный, но в нем есть два существенных риска», – обращает внимание Герман Зверев. Первый риск – на подачу заявки отводится всего 20 рабочих дней, а малейшая техническая опечатка в ней приводит к безвозвратному отклонению заявки, даже несмотря на то что она представлена предприятием, которое работало. Второй, по словам Германа Зверева, риск в том, что сам расчет закрепляемой за предприятием доли производится непрозрачно, а базовые для расчета показатели пока отсутствуют в открытом доступе.

Судно в море

Концепция развития рыбохозяйственного комплекса предполагает повышение экономической отдачи от переработки за счет вертикальных цепочек от вылова до конечного продукта

Сергей Тарусов, председатель колхоза имени В. И. Ленина, одного из крупнейших на Дальнем Востоке рыболовецких предприятий, рассказал о том, что компания, даже не дожидаясь постановления, касающегося инвестиционных квот, уже заложила три траулера на калининградском заводе «Янтарь». «Стоимость проекта составляет более 4 млрд рублей. Суда эти уникальные, не имеют аналогов в Российской Федерации, будут построены по современным мировым технологиям. Главная особенность этих судов в том, что они способны доставлять сырец без изменения качества в течение семи суток. Это именно та проблема, с которой раньше сталкивались рыбаки, поставлявшие сырец на береговую переработку, непосредственно сдававшие его в Петропавловске-Камчатском», – объясняет Сергей Тарусов.

Он также предлагает изменить ряд законодательных норм. В частности, правила рыболовства предписывают капитану промыслового судна определять количественный состав улова с точностью до 5%. «Допустим, выбрал капитан трал, там 100–200 тонн, он должен с погрешностью в 5% прямо на борту судна, в море, его определить. Это очень сложно. Я сам в море работал, капитаном был. Действительно, это невероятно тяжело. Бывает, попадаешь, бывает – нет», – эмоционально констатировал Сергей Тарусов. И предложил проводить этот контроль непосредственно на берегу, когда суда приходят с уловом. «С участием контролирующих органов (это и погранконтроль, и санвласти) определять как объемный, так и видовой состав. По видовому составу у нас тоже существуют жесткие ограничения, которые требуют до 2% отличать виды улова», – говорит Сергей Тарусов. Илья Шестаков с этим предложением согласен, с небольшим дополнением: «Главное, чтобы нельзя было тогда перегружать улов в море». Уже в ближайшее время Росрыболовство подготовит предложения по внесению изменений в правила рыболовства.

Представители дальневосточных рыбопромысловых компаний обратились также в правительство РФ с просьбой внести отечественные плавзаводы и плавбазы в Российский международный реестр судов (РМРС), что позволит им экономить значительные средства.

«В настоящее время плавзаводы, которые принимают сырье в районах промысла, по документам относятся и к рыбопромысловым судам, и к судам специального назначения. «Двойственный статус» приводит к тому, что компании вынуждены выполнять все требования, предусмотренные многочисленными международными конвенциями для судов международного мореплавания и морской перевозки грузов», – сообщил агентству «Интерфакс – Дальний Восток» председатель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов. По его словам, идентичные требования администрации морских портов и Регистр предъявляют к пассажирским судам. В итоге судовладельцы несут значительные дополнительные расходы, что невыгодно их бизнесу. «Освидетельствование любой плавбазы на класс обходится судовладельцу в полмиллиона долларов, при этом он вынужден держать в штате компании дополнительных специалистов», – поясняет Георгий Мартынов.

Кроме того, отсутствие плавзаводов и плавбаз в РМРС исключает их участие в льготной программе стимулирования обновления и развития российского флота по линии Минтранса. «В то же время программа Министерства транспорта РФ наиболее точно подходит для поддержки такого флота. Эти суда крайне востребованы в освоении перспективных объектов промысла в открытой части Мирового океана с целью закрепления национальных квот», – считает Георгий Мартынов и добавляет: включение плавбаз и плавзаводов в РМРС может стать простым, эффективным и действенным механизмом, направленным на повышение конкурентоспособности российского рыболовного флота в Тихоокеанском регионе.


Не торопиться с выводами

Николай ДемяненкоНиколай Демяненко, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера

– Каких-то решений со стороны регулирующих органов, касающихся значительных изменений в рыболовстве, в этом году не было. Наиболее обсуждаемая тема среди рыбаков – выход трех постановлений правительства РФ. Речь идет про постановление правительства РФ № 199 от 16.02.2017 г. «О внесении изменений в Положение о распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот по их добыче (вылову)», постановление правительства РФ № 633 от 25.05.2017 г. «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов» и постановление правительства РФ № 648 от 29 мая 2017 г. «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) ВБР, предоставленных на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства».

Это три основных документа, которые определяют порядок наделения компаний инвестиционными квотами, выделяемыми правительством РФ под строительство новых судов на российских верфях, в рамках принятой программы по обновлению рыболовного флота и компаний, которые будут строить береговые рыбоперерабатывающие заводы. Это очень объемные документы, в ходе обсуждения их проектов рыбопромышленники вносили свои замечания и предложения, большая часть которых была учтена.

Положительного эффекта на первом этапе реализации этой программы ожидать не стоит, окончательный ее результат можно будет оценить через 3–5 лет. Наиболее серьезное влияние окажет изъятие 20% квот под инвестиционные цели. Кроме этого, отмена единого сельхозналога (кроме градообразующих предприятий) и увеличение платы за биоресурсы с 15 до 100% не могут положительно сказаться на малых и средних предприятиях. Но давайте не будем делать преждевременных выводов. Если на прилавках ассортимент рыбопродукции будет более разнообразным, а цены на рыбу более приемлемыми, значит, решения правительства РФ были своевременными и обоснованными.

На наш взгляд, для развития промышленного рыболовства в России необходимо сделать несколько шагов, первый из которых – оптимизация управления рыбной отраслью. Росрыболовство должно быть самостоятельным органом в управлении рыбными ресурсами страны и подчиняться непосредственно правительству РФ. Важно увеличить финансирование отраслевых научно- исследовательских институтов для проведения научно-исследовательских работ по определению запасов и состояния водных биологических ресурсов (ВБР). Необходимо модернизировать и совершенствовать портовую инфраструктуру, обратить самое серьезное внимание на подбор и подготовку командного состава для рыболовного флота. Давайте уже прекратим проведение различных экспериментов с морскими учебными заведениями. Должна быть обновлена материально-техническая база учебных заведений, созданы условия для прохождения производственной практики курсантами. Решения по важнейшим вопросам рыболовства, таким как распределение и закрепление долей квот, изменения в Правила рыболовства, должны приниматься с учетом мнения союзов, ассоциаций рыбопромышленников и рыбопереработчиков.

Сделать министерством

Игорь ФедотенкоИгорь Федотенко, первый заместитель генерального директора АО «Гипрорыбфлот»

– Полностью поддерживаю предложения своих коллег о придании Росрыболовству статуса министерства с закреплением реальных полномочий и ответственностью с подчинением непосредственно правительству страны. Кроме того, остро необходимо восстановить научный потенциал рыбопромысловой отрасли. Как можно осуществлять развитие и обновление судов рыбопромыслового флота, не имея для этого соответствующего инструментария? С 1931 года, последовательно, комплексно и в повседневном режиме, проблемами развития и обеспечения эксплуатации рыбопромыслового флота занимался единственный в стране научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота (Гипрорыбфлот). Росрыболовство само по себе даже в статусе министерства не сможет без научного потенциала решать задачи такого уровня. Одних управленческих решений тут недостаточно. Если же обсуждать поправки в части совершенствования распределения квот добычи водных биологических ресурсов, то, на мой взгляд, эти поправки серьезных влияний на отрасль не окажут.

Внимание малому флоту

Илья МаслихинИлья Маслихин, генеральный директор КБ «Старлит»

– Безусловно, значительное влияние на рыболовную отрасль в последние месяцы оказала программа распределения инвестиционных квот, в которой прописаны механизмы поддержки рыболовного флота. Да, документ получился неоднозначным. На фоне общей позитивной тенденции есть несколько минусов, но недоработку можно списать на то, что это вообще чуть ли не первый законопроект в области рыболовного судостроения. К примеру, в процессе обсуждения программы менялись некоторые параметры судов, была неясность, в частности, с определением длины судна, подпадающего под условия программы. Сначала была «максимальная длина», потом произошла замена на «конвекционную длину», что ввело заказчиков и проектантов, уже начавших проектирование и строительство промысловых судов, в легкий ступор, когда эта информация появилась. Есть вопросы по аспектам финансирования проектов по строительству рыболовецких судов. Большой минус – недостаточная поддержка малых рыболовецких компаний, программа заточена под крупный бизнес. Минимальный размер судна для Северного бассейна обозначен в 30 м, это достаточно большое судно. Но ведь есть огромный флот малых судов прибрежного лова, к примеру, траулер «Балтика». На использовании судов такого типа выстроен бизнес многих рыболовных компаний, которые, получается, не могут воспользоваться программой поддержки. Поэтому хотелось бы, чтобы в дальнейшем был более широкий контакт законотворцев с эксплуатантами флота, была более глубокая проработка как финансовых механизмов, так и судостроительных аспектов. И, конечно, самое главное условие – чтобы эта программа, при всех ее плюсах и минусах, реально работала.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название материала – “Достичь цели” (журнал “Морской бизнес”, № 48, сентябрь, 2017 год).

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+