Добычу торопят на дно: о технике для нефтегазовых месторождений | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Добычу торопят на дно: о технике для нефтегазовых месторождений

Опубликовано Игорь Строев0

Импортозамещение в сфере производства техники для морских нефтегазовых месторождений должно быть более динамичным. Чтобы сохранить статус лидера в этой сфере, России необходимы новые технологии, способные снизить себестоимость шельфовой добычи углеводородов.

Платформа

Россия остается мировым лидером по добыче нефти и газа, но с каждым днем отстаивать лидерство в этой сфере будет все сложнее
Фото: gazprom-neft.ru

Добыча нефти и газа с морского дна представляет собой сложную и специфическую инженерно-техническую задачу, на решение которой направляются крупные капиталовложения. Между тем, падение цен на сырье и санкции, введенные в отношении России в 2014 году, затрудняют масштабную разработку в промышленных масштабах новых арктических месторождений на шельфе. Однако в недалеком будущем альтернативы этим месторождениям может попросту не остаться.

Изменить ситуацию

Россия остается мировым лидером по добыче нефти и газа. Однако с каждым годом отстаивать лидерство в этой сфере будет все сложнее. По прогнозу Минэнерго РФ, на период до 2035 года главными районами прироста континентальных запасов нефти и газа останутся Западно-Сибирская, Лено-Тунгусская, Прикаспийская, Тимано-Печорская и Волго-Уральская нефтегазоносные провинции.

В основных районах добычи нефти и газа имеющиеся запасы и ресурсы распределенного фонда недр смогут обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы в среднесрочной перспективе примерно наполовину. Геологические условия извлечения нефти ухудшаются, а это, в свою очередь, влечет за собой изменения в структуре используемых способов добычи и рост затрат в отрасли. С 1990 по 2014 год доля энергоемкого насосного способа добычи выросла с 81 до 93%, а наиболее дешевого фонтанного – сократилась в 2 раза, с 12 до 6%. На протяжении многих лет снижается средний дебит вводимых скважин в Западной Сибири, увеличивается их обводненность. Компаниям приходится постоянно наращивать имеющийся фонд эксплуатационных скважин и увеличивать их глубину, чтобы компенсировать естественное снижение добычи на разрабатываемых месторождениях. Ситуация, сложившаяся в российской нефтяной отрасли, такова, что не только наращивание, но и поддержание текущего уровня добычи нефти невозможно без широкого использования высоких технологий.

За счет чего можно изменить ситуацию? Большие надежды эксперты возлагают на запасы углеводородов в российском секторе Черного и Каспийского морей, на континентальном шельфе Баренцева, Карского, Печорского и Охотского морей. Однако и здесь не все так просто. Инвестиций в разведку явно не хватает. По данным Минэнерго РФ, глубокое бурение разведочных скважин сейчас составляет 1,2–1,3 млн м в год, что примерно в 4,3 раза меньше, чем в 1990 году. При этом успешность геологоразведки на шельфе существенно (на 20–30%) ниже, чем на суше, а стоимость в несколько раз выше. «Наиболее сложная ситуация наблюдается в области геологоразведочных работ на шельфе Арктики. Геологоразведка в Арктике нуждается в проведении 2D и 3D сейсморазведочных работ, при том что по состоянию на 2014 год флот сейсмической разведки насчитывает 14 глубоководных судов, из которых лишь три способны в ограниченном объеме выполнять 3D­сейсморазведку. Проблемой является проведение буровых работ в тяжелых ледовых условиях, увеличение безопасного периода бурения, что на сегодняшний день является одним из основных сдерживающих факторов для поведения буровых работ даже на относительно мелководных участках арктического шельфа страны», – подчеркнули в Минэнерго.

Трубы

Ресурсы углеводородов в морях российской Арктики могут оказаться даже больше, чем мы предполагаем сегодня
Фото: gazprom.ru

Разработка в промышленных масштабах новых арктических месторождений, особенно на шельфе арктических морей, в настоящее время рассматривается как задача преимущественно на долгосрочную перспективу. Она обозначена горизонтом второй половины 2020­х – начала 2030­х годов. Однако в Минэнерго осознают, что с учетом текущего технического и технологического состояния, в частности, российского бурового флота, а также масштаба и сложности задач подготовительные работы к возможному широкому ос
воению арктических месторождений необходимо вести уже сейчас. Для реализации шельфовых арктических проектов необходимо строительство не только буровых и добычных платформ, но и ледоколов, танкеров и судов снабжения, что, в свою очередь, требует модернизации и развития новых верфей.

Для того чтобы сделать добывающую отрасль конкурентоспособной, придется постараться. Дело в том, что санкции, введенные странами Евросоюза, США и некоторыми другими государствами в отношении России, больно ударили по отечественным предприятиям. Ведь зависимость от импорта соответствующего оборудования и услуг в шельфовых проектах превысила 90%, а по отдельным видам техники доходила и до 100%. Этот уровень нельзя не признать критическим.

С 2014 года действуют ограничения на поставку технических средств для шельфа Арктики. В связи с этим Россия обречена на создание собственных технологий и технических средств комплексного экологического и сейсмического (4D) мониторинга разработки месторождений, констатируют авторы ежегодного доклада Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Что же мы наблюдаем сегодня? В стране отсутствуют отечественные технологические комплексы подводной добычи углеводородов, применение которых в арктических условиях на месторождениях, удаленных от берега, представляется наиболее обоснованным. Данные комплексы получают все большее применение за рубежом, и первый такой промысел обустроен на шельфе Сахалина на Киринском ГКМ ОАО «Газпром» (промышленная добыча газа начата в 2014 году). «Из­-за введения санкций возникли проблемы освоения Южно­Киринского НГКМ, расположенного на глубине более 160 м (санкции действуют с глубины 152 м)», – приводят пример эксперты, участвовавшие в подготовке доклада.

Определенные подвижки уже имеются. В этом году при Минпромторге России создана экспертная группа по направлению «Подводные добычные комплексы» в рамках Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования. Цель создания такой группы – обеспечение реализации подпрограммы «Развитие технологического потенциала гражданского судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», входящей в состав госпрограммы по развитию судостроения и техники для освоения шельфа на 2013–2030 годы. По итогам заседания экспертная группа приняла решение утвердить перечень из четырех приоритетных тематик по таким направлениям, как устьевое оборудование, манифольд, фонтанная арматура и система управления СПД. Следующим этапом стало проведение Минпромторгом России конкурсного отбора по данным импортозамещающим проектам.

Оборудование

Масштабная разработка новых арктических месторождений, особенно на шельфе, рассматривается как задача на долгосрочную перспективу
Фото: gazprom.ru

Как сообщил заместитель Минпромторга РФ Василий Осьмаков, в 2017–2019 годах будет поддержан целый ряд технологических проектов для шельфа на сумму порядка 7 млрд рублей. «Разработки ведутся в новой парадигме проектирования. К примеру, работа над созданием отечественного подводно-добычного комплекса осуществляется в соответствии с принципами «дорожной карты» «Технет» Национальной технологической инициативы. Мы хотим сделать ПДК цифровым, уменьшив таким образом количество натурных испытаний и снизив издержки при его производстве», – отметил замминистра.

Идет работа и в других ведомствах. Как сообщил в интервью РИА Новости заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, в последние годы происходит постепенная переориентация российских нефтегазодобывающих компаний на размещение заказов на отечественных машиностроительных мощностях. «По добыче на шельфе мы определили порядка 20 приоритетных задач на ближайшую перспективу. В настоящее время активно внедряются отечественные образцы запорных арматур, предназначенных для транспорта нефти и газа, разработано оборудование для бурения наклоннонаправленных скважин», – сообщил замминистра. На базе уже созданных опытных образцов планируется к 2019 году обеспечить нефтедобычу российскими роторными управляемыми системами, а к 2022-му – нефтепереработку качественными присадками.

Обеспечить спрос

«Если говорить детализированно, то из 600 элементов, которые так или иначе задействованы в шельфовой добыче от дна до берега, порядка 300 нуждаются в замещении. Из этих 300 особо критичными можно назвать примерно 50 элементов. Для работы над созданием российских образцов шельфового оборудования предусмотрен механизм научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). На 2017–2019 годы выделено 2,7 млрд рублей на реализацию восьми НИОКР, в том числе в сфере применения подводных добычных комплексов», – рассказал Кирилл Молодцов.

Импортозамещение в сфере производства техники для морских нефтегазовых месторождений должно быть более динамичным, считают многие эксперты. Иначе у страны есть шанс застрять на обочине технического прогресса и потерять свои позиции. Как рассказал доцент кафедры автоматизации проектирования сооружений нефтяной и газовой промышленности, куратор направления «Освоение Арктики» РГУ нефти и газа (НиУ) имени и. М. Губкина Павел Калашников, процесс импортозамещения происходит достаточно медленно, даже с учетом законодательной поддержки и определенного количества грантов и конкурсов Минобрнауки и Минпромторга, в том числе по направлению импортозамещения шельфового оборудования. В то же время успехи есть. «Мы вполне самодостаточны в плане производства морских магистральных и промысловых трубопроводов, газоперекачивающих агрегатов, насосов, запорной арматуры, катализаторов реформинга. Разрабатываются отечественные роторные управляемые системы для наклонно-направленного и горизонтального бурения, системы верхнего привода для морского бурения», – привел примеры эксперт.

Монитор

Геологоразведка в Арктике нуждается в проведении 3D сейсморазведочных работ
Фото: neftegaz.ru

В целом, по словам Павла Калашникова, процесс импортозамещения затрудняется отсутствием большого спроса на подобное оборудование в России. На данный момент практически все шельфовые проекты нерентабельны. При отсутствии ледовых условий они могут рассматриваться при ценах на нефть выше $70 за баррель, а в ледовых условиях – не ниже $100–120. С другой стороны, можно выходить на международный рынок и продавать оборудование другим странам, однако здесь мы сталкиваемся с большой конкуренцией, когда зарубежные производители предлагают оборудование дешевле, качественнее и с меньшим транспортировочным плечом.

Заместитель генерального директора компании «Морское техническое экспертное бюро» Владислав Лебедев напомнил о кадровой проблеме, которая неминуемо сказывается на процессе разработки новых технологий для морской добычи. По его словам, сегодня в стране готовят мало специалистов по направлениям разработки морского шельфа Арктики. Но трудности есть не только на этапе их подготовки. «Молодые способные российские инженеры востребованы в иностранных компаниях, в основном в норвежских, британских и датских. Их заманивают зарплатными пакетами. Поэтому нам необходимы инструменты для создания привлекательных условий работы в российских компаниях. Кроме того, необходимы серьезные инвестиции в перспективные научные разработки, так работают на Западе», – считает Владислав Лебедев.

По словам Владислава Лебедева, чтобы изменить ситуацию, необходимо предпринять ряд шагов. В частности, предусмотреть налоговые льготы для организаций и предприятий, разрабатывающих собственную продукцию для добычи нефти и газа на морском шельфе. Также необходимы продвижение и популяризация темы освоения Арктического шельфа. «Нами разработано предложение о создании в Санкт-Петербурге музея морской добычи нефти и газа. Предложение включает в себя примеры по деятельности подобных зарубежных музеев и основные критерии формирования музейного пространства с применением компьютерных технологий», – говорит он.

Несмотря на существующие проблемы, морская добыча нефти и газа в России имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития. Представители Совета по Арктике и Антарктике и Ассоциации полярников России уверены, что Арктический шельф России в XXI веке будет являться основной общероссийской базой углеводородного сырья. По разведанным запасам углеводородов доля западной части Арктического шельфа составляет более 75% от запасов всего российского шельфа. По потенциалу углеводородных ресурсов акватории Баренцева, Карского и Печорского морей также значительно превосходят акватории других морей России.

По общей геологической изученности российский Арктический шельф значительно уступает другим регионам, таким как Северное море, Мексиканский залив, шельф Западной Африки и так далее. Тем не менее три крупных района – Южно-Карский, Центрально-Баренцевский (газоконденсатные месторождения) и Печорский (нефтегазоконденсатные месторождения) – имеют хорошие перспективы. Так, в результате проведения геологоразведочных работ в акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей открыто 15 месторождений с суммарными запасами нефти порядка 9 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. По оценке экспертов, запасы Штокмановского, Ленинградского, Русановского месторождений превышают 10 трлн куб. м газа, а начальные извлекаемые запасы нефти в этом регионе исчисляются десятками миллиардов тонн в нефтяном эквиваленте.

«Крупные месторождения нефти и газа в ряде регионов России находятся на стадии истощения, продление их разработки требует дорогостоящих методов увеличения отдачи, тогда
как немало неосвоенных объектов отличаются крайне малыми запасами. Ресурсы же углеводородов в морях российской Арктики могут оказаться даже больше, чем мы сейчас предполагаем. Относительно невысокий уровень мировых цен на нефть рано или поздно сменится их ростом, делая тем самым разработку морских месторождений более рентабельной, чем это видится сегодня», – полагает промышленный эксперт Леонид Хазанов.

В свою очередь, Павел Калашников назвал ключевые проблемы отечественной отрасли морской добычи нефти и газа. В их числе – отсутствие на заводах оборудования, необходимого для производства комплектующих элементов, низкая цена на нефть, отсутствие опыта в производстве контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, электронной начинки оборудования. Кроме того, развитие предприятий затрудняют высокая конкуренция на международном рынке и небольшое количество шельфовых проектов, которые будут реализовываться в ближайшее время. Вместе с тем эксперт смотрит в будущее с оптимизмом. «В перспективе альтернативы этим месторождениям не будет. По данным иностранных аналитических агентств, темпы шельфовой добычи будут продолжать рост в первую очередь за счет сокращения издержек и внедрения новых технологий, уменьшающих время проходки при бурении, увеличивающих КИН (коэффициент извлечения нефти), повышающих качество сепарации внутрискважинной продукции», – резюмирует Павел Калашников.

Игорь Строев

В печатной версии название материала – “Добычу торопят на дно” (журнал “Морской бизнес”, № 48, сентябрь, 2017 год).

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+