Барокомплекс спасет с глубины - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Барокомплекс спасет с глубины

Опубликовано AutorMbsz0

На июльском VIII Международном военно-морском салоне (МВМС-2017), состоявшемся в Санкт-Петербурге, была затронута проблема совершенствования системы поисково-спасательного обеспечения. Техническое решение компании «Дайвтехносервис»* вызвало искренний интерес у заказчиков и проектантов кораблей ВМФ.

БарокомплексБыстрые и точные действия при спасении экипажей подводных лодок в момент аварии решают вопрос жизни сотен моряков. Многим памятны трагические события при крушении субмарины К-278 «Комсомолец» – в свое время эта уникальная советская атомная подводная лодка проекта 685 «Плавник» установила абсолютный мировой рекорд по глубине погружения. Субмарина затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море из-за сильного пожара, 42 члена экипажа погибли. Подводники утонули в ледяной воде, так и не дождавшись спасателей. Гибель атомной подлодки «Курск» в августе 2000 года в полной мере вскрыла недостаточность в системе поисковоспасательного обеспечения (ПСО) ВМФ средств, предназначенных для поддержания жизнедеятельности и спасения экипажа аварийных подлодок (в том числе лежащих на грунте).

Приблизиться к комплексному решению этой проблемы позволяет уникальный технический проект компании «Дайвтехносервис», широкое обсуждение которого состоялось в ходе работы круглого стола, проходившего в рамках МВМС-2017, – «Пути совершенствования сил и средств спасения экипажей аварийных подводных лодок». Представители компании предложили не имеющую аналогов инновационную разработку – новую модульную систему спасения экипажей аварийной подводной лодки (МССЭ ПЛ).

В работе круглого стола приняли участие ведущие специалисты проектных институтов и ведомственных структур ВМФ, представители ОСК, Черноморского флота, НИИ С и ПТ ВУНЦ ВМФ ВМА, ЦМКБ «Алмаз», СПМБМ «Малахит», ЦКБ МТ «Рубин», ЦКБ «Лазурит», Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, НО «АРПСТТ» и др. Журнал «Морской бизнес Северо-Запада» выступил партнером мероприятия.

Государственный приоритет

Эксперты сошлись во мнении, что и по сей день задача оснащения судов морскими спасательными комплексами для спасения экипажей аварийных подводных лодок и надводных кораблей решается неэффективно.

В 2014 году министром обороны РФ Сергеем Шойгу была утверждена «Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года» (одобренная Морской коллегией при Правительстве РФ 26.09.2013 г. и утвержденная Министром обороны РФ 14.02.2014 г.). В числе приоритетных задач Концепция выдвигает ряд мероприятий, в частности: для нужд российского Военно-морского флота должно быть развернуто строительство серии новых спасательных многофункциональных судов, кроме этого, необходима модернизация, ремонт существующих спасательных судов и оснащение их мобильными комплексами обеспечения спасательных работ.

Специалисты морских спасслужб знают, что оказание помощи экипажу аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, до начала основной фазы спасательной операции – вывода подводников из затонувшей субмарины, представляет собой совершенно особую область спасательных работ. Подобные спасательные операции предназначены в первую очередь для поддержания жизнедеятельности экипажа.

«Вместе с тем спасание подводников, выведенных из аварийной подводной лодки с помощью спасательных глубоководных аппаратов (СГА), в настоящее время не обеспечивается в должной мере из-за отсутствия на судах-носителях стыкующихся с СГА барокамер», – комментирует председатель Ассоциации развития поисковоспасательной техники и технологий Виктор Илюхин.

Проблемой обеспечения поисковоспасательных подразделений российского ВМФ барокамерами командование озаботилось еще в начале 2000-х годов, на оборонных заводах тогда разместили заказы на изготовление многофункциональных мобильных барокомплексов. Однако они не обеспечивали стыковку с СГА и перевод в них подводников.

«Сегодня на российском флоте существует единственное новое судно – «Игорь Белоусов» проекта 21300 ЦМКБ «Алмаз», оборудованное стационарным комплексом для вывода подводников из отсеков подводной лодки, находящихся под давлением, – сообщил технический директор компании «Дайвтехносервис» Валентин Михайлов. – Ни на одном из всех построенных ранее и находящихся в строю судах – носителях СГА (кроме спасательных судов «Алагез» и «Игорь Белоусов» Тихоокеанского флота) нет комплексов для перевода под повышенным давлением людей из СГА в барокамеры для проведения декомпрессии».

В то же время весь мир подходит к решению этой проблемы с помощью создания модульных систем оказания помощи. Вооруженные силы НАТО, например, используют в оснащении спасательных судов комплексы NSRS, укомплектованные спасательным аппаратом, телекомплексами, баромодулями и средствами для поддержания жизнедеятельности членов экипажей.

«Несмотря на то, что в Концепции развития поисково-спасательного обеспечения ВМФ прописана модернизация спасательных судов до конца 2015 года, воз и ныне там: на Северном флоте, кроме телеуправляемых подводных аппаратов «Пантеры+» и «Тайгеров», ничего нового не появилось, а спасательных барокамер в составе средств спасформирований как не было, так и нет», – отмечали присутствующие на круглом столе представители Балтийского флота.

Проблема спасания членов экипажа аварийных подводных лодок чрезвычайно актуальна, и она решается на флотах по-разному.

«На Северном и Балтийском флотах эта проблема так и не решена, – подтвердил капитан 1-го ранга в запасе Василий БЕХ, долгие годы занимавший пост главного инженера Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота. – На Черноморском флоте проблема решается только с помощью спасательного судна проекта 527 СС «Эпрон», оборудованного спасательным колоколом образца 60-х годов прошлого века. Уверен, что вопросы оснащения и модернизации судов-спасателей в масштабе одного только Черноморского или любого другого флота не решить».

Дело за инновациями

«В современных условиях необходимо более широко использовать новые, нетрадиционные пути совершенствования поисково-спасательной техники и технологий (ПСТТ) и решения задач системы ПСО ВМФ, – считает Виктор Илюхин. – И одним из таких путей является совместная выработка предпринимательскими и общественными организациями инициатив, сценариев и прогнозов инновационного технологического развития ПСТТ, их публичное обсуждение и последующая реализация».

Увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, предусмотрено одной из целей «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р). По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, «инновационными проектами, которые заинтересовали бы бизнес с точки зрения коммерциализации, мы не богаты». «Если, конечно, не отождествлять инновации с исследовательскими программами. А здесь, может быть, и лежит ключ к пониманию главного. Беда в том, что результаты НИР – это еще не инновации. Нужны ОКР, технологии производства, через которые только и возможно создание конкурентоспособной на рынке продукции», – отмечал ранее Юрий Борисов.

Потенциал российского научно-производственного комплекса, как показал нынешний круглый стол, далеко не исчерпан. Анонсируя разработку, авторы проекта из ООО «Дайвтехносервис» предложили разместить модульные барокомплексы с системами жизнеобеспечения на судне – носителе СГА проекта 141с как наиболее удовлетворяющем всем требованиям техрегламентов. По мере необходимости на этих судах нужно будет модернизировать грузоподъемные устройства для обеспечения спуска и подъема СГА с людьми. Модернизация грузоподъемных систем для подъема аппарата с людьми – одна из важных составляющих проекта.

Проектантами был разработан технический проект модуля размещения личного состава на основе барокамеры РБК-2200, комплекс обитаемого и телеуправляемого подводного аппарата. Комплекс из шести таких модулей планируется размещать на палубе судна-носителя типа «Спасатель» проекта 141, оборудованного рельсовыми путями. Каждый модуль представляет собой барокамеру диаметром 220 см, рассчитанную на размещение до 10 подводников, выведенных из подводной лодки. Каждый модуль оборудован системами жизнеобеспечения, контроля, декомпрессии и лечебной рекомпрессии, санитарной обработки и т. д.

Барокомплекс

«С нашей точки зрения, оснащение подобными комплексами действующих спасательных судов – самый простой и дешевый вариант решения проблемы по оказанию помощи подводникам для вывода личного состава из отсеков повышенного давления, – считает представитель компании. – Нами разработаны отдельные компоненты данного модуля, проект в целом обсуждался на уровне Научно-исследовательского института (спасания и подводных технологий) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

От проекта – к действию

По информации проектировщиков, одной из сложных конструкций системы является стыковочное устройство для СГА, которое должно быть аналогично тому, что установлено на СС «Игорь Белоусов».

Количественный состав судов для оснащения такими модулями будет учитываться при принятии решений о судьбе предлагаемого технического решения. Ряд экспертов высказал мнение, что перечень кораблей, на которых есть возможность установить комплекс, может быть расширен. Василий Бех предложил еще один вариант размещения: по его мнению, кроме судов проекта 141с такие модули могут быть размещены в трюмах судов проекта 536 – «Михаил Рудницкий», «Саяны», «Георгий Титов», «Георгий Кузьмин».

Но сотрудник департамента ВТС АО «ОСК» Дмитрий Подкопаев усомнился в перспективности этой идеи: «Учитывая возраст кораблей проекта 536, а первому судну «Михаил Рудницкий» скоро исполнится сорок лет, перспектив для таких спасателей нет. Еще лет пятнадцать назад возможность установки комплексов на кораблях проекта 536 прорабатывалась, но решение было отложено из-за возраста кораблей. Это старые суда, и они изначально были построены в качестве временных носителей СГА».

Впрочем, по мнению сотрудника ОСК, данное обстоятельство не служит препятствием к широкому внедрению проекта на всех флотах, поскольку килекторы проекта 141с присутствуют в составе всех флотов – по два на Северном и Балтийском флоте, на Черноморской и Тихоокеанской базе ВМФ.

«Еще один спорный момент – наличие штатного места на корабле-спасателе для такого модуля, – считает Дмитрий Подкопаев. – Зарубежные комплексы, включая NSRS, базируются на берегу, два-три раза в год проводятся штатные учения по установке модуля, исключающие задействование специального обслуживающего персонала на корабле».

Но в целом эксперт дал положительную оценку представленной разработке – по его словам, в отличие от зарубежных комплексов, мобильный модуль МССЭ ПЛ может быть вписан в конструкцию существующих судовспасателей – преимуществом является то, что в случае аварии комплекс не нужно будет транспортировать со стационарной береговой базы.

«Сегодня сложились объективные условия, когда разработчики предлагают конкретное техническое решение, которое можно и нужно реализовать на судах-спасателях ВМФ», – отметил заместитель н. о. ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Александр Чемоданов.

Построить модель

Участники круглого стола согласились с тем, что внедрение предлагаемой инновационной мобильной системы в течение 2–2,5 лет в совокупности с принятым в состав ВМФ спасателем проекта 21300 позволит обеспечить спасение и полноценное лечение подводников.

«Предлагаемый вариант представляет собой оптимальное решение, поскольку является отечественной разработкой, базируется на основе уже существующих технических средств, – подытожил Василий Бех. – Российский Военно-морской флот сегодня нуждается в таких проектах: экспериментальные расчеты и практические мероприятия по декомпрессии 20 подводников в аппарате 1855.1 показали, что проведение операции декомпрессии занимает десятки часов».

В выступлениях участников отмечалось, что было бы целесообразно разработать технологическую и оперативно-тактическую модель применения МССЭ ПЛ при оказании помощи затонувшей подводной лодке. В этой модели необходимо учесть медико-физиологические требования, произвести расчеты реального времени начала и завершения спасательной операции, выполнить оптимизацию массо-габаритных характеристик, предусмотреть приготовление различных по составу смесей на головном спасателе. А также оценить возможности рабочих необитаемых аппаратов при выполнении работ по оказанию помощи аварийной подводной лодке. Предположительно первый опытный образец будет опробован на Балтике.

«С моей точки зрения, представленный проект жизнеспособен и востребован, это показало его обсуждение ведущими экспертами судостроительной отрасли ОПК и заказчиками, ведомственными структурами Военно-морского флота РФ, – подытожил в интервью «МБ» Валентин Михайлов. – Представленное нами решение перспективно, технически реализуемо, а все технические нюансы и вопросы будут решаться на этапе создания проекта. Осталось получить финансирование под этот проект по линии Минобороны, и конкретные шаги для этого уже предприняты».

Подготовила Нонна Цай


*Компания ООО «Дайвтехносервис» специализируется на разработке, производстве, комплексных поставках, шефмонтажных пусконаладочных работах, гарантийном и послегарантийном обслуживании всех видов водолазного оборудования и технических средств обеспечения водолазных, аварийно-спасательных и подводно-технических работ, водолазного снаряжения и инструмента.


 

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+