На новом этапе: о военной картографии | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


На новом этапе: о военной картографии

Опубликовано mbszru0

Основным направлением картографического обеспечения Военно-морского флота должна стать ориентация на все возрастающие потребности современного пользователя в цифровой геопространственной информации.

 

ЗемляВ октябре 2017 года исполняется 190 лет с момента создания управления гидрографии при Морском штабе России (ныне Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (УНиО Минобороны России), возглавляемое капитаном I ранга Сергеем Травиным), положившего начало развитию картографических работ в стране. Создателем морских карт в России является Центральное картографическое производство Военно-морского флота («280 ЦКП ВМФ»), созданное на базе сформированной 2 (13) ноября 1777 года чертежной Адмиралтействколлегии, которое в этом году отмечает свое 240-летие.

Целенаправленные Гидрографические и картографические работы в России начались с образованием регулярного российского флота. В 1698 году Петр I дал указание голландцу Тессингу «печатать карты всего света как сухопутные, так и морские, изображение всех славных особ и все книги, до сухопутной и морской войны относящиеся». В начале XVIII века появились первые русские морские карты. Так, в 1701 году в Москве издана карта «Восточная часть моря Палус Меотис и ныне называется Азовское море. Великий монарх Петр I император, царь и самодержец всероссийский ходил, познал и открыл в 1699 году и по его великого государя указу выгрыдоровал (выгравировал. – Прим. авт.) на меди зограф Адриан Шхонебек в 1701 г.». Это была первая русская морская карта, напечатанная в России. Затем появились «Чертеж реки Двина», атлас реки Дон, Черного и Азовского морей, составленные вице-адмиралом К. И. Крюйсом. Но все это были пока еще отдельные, частные гидрографические и картографические работы.

С 1718 года руководство гидрографическими и картографическими работами на флоте стала осуществлять Адмиралтейств-коллегия. Здесь накапливались материалы съемок, полевые журналы. Адмиралтейств-коллегия рассматривала их и давала указания об издании карт. В последующие годы организация картографических работ все время совершенствовалась.

После внедрения на кораблях русского флота секстанов и хронометров и повышения в связи с этим точности кораблевождения начали обнаруживаться недостатки существовавших карт. К началу XIX века они оказались настолько ощутимыми, что стала совершенно очевидной необходимость производства новых описей на морях и переиздания карт. Адмиралтейств-коллегия поручила эту работу одному из самых образованных гидрографов российского флота того времени – Г. А. Сарычеву. Сарычев со своими помощниками проделал большую работу по развитию опорной астрономо-геодезической сети. На ее базе стало осуществляться пересоставление навигационных карт. Начинался новый этап развития русской морской картографии. К пересоставлению карт привлекались служащие чертежной (ныне 280 ЦКП ВМФ), которые ежегодно откомандировывались в распоряжение Сарычева.

Анатолий Антошкевич

Анатолий Антошкевич, начальник ФКУ “280 ЦКП ВМФ”, капитан 1 ранга в отставке, доктор философии

Организационная перестройка флота и его органов управления продолжилась в начале второй четверти XIX века, и в 1827 году функции бывших Адмиралтейств-коллегии и Государственного Адмиралтейского департамента перешли непосредственно к Морскому штабу.

1 (13) октября 1827 года в Морском штабе было создано Управление генерал-гидрографа, которое возглавил Г. А. Сарычев. С этой даты берет начало ныне существующее Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации. В составе Управления генерал-гидрографа было образовано Гидрографическое депо, состоящее из двух отделений. Вопросы изучения морей, составления и издания карт и руководств для плавания являлись предметом деятельности второго отделения, в которое организационно входили чертежная и Морская типография.

До начала Первой мировой войны были приняты очередные организационные меры, направленные на дальнейшее усовершенствование и развитие морской картографии. Картографическая часть Главного гидрографического управления (ГГУ), образованного на базе Гидрографического департамента в 1885 году, при участии наиболее опытных штурманских офицеров флота произвела подробный критический пересмотр карт, лоций и других навигационных пособий, в результате которого были составлены проекты новой структуры этих документов.

В первом десятилетии ХХ века в Картографической части был отработан технологический процесс составления и подготовки к изданию морских карт, который принципиально мало изменился за последующие 50 лет.

Карты и руководства для плавания, изданные ГГУ в конце XIX – начале ХХ века, по полноте и достоверности не только не уступали аналогичным иностранным изданиям, но и превосходили их, что подтверждали международные морские и географические выставки, в которых русская гидрография постоянно участвовала и нередко удостаивалась призов и дипломов.

Историческая справкаВ современной структуре Гидрографической службы ВМФ картографическим производством занимается ФКУ «280 ЦКП ВМФ». Деятельность сотрудников 280 ЦКП ВМФ по обеспечению навигационной безопасности мореплавания была неоднократно отмечена правительством России. Так, за заслуги в изучении Мирового океана и в связи со 150­летием Гидрографической службы Военно­морского флота Центральное картографическое производство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1977 года № 6412­1 награждено орденом Трудового Красного Знамени. Постановлением Главного комитета ВДНХ СССР № 860 от 16 ноября 1982 года за создание обзорной карты № 90095 280 ЦКП ВМФ награждено Дипломом I степени.

Помимо традиционных задач по созданию картографической продукции, которые осуществляются в рамках Единого центра данных океанографических и гидрографических исследований и выполняются в соответствии с Федеральной целевой программой «Мировой океан», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 919, на современном этапе развития производства на 280 ЦКП ВМФ возложена функция по созданию банка пространственных данных Мирового океана.

Единый центр данных океанографических и гидрографических исследований Мирового океана предназначен для централизованного сбора пространственных данных, их обработки, хранения и создания на их основе банка пространственных данных Мирового океана, цифровой картографической информации, цифровых руководств и пособий для плавания и доведения их до потребителей.

Для выполнения поставленных задач должны быть решены вопросы по созданию и поддержанию на уровне современности банка пространственных данных Мирового океана и созданных на его основе баз данных готовой цифровой картографической информации и цифровых пособий мореплавателям, по ведению электронных классификаторов пространственных данных, каталогов векторных и растровых морских карт и каталога пособий мореплавателям. Важно обеспечить потребителей пространственными данными, цифровой картографической информацией, электронными пособиями мореплавателям и корректурной информацией.

«В настоящее время в соответствии с решением Министра обороны РФ формируются центры электронной картографии, которые позволяют создавать любые виды цифровой информации о местности: электронные топографические карты, цифровые модели местности и так далее, а также оперативно доводить ее до войск и штабов с использованием каналов связи ВС РФ. До конца 2018 года планируется завершить создание центров электронной картографии от Генерального штаба ВС РФ до каждой общевойсковой армии включительно» (газета «Красная Звезда» от 7 февраля 2017 года).

 

Карта

Электронная батиметрическая карта Арктики

Создание центра электронной картографии на базе 280 ЦКП ВМФ органически вписывается в стратегию и тактику применения сил Военноморского флота.

Другие важные направления деятельности 280 ЦКП ВМФ – защита пространственных данных, цифровой картографической информации и электронных документов от несанкционированного доступа и копирования, защищенная передача по каналам связи пространственных данных, цифровой картографической информации и цифровых пособий мореплавателям, а также корректурных наборов данных, прием запросов от потребителей на обеспечение пространственными данными, цифровой навигационной информацией, цифровыми пособиями мореплавателям.

Создание банка пространственных данных зависит от решения следующих проблемных вопросов: сроков окончания и качества проведения работ по реконструкции и модернизации ФКУ «280 ЦКП ВМФ», сроков и качества выполнения ОКР «Модернизация», технического и технологического переоснащения ФКУ «280 ЦКП ВМФ» (в том числе использования специального программного обеспечения), переработки устаревших и разработки новых руководящих документов, основанных на международных стандартах МГО, проведения организационно-штатных мероприятий ФКУ «280 ЦКП ВМФ», решения вопросов по повышению оплаты труда персонала ФКУ «280 ЦКП ВМФ».

Анализ применения геоинформационных технологий в области морской навигации, создания и использования цифровой картографической информации военного и гражданского назначения показал, что для успешного решения задач картографического обеспечения морской деятельности Российской Федерации необходимо выполнение как минимум следующих условий:

– создание (наличие) инфраструктуры пространственных данных, в которой должны быть определены базовые пространственные данные и метаданные, классы объектов и атрибуты, формы их представления, а также формирование распределенного банка цифровых картографических данных под управлением реляционной Системы управления базой данных (СУБД);

– организация технологических процессов подготовки и издания цифровой картографической информации на основе существующего банка гарантированно актуальных пространственных данных;

– накопление и систематизация готовой цифровой картографической информации (ЦКИ) и пространственных данных для последующего доведения (по запросу) до гражданских потребителей, кораблей (судов) и береговых частей ВМФ в защищенном от несанкционированного доступа и копирования виде;

– обеспечение доведения ЦКИ до конечных потребителей (автоматизированных систем управления войсками (силами), автоматизированных систем управления оружием, средств и систем наблюдения, разведки, целеуказания, навигации) с использованием автоматизированной системы обеспечения цифровой картографической информацией Военно-морского флота (АСО ЦКИ ВМФ).

3D - карта

Подробная 3D -модель сочленения Хребта Ломоносова и Поднятия Менделеева с прилегающим шельфом

В ЦКП всегда понимали важность развития средств и методов цифровой картографии и уделяли этому вопросу особое внимание. В основе картографического производства ВМФ сегодня лежат полуавтоматические методы и способы подготовки к изданию карт, руководств и пособий для плавания, разработанные на базе традиционных подходов 70-х годов XX века. Это приводит к неоправданно длительным срокам обновления картографической информации (навигационные морские карты (НМК) – не менее одного года, руководства и пособия для плавания – не менее пяти лет) и к ее неактуальности на момент издания. Поддержание существующей коллекции электронных навигационных карт (ЭНК) на уровне современности осуществляется с большим запозданием (в первую очередь готовится к изданию НМК, затем на основе издательского оригинала – ЭНК).

Нерешенными остаются задачи информационного обмена цифровой картографической информацией. Существующие методы обмена ЦКИ путем их преобразования (конвертации) из одного формата в другой неэффективны и требуют дополнительной обработки ЦКИ, сравнимой по трудоемкости с созданием новой карты. Это делает невозможным согласование пространственных данных и подготовку коллекции электронных морских карт, предназначенных для использования в навигационных комплексах и автоматизированных системах ВМФ.

В существующей системе картографического обеспечения ВМФ основной единицей хранения сегодня являются не данные, а номенклатурный лист карты определенного масштаба, представленный в различных форматах. Данный способ хранения ЦКИ является неэффективным, так как приводит к дублированию информации на картах разных масштабов и, как следствие, к противоречивости пространственных данных, потере их актуальности, не позволяет потребителю качественно и оперативно подготовить пользовательскую карту с требуемым объемом пространственных данных для решения прикладных задач в своей геоинформационной системе.

Сегодня основным направлением картографического обеспечения в ВМФ должна стать ориентация на все возрастающие потребности современного пользователя, что требует перехода к технологии, основанной на применении инфраструктуры пространственных данных.

Модель

Инфраструктура морских пространственных данных как компонент инфраструктуры пространственных данных Вооруженных Сил РФ должна стать базовым элементом системы картографического обеспечения Военно­морского флота, обеспечивающим создание на ее основе всего спектра ЦКИ. Кроме того, данная технология представляет и новые возможности по формированию трехмерного пространственного объекта, отображение которого недоступно для бумажных карт.

Рассмотренные вопросы и выявленные противоречия, а также необходимость внедрения геоинформационных технологий (ГИТ) в повседневную и боевую деятельность ВМФ, в интересах повышения эффективности картографического обеспечения требуют существенного пересмотра сложившегося положения дел в части создания, распространения и использования ЦКИ, разработки новых перспективных систем автоматизации, которые предполагают проведение серии опытно­конструкторских работ, в том числе и совместных с ВТУ ГШ ВС РФ, Роскартографией, Роскосмосом, Росгидрометом.

С целью совершенствования картографического производства УНиО МО РФ разработало и реализует ряд мероприятий по модернизации ФКУ «280 ЦКП ВМФ», главными из которых являются реконструкция и техническое перевооружение картографического производства ВМФ и технологическая модернизация действующего производства. Выполнение намеченных работ позволит поднять отечественное морское картопроизводство на должный уровень, отвечающий всем современным требованиям.

В печатной версии название материала – “На новом этапе” (журнал “Морской бизнес”, № 48, сентябрь, 2017 год)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+