Готовность номер один: о рынке судового топлива - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Готовность номер один: о рынке судового топлива

Опубликовано AutorMbsz0

На Х Всероссийском форуме «Современное состояние и перспективы российского рынка бункеровки судов» обсуждались новые вызовы рынка судового топлива. Бункеровщики разрабатывают стратегию работы в условиях предстоящего ужесточения экологических нормативов.

Цистерны

Фото: gazprom.ru

Форум «Современное состояние и перспективы российского рынка бункеровки судов», традиционно проводившийся на берегах Невы 29–30 июня 2017 года под эгидой Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков, привлек внимание судовладельцев, представителей транспортных компаний, бункеровщиков и портовиков. Участники форума дали перспективный прогноз развития рынка бункеровки судов до 2020 года, рассказали о реструктуризации отрасли в условиях введения экологических ограничений международной морской организацией IMO, об изменениях в судоходной отрасли и перспективах новых видов топлива, налоговых и законодательных изменениях на бункерном рынке. В дни проведения форума состоялся практический семинар «Плановые и внеплановые проверки Ростехнадзором деятельности бункерных компаний и нефтебаз», подготовленный морскими юристами.

Гибрид потеснил мазут

Меры экологического регулирования со стороны международных морских организаций стали самым важным фактором воздействия на рынок бункеровки судов в последние годы. С вводом экологических требований Международной морской организации (IMO) к содержанию серы в судовом топливе (Приложение VI к международной конвенции МАРПОЛ 73/78) структура бункерного рынка претерпела серьезные изменения.

Напомним, в 2015 году в зонах особого контроля выбросов серы (SECA) установлен запрет на использование топлива с содержанием серы более 0,1%, в остальных акваториях – более 3,5%. К 2020 году 90 государств – участников МАРПОЛ готовятся выйти на финальный этап ограничений IMO: будет введен более жесткий режим для всех остальных морских акваторий – содержание серы в судовом топливе не должно превышать 0,5%.

Новая волна ограничений формирует новые вызовы рынка, поставив перед судовладельцами непростые вопросы, считает начальник отдела стратегического планирования и развития компании «Газпромнефть Марин Бункер» Анастасия Казиева. Что будет с ценой на топливо, будут ли судовладельцы испытывать дефицит ресурса, что предложат взамен поставщики в качестве нового топлива и придется ли переоборудовать суда? В свою очередь, ничуть не меньше в этой ситуации озадачены поставщики – смогут ли НПЗ обеспечить производство гибрида с необходимым содержанием серы, какова рецептура нового продукта и как сложится ценообразование, не возникнет ли проблем с акцизами при блендинге нефтепродуктов и многое другое? В то же время опыт адаптации к новым требованиям 2015 года и анализ предпосылок сегодня позволяют бункеровщикам спрогнозировать сценарий развития спроса на рынках России в условиях новых ограничений 2020 года. «Международное экологическое регулирование, год от года ужесточающее требования к составу судового топлива, существенно ограничило применение в SECA традиционного для рынка бункеровки продукта IFO – мазута с содержанием серы 3,5%, – констатирует Анастасия Казиева. – Если до 2014 года доля мазута составляла 89%, то в 2016-м она сократилась до 60%. После 2020 года мы прогнозируем дальнейшее снижение спроса на мазут, его место займет новое гибридное топливо с уровнем содержания серы в 0,5%. Доля мазута в общей структуре российского бункерного рынка к 2020 году сократится до 14%. По нашим оценкам, доля нового топлива будет составлять порядка 60% в общей структуре рынка, вытеснив большую часть мазута. А потребление мазута снизится с 9,7 млн тонн в год до 1,4 млн тонн в год, в том числе из-за появления дополнительного спроса и на дистилляты, и на ULSFO (низкосернистое топливо с SО x 0,1%)».

После 2025 года ожидается пятикратный рост количества судов с установленными скрубберами, вследствие чего возможен возврат спроса на мазут, который займет до 34% рынка, уточняет Анастасия Казиева. «Сразу после 2020 года у судовладельцев резко возрастет интерес к установке скрубберов, и после переоборудования флота рынок сбалансируется», – под- тверждает менеджер по развитию бизнеса аналитического агентства Argus Media Дмитрий Терентьев.

Впрочем, ряд экспертов не склонны уповать на установки каталитической очистки выхлопных газов – скрубберы влияют на остойчивость судна, поэтому для некоторых типов судов, особенно пассажирского флота, установка скруббера в принципе невозможна и альтернатив низкосернистому топливу для таких судов нет. Для всех остальных скруббер существенно перегружает судно – оборудование весом порядка 500 тонн занимает полезный объем грузоподъемности корабля.

Мировой тренд

Новые нормативы по сере и окислам азота затрагивают суда с совокупным тоннажом до 90% мирового валового тоннажа, потому проблема перехода на низкосернистые виды судовых топлив носит глобальный характер, говорит Дмитрий Терентьев. Глобальное ограничение к 2020 году по содержанию серы нарушило привычное ценообразование, считают в Argus Media, наблюдается характерный «ценовой эффект», когда дизельное топливо дорожает, а мазут дешевеет. Цены на бункер в 2016 году показали экспоненци- альный рост.

Говоря в целом о тенденциях сырьевого нефтерынка, эксперты отмечают, что на фоне роста котировок черного золота наблюдается увеличение эк- спорта российской нефти (на 4,7% в 2016 году) и сокращение первичной переработки нефти на отечественных НПЗ (на 1,2%). Ожидается, что в 2017 году, несмотря на сокращение объема добычи, рост экспорта российской нефти сохранится.

Таким образом, к нынешним тенденциям российского рынка бункеровки относят снижение позиций мазута – выпуск его снизился и в обозримом будущем продолжит падать за счет модернизации НПЗ и уменьшения загрузки заводов. Аналитики из Argus Media подсчитали, что средняя по стране глубина переработки нефти в 2016 году достигла 79% вместо запланированных 75%. В 2020 году этот показатель достигнет 85%. Доля мазута снизится c 30 до 20%. Доля дистиллятов вырастет с 36 до 42%.

Судно - бункеровщик

Меры экологического регулирования стали самым важным фактором воздействия на рынок бункеровки судов в последние годы
Фото: sakhalinenergy.ru

Из-за сокращения производства уменьшился и экспорт мазута, эта тенденция сохранится и в 2017 году. Основным рынком сбыта мазута, несмотря на сокращение поставок в Китай, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Растет экспорт мазута в США, на американском континенте образуется нехватка дистиллятов. В целом, сходятся во мнении эксперты, в мире вырастет спрос на низкосернистую нефть.

Как показывает практика портового контроля за судами, одним из нелегитимных способов избежать проблем с экологическим законодательством стало занижение показателей содержания загрязняющих веществ по представленным судовым ведомостям. По информации капитана «Большой порт Санкт-Петербург» Александра Волкова, встречаются и случаи фальсификации документов, когда истинное содержание серы в топливе существенно отличается от предельно допустимых значений. При этом часто оказывается, что разброс по содержанию серы тем выше, чем больше ее содержание в топливе заявляет компания-производитель. На этапе захода судна в акваторию порта контроль за соблюдением судовладельцами требований МАРПОЛ осуществляют портовые власти.

Балтийское море – одна из российских гаваней, попадающих в зону SECA, поэтому работа по исполнению требований международной конвенции заходящими в Большой порт судами и бункеровочными компаниями целиком легла на плечи администрации порта. Была разработана система инспектирования судов – проверки распространяются на суда, ходящие как под российским, так и под иностранным флагами. «После рассмотрения «профиля риска» заходящего в порт судна служба капитана морского порта запрашивает историю проверок и нарушений. Решением администрации порта по результатам документального контроля производится выборочная проверка и отбор топливных проб», – поясняет Александр Волков.

После 2020 года Балтийское и Северное моря получат статус зоны NECA – района контроля выбросов окислов азота, что предъявляет дополнительные требования к портовому контролю за деятельностью бункеровщиков. Распространение ограничений МАРПОЛ на мировые акватории коснется Дальнего Востока и южных регионов, в связи с чем лучшие практики портового контроля за соблюдением экологического кодекса, разработанные на Северо-Западе, окажутся крайне востребованы во всех российских портах.

Надежды на СПГ

Возможности бункеровки альтернативным топливом – сжиженным природным газом – давно обсуждаются на профессиональных площадках. Наибольший интерес СПГ-бункеровка представляет для развития арктических проектов, а переход на газовое топливо целесообразнее всего осуществить при строительстве кораблей ледового флота, буксировщиков, плавучих бункеровщиков СПГ, судов класса «река-море», речных пассажирских судов и паромов.

О проекте федеральной программы развития СПГ-флота и бункеровочной инфраструктуры в морских и речных портах РФ рассказала первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова. По заказу Минтранса РФ, ГК «Транспортная интеграция» разработала проект государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения» на 2018–2022 годы стоимостью порядка 6 млрд рублей.

Один из пяти сегментов транспортного рынка– морской транспорт – включен в соответствующую подпрограмму, которая должна стимулировать постройку СПГ-судов и создание необходимой газозаправочной инфраструктуры. Пилотным регионом для реализации госпрограммы в части строительства бункеровочной инфраструктуры для морского транспорта выбрано Балтийское море, в части речного транспорта – Республика Татарстан. Проект программы предполагалось вынести на рассмотрение Правительства РФ в конце второго квартала 2017 года, однако пока официальной информации об этом не поступало.

В ходе форума были представлены следующие данные: в настоящее время на газовом топливе ходит 79 газотопливных судов, на судостроительных верфях размещены заказы на строительство 85 СПГ-судов. Примерно 80% этого флота принадлежит европейским государствам, остальные суда ходят под американским флагом и флагами стран АТР.

В отечественном морском флоте СПГ сегодня практически не используется, за исключением восьми газовозов «Совкомфлота». В 2017 году в рамках проекта «Ямал СПГ» флот компании пополнится первым арктическим танкером-газовозом грузовместимостью 170 000 куб. м, использующим природный газ в качестве газомоторного топлива.

Понятно, что с ростом газового флота актуальным становится создание сети газозаправочных морских баз и строительство танкеров-бункеровщиков.

Отечественные разработки и проекты строительства таких судов уже включены в инвестиционные планы компаний. Об одном таком проекте в рамках форума рассказал инженер отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Александр Реуцкий. Недавно «Крыловский государственный научный центр» анонсировал новую разработку – проект судна-бункеровщика СПГ (проект 50408) вместимостью 3000 куб. м СПГ и 240 куб. м нефтяного топлива. Судно будет использоваться в качестве бункеровщика комплексного снабжения топливами для обслуживания газотопливных судов средних и крупных размеров: выдачи бункерного СПГ и жидкого нефтяного топлива, приема СПГ, выполнения эксплуатационного и технологического захолаживания. Судно может быть использовано как небольшой фидерный газовоз СПГ и как автономный плавучий энергоблок или может совершать межбассейновые переходы и работать на водных путях РФ.

Говоря об особенностях СПГ-бункеровки, Александр Реуцкий отмечает, что при любых способах бункеровки – с причала ли, на рейде, на ходу или в дрейфе, крайне актуальной остается проблема предотвращения угроз разлива СПГ или утечки паров метана в атмосферу. Для моделирования процесса бункеровки судов специалистами центра было разработано программное обеспечение «Метанк», которое представляет собой компьютерную реализацию имитационной системно-динамической модели.

«Программа позволяет оценить динамику изменения основных параметров перевозимого бункерного СПГ и определить объем испаряющегося природного газа в зависимости от задаваемых параметров судового хранилища, внешних условий и требований по обеспечению достаточного уровня безопасности транспортировки СПГ», – говорит Александр Реуцкий. Глубокое понимание процессов, происходящих при транспортировке и хранении СПГ, позволяет создавать объекты морской техники, осуществляющие данные операции, разрабатывать технические нормативы и рекомендации к грузовому оборудованию судов и береговой инфраструктуры, уверены проектанты.

Подготовила Нонна Цай

В печатной версии название материала – “Готовность номер один” (журнал “Морской бизнес”, № 48, сентябрь, 2017 год)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+