Сверили часы: о Международном военно-морском салоне | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Сверили часы: о Международном военно-морском салоне

Опубликовано Нонна Цай0

Выставочные площади Гавани с прилегающей акваторией на пять дней превратились в экспозицию военных кораблей: там были представлены новейшие образцы военно-морского судостроения и боевой техники.

Военно-морской салон

За 14 лет работы МВМС стал российским брендом, входящим в тройку лидеров международных выставок вооружения боевых кораблей

С 28 июня по 2 июля 2017 года в Санкт-Петербурге проходил VIII Международный военно-морской салон (МВМС-2017). Центральное событие в области кораблестроения, морского вооружения и военной техники уже стало традиционным для невских берегов – Санкт-Петербург принял Международный военно-морской салон в восьмой раз. За 14 лет работы Салона, проводимого под эгидой Министерства промышленности и торговли РФ, МВМС стал российским брендом, входящим в тройку лидеров международных выставок вооружения боевых кораблей.

МВМС-2017 собрал на открытых выставочных площадках Ленэкспо и у причалов комплекса «Морской вокзал» новейшие образцы боевых судов и военной техники для ВМФ. Всего экспозицию в Северной столице посетили представители 443 предприятий из 31 страны, в том числе 50 зарубежных компаний; в работе конгрессно-выставочной части приняли участие свыше 47 000 специалистов и порядка 50 иностранных делегаций.

Экспонировать новейшие разработки и научно-технические достижения в области военно-морского судостроения съехались делегации от всех ведущих предприятий морской отрасли России и производители судового комплектующего оборудования, систем боевого управления, навигации, связи и управления, корабельных энергоустановок, морской авиации, инфраструктуры базирования и обеспечения флота, новых перспективных материалов, электронных компонентов, информационных технологий и продукции двойного назначения. Обширные выставочные стенды представили лидеры военно-морской индустрии – ОСК, Ростех, Концерн ЦНИИ «Электроприбор», НПО «Аврора», «Крыловский государственный научный центр», «Центр технологии судостроения и судоремонта», Судостроительная фирма «Алмаз» и др. Расширенный формат МВМС2017 позволил не только выставить продукцию предприятий на стендах и в виде натурных образцов у причалов прилегающей акватории, но и показать морское артиллерийское вооружение в действии прямо на полигонах. В дни Салона, к примеру, на полигоне МО РФ «Ржевка» была продемонстрирована мощь 10 морских артиллерийских систем и установок.

Демонстрационная программа МВМС-2017 включала живую экспозицию, состоящую из 50 единиц боевых кораблей, катеров, ведомственных судов Военно-морского флота, МЧС, Пограничной службы РФ, ФСБ России и др., которые пришвартовались у причалов Морского вокзала. А над акваторией Финского залива элегантно взмывали ввысь авиационные группы высшего пилотажа «Русские витязи», «Стрижи» и «Русь».

Неподдельный интерес у участников МВМС-2017 вызвала флотилия из 16 боевых кораблей ВМФ России, среди которых – новейший фрегат проекта 1135.6 «Адмирал Макаров» (судно вскоре вступит в состав Черноморского флота России); корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александр Обухов» постройки Средне-Невского судостроительного завода, главной отличительной чертой которого является не имеющий аналогов в мире цельнолитой корпус из композитных материалов; малый ракетный корабль проекта 21631 «Серпухов»; корвет проекта 20380 «Стойкий». Среди причаливших действующих экспонатов также – противодиверсионный катер проекта 21980 «Нахимовец», большой гидрографический катер проекта 19920 «БГК-2149», патрульный катер проекта 03160 «Раптор», многофункциональный модульный катер проекта 23370, малый десантный корабль на воздушной подушке (типа «Зубр») «Евгений Кочежков» и другие.

По сложившейся хорошей традиции в Морской столице в эти дни были проведены две парусные регаты на приз Международного военно-морского салона – 2017 при поддержке Парусного союза Санкт-Петербурга.

Военно-морской салон

МВМС-2017 показал высокий партнерский потенциал российских предприятий ОПК и зарубежных компаний

В рамках Салона прошли четыре научные конференции: МНТК «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях», XVIII Международная научно-практическая конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении – 2017», PLM-ФОРУМ IMDS-2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» и Международная научно-практическая конференция «Имитационное и комплексное моделирование морской техники и морских транспортных систем» (ИКМ МТМТС-2017).

Долголетие боевого корабля

Первое заседание IX Международной научно-технической конференции «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях», прошедшей в рамках МВМС-2017 и приуроченной ко Дню кораблестроителя, было целиком посвящено обновлению флотов и поиску новых тенденций в судостроительной отрасли.

Приоритет в обсуждениях был отдан актуальным проблемам мирового кораблестроения, в особенности – продлению жизненного цикла кораблей, управлению ресурсными возможностями главного оборудования, техническим вопросам прочности, надежности, ремонтопригодности судовых конструкций и кораблей, решению гидродинамических задач и внедрению электронного документооборота.

Проблема старения флота крайне актуальна для России, а в зарубежной практике даже распространено мнение, что корабли ВМФ приносят условную прибыль, если находятся в строю, решая боевые задачи, и проходят плановый заводской ремонт. По статистике, жизненный цикл военного корабля, начиная с момента проектирования и ввода в боевое использование и до утилизации, в среднем составляет 50 лет. На протяжении этого срока корабельное оборудование и вооружение может быть отремонтировано или модернизировано, но остается нерешенной проблема продления срока службы корпусов кораблей ВМФ и повышения их прочностных характеристик.

«Наиболее актуально продление срока службы корпусов кораблей как элемента судна, ресурс которого в процессе эксплуатации и ремонта не может быть восполнен, – комментирует начальник отдела прочности судов и морских сооружений ФГУП «Крыловский государственный научный центр», представитель РФ в Международном конгрессе по прочности и конструкции судов и морских сооружений Валерий Шапошников. – К снижению ресурса приводят следующие факторы: в период эксплуатации корпус надводного судна подвергается коррозии, а также накапливает дефекты и повреждения под действием механических нагрузок, навигационных аварий. Коррозионные воздействия на корпуса подводных лодок значительно меньше за счет высокопрочного материала, но такие суда при волнении моря испытывают переменные напряжения в различных частях корпусной конструкции. Глубоководные аппараты при погружении и всплытии с заданной глубины также подвергаются неблагоприятным воздействиям».

Специалисты ФГУП «Крыловский государственный научный центр» разработали комплексную методику увеличения жизненного цикла, основанную на инновационных решениях и наукоемких технологиях. Оказывается, корпус корабля может прослужить гораздо дольше, чем принято считать, и срок его безопасной эксплуатации может быть увеличен.

Как правило, решение о продлении срока службы корабля и его дальнейшего боевого использования принимается на основе оценки остаточного ресурса корпусной конструкции как разницы между проектным значением и использованным ресурсом. После чего на основе анализа проектной технической документации, чертежей проекта и постройки, эксплуатационной карты и ремонтных ведомостей строится вероятностная модель состояния корабля. Картину дополняют результаты испытаний натурных образцов корпуса корабля и наблюдения за появлением трещин с использованием визуальных наблюдений и систем машинного зрения.

Военно-морской салон

На МВМС-2017 военные моряки и те, кто строит корабли, создает морское оружие, получили возможность посмотреть друг другу в глаза, сверить часы и напрямую говорить на одном языке

В ряде случаев вместо традиционной оценки безопасного срока службы корпуса корабля без повреждений специалисты Крыловского центра использовали концепции контролируемой «живучести» конструкции с трещинами, не превышающими так называемой «критической длины». По результатам испытаний микротрещин и построения вероятностного прогноза роста трещины принимается решение о том, допустимо или недопустимо продление эксплуатации корпуса корабля с такими дефектами.

«С помощью современных методик диагностики фактического состояния кораблей нами было принято решение о продлении срока службы более 30 подводных и надводных судов, что свидетельствует о достаточной эффективности описанного подхода к решению вопроса о продлении жизненного цикла, – отмечает Валерий Шапошников.– В настоящее время в отрасли создана и действует эффективная система продления сроков боевого использования кораблей ВМФ, основанная на комплексном расчетно-экспериментальном подходе к оценке прочности и надежности с учетом индивидуальных особенностей боевого использования корабля на протяжении жизненного цикла».

Железное сердце

Бесспорно, одним из ключевых элементов корабля как сложного инженерного сооружения является судовой движитель – сердце боевого судна. Вопрос формирования российской производственной базы морского газотурбиностроения после отказа от украинских поставок по понятным причинам оказался как никогда актуален для ВМФ России. Напомним, в апреле 2017 года, в рамках программ импортозамещения, Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ввела в эксплуатацию первый в России сборочно-испытательный комплекс газотурбинных двигателей и агрегатов для морских программ на базе Рыбинского НПО «Сатурн». Развитие эта инициатива получила во время проведения МВМС-2017: генеральный директор ОДК Александр Артюхов и президент ОСК Алексей Рахманов подписали соглашение о производстве и поставке корабельных газотурбинных двигателей.

«Газотурбинный двигатель является наукоемким изделием, требующим значительных сроков разработки. Подписанное с ОСК соглашение позволяет нам продвинуться в реализации мероприятий, направленных на создание перспективных морских ГТД нового поколения и энергетических установок на их основе», – отметил генеральный директор ОДК Александр Артюхов после церемонии подписания.

ОДК уже заключила контракты на поставку газотурбинных установок судостроителям в 2018–2019 годах. По данным главы ОСК Алексея Рахманова, полностью избежать зависимости от украинских поставок в части газотурбинных установок судостроители смогут в 2018 году.

Активный участник российского оборонзаказа для ВМФ – петербургский дизелестроительный завод ПАО «Звезда» (входит в НПК «ЗВЕЗДА») – разрабатывает многоцелевые высокооборотные двигатели мощностью от 500 до 7400 кВт для кораблей ВМФ и пассажирских судов. В основном оборудование предприятия устанавливается на больших десантных кораблях проекта 11711, патрульных кораблях проекта 21160, малых ракетных кораблях проектов 22800 и проекта 21631, тральщиках проекта 12700, корветах проекта 20380, катерах и специальных судах ВМФ.

В ходе работы МВМС-2017 предприятие анонсировало создание собственной сервисной сети. Ожидается, что система сервисного обслуживания выпускаемой продукции заработает вблизи мест базирования кораблей и судов ВМФ. Лицензированные центры в разных регионах страны получат полномочия по заключению контрактов и последующему обеспечению технического обслуживания продукции завода, проведению ходовых и государственных испытаний, выполнению ремонтных работ, а также по обеспечению заказчиков лицензированной документацией. Такие центры, в частности, появятся при 179-м Судоремонтном заводе в Хабаровске, северодвинской «Звездочке», 33-м Судоремонтном заводе в Балтийске, 13-м Судоремонтном заводе в Севастополе, владивостокском «Дальзаводе», Астраханском судоремонтном заводе и других предприятиях.

По информации председателя совета директоров ПАО «звезда» Павла Плавника, инвестиции предприятия в этот проект составят порядка 50 млн рублей.

На экспозиционных стендах и в тематических докладах МВМС-2017 были представлены не только движители в традиционном понимании (винтовая или винто-рулевая колонка), но и оригинальные альтернативные решения.

Актуальная проблема, которая привлекла внимание участников конференции, – современные конструкционные материалы, без которых даже самый талантливый проектировщик не сможет создать надежное судно. Еще одно направление – создание технологий судостроения.

Технологии против издержек

В ходе работы технической сессии «Технологические аспекты строительства и ремонта надводных кораблей и подводных лодок» специалисты ведущего технологического центра страны – АО «Центр технологий судостроения и судоремонта» (ЦТСС) ознакомили участников конференции с последними разработками центра в области судокорпусостроения, механомонтажного и трубообрабатывающего производств, лазерных и аддитивных технологий. Предприятие занимается развитием технологий военного кораблестроения, ведет комплексные разработки по созданию собственных верфей, начиная от проектирования, полного оснащения верфей технологическим оборудованием и выпуска конкретных образцов оборудования до модернизации существующих судостроительных предприятий.

«На практике мы неоднократно убеждались в том, что ошибки при разработке принципиальных технологий судостроения ведут к большим издержкам, – отметил заместитель генерального директора АО «ЦТСС» Леонид Горбов. – Ошибки в расчете производственной загрузки и перспективных мощностей будущего предприятия приводят к тому, что в дальнейшем верфи с избыточными мощностями будут простаивать, а недостаточные мощности с гипертрофированно развитым корпусным производством и слаборазвитым машиностроительным блоком – работать себе в убыток. Поэтому процесс создания принципиальных технологий должен идти вместе с моделированием и учетом всех основных проблем еще на стадии проектирования и подготовки к строительству верфи. Решающее значение имеет правильный выбор производственных технологий судостроения и сбалансированный подход к организации предприятия».

В области развития технологий и оборудования тепловой резки и сварки коллективом научно-технологического центра был разработан ряд типоразмеров и всевозможных вариантов линии кислородной, плазменной и лазерной резки и сварки. По словам представителя ЦТСС, все разработанные образцы прошли этап внедрения в опытно-промышленную эксплуатацию на предприятиях отрасли и были успешно сертифицированы.

«За последнее время 25 предприятий судостроительной, вагоностроительной и металлургической промышленности получили наше оборудование», – уточняет Леонид Горбов.

Развитие инновационных технологических платформ и стартапов лишь подтверждает выводы экспертов: сегодня отрасль на глазах перерождается, и не только мировое, но и отечественное кораблестроение переживает видимый подъем.

За эффективный флот

Итог проведения VIII Международного военно-морского салона превзошел ожидания экспонентов и участников. В ходе работы МВМС-2017 состоялось более 120 официальных переговоров с участием Главнокомандующего ВМФ России, должностных лиц ФСВТС России, представителей ОАО «Рособоронэкспорт», АО «ОСК» и других ведущих компаний отрасли. Так, например, в дни проведения Салона состоялось подписание соглашений о сотрудничестве в области судостроения и морской техники АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» с АО «Центр технологии судостроения и судоремонта» и о сотрудничестве в сфере проектирования кораблей военного и гражданского назначения с ФГУП «Крыловский государственный научный центр».

«Участие в МВМС-2017 кораблей и структурных организаций Военно-морского флота вызвало широкий интерес и подтвердило тот факт, что отечественная школа военного кораблестроения сохранила свои традиции, активно развивается и обладает на дежным потенциалом для строительства современного и эффективного флота. На площадках МВМС-2017 военные моряки и те, кто строит корабли, создает морское оружие, получили еще одну прекрасную возможность посмотреть друг другу в глаза, сверить часы и напрямую говорить на одном языке. Мы объединены одной целью – развивать Военно-морской флот, за спиной которого более 300 лет истории морской мощи государства», – подвел итоги работы МВМС-2017 Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев.

В целом же, как отмечали организаторы, Салон продемонстрировал высокий партнерский потенциал российских предприятий ОПК и зарубежных компаний, их готовность расширить свое участие в международной кооперации, связанной с разработкой и производством таких технически сложных инженерных систем, как боевые корабли. По решению Оргкомитета, следующий МВМС-2019 пройдет в Кронштадте, где располагается военно-морская база ВМФ России.

Подготовила Нонна Цай

В печатной версии название материала – “Сверили часы” (журнал “Морской бизнес”, № 48, сентябрь, 2017 год)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+