Спасти подводника | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Спасти подводника

Опубликовано mbszru0

Военно-морскому флоту необходимо обеспечить модернизацию судов, которые ведут спасательные работы на аварийных подводных лодках.

Глубоководные пеналы

Мобильный комплект глубоководных пеналов (КГП-300), разработанный компанией “Дайвтехносервис”

Анализ состояния судового состава и его оснащенности для решения задачи спасания экипажей подводных лодок показывает, что находящиеся в строю спасательные суда ВМФ проектов 0536.0, 0536.1, 141С, являющиеся носителями спасательных глубоководных аппаратов (СГА) проектов 1855 и 18270, а в перспективе и проектов 1855.1 и 18271, не обеспечивают решение задачи по спасанию экипажа из отсеков лежащей на грунте аварийной подводной лодки с требуемой эффективностью.

На этих судах, в частности, отсутствуют декомпрессионные барокомплексы, обеспечивающие стыковку с СГА, перевод в их отсеки спасаемых подводников из отсека СГА и последующую декомпрессию, а также современные средства поддержания жизнедеятельности экипажа аварийной ПЛ. Технология и средства вентилирования аварийной ПЛ, разработанные в 80-е годы прошлого века, требуют совершенствования и развития. Кроме того, не существует единого комплекта оборудования, который можно оперативно загрузить на корабль (судно) и доставить к терпящей бедствие подводной лодке.

Некоторые из этих проблем учтены в «Комплексной программе восстановления и поддержания готовности сил и средств, поисково-спасательного обеспечения ВМФ на 2000–2003 годы», утвержденной Главнокомандующим ВМФ незадолго до аварии подводной лодки «Курск», в мае 2000 года, и предусматривающей соответствующее финансирование. В этой же программе была предусмотрена модернизация спасательных судов в части дооборудования спуско-подъемного устройства для обеспечения подъема СГА с людьми, установка стыковочного узла с барокамерами для вывода подводников из отсеков с повышенным давлением и модернизация СГА для обеспечения проведения декомпрессии в спасательном отсеке аппарата. Из-за отсутствия соответствующего финансирования данная программа в полном объеме не была реализована в части модернизации судов.

В большинстве случаев проведения спасательной операции требуется передача на аварийную ПЛ спасательного имущества, воды, пищи и так далее. Анализ показывает, что передача имущества во всех аварийных случаях происходила без использования штатного глубоководного пенала по причине его большой массы и необходимости балластировки. Необходимо создание эффективного средства передачи имущества в отсеки аварийной ПЛ.

Катастрофа с «Курском» еще раз подтвердила эти так и не решенные проблемы. Именно это трагическое событие и повлияло в большей мере на стратегию развития образованной в феврале 2000 года компании «Дайвтехносервис», для которой одним из главных направлений деятельности стала разработка новых современных средств спасения.

Одна из последних таких разработок – мобильный комплект глубоководных пеналов (КГП-300). В результате опытно-конструкторской работы, проведенной за счет собственных средств, создан уникальный комплекс, не имеющий на сегодняшний день аналогов среди подобного спасательного оборудования, в том числе и в ведущих мировых державах, специализирующихся на их производстве и имеющих аналогичные системы (устройства) в составе сил ПСО ВМС.

Решение основной задачи было сведено к разработке спуско-подъемного устройства (СПУ), которое, учитывая необходимые характеристики, умещалось бы в 10-футовый морской контейнер. Инженеры «Дайвтехносервиса» выполнили поставленную задачу, разместив П-образную балку с гидравлическим механизмом складывания, лебедку с канатом длиной 320 м, пульт управления и корзину с комплектом из 6 глубоководных пеналов в стандартном 10-футовом контейнере. После установки, раскрепления в штатном месте на палубе судна и подключения к судовому электропитанию комплект глубоководных пеналов далее не нуждается в прочих судовых системах и механизмах (кранах и т. п.) для его перевода из походного положения в рабочее и наоборот.

За прошедшие годы ведущими водолазными фирмами разработаны и приняты на снабжение несколько типов водолазных комплексов (мобильных, контейнерного типа, стационарных и судовых), размещение которых возможно на спасательных судах с глубоководными водолазными комплексами (ГВК), но все они, кроме ГВК-450, не обеспечивают стыковку с СГА.

Несмотря на то что суда проектов 0536.0, 0536.1, 141C в настоящее время эксплуатируются с ограничениями по району плавания и техническому состоянию и задачу спасания экипажа аварийной ПЛ могут решать только ограниченно, актуальность их дооборудования в части обеспечения стыковки СГА с размещаемыми мобильными барокомплексами сохраняется, так как сроки службы СГА пр. 1855 и 18270 и судов-носителей после проведения их ремонта периодически продлеваются.

Проведенный анализ судового состава и зарубежных аварийно-спасательных служб позволил выявить некоторые тенденции развития спасательных судов. В течение последних лет в ВМС иностранных государств наблюдается тенденция отказа от строительства специализированных спасательных судов. Ведется активное строительство многофункциональных спасательных судов, способных принимать на борт, дополнительно к основному вооружению, специализированное спасательное оборудование в контейнерном варианте. На спасательных судах подводных лодок для выполнения подводных работ предпочтение отдается телеуправляемым необитаемым спасательным аппаратам (ТНПА). Для размещения системы спасения подводников используют многофункциональные суда снабжения со свободной палубой в кормовой оконечности. На всех спасательных судах устанавливают базовый состав средств оказания помощи аварийным надводным кораблям: автоматические буксирные лебедки, устройства снятия с мели, средства поддержания аварийных кораблей на плаву, – то есть обеспечивают многофункциональность судов. И наконец, ведомственные требования к спасательным судам одного и того же класса имеют существенные различия и требуют унификации.

Необходимость наличия в системе поисково-спасательного обеспечения судов, оборудованных декомпрессионными барокамерами и модульными средствами поддержания жизнедеятельности экипажа аварийной ПЛ, наглядно показывают проводимые международные учения по оказанию помощи аварийной подводной лодки, участие в которых принимают не только современные суда, но и суда постройки 70-х годов, дооборудованные в соответствии с современными требованиями, например польское спасательное судно «Лех».

В соответствии с Концепцией развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-морского флота на период до 2025 года основным средством оказания помощи экипажам подводных лодок должны стать спасательные суда проекта 21300, имеющие на вооружении современные технические средства, обеспечивающие выполнение глубоководных и водолазных работ на глубинах до 450 м. Головное судно сдано ВМФ в 2015 году. На его создание ушло около 15 лет. Предполагается построить порядка шести таких судов.

Вместе с тем данные о водолазных работах на флотах в 1970–2000-х годах показывают, что водолазные работы в морских условиях проводились на глубинах до 160 м, а экспериментальные водолазные работы в морских условиях – до 300 м, при практическом отсутствии в те годы необитаемых подводных аппаратов различного назначения.

Следует отметить, что использование ГВК-450 для решения задачи спасания экипажей аварийных ПЛ не является определяющим, так как основным средством спасания являются спасательные глубоководные аппараты пр. 1855 и 18270 и их модернизированные аналоги. Уровень развития подводных обитаемых и необитаемых аппаратов в современных условиях, как показывают проводимые на флотах учения, позволяет решать задачи поддержания жизнедеятельности экипажа аварийной подлодки, которые ранее традиционно решали водолазы. Это подтверждается и отечественным опытом эксплуатации необитаемых подводных аппаратов различных типов. Стремительное развитие робототехники, в том числе и подводной, за последние годы привело к отказу от водолазных технологий при освоении шельфа на глубинах более 100–200 м как у нас в стране, так и за рубежом.

C учетом сказанного, а также наличия ряда организационно-технических и финансово-экономических проблем в оснащении подразделений управления поисковых и аварийно-спасательных работ флотов поисково-спасательной техникой следует признать, что наличие в составе ВМФ серии СС пр. 21300 с ГВК-450 является спорным. Наличие на спасательных судах глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 для нашей страны представляется несколько избыточным и требует уточнения применительно к составу всего комплекта спасательных средств судна. Вместе с тем Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения Военно-морского флота на период до 2025 года предписывает сосредоточить основные усилия на модернизации существующих спасательных судов. Это продлит срок их службы, позволит оснастить такие суда современными средствами проведения подводных работ и оказания помощи аварийным объектам в море и в конечном итоге повысит эффективность системы спасания экипажей аварийных подлодок.

Владимир Каганский, капитан 1 ранга запаса, ООО «Дайвтехносервис» Валентин Михайлов, капитан 1 ранга запаса, водолазный специалист, ООО «Дайвтехносервис» Анатолий Храмов, капитан 1 ранга запаса, водолазный специалист, Герой России, ООО «Дайвтехносервис» Виктор Илюхин, капитан 1 ранга запаса, д. т. н, НО «Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий» (НО «АРПСТТ»).

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+