Деньги на гарантии | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Деньги на гарантии

Опубликовано Евгений Заздравных0

Средняя стоимость кредитования предприятий судостроительного сектора постепенно снижается, следуя за общим трендом. При этом банкиры видят в отрасли потенциал – во многом их привлекает наличие надежного источника погашения кредитов из средств государственного бюджета.

Судостроение – всегда длительная история кредитования, крупные проекты. Кризис не спровоцировал кардинального передела этого сектора среди банков, речь идет скорее о точечных изменениях, чем о реформах.

«В сложных экономических и геополитических условиях практичнее работать с проверенными и надежными партнерами. Когда контрагенты знают друг друга и особенности бизнеса, проще найти взаимовыгодные пути решения непростых задач, которые ставят перед нами новые обстоятельства. Также на выбор банков в период кризиса повлияли меры государственной поддержки, реализованные в 2014–2016 годах. Например, докапитализация выделена нескольким крупным банкам», – говорит заместитель директора по экономике и финансам «Балтийский завод – Судостроение» Светлана Моисеенко.

Хороший потенциал имеют проекты как в сфере государственного оборонного заказа, так и в сегменте гражданского судостроения. «Мы рассчитываем на позитивный эффект для судостроителей от новой редакции закона № 166-ФЗ «О рыболовстве», который создает дополнительные стимулы для размещения заказов на строительство новых судов на российских верфях, а также на продолжение поддержки отрасли через новые заказы со стороны государства по линии ВПК», – уточняет директор дирекции по работе с корпоративными клиентами банка «Санкт-Петербург» Вячеслав Чайников.

Отрасль просыпается после кризис- ной заморозки – потепление во многом спровоцировано снижением стоимости кредитных продуктов. «Ставки кредито- вания зависят от множества факторов и колеблются в диапазоне ключевая ставка Банка России (на момент подготовки материала 9,25%. – Прим. ред.) плюс 1,5–5% годовых», – говорит Светлана Моисеенко. С ней соглашается директор управления по работе с клиентами машиностроения Северо-Западного банка Сбербанка Алексей Каюков: по его словам, компании судостроительного сектора кредитуются примерно по такой цене. При этом стоимость кредита варьиру- ется в зависимости от финансового положения заемщика, его долговой нагрузки, целей, сроков кредитования и источника погашения. По сравнению с 2015 и 2016 годами при прочих равных наблюдается тенденция к снижению ставки кредитования. Управляющий Санкт-Петербургским филиалом Московского индустриального банка Андрей Ботвин уточняет, что при расчете средней ставки кредитования учитывались кредиты, привлеченные в рамках государственного оборонного заказа, а также поэтапной выборки кредитных средств, при которой фактические процентные платежи начисляются только на объем выбранных средств, а не на весь лимит кредитования.

В коммерческом судостроении, по словам Андрея Ботвина, средняя ставка кредитования колеблется от 12,5 до 15%, постепенно снижаясь. Стоимость привлечения кредитных средств следует за всем рынком, поэтому нет разницы в скорости снижения – она равномерна и зависит скорее от финансовых показателей каждого заемщика, а не только от ключевой ставки.

Цепная реакция

Хотя сроки кредитования практически не изменились, банки поменяли подход к выдаче кредитов на строительство судов. По словам Алексея Каюкова, в среднем кредиты выдаются на 3–4 года – примерно столько времени строится судно. Он отмечает, что теперь, возможно, изменился подход к кредитованию отрасли. Раньше судостроителям предоставлялись преимущественно короткие кредиты, которые постоянно перекредитовывали и пролонгировали. В последнее время срок кредитования синхронизирован со сроком изготовления заказа. «Наша компания специализируется на изготовлении продукции с длительным циклом изготовления, поэтому и кредиты привлекаются на срок 1–3 года», – говорит Светлана Моисеенко. «Срок кредита зависит от цели, может быть как кредитование на пополнение обо- ротных средств на 3–12 месяцев, так и долгосрочный кредит на инвестиционные цели на 3–5 лет», – уточняет Вячеслав Чайников.

Внимание к деталям позволило синхронизировать сроки кредитования со временем изготовления судна и перейти на контрактное кредитование. «Индикативные параметры кредитования в каждом случае индивидуальны. Это зависит и от финансового положения заемщика, цели кредита, срока кредитования, предлагаемого обеспечения и источника возврата кредита. В настоящее время все большим спросом пользуются кредиты контрактного характера. При таком виде кредитования кредитные ресурсы целевым образом расходуются на исполнение контракта и гасятся с полученной выручки», – поясняет Алексей Каюков. «В большинстве случаев судостроительные компании не занимаются конвейерным производством и продажей своих судов (как, например, в автомобилестроении), что не дает возможности построить типовую финансовую модель. Поэтому банки преимущественно финансируют отдельные контракты на изготовление, синхронизируя выборку и погашение кредитных средств с графиком производства и поступлениями оплаты от заказчика. Ключевым требованием к данным сделкам является в том числе подтвержденный опыт проведения подобных работ», – дополняет Андрей Ботвин. По его словам, контрактное кредитование предполагает жесткий график погашения, что увеличивает риски возникновения просроченных платежей по кредиту. Это связано с тем, что любой контракт на строительство судна предполагает привлечение большого количества субподрядчиков, не связанных с основным подрядчиком. Судно собирается из отдельных частей в определенной последовательности, которая зачастую не может быть изменена. В случае нарушения одним из субподрядчиков условий заключенного с ним контракта возможны риски возникновения просроченных платежей по кредиту у судостроительного предприятия. С ростом количества таких участников могут увеличиваться соответствующие риски.

Гарантия возврата

Несмотря на выход российской экономики из рецессии, нестабильность на рынках сохраняется, что вынуждает промышленников придерживать реализцию своих проектов. «Предприятия судостроения сильно зависят от государственных программ развития данной отрасли и государственных заказов. Для привлечения кредитов важно показать хороший портфель заказов с перспективными проектами, который позволяет оценить загрузку предприятия и стратегию его развития на ближайшие 3–5 лет. В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране вносятся корректировки в ранее разработанные программы и сроки, финансирование многих проектов переносится на неопределенный срок, что не дает возможности составить прогноз развития предприятия на требуемый период кредитования», – говорит Светлана Моисеенко. При этом, по словам Алексея Каюкова, интерес к кредитованию судостроительных компаний в 2016 году вырос по сравнению с 2015-м. В основном это связано с особенностью кредитования военных предприятий.

Учитывая специфику производства, а также действующую нормативную базу (275-ФЗ «О Государственном оборонном заказе»), компании привлекают «длинные» кредиты на цели исполнения заказа. Источником погашения выступают денежные средства, поступающие от государственного заказчика.

«Судостроение может представлять высокий интерес благодаря наличию гарантированного источника возврата кредитных средств из государственного бюджета, возможности получения дополнительного дохода при предоставлении дополнительных продуктов, таких как банковские гарантии воз- врата аванса, исполнения контракта, гарантийных работ. С другой стороны, ограничительным фактором является жестко зафиксированная цена кон- тракта, ограничивающая возможность корректировки его стоимости при изменении внешних факторов. С учетом традиционной долгосрочности подобных контрактов это может привести к возможному снижению маржинальности и, как следствие, формированию убытков предприятия и потенциально проблемной задолженности для банка», – объясняет Андрей Ботвин.

Помощь государства поддержала интерес банкиров к кредитованию гражданского судостроения – многие сходятся во мнении, что отрасль обладает хорошим потенциалом для роста. «Уровень компетенций отечественных специалистов высок, а трудозатраты дешевле, чем у мировых конкурентов. Со стороны государства продлена программа поддержки судостроения в части предоставления субсидий российским транспортным компаниям на возмещение процентов по кредитам, возмещение части затрат на приобретение новых судов взамен сданных на утилизацию. Также отрасли помогает планируемое регулирование квот на вылов рыбы в зависимости от размещенных заказов на строительство специализированных судов на российских верфях», – говорит Алексей Каюков.

Поддержка гражданского судостроения и рыболовства помогла запуску новых проектов судостроительными компаниями для развития флота. «Не секрет, что основные фонды рыболовецких компаний сильно изношены и требуют реновации, а обновление флота – процесс довольно длительный и капиталоемкий. Эксплуатация новых технологичных судов, оснащенных новейшим оборудованием, позволит отрасли повысить производительность и увеличить объемы вылова, – считает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра – старший вице-президент Банка ВТБ Руслан Еременко. – Мы финансируем строительство рыболовных судов – ведущие промысловые компании Мурманска, Санкт-Петербурга, Калининграда, Архангельска и Ненецкого АО выступили заказчиками строительства современных траулеров, которые уже заложены на заводах. Из реализованных проектов: ВТБ профинансировал постройку рыболовецких судов «Механик Агапов» компании «Робинзон» и «Печора» товарищества рыболовецких колхозов НАО».

«На текущий момент порядка 70% оборудования, устанавливаемого на гражданские суда, либо импортируется из-за рубежа, либо состоит из импортных деталей. Высокая доля импортных составляющих – это дополнительные валютные риски. Механизмы хеджирования (форварды, опционы по валюте) не всегда могут обеспечить снижение рисков. Поэтому, говоря о гражданском судостроении, интерес к банку у предприятий судостроения определяется прежде всего условиями привлечения кредитных ресурсов. Безусловно важна стоимость кредитных ресурсов (с учетом низкой рентабельности судостроения), однако ключевым может являться возможность комбинирования отдельных продуктов, которые могут позволить в целом сократить расходы предприятия по сопровождению кредита в банке», – резюмирует Андрей Ботвин.

Евгений Заздравных

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+