Время "умнеть" | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Время “умнеть”

Опубликовано Алена Журавлева0

Судостроение, в том числе российское, относится к отраслям, обладающим большим научно-техническим и инновационным потенциалом.Однако пока цифровизация и интеллектуализация процессов судостроения в нашей стране, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Как результат – утекающие за границу контракты и, следовательно, низкие инвестиции в отрасль.

Как отметил на одном из последних заседаний Государственной Думы РФ председатель правительства Дмитрий Медведев, за прошедший год сдано шесть боевых кораблей – две подводные лодки и надводные корабли. Гражданское судостроение также развивается: в частности, в 2016 году сданы ледоколы «Поларис» и «Новороссийск», начата разработка атомного ледокола-лидера мощностью 120 МВт. Спущены на воду самый мощный в мире головной универсальный атомный ледокол «Арктика» нового поколения, неатомные ледоколы «Александр Санников» и «Виктор Черномырдин». Таким образом, по словам Медведева, «можно говорить о возрождении нашего единственного в мире атомного ледокольного флота».

Однако радость преждевременна, если не вовсе неуместна. Конечно, развитие Северного морского пути и ставка на русскую Арктику позволяют отечественному судостроению развиваться, но невооруженным взглядом видны и проблемы отрасли, и одна из них – недостаточное проникновение современных информационных технологий (IT).

«Если военные заказы в России на 99% реализуются собственными силами (особенно после истории с «Мистралями»), то в гражданской сфере мы значительно проигрываем и западным, и восточным конкурентам, – комментирует технический менеджер PTC в России и СНГ Евгений Ураскин. – Например, огромный заказ Газпрома на создание газовозов ушел в Корею, потому что там цикл производства оказался в два раза меньше, чем у российской компании. Возможно, импортозамещение поможет и гражданскому судостроению в виде различных федеральных заказов на специализированные суда – для МЧС, полиции и т. д.».

Внедряй и властвуй

Причина отставания отечественных судоверфей проста: пока они далеко не так инновационны, как их зарубежные аналоги. А это значит, что эффективность работы в России ниже, сроки выполнения заказов – больше, возможность совершения ошибок – выше. Последнее особенно важно: далеко за примером ходить не надо – достаточно посмотреть на роль брака в космической отрасли нашей страны.

«Судостроение в первую очередь наукоемкая отрасль, которая впитывает в себя достижения огромного количества отраслей промышленности – металлургия, электроника, машиностроение и т. д., в том числе и достижения в области информационных технологий – всевозможные расчеты, моделирование, проектирование, управление данными и проектами и прочее, – комментирует Евгений Ураскин. – Таким образом, при работе над объектом морской техники, независимо от того, гражданская она или военная, требуется организация взаимодействия всех участников ее создания и эксплуатации в цепочке «заказчик – проектант – верфь – контрагент – эксплуатант». Такое взаимодействие можно построить на базе технологий управления полным жизненным циклом. Технология должна включать не только информационные системы (PLM, PM, ERP, IoT и т. д.), но и методики, регламенты взаимодействия».

Именно с технологиями и новыми подходами в России есть проблемы. «Серьезные отрасли, к которым несомненно относится и судостроительная, очень консервативны и долго принимают решения, особенно насчет внедрения каких-то новых технологий. Особенно когда отсутствует база специальных исследований, сертификаций, ГОСТов на эту тему», – подчеркивает сооснователь и технический директор VR Concept Денис Захаркин.

На волне импортозамещения и веры в перспективы инноваций и IT, столь заметных в последнее время, государство пытается поддержать судостроительную отрасль. Одной из главных мер поддержки стал запуск проекта MariNet, интеллектуальной системы управления морским транспортом и технологии освоения Мирового океана. Приоритетными рыночными сегментами «дорожной карты» MariNet являются цифровая навигация, технологии освоения ресурсов океана и инновационное судостроение. Во всех этих направлениях, по мнению экспертов проекта, «в ближайшие десятилетия будут происходить существенные изменения в используемых технологиях, которые не просто сформируют принципиально новые сегменты рынка, но и окажут значительное воздействие на саму модель функционирования морской отрасли».

Цель MariNet – использовать существующие интеллектуальные центры в судостроении РФ и консолидацию отрасли для занятия ниш специализированных судов и инновационных технологий на мировом рынке судостроения. Предполагается, что именно в России благодаря инициативе будут созданы буровое судно самого высокого в мире ледового класса, многокорпусный ледокол-лидер и другие перспективные специализированные суда.

Планы MariNet чрезвычайно амбициозны. Уже в 2017 году должно быть реализовано исследование по обоснованию возможности гражданского применения скоростной транспортной платформы нового поколения, а в 2019-м – разработана документация для дальнейшего рабочего проектирования и строительства новых типов судов для освоения ресурсов океана, в том числе ледового класса. К 2025 году планируется создать инновационную многоцелевую cкоростную транспортную платформу нового поколения.

Старт коммерческого использования инновационных судов и сервисов на их основе придется на 2025–2035 годы. К слову, среди одобренных MariNet для реализации в 2017 году девяти проектов – разработка скоростного высокомореходного пассажирского судна на подводных крыльях «Морской нож» от компании «Авиатика».

Сам себе пароход

И это еще не все. Судя по всему, в ближайшие пять лет отечественное судостроение изменится поразительным образом. Так, в 2018 году будет завершено компьютерное моделирование безэкипажного судовождения, причем к 2019 году обещают разработать нормативную базу и технические стандарты безэкипажного судоходства и использования технологических решений е-Навигации. В 2020 году будет реализован пилотный проект оснащения роботизированного порта, а годом позже – разработана нормативная база использования подводной робототехники и сформированы стандарты использования подводной робототехники и средств подводного позиционирования и связи.

Так что судостроение намерено перегнать даже автомобилестроение по скорости запуска беспилотного транспорта. Напомним, что беспилотные машины уже вовсю тестируются во всем мире – это и пассажирский транспорт, и грузовой, причем некоторые образцы уже появились на общественных дорогах, а не только на тестовых полигонах. Даже в России есть концепты, хотя в этом отношении мы, безусловно, отстаем. В Китае в концепцию развития Пекина на ближайшие 50 лет уже заложено создание инфраструктуры для автомобилейбеспилотников и даже летающих авто.

Предпосылки для этого есть. Как отмечают эксперты, ряд вопросов, актуальных для запуска безэкипажного морского транспорта, уже решен: может осуществляться движение по заданному маршруту, позиционирование в пространстве, автоматический анализ обстановки, есть каналы связи и так далее. В числе девяти одобренных MariNet проектов – «Поплавковая волновая электростанция» компании «Прикладные технологии», прототип устройства для преобразования в электроэнергию колебания морских волн, который может пригодиться для дозаправки беспилотных кораблей и дронов. И все же в этом направлении ставка делается на проверенных игроков, и в частности – на «Транзас», компанию с петербургскими корнями, являющуюся одним из «столпов» MariNet.

Однако эксперты отрасли сомневаются в безоговорочном успехе проектов по безэкипажному судовождению. «В текущей перспективе это возможно только на маломерных судах и катерах. Главное, что должно быть сделано, – исследования и апробация в области контроля ситуации при судовождении. К сожалению, у нас нет такой частной компании, как Google, которая имеет свою разработку беспилотного автомобиля и вкладывает в нее огромные средства и контролирует каждый потраченный доллар, – считает Евгений Ураскин. – У нас эту область финансирует государство, что по различным причинам приводит к неэффективности и растягиванию сроков».

Есть и еще одно препятствие: чтобы корабли-беспилотники начали бороздить просторы Мирового океана, необходимо полноценное развитие системы e-Навигации. А она в нашей стране также развивается в рамках MariNet.

«Одно из ключевых направлений инициативы – развитие цифровой навигации (е-Навигации) – требует создания единой информационной среды всей отрасли морского транспорта. Важным элементом этой среды станет единая геоинформационная платформа для сбора, обработки, хранения разнородной пространственной информации, разработки и предоставления геоинформационных продуктов и сервисов, – рассказывает Алексей Скорупский, первый заместитель генерального директора компании «СКАНЭКС», которая входит в состав рабочей группы MariNet. – Когда мы говорим о геоинформационных сервисах, речь идет о нескольких направлениях. Например, о гидрометеорологическом обеспечении судоходства – оценке ледовой обстановки в замерзающих морях, характера волнения морской поверхности, поля приводного ветра, температуры, давления; определении биооптических параметров морской среды и т. п. Большое значение имеют обеспечение навигации и безопасности судоходства, оценка и прогнозы продуктивности рыбопромысловых зон, оперативный мониторинг экологической обстановки и выявление пленочных загрязнений».

Интеграция всех этих продуктов, по словам Скорупского, безусловно, потребует и технической модернизации отрасли. Более того, для реализации такого масштабного проекта необходимо совершенствование законодательной и нормативной базы, в частности в вопросе использования спутниковых данных.

Так что рассчитывать на эффективное и моментальное развитие е-Навигации в краткосрочной перспективе не приходится. В этом году должны быть завершены лишь разработка и внедрение на базе пилотной зоны е-Навигации функций бортового и берегового сегментов, а также обмена информацией.

Судостроительная реальность

Что касается уже свершившихся или свершающихся прямо сейчас технологических инноваций в судостроении, то прежде всего надо отметить, что многие предприятия уже прошли этап реинжиниринга, в основе которого лежит полная цифровизация и интеллектуализации процессов. Совершить этот рывок позволило внедрение компьютерного проектирования, моделирующего весь жизненный цикл продукта и производства.

Второй инновационный шаг – внедрение цифрового моделирования свойств материалов, который идет параллельно разработке конструкции его применения. Этот шаг обусловлен ростом популярности таких новых и более эффективных материалов, как стеклопластик, углеводородный пластик и полимеры. Эти материалы требуют инновационных инструментов для работы с ними.

«Компании судостроительной отрасли сегодня сильно расширяются и укрупняются. Происходит большое количество слияний и поглощений, и, таким образом, организации становятся все более сложными в управлении. В этих условиях наиболее актуальными оказываются вопросы управления проектами и управления данными. Уже невозможно контролировать все процессы, включающие в себя различные спецификации, договоры, проектную отчетность, без подобных датацентричных моделей, – комментирует Лев Мартынов, руководитель направления по работе с партнерами по России и странам СНГ Dassault Systemes. – Другой очень важный момент, где помогают IT-технологии, – возможность уложиться в бюджет и сроки. Проектирование, закупки, испытания – на всех этапах компании необходимо собирать нужную и актуальную информацию. Таким образом, виртуальные технологии дают возможность заказчикам иметь цифровые 3D-активы, помогающие им значительно оптимизировать свою деятельность».

Еще одной из перспективных технологий эксперты считают виртуальную реальность, которая сейчас активно проникает на все промышленные предприятия, судостроение тут не исключение. «Достаточно актуальны технологии управления данными о судах и портовых сооружениях и технологии обучения персонала в области обслуживания судов, судоремонта. Если говорить о последнем, то большое количество новой техники, внедряемое на судостроительных предприятиях, достаточно дорого и требует особой квалификации обслуживания, поэтому просто так персонал к нему не подпустишь. Данную проблему решают технологии виртуальной реальности, позволяя обучать персонал не на дорогостоящих станках, а на их трехмерных макетах», – рассказывает исполнительный директор VE Group Илья Вигер.

«В первую очередь технология виртуальной реальности с применением методологии виртуального прототипирования помогает снизить трудозатраты на создание полунатурных макетов, на производство которых необходимо достаточно много времени, особенно если мы говорим о масштабе 1:1, – уточняет Денис Захаркин. – Во-вторых, эти технологии позволяют снизить затраты на командировки специалистов и согласование различных этапов проекта благодаря предоставляемым возможностям удаленной совместной работы в виртуальной реальности над разрабатываемым 3D-макетом в натуральную величину, помогая тем самым быстрее принимать решения. В-третьих, работа с 3D-прототипами доков, судов по принципу гибких методологий ускоряет процесс их проектирования и дает возможность в любой момент увидеть текущее состояние проекта в полную величину: походить по нему, провести верификацию, проверить соответствие тактико-техническим требованиям, провести сборку-разборку. Кроме того, это помогает обучить персонал работе со сложным оборудованием, отработке сложных процессов без риска как для человека, так и для дорогостоящего оборудования, которое в процессе эксплуатации может быть испорчено».

Одна из проблем судостроения, на которую указывают большинство экспертов, – необходимость переоборудования. Особенно остро, как отмечает Евгений Ураскин, этот вопрос стоит в смежных отраслях судового оборудования – разработка новых комплектующих и высокоинтеллектуального оборудования: «Их активная часть досталась нам по наследству с советских времен и теперь не отвечает современным требованиям по эффективности, в том числе – по способности функционировать в современной информационной среде».

В Dassault Systemes уверены, что инвестировать нужно и в переоборудование, и в новые технологии производства: «Использование современных технологий в работе отличает компании друг от друга, дает возможность более ярко представить свои проекты на ранних этапах. Если компания понимает, что хочет растить свою долю на рынке и получать новые контракты, ей необходимы такие решения».

Алена Журавлева

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+