Быть лидером интересно | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Быть лидером интересно

Опубликовано Георгий Дмитриев0

В числе петербургских предприятий, работающих в сфере оборонного заказа, которые активно развивают и конверсионные направления, – ПАО «ЗВЕЗДА», лидер в разработке и производстве редукторов для кораблей и судов отечественного флота.

В конце апреля 2017 года в рыбинском НПО «Сатурн» был дан старт испытаниям газотурбинного агрегата для десантного корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». В состав агрегата входит редуктор воздушного винта разработки и производства ПАО «ЗВЕЗДА». Это один из многих проектов, в которых участвует это петербургское предприятие.

В интервью журналу «Морской бизнес Северо-Запада» генеральный директор научно-производственного концерна «ЗВЕЗДА», председатель совета директоров ПАО «ЗВЕЗДА» Павел Плавник рассказал о перспективных планах и поделился мнением о проблематике развития российской промышленности.

– ПАО «ЗВЕЗДА» – головной российский разработчик и производитель тяжелых редукторных передач для российского военного и гражданского кораблестроения. Тяжело ли быть лидером?

– Быть лидером в первую очередь интересно. Когда интересно – тяжесть не ощущается, хотя путь в лидеры, конечно, был не прост.

Исторически, с 1946 года, предприятие обеспечивает редукторными передачами и реверсивными муфтами двигатели собственного производства – «звездообразные» двигатели размерности ЧН16/17 и V-образные двигатели размерности ЧН18/20.

Многоскоростные автоматические реверсивные передачи для кораблей различных классов серийно выпускаются заводом уже несколько десятилетий. Конструкция, совмещающая два дизельных двигателя и суммирующий реверс-редуктор, ранее была реализована в серийно выпускаемых двигателях типа М507 и М511 – для ракетных катеров проекта 1241 «Молния» и МРК проекта 1239 «Сивуч». Сегодня эта же схема применяется в современном проекте 22800 «Каракурт».

В 2002 году Российское агентство по судостроению совместно с отделом кораблестроения, вооружения и эксплуатации ВМФ признало необходимым дальнейшее развитие на предприятии специализированного редукторного производства для судовых энергетических установок в интересах Министерства обороны РФ.

Нам была поставлена задача создать редуктор для работы со среднеоборотными коломенскими двигателями, имеющими не только значительно больший вес, но и больший рабочий ресурс. Для силовой установки кораблей дальнего плавания, корветов – это оптимальное решение. Мы разработали такой реверс-редуктор с передаваемой мощностью 12 000 л. с. для серии сторожевых кораблей проекта 20380, и уже в 2005 году первые образцы прошли испытания и были поставлены на головной корвет «Стерегущий».

Так «ЗВЕЗДА» стала головным российским разработчиком и производителем редукторов. Мы стали производить не только передачи для своих двигателей, но и редукторы большой передаваемой мощности для коломенских двигателей. Активно использовали в работе межзаводскую кооперацию, потому что своих производственных мощностей, технологических компетенций временами не хватало. В результате вопросы проектирования, организации производства, сервисного обеспечения были полностью решены, и с 2003 по 2014 год мы спроектировали и произвели несколько десятков редукторов разных типов. Получили прекрасный опыт, была сформирована группа инженеров-конструкторов, стала развиваться служба субконтрактации.

Наступил 2014 год, произошли всем известные события, и стало понятно, что николаевский завод газотурбостроения «Зоря»-«Машпроект» не будет поставлять для нужд Военно-морского флота России свою продукцию. В апреле президент России поставил задачу обеспечить редукторными передачами все типы строящихся, ремонтируемых и перспективных проектов кораблей ВМФ России. Заводу поручили в кратчайшие сроки освоить выпуск новых типов редукторных передач в рамках импортозамещения продукции, ранее поставлявшейся с Украины, – для десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) проектов 12322 и 12061, фрегатов проекта 22350 и других кораблей. Эту работу мы ведем совместно с НПО «Сатурн», которое является изготовителем газотурбинных агрегатов. Разработка документации, обеспечение технологических процессов, освоение новой продукции заняли порядка 2,5 лет, и вот в конце апреля в Рыбинске успешно прошли испытания, в ходе которых впервые работал на полную мощность газотурбинный агрегат, включающий в себя наш редуктор воздушного винта.

В редукторостроении, так или иначе, задействованы все цеха ПАО «ЗВЕЗДА». В середине марта открыли новый участок редукторного производства, который обеспечивает замкнутость технологического цикла и вдвое увеличивает технические возможности выпуска редукторов – с 25 до 50 тонн по массе. Готовы к новым проектам, есть все необходимые компетенции. Также рассматриваем возможность диверсификации производства, чтобы производить больше продукции для гражданских нужд.

– И какие гражданские проекты в этом направлении возможны?

– Редуктор – это устройство, передающее вращающий момент двигателя, такого рода механизмы нужны не только в военном кораблестроении,  но  и  в  гражданском  судостроении,  во многих секторах гражданской техники. Есть перспективы развития этих  направлений.  К  примеру,  обсуждаем  возможность  участия  в  программе  по  ветроэнергетике. 

Что  касается  дизелестроения,  то,  безусловно, лучшим проектом с точки  зрения конверсии является наш новый  двигатель «Пульсар». Еще в советское  время,  когда  на  заводе  «ЗВЕЗДА»  организовывалось производство, были  построены  две  производственные  линии.  На  первой  выпускали  «звездообразные»  двигатели,  применение  которых было исключительно в военных целях. На второй линии производились V-образные двигатели преимущественно для гражданских целей – их активно использовали на  железных  дорогах, в электростанциях и так далее. Наличие двух линий с единой конструкторской  службой, с  единым  управленческим  персоналом гарантировало устойчивую  работу завода в течение многих лет. 

И  теперь  мы  рассчитываем,  что  «Пульсар»,  который  придет  на  замену  выпускаемого  семейства  V-образных  двигателей,  станет  одним  из  самых  интересных  проектов  для  гражданского  применения  –  малой  энергетики,  карьерной  техники,  железнодорожного  транспорта,  пассажирского  флота.  На  данный  момент  обсуждаем  перспективные  планы  запуска  производства  этого  дизельного  двигателя  в  различных  правительственных структурах, прежде  всего в министерстве промышленности  и торговли России. Есть определенные  проблемы  в  продвижении  проекта,  но я уверен, что уже в среднесрочном  периоде  они  будут  разрешены.  Ведь  это лучший образец конверсии, который только может быть. Серия «Пульсар»  будет  востребована  много  лет.  Также она позволяет решить вопросы  импортозамещения  на  катерах  и малых кораблях ВМФ и ПС ФСБ  –  опыт  отказа  немецких  фирм  от  поставок  мы  уже  имеем,  а  попытки  применения  дизелей,  выпускаемых  в  Китае,  есть  нелепый  пример  недальновидного  и  безответственного  подхода,  пример  необучаемости  на  своих  ошибках.

– Наше интервью проходит накануне открытия Международного военно-морского салона. Как вы оцениваете качество взаимодействия кораблестроителей и представителей ВМФ?

–  Проектант  корабля  и  кораблестроитель  выполняют  требования  заказчика. К сожалению, нет должной  координации в принятии технических  решений  по  двигателям  между  ВмФ  и ПС ФСБ РФ. Это приводит к тому,  что  под  надуманными  предлогами,  часто прикрывая огрехи эксплуатации,  применяются зарубежные дизельные  двигатели  там,  где  могут  и  должны  стоять  отечественные.  Напомню,  что  речь  идет  о  расходовании  государственных средств, которые, по идее, должны питать российскую экономику! Для промышленности это, в свою очередь, ведет к  снижению серийности и замедлению темпов развития.

Учитывая, что дизелестроение является одной из составляющих технологической безопасности государства,  необходимо,  чтобы  государственные  структуры,  включая  министерство  промышленности и торговли, заняли  более четкую позицию в этом вопросе.

– Что необходимо сделать, чтобы обеспечить качественное развитие отечественной промышленности?

– Во-первых, насытить промышленность деньгами. Они должны направляться в создание средств производства. Стоимость обновления основных фондов в машиностроении очень высока. Борьба за низкую инфляцию убивает возможность кредитования такого рода проектов. Деньги должны работать на экономику, а не бороться с инфляцией. Сейчас же нет механизмов финансирования «длинных» проектов в промышленности. К примеру, есть хороший бизнес-проект, независимые аудиторские оценки, подтверждающие потенциал сбыта продукции, маркетинговые исследования. Возвратность средств – порядка 10 лет. Но существующая финансовая система, если, конечно, нет административного влияния, не позволяет кредитовать подобные проекты.

Во-вторых, было бы неплохо изменить принципы государственного управления в отношении кадровых назначений в верхних эшелонах власти. Можно по-разному относиться к личности лидера ЛДПР Владимира Жириновского, но недавно он озвучил мысль, которая кажется мне очень верной: «Посмотрите, какое образование имеют наши министры? Это финансисты, социологи… А при советской власти одни технари были. Я предлагаю на руководящие должности поставить инженеров по всей стране – они меньше совершат ошибок, у них специальное мышление». И возглавлять профильные ведомства, в том числе отвечающие за развитие промышленности в стране, на мой взгляд, должны именно инженеры с технологичным мышлением и практическим опытом работы на предприятиях.

– В ходе организационной реформы образовано НПК «ЗВЕЗДА». Какова структура Концерна и для чего потребовались преобразования?

– Научно-производственный концерн «ЗВЕЗДА» объединяет под единой структурой управления компании различных видов деятельности.

Во-первых, это ПАО «ЗВЕЗДА» с литейным, механообрабатывающими и сборочно-испытательными комплексами дизельного и редукторного производства, а также Инженерным центром.

Еще один участник Концерна – занимающий часть территории Индустриальный парк «ЗВЕЗДА». Это эффективный проект в сфере промышленной недвижимости, резидентами которого сегодня являются ряд предприятий в сфере металлообработки, производства автокомпонентов, спортивного инвентаря, мебели и другой продукции.

Кроме того, в Концерн входит компания «Звезда-Сервис» (выделенное направление по обслуживанию всех видов продукции предприятий Концерна), компании социальной сферы – спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном «Звезда», детский спортивно-оздоровительный лагерь «Салют» и другие.

Предпосылкой к такого рода реорганизации стал существенно возросший за последние годы объем задач, решаемых ПАО «ЗВЕЗДА» и дочерними обществами, поэтому была найдена более эффективная форма управления разными видами бизнеса. Двухуровневая система менеджмента интегрирует передовой опыт управления как государственными концернами, так и частными объединенными корпорациями. При сохранении хозяйственной самостоятельности входящих в его состав компаний вопросы ресурсного обеспечения, контроля и внешних связей теперь обеспечиваются централизованно через головной офис Концерна.

– Весной «ЗВЕЗДА» отпраздновала свое 85-летие…

– Да, теперь готовимся праздновать 150-летний юбилей (улыбается). Дело в том, что в день праздника достали капсулу, которую заложили на территории завода в 1967 году, в год 50-летия Октябрьской революции, и которую полагалось вскрыть как раз через 50 лет. В этой капсуле было не только послание к сотрудникам «ЗВЕЗДЫ», которое мы зачитали
со сцены, – очень трогательно все получилось, – но и машинописная книга об истории завода. Оказалось, что «ЗВЕЗДА» построена на территории бывшего чугунолитейного завода Берда, возведенного на пустыре в 1872 году. Семья Бердов была известна в дореволюционном Петербурге – достаточно сказать, что глава семьи, Чарльз Берд, приехавший в столицу империи из Шотландии, построил первое российское паровое судно. А его наследники организовывали в том числе и литейные производства, одно из которых и находилось в наших краях. На территории осталось несколько зданий конца XIX века, а совсем недавно при подготовке фундамента для одного из новых станков мы обнаружили рельс, маркированный 1916 годом. Так что через пять лет можно будет отмечать 150-летие с того момента, как на этой территории началось промышленное производство.

– И какие планы на следующие пять лет?

– Они без фантазий. В первую очередь необходимо выполнить тот объем заказов, который мы взяли в работу, – и по производству двигателей, и по выпуску тяжелых редукторов. Портфель заказов в три раза больше, чем был два года назад. Решаем задачи, связанные с расширением производственных мощностей, с расшивкой «узких» мест, которые есть в производстве.

Растет численность персонала, активно развиваем межзаводскую кооперацию. В этом году мы должны увеличить объемы межзаводской кооперации в три раза в сравнении с предыдущим.

Кроме того, накопился большой объем ремонтных работ: около 60% боевых кораблей ВМФ работают на двигателях «ЗВЕЗДЫ», которые вырабатывают своей ресурс. Требуются и ремонт, и замена на новые двигатели. Объем заказов очень большой.

Продолжаем работы по модернизации технологий производства маломагнитного двигателя для серии тральщиков, которые строит с применением композитных технологий Средне-Невский судостроительный завод. Ведем модернизацию дизельных двигателей типа М507, также применяемых в перспективных проектах кораблей ВМФ.

В целом наращиваем компетенции, развиваем современные методы обработки металлов, осваиваем новые технологические переделы. Одна из задач – трансфер информационных технологий как при проектировании новых видов продукции, так и при управлении производственными процессами. Мечтаю о глубокой модернизации литейного производства. И, повторюсь, рассчитываю, что запустим в серийное производство двигатели «Пульсар».

Георгий Дмитриев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+