Строить новую экономику | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Строить новую экономику

Опубликовано Георгий Дмитриев0

Владимир Середохо: «Судостроители, выполняя проекты, ставят перед бизнесом задачи подняться до необходимого высокого уровня».

У генерального директора Средне-Невского судостроительного завода (СНСЗ) Владимира Середохо в этом году своеобразный юбилей – 40 лет назад он поступил в Ленинградский кораблестроительный институт (знаменитую «Корабелку», ныне Санкт-Петербургский государственный морской технический университет), связав свою жизнь с судостроением. В интервью журналу «Морской бизнес Северо-Запада» Владимир Середохо рассказал о том, как вместо авиации сделал выбор в пользу моря, и поделился своим мнением о перспективах отечественного судостроения.

– По экспертным оценкам, российская экономика постепенно восстанавливается. Какой в этом процессе может быть роль судостроительной отрасли?

– Судостроение всегда считалось одним из локомотивов экономики и  научно-технического прогресса. Еще в институте профессор Виктор Ашик нам говорил: «Судно  – самое сложное инженерное сооружение.
Точка. Запишите и запомните». Современный корабль – воплощение всех технологий, которые существуют – по оборудованию, по материалам, по электронике и так далее. И в его создании участвует огромное число подрядных организаций. Судостроители, выполняя проекты, ставят перед бизнесом задачи подняться до необходимого высокого уровня. И вот это постоянное движение вверх, наполнение бизнеса инновациями, модернизацией, высокопрофессиональными кадрами помогает расти и экономике в целом.

Мы на Средне-Невском судостроительном заводе еще до наступления сложных геополитических времен и  введения санкций начали разрабатывать новые технологии, основанные на наших отечественных разработках и материалах. Введение санкций вообще стало поворотной точкой во взаимоотношениях с другими странами, во  взаимодействии с мировыми промышленными производителями. Поставлена задача: не покупать, а сделать самостоятельно. И успешнее всего эту задачу решают те, кто модное ныне слово «импортозамещение» взял на вооружение, когда оно еще не было на слуху. Эти компании  – и  мы в их числе – не знали, что будут санкции. Они лишь подтвердили, что мы находимся на верном пути. На СНСЗ сформирован пул отечественных поставщиков, на данный момент порядка 70% материалов мы получаем от российских компаний, думаю, уже в ближайшие годы эта доля будет увеличена.

– Что необходимо предпринять на федеральном уровне, чтобы обеспечить качественный рост в отечественном судостроении?

– Прежде всего, нужны налоговые преференции для российских судовладельцев. Необходимо помочь им в развитии бизнеса, в том, чтобы они имели возможность размещать заказы на строительство флота на отечественных верфях. Придумать специальные меры поддержки по акцизу на топливо, чтобы активность флота возросла. Второе необходимое условие  – субсидирование государством инвестиционных проектов по строительству судов. Судостроение  – отрасль малоприбыльная, но выполняющая важные государственные задачи. И мы готовы строить, создавать новую экономику, выполнять государственные заказы, завоевывать рынки. Хочется,чтобы государство помогало нам более активно. И, безусловно, очень важно делать отрасль привлекательной для молодых людей. Если будет государственная поддержка по модернизации отрасли, внедрению новых технологий  – это привлечет молодежь в судостроение.

– А что вас, уроженца далекого от моря белорусского города Полоцка, завлекло в судостроение?

– Красивые рассказы выпускников физико-математической школы, в  которой я учился. С первого класса полюбил точные науки, математика с тех пор для меня наука № 1. Собирался поступать в Московский авиационный институт. Но в 10-м классе, за полгода до окончания школы, у нас была встреча с выпускниками прежних лет, и один из них как раз учился в  Ленинграде, в «Корабелке». И так он красиво рассказывал про Ленинград, про корабли, про море, что я резко изменил свои планы. Посмотрел, что в «Корабелке» тоже в приоритете точные науки, много расчетов и математики. Поступил на кафедру прочности, потом перешел на кафедру судостроения.

Уезжать из Ленинграда не хотелось, а судостроители по распределению часто оставались как раз здесь. Так оно, собственно, и получилось: свою судостроительную карьеру начал на Балтийском заводе и отработал там более 16 лет. Потом были 10 лет работы на «Северной верфи» и заводе «Алмаз».

– В ноябре этого года исполнится 10 лет, как вы возглавили Средне-Невский судостроительный завод…

– Когда наша команда, несколько десятков специалистов, пришла на завод, он был немного, скажем так, заснувший. Удалось разбудить прежде всего благодаря двум полученным экспортным контрактам. Появилась финансовая устойчивость, мы стали осваивать новые технологии, приглашать высокопрофессиональных специалистов. Постепенно появлялись новые проекты, новые контракты, приступили к полномасштабной модернизации завода, которому в этом году, к слову, исполняется 105 лет. Уже в следующем году, когда завершим модернизацию, это будет совершенно новый завод, мощность которого увеличится как минимум в три раза. Сейчас на заводе работает более 1700 человек – а 10 лет назад было не больше 600.

Контрактами обеспечены до 2022 года. Основным направлением деятельности завода традиционно является серийное строительство кораб­лей противоминной обороны (ПМО). На российском рынке предприятие уже около 80 лет является монополистом по производству данной продукции. Начиная с 1939 года по настоящее время предприятием произведено более 200 кораблей противоминной обороны. Основной заказчик – ВМФ России и иностранные заказчики.

Сегодня большинство кораблей данного класса физически и морально устарели, изменилась и концепция поиска, обнаружения мин: заказчику нужны не просто корабли, способные осуществлять траление мин, а мно­гофункциональные суда, способные совмещать функции как тральщика, так и минного охотника.

В конце прошлого года мы сдали Военно-морскому флоту России голов­ной корабль противоминной обороны
«Александр Обухов». Сегодня строим серийные корабли этого проекта: «Георгий Курбатов», «Иван Антонов» и «Владимир Емельянов». Последний, кстати, заложили 20 апреля этого года. По просьбе ветеранов, сотруд­ников завода Главкомом ВМФ РФ кораблю присвоено имя выдающегося кораблестроителя, бывшего директора Средне-Невского судостроительного завода – Владимира Александровича
Емельянова. Уже в следующем году мы планируем передать флоту два корабля, в 2019-м – еще два и так далее. Активно работаем и на экспорт­ных рынках.

Средне-Невский судостроительный завод предлагает своим иностранным заказчикам новые, разработанные в XXI столетии проекты – противомин­ный корабль базовый зоны пр.12701 и рейдовый тральщик пр.10750Э. Важ­но отметить, что проектные решения и новые технологии строительства этих кораблей успешно отработаны заводом на головных образцах. В начале апре­ля поднят флаг на первом рейдовом
тральщике «Алатау» пр.10750Э. Это наш первый опыт работы с министер­ством обороны Казахстана, и я уверен, что взаимоотношения будут только укрепляться.

Есть еще ряд экспортных проек­тов, которые реализуются по линии военно-технического сотрудничества с Вьетнамом и Туркменистаном.

– Какие проекты реализуются в гражданском судостроении?

– Сегодня завод решает задачу создания инновационных видов про­дукции, востребованных в граждан­ском судостроении и иных секторах экономики.

На заводе построен пассажирский катамаран проекта 23290 – яркий пример применения композитов в судостроении. Его разработкой и проектированием занимался СНСЗ. На этапе эскизного проекта показана
высокая эффективность использования композитов.

Судно предназначено для транспортировки 150 пассажиров. Длина его – 25,7 м, ширина – 9,3 м, осадка – 1,5 м. Проект судна разработан с учетом особенностей эксплуатации на акватории Невы и Финского залива, в том числе с учетом необходимости выполнения требования по надводному габариту, который составляет 5,5 м и обеспечивает проход судна под мостами. Дальность плавания судна составляет 1000 км. Максимальная скорость – 29,5 узла. Катамаран может эксплуатироваться при высоте волны 2 м (мореходность 4 балла).

Ввиду отсутствия опыта сертификации судов подобных классов, СНСЗ совместно с Российским Морским Регистром Судоходства (РМРС) разработаны требования к материалам и судам из них. Одновременно при
проектировании созданы композиционные материалы и методы их испытаний, правила проектирования и расчета прочности, отработан порядок сертификации в РМРС.

Катамараны обладают хорошими маневренными качествами, устойчиво держатся на курсе как на переднем, так и на заднем ходу, хорошо управляемы и успешно противостоят качке на спокойной или взволнованной поверхности воды.

Еще один проект, реализуемый заводом, – многоцелевой катер проекта Р1650 «Рондо» – пример сочетания металлического корпуса и композитной надстройки. Эффективный способ сочетания цены, эргономики и внешнего вида изделия.

Головной катер серии построен заводом по заказу государственной структуры в 2015 году. Корпус изготовлен из стали, а надстройка и палуба – из стеклопластика. Судно отличает малая осадка – 1,15 м, большая пассажировместимость, мореходность и автономность. Конструкция корпуса допускает отстой катера в зимний период на воде с вмерзанием в лед, что существенно сокращает затраты на его эксплуатацию. А композитные палуба, рубка и элементы обстройки обеспечивают высокое качество отделки катера и низкие затраты на обслуживание.

В 2015 году завод завершил строительство серии буксиров-толкачей проекта 81 для нужд одной из крупнейших в мире сталелитейных и горнодобывающих компаний – «Северсталь». И что важно отметить, это не просто суда, это целая барже-буксирная система. Все шесть буксиров сданы заказчику – получается уже отработанный проект, строительство которого СНСЗ готов продолжать в дальнейшем.

Нашим заводом в рамках международного проекта ITER изготавливается полоидальная катушка. ITER – уникальный международный проект термоядерного реактора, позволяющий продемонстрировать и исследовать термоядерные технологии для их дальнейшего использования в мирных целях. Всего в этом проекте задействовано семь государств. Россию представляет Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», а одна из ее структур (наш головной институт ОАО «НИИЭФА» им. Д. В. Ефремова) обратилась к нам с предложением изготовить промышленный образец одной из шести полоидальных катушек магнитной системы термоядерного реактора, необходимой для образования и удержания плазмы. Работы по данному, новому для предприятия направлению начались еще в 2012 году, и вплоть до 2021-го Средне-Невский судостроительный завод будет продолжать участвовать в международном проекте строительства катушки.

– Средне-Невский судостроительный завод – центр компетенций по композитным материалам, которые могут использоваться не только в судостроении, но и в других отраслях промышленности. Вы уже обсуждали перспективы с заинтересованными заказчиками?

– У нас запущено сразу несколько параллельных процессов. В первую очередь обсуждаем технические регламенты. Ведь использование композитных материалов зачастую не прописано в ГОСТах, а значит, в них нужно вносить изменения. Одновременно обсуждаем перспективные совместные проекты с многими крупными российскими компаниями, есть, например, интересные точки взаимодействия с «Уралвагонзаводом», Росатомом. Есть проекты по строительству разборных мостов из композитных материалов. В общем, сфера применения композитных материалов многогранна, и я надеюсь, что наши
компетенции в этом направлении из года в год будут только расти.

– Знаю, что вы активно занимаетесь общественной деятельностью – в частности, поддерживаете проект по изданию книг петербургской писательницы Елены Келлер…

– Да, уже издано несколько книг Келлер, это красивые иллюстрированные истории из жизни Санкт-Петербурга. Показываем город с разных сторон: морской, светской, деловой. Таким проектом хочу выразить свою любовь к Петербургу. Если говорить про литературу в целом – то люблю классику: Николай Гоголь, Александр Пушкин, Федор Достоевский, Иосиф Бродский, Осип Мандельштам. Прекрасен «Старый Петербург» Михаила Пыляева. Безумно люблю Ильфа и Петрова: «12 стульев» – шедевр, который никто не превзошел…

Георгий Дмитриев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+