Горячий интерес к полюсу холода | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Горячий интерес к полюсу холода

Опубликовано Александр Сычев0

Вслед за возрастающей экономической активностью в Арктике растут и политические риски.

«Государство очень сильно повернулось к Арктике», – сказал на Международной конференции «Арктический диалог», состоявшейся в середине апреля в Москве, директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта России Виталий Клюев. Действительно, повернулось, но пока не полностью. Действующих сегодня механизмов развития экономики и привлечения инвестиций для Арктической зоны явно недостаточно. Из 22 проектов создания особой экономической зоны в этом регионе к реализации запланирован только один – портовая ОЭЗ в Мурманской области, но и он так и не получил развития. Из 25 пилотных программ территориальных кластеров реализуется только одна – Судостроительный инновационный территориальный кластер в Архангельской области, а из 11 проектов Фонда национального благосостояния лишь один является арктическим.

Правда, об Арктике действительно говорится много. В марте в Архангельске прошел Международный форум «Арктика – территория диалога», на котором выступил президент Владимир ПУТИН. Он поручил правительству проработать вопрос создания структуры, ответственной за «комплексное развитие Северного морского пути и прилегающих опорных территорий, включая инфраструктуру, гидрографию, безопасность, управление и все необходимые при этом сервисы».

Следом, уже в апреле, председатель правительства Дмитрий Медведев провел в Мурманске совещание по развитию Арктической зоны. Проводятся и другие конференции, хотя и меньшего ранга.

Помимо этого, Минэкономики внесло в правительство проект новой версии госпрограммы развития Арктической зоны до 2025 года. В документе развивается идея создать упомянутые президентом «опорные зоны» в арктических регионах, которым федеральный центр будет оказывать финансовую поддержку в развитии инфраструктуры.

Опорные зоны будут создаваться отдельными решениями правительства. Перед ними ставится задача развивать транспортный потенциал Северного морского пути (СМП) и наращивать транспортные услуги с привлечением морских и речных хабов. Предполагается, что в этих решениях будет предусмотрен перечень мероприятий и приоритетные проекты по созданию промышленной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур.

Предлагается выделить по одной опорной зоне в каждом субъекте Арктики: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. Каждая опорная зона будет иметь свою специализацию. Якорными проектами большинства таких зон станут минерально-сырьевые центры – совокупность месторождений, связанных общей инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья в федеральную или региональную транспортные системы для доставки потребителям.

На добычу и переработку полезных ископаемых приходится около 50% всех проектов, то есть Арктическая зона будет носить сугубо сырьевой характер. Причем углеводородное сырье остается базовым направлением сырьевого развития всей Арктики.

Судя по проекту программы, государство пока не намерено менять своего подхода – оно предполагает участвовать в поддержке развития инфраструктуры и финансировании военного строительства в Арктике. Осуществлять же сырьевые проекты компаниям предстоит самостоятельно.

Грузы для Севморпути

Северный морской путь уже побил свой рекорд 1987 года, когда по его маршруту было перевезено 6,6 млн тонн грузов. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, в 2016 году перевозки по СМП достигли примерно 7,5 млн тонн, увеличившись практически в два раза по сравнению с 2015 годом. И, похоже, в ближайшие годы рост не остановится.

Эти данные показывают, что скептические прогнозы по поводу жизнеспособности Северного морского пути не оправдываются. Другое дело, что до сих действительно остаются непонятными ответы на ряд вопросов: например, при какой загрузке СМП станет рентабельным проектом или когда он станет выгоден зарубежным транспортным компаниям? В том, что объемы российских перевозок будут достаточно крупными, сомнений уже не остается.

В этом году завершается строительство порта Сабетта, и вскоре на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения будет запущена пер
вая очередь завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн тонн в год. В следующем году должна быть запущена вторая очередь такой же мощности. Только сжиженного газа предстоит перевозить свыше 30 млн тонн ежегодно. Перевозку СПГ будут обслуживать 34 газовоза.

Помимо этого, на Таймыре идет добыча угля открытым способом. В будущем году компания «ВостокУголь» планирует добывать до 10 млн тонн антрацита, а через 5–6 лет выйти на 30 млн в год. Для отгрузки угля компания строит порт Чайка, мощности которого впоследствии будут дополнены еще одним портом – Бухта Север. Суммарная мощность перевалки угля достигнет 30 млн тонн. Таким образом, грузооборот по СМП примерно через пять лет только за счет двух проектов превысит расчеты Минвостокразвития, который к 2030 году прогнозирует 61 млн тонн грузов на СМП. Из них 51 млн составят экспортные грузы, 4 млн – каботаж и северный завоз, а остающиеся 6 млн тонн – транзит.

Помимо двух упомянутых проектов существуют и другие. Например, Роснефть начала бурить скважину «Центрально-Ольгинская 1» на Хатангском лицензионном участке. Это самая северная скважина на российском арктическом шельфе. Работы ведутся с берега с применением технологии горизонтального бурения, позволяющей достигать глубины 15 000 м. Общий потенциальный ресурс шельфа моря Лаптевых, где и ведется разведка, составляет, по предварительным оценкам, до 9,5 млрд тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте.

Кстати, начатые Роснефтью работы подвели британское деловое издание Financial Times, следящее за ходом освоения Арктики Россией, к выводу, что, если западные фирмы, заинтересованные в сотрудничестве с Россией и извлечении из этого прибыли, не займутся делом прямо сейчас, завтра они могут оказаться России не нужны.

Риски экономические…

Однако риски, из-за которых иностранный капитал пока не рвется в российскую Арктику, остаются значительными. И здесь не только продолжающаяся санкционная политика Запада и крайне непростые климатические условия в Арктике, но также и экономические причины.

По-прежнему высоки издержки по проходу судов по СМП. Можно предположить, что они снизятся по мере роста транзита судов и увеличения ледокольного флота, без которого, несмотря на продолжающееся таяние льдов в Арктике, обойтись нельзя. Россия продолжает строить новые ледоколы. Не так давно на Балтийском заводе на воду спущен ледокол «Арктика», первый из серии проекта 22220. Сконструирован ледокол «Лидер», особенностью которого является то, что он способен работать и на мелководье, и на трассе СМП.

Вообще, на выполнение направленной в правительство новой версии госпрограммы развития Арктической зоны Минэкономики запрашивает 210 млрд рублей. Деньги, главным образом, предполагается направить на поддержку развития инфраструктуры. На оснащение СМП поисково-спасательными, навигационными, портовыми, ремонтными и снабженческими сервисами предусматривается 180,8 млрд рублей до 2020 года.

Но государство ожидает также, что частные компании не останутся в стороне и вложат 123 млрд рублей в порты и вспомогательный флот и еще 360 млрд рублей – в газовозы. В целом на трассе СМП постоянно должны будут трудиться около 200 судов, включая ледоколы.

Главный редактор РИА Regnum Модест Колеров указывает и на другие риски, которые государство почему-то обходит стороной, то ли не замечая их, то ли полагая, что «рука рынка» устранит их самостоятельно. По его мнению, уже таких проектов, как СПГ и таймырский антрацит, хватит, чтобы СМП стал рентабельным. Развитие Арктики споткнется не о дефицит грузов для Севморпути, а об острый недостаток кадров. «Из всех российских субъектов в Арктике рост населения отмечается только в ЯНАО – с 500 000 до 550 000 человек. В остальных же продолжается процесс депопуляции, – говорит он. – В Магаданской области численность населения сократилась с 550 000 в 1989 году до нынешних 150 000. Даже в Мурманской области идет сокращение населения – с 1,15 млн человек до 750 000. Всему виной вахтовая идеология освоения Арктики, принятая 28 лет назад. Таким образом, рентабельные проекты будут лишены трудовых ресурсов. С одной стороны, мы приглашаем инвесторов, но, исповедуя вахтовый метод, лишаем проекты кадров. Предполагается, видимо, что «рука рынка» все организует сама».

Кроме того, в результате депопуляции в Арктике остаются в основном коренные народы, наделенные правом голоса, но которым все иные отрасли экономики, кроме традиционных, неинтересны и не нужны. В результате возникает опасность блокирования крупных проектов местным населением и почва для безудержной коррупции и хищнического отношения к природным ресурсам Арктики. В конце концов, может возобладать потребительская философия: выкачать все что можно и бросить. Через 50 или 100 лет, по мере истощения ресурсной базы, это неизбежно произойдет. Арктику лишают будущего. Антрацит в Арктике уже добывают. Причем делать это планируют только на тех участках, где не требуется создавать мощности по его обогащению. По мнению же генерального директора Фонда энергетической безопасности Константина Симонова, масштабное освоение Арктики нецелесообразно при цене на нефть ниже $100 за баррель.

…и политические

Сегодня Арктику называют «островом спокойствия». Заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Андрей Загорский считает, что, несмотря на драматизацию арктических дискуссий, которые иногда происходят, на сегодня не существует угрозы военного конфликта в регионе. «Все запасы углеводородов разделены по юрисдикциям, и споры практически исключены, – говорит он. – Конфликт между странами-партнерами возможен только в том случае, если будут грубо нарушены конвенции, касающиеся континентального шельфа».

По словам Загорского, угрозы в Арктике не носят военного характера. В основном они связаны с чрезвычайными ситуациями, такими как нефтяные разливы и кораблекрушения. «К сожалению, для реакций на эти вызовы недостаточно тех средств, которые есть в арсенале стран Арктического региона. Например, в Дании нет самостоятельной береговой охраны, а Канада в 2008 году решила сократить программу строительства новых ледоколов», – говорит ученый.

Иное мнение у профессора кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ Валерия Конышева. Он предупреждает о том, что международное использование СМП, к которому Россия стремится, так как не обладает достаточными собственными ресурсами, чревато конфликтами.

«Интерес к Арктике и СМП растет по мере таяния льдов и ослабевать не будет, – говорит он. – Три круга государств проявляют сегодня интерес к Арктике: прибрежные, субарктические, которые не имеют выхода к морям Ледовитого океана (Финляндия и Швеция), и неарктические, которые набирают вес и влияние. КНР пока соглашается на любое участие в арктических делах. Но цель Пекина закрепить свое присутствие, чтобы позже представить его «исторически сложившимся». Уже сегодня китайцы стали называть КНР «государством, близким к Арктике».

Другие неарктические страны стараются трактовать СМП как международный проект, что позволит им в перспективе требовать ограничения суверенитета России. Например, отказать ей в праве требовать уведомления о проходе судов в ее экономической зоне и направлении лоцманов на суда в особых случаях ледовой обстановки. Наши оппоненты считают, что капитан судна сам будет решать, нужен ли ему лоцман. Против уведомительной системы они тоже возражают. «Кроме того, уже сегодня заинтересованные в Севморпути страны начинают все чаще говорить о нем как о «достоянии человечества», – говорит Валерий Конышев. – Следовательно, ни одно государство не должно иметь здесь особого статуса».

На риски возрастания конфронтационности в пока еще спокойном регионе указывает также профессор норвежского Арктического университета Тромсе Расмус Бертельсен. В первую очередь он называет Китай, которому удалось, возможно и невольно, посеять подозрительность в отношениях между Данией и Гренландией, пытавшейся наладить cотрудничество с Пекином и привлечь инвестиции в свои проекты. Китайцы приезжали, смотрели, заверяли в своей заинтересованности, возникло много спекуляций, в том числе и политического характера, но пока китайских денег гренландцы не увидели.

Даже Соединенные Штаты, несмотря на отсутствие более широкого стратегического видения по Арктике, теперь, похоже, с большим вниманием присматриваются к Северному полюсу. Пока в основном только в военной сфере. ВМФ США ведут разработки подводных беспилотников для изучения ледяной шапки Арктики. Канада стремится объединить усилия США, Норвегии и Дании по финансированию спутника военной связи в Арктике. Все это преподносится как ответ на наращивание военной мощи России в Арктике – строительство там военных баз.

И все с интересом наблюдают за отчетами Норвегии об увеличении ее запасов нефти и газа. Это произошло в результате урегулирования спора с Россией по так называемой «серой зоне» в Баренцевом море, достигнутого в 2010 году. Россия, идя на соглашение, рассчитывала привлечь норвежские компании в разработки углеводородов на своих участках арктического шельфа. Пока этого не произошло. Зато Норвегия отчиталась о том, что объемы углеводородов, находящихся на шельфе норвежской части Баренцева моря, превосходят ее суммарные запасы в Норвежском и Северном морях. Стремительно приближавшееся завершение «углеводородного счастья» Норвегии, чьи запасы нефти в Норвежском и Северном морях истощаются, вдруг отодвинулось в далекое будущее.

«Арктика в ближайшие несколько десятилетий может стать регионом, где вновь столкнутся интересы, – пишет американский журнал The National Interest. – Россия, похоже, начала гонку первой, но ей недолго оставаться в одиночестве». А посол Дании в России Томас Винклер не исключил, что «угроза конфликта, возникшая совершенно в другом регионе планеты, может распространиться на Арктику». «Если в Арктике и произойдет какой-то конфликт, то причины его будут лежать за ее пределами», – согласился с ним Андрей Загорский.

Александр Сычев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+