Ближе к экономической реальности | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Ближе к экономической реальности

Опубликовано Игорь Строев0

Гособоронзаказ остается главным источником финансирования для многих кораблестроительных предприятий страны. На Северо-Западе России этот факт значим вдвойне.

Оценить объемы государственного оборонного заказа в сфере военного кораблестроения в 2017 году довольно сложно. Постоянно заключаются новые контракты, переносятся сроки по выполнению старых, происходит удорожание проектов, и все это накладывается на задержки с оплатой и сокращение финансирования.

В марте этого года на отраслевом совещании, приуроченном к 10-летию образования Объединенной судостроительной корпорации, ее президент Алексей Рахманов заявил, что предприятия ОСК обеспечены военными заказами до 2023 года включительно. Также он сообщил, что гособоронзаказ дает около 80% выручки ОСК.

«Осталось дождаться публикации консолидированной отчетности корпорации за 2016 год, которая должна появиться в июне, и можно будет рассчитать приблизительную величину оборонного заказа. В 2015 году консолидированная выручка ОСК составляла 279,23 млрд рублей. В декабре 2016-го озвучивалась ожидаемая выручка за год на уровне около 350 млрд рублей. Это значит, если верить заявлениям руководства компании, величина оборонного заказа по ОСК может составить по 2016 году260–280 млрд рублей», – предполагает аналитик компании «ФИНАМ» Алексей Калачев.

По словам Алексея Калачева, пик расходов на национальную оборону пришелся на 2016 год: по некоторым оценкам, с учетом скрытых расходов они могли значительно превысить 3 трлн рублей. В 2017–2019 годах этот объем существенно снижен и составит около 2,7–2,8 трлн рублей ежегодно. Не менее половины этой суммы составляет оборонный заказ. Естественно, что снижение расходов на оборону скажется и на снижении объема оборонного заказа, в том числе в сфере военного судостроения. Как сообщил в декабре 2016 года зампредседателя коллегии военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев, объем государственного оборонного заказа в 2017 году будет сокращен на 5%.

«Отчасти это вызвано бюджетными проблемами, отчасти объяснимо тем, что в предыдущие годы удалось в некоторой степени повысить оснащенность армии и флота. По словам министра обороны Сергея Шойгу, по итогам 2016 года оснащенность Вооруженных сил современным вооружением и техникой в частях постоянной готовности составляет 58,3% (в том числе Военно-морского флота – 47%), а исправность – 94%»,– уточняет Алексей Калачев.

В феврале 2017 года на заседании Госдумы в рамках «правительственного часа» Сергей Шойгу сообщил, что за прошедший год Военно-морской флот пополнился 24 кораблями и судами обеспечения, в том числе двумя многоцелевыми подводными лодками. А 19 апреля 2017 года портал Sudostroenie.info со ссылкой на него же с церемонии закладки патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» на «Адмиралтейских верфях» сообщил, что в 2017 году ВМФ РФ планирует получить 40 кораблей и судов.

Похоже, что о серьезном росте объемов оборонзаказа речь и вправду уже не идет. «В период 2017–2019 годов ожидается стабилизация военного бюджета РФ на уровне около 2,8 трлн рублей, а ряд крупных проектов в сфере кораблестроения, таких как атомный суперавианосец «Шторм» и эсминцы проекта «Лидер», в Государственной программе вооружений – 2025 не заложены, в связи с чем значительного оста объемов ГОЗ не ожидается», – подчеркивает ведущий аналитик Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Александр Травин.

Доля кораблестроительных предприятий Северо-Запада страны в общем объеме госзаказа весьма значительна. К слову, волжские верфи (в Нижнем Новгороде, в Зеленодольске) и дальневосточные предприятия заняты менее масштабными проектами. А Петербург, в свою очередь, явный лидер Северо-Запада. Практически все предприятия судостроительной отрасли города, а это не только верфи, задействованы в выполнении государственного оборонного заказа, сообщили журналу «Морской бизнес Северо-Запада» в комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга. Например, Балтийский завод, производственные мощности которого в основном заняты на строительстве ледоколов и плавучего энергоблока для Росатома, участвует в выполнении ГОЗ, поставляя на другие верфи широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения.

С 2012 года объем работ, выполняемых по государственному оборонному заказу на петербургских предприятиях, вырос практически в три раза. По итогам прошлого года сумма по заключенным контрактам гособоронзаказа выросла на 25% в сравнении с 2015-м. Общий процент финансирования по государственному оборонному заказу на конец 2016 года составил порядка 93% от общего объема заключенных
контрактов.

В 2016 году состоялось 10 спусков и три закладки судов различного назначения и 10 судов передано заказчикам после испытаний. При этом в стадии строительства на петербургских судостроительных заводах на данный момент находятся более 30 проектов.

В 2017 году состоялось три закладки и два спуска на воду новых кораблей. Так, 25 января на Средне-Невском судостроительном заводе состоялась торжественная церемония закладки корабля противоминной обороны нового поколения для ВМФ РФ – «Иван Антонов». 7 апреля в ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» в Санкт-Петербурге спущен на воду пограничный сторожевой корабль «Преданный». А 19 апреля на «Адмиралтейских верфях» заложен новый патрульный корабль проекта 23550 – «Иван Папанин». Этот корабль должен быть передан флоту в 2019 году, а второй корабль данного ледового класса – до конца 2020 года.

20 апреля на Средне-Невском судостроительном заводе заложили тральщик и открыли новый производственный цех. На СНСЗ продолжается строительство кораблей «Георгий Курбатов» и «Иван Антонов». Также до конца года планируется заложить еще один корабль серии, рассказали в комитете по промышленной политике и инновациям. «СНСЗ принимает участие в масштабном перевооружении Военно-морского флота России, и работы в этом направлении предприятию хватит как минимум на 10–15 лет. Немаловажным направлением деятельности предприятия является международное военно-техническое сотрудничество: сегодня завод предлагает на экспорт два принципиально новых проекта – рейдовый тральщик пр.10750Э и противоминный корабль базовой зоны пр.12701», – подчеркнули в СНСЗ.

«Северная верфь» спускает на воду судно связи «Иван Хурс». «В портфеле судостроительного завода «Северная верфь» сейчас находятся на разных этапах строительства и испытаний 12 заказов по линии Министерства обороны», – сообщили нам на предприятии.

21 апреля в ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» в Санкт-Петербурге спущен на воду пограничный сторожевой корабль «Бдительный». Он стал одиннадцатым серийным кораблем проекта 22460 «Охотник». Еще пять «Охотников» находятся на разных стадиях постройки. Корабли проекта 22460 строятся сразу на двух заводах страны – петербургском «Алмазе» и на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке. Предполагается, что общее число кораблей серии составит не менее 30 единиц.

Также нельзя не упомянуть Кронштадтский морской завод, который традиционно занимается судоремонтом, а также ремонтом газотурбинных двигателей (ГТД) для морского флота и газоперекачивающих станций дочерних предприятий Газпрома. «В 2017 году по линии судоремонта завод проведет ремонт и сервисное обслуживание более 120 кораблей и судов флота. В 2016 году количество сданных заказов составило около 120 единиц. По линии ремонта ГТД завод отремонтирует для флота три двигателя», – уточняют на заводе. Наиболее крупными заказами предприятия по судоремонту являются ремонт подлодки «Дмитров» (ее сдача намечена на 2017 год), а также средний ремонт гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич» – сдача его намечена на 2018 год. В 2016 году по линии гособоронзаказа был завершен и сдан заказчику крейсер боевой славы «Аврора».

Не отстают и другие судостроители Северо-Запада. По данным компании «ФИНАМ», судостроительное предприятие «Севмаш» в Северодвинске ведет строительство двух группировок АПЛ модернизированного четвертого поколения – ударных (шифр 855М «Ясень») и стратегических (шифр 955А «Борей»). В этом году планируется спустить на воду «Князя Владимира», головной атомный подводный крейсер стратегического назначения проекта «Борей-А». Он войдет в состав ВМФ России на год позже запланированного срока – в 2018 году. До 2020 года ВМФ России должен получить восемь атомных подводных лодок проектов 955 и 955А («Борей»/«Борей-А»). Эти субмарины станут носителями межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава». Три подлодки первоначальной версии проекта уже переданы ВМФ: «Юрий Долгорукий» несет службу на Северном флоте, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» – на Тихоокеанском. Еще четыре атомных подводных ракетоносца проекта «Борей-А» находятся на различных этапах постройки на стапелях «Севмаша»: «Князь Олег» (заложен 27 июля 2014 года), «Генералиссимус Суворов» (заложен 26 декабря 2014 года), «Император Александр III» (заложен 18 декабря 2015 года) и «Князь Пожарский» (заложен 23 декабря 2016 года).

Многоцелевую атомную подводную лодку «Казань» проекта 885М («Ясень-М») планируют передать флоту в 2018 году, 30 марта этого года ее спустили на воду. Спуск на воду еще одной лодки типа «Ясень-М» – «Новосибирск» – запланирован на 2019 год. Кроме них на стапелях «Севмаша» на разных этапах строительства находятся еще три атомные подводные лодки проекта «Ясень-М»: «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Летом 2017 года планируется закладка еще одной атомной подводной лодки этого проекта. Атомную подлодку спецназначения проекта 09852 «Белгород» передадут ВМФ России в 2018 году. Проект АПЛ – носителя обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов создан на базе недостроенного подводного крейсера проекта 949А «Антей»: его заложили на «Севмаше» в 1992 году, в 2006-м строительство готового на 76% корабля было заморожено, а теперь он обретает новую жизнь.

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде передает Военно-морскому флоту РФ «Адмирала Макарова» – третий сторожевой корабль проекта 11356, строящийся для Черноморского флота. Ранее планировалось передать фрегат Минобороны РФ до конца 2016 года, однако из-за непогоды не удалось вовремя провести испытательные стрельбы в полигонах Балтийского моря. Первые два корабля этой серии – головной фрегат «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» – переданы ВМФ 11 марта и 7 июня 2016 года соответственно.

Также предприятие планирует до конца 2017 года передать ВМФ головной большой десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», который был заложен в 2004-м и спущен на воду в 2012 году. По заказу Минобороны «Янтарь» строит еще один корабль этого проекта – «Петр Моргунов», закладка которого состоялась в июне 2015 года. Его должны передать флоту в 2018-м.

Огромные средства, выделяемые государством на закупку вооружений, приводят к обоюдным трудностям. С одной стороны, госзаказ необходимо контролировать. С другой стороны, попытки сделать транши прозрачными вызывают отчасти справедливый гнев промышленников. «Несмотря на системную государственную политику, направленную на повышение эффективности и конкурентоспособности российского кораблестроения, ряд проблем по-прежнему остаются острыми для отечественных корабелов. Это, в частности, неравномерное и запаздывающее перечисление средств на счета предприятий; крайне затратная модель ценообразования, в основе которой закладывается заработная плата; дефицит рыночных и административных механизмов, мотивирующих к внедрению инноваций и модернизации производства; низкая исполнительская дисциплина на разных этапах выполнения оборонного заказа», – перечисляет Александр Травин.

Петербургские предприятия, задействованные в выполнении ГОЗ, обеспокоены тем, что в новой редакции ФЗ «О государственном оборонном заказе» может привести к ухудшению финансового состояния предприятий и не только. В связи с этим комитетом по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга проведен ряд оперативных совещаний с руководством предприятий. По их итогам подготовлено обращение в адрес председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с просьбой о доработке данного закона. На основании предложений петербургских предприятий Законодательное собрание Санкт-Петербурга подготовило изменения в закон о гособоронзаказе. Проект, в частности, предлагает дополнить режим использования отдельного счета списанием денежных средств в целях лизинговых платежей, направленных на закупку оборудования, используемого для производства продукции ГОЗ.

Отчасти проблемы гособоронзаказа в сфере кораблестроения можно назвать естественными, причем свойственны они не только России. Строительство современных судов для ВМФ при всем желании сложно поставить на поток. «К специфике
исполнения ГОЗ на поставку кораблей и судов можно отнести длительный цикл строительства, достигающий нескольких лет, – рассказывает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Максим Овчинников. – В течение этого времени по различным причинам может изменяться итоговый облик, компоновка и оборудование корабля, что в ряде случаев приводит к многочисленным переделкам, дополнительным временным и финансовым затратам. Особенно это актуально для так называемого головного корабля вновь разработанного проекта. В таких условиях на этапе заключения контракта на строительство корабля или серии
кораблей практически невозможно определить итоговую стоимость».

По словам Максима Овчинникова, одним из методов соблюдения баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя является применение ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию судостроения, что позволяет непосредственно перед завершением исполнения контракта откорректировать цену с учетом фактически сложившихся обстоятельств.

«В сфере исполнения заданий государственного оборонного заказа в части кораблестроения ФАС России чаще всего выявляет факты нарушения головными исполнителями и исполнителями сроков контрактных обязательств. В случае, если срыв сроков исполнения контрактов произошел по вине исполнителя, законодательством РФ предусмотрены различные штрафные санкции к виновным лицам», – подчеркивает Максим Овчинников.

«Среди проблем корабелов можно выделить низкую рентабельность проектов, рост их себестоимости, несмотря на сохранение стоимости контракта, а также задержки финансирования. Так, например, руководство ОСК сообщило, что корпорация сама профинансирует строительство «Варшавянок» (подводных лодок проекта 636.3), чтобы не срывать график сдачи подлодок ВМФ», – объясняет Алексей Калачев.

Кроме того, в рамках импортозамещения, отчасти вынужденного, происходит запаздывание разработок и задержки поставок со стороны смежников. Так, например, 24 марта заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что сроки сдачи ВМФ России новейших фрегатов (проекты 22350 и 11356) находятся под угрозой срыва из-за отставания с готовностью зенитных ракетных комплексов со стороны концерна «Алмаз-Антей».
Ранее Украина отказалась от поставки оплаченных Россией газотурбинных двигателей, которые предназначались для установки на фрегаты проектов 22350 и 11356. «Новые корабельные двигатели должны начать производить в России на НПО «Сатурн», – напоминает Алексей Калачев.

Как решить проблемы ГОЗ? Одного лишь повышения исполнительской дисциплины будет явно недостаточно. «Основные производственные мощности отрасли морально и физически устарели, требуются значительные инвестиции в основной капитал, а также внедрение технологических и управленческих инноваций на производстве», – считает Александр Травин. По его словам, усиление роли государства в развитии отрасли также должно быть направлено на то, чтобы мотивировать предприятия к сокращению издержек производства, повышению производительности труда. Представителей отрасли необходимо также стимулировать к тому, чтобы они направляли определенную долю выручки на модернизацию производства, инновационное развитие и научно-исследовательскую деятельность по разработке новых образцов вооружений и военной техники, технологий и материалов.

Игорь Строев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+