С расчетом на конверсию - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


С расчетом на конверсию

Опубликовано Виктория Уздина0

С учетом перспективы поэтапного сокращения гособоронзаказа, одним из основных направлений развития отечественного судостроения становится импортозамещение, подразумевающее внедрение новых технологий и материалов.

Возможности отечественных судостроителей обсуждались на IV Международной конференции «Российское судостроение. Импортозамещение», которая состоялась в начале апреля в Центре импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга.

Как отметил, открывая конференцию, председатель городского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин, судостроение исторически является одной из ключевых отраслей экономики Петербурга. Эта сфера представлена 40 крупными производственными компаниями и научно-исследовательскими институтами, в которых трудятся около 50 000 человек. Петербургские предприятия обеспечивают выпуск 50% оборонно-промышленной и более 20% гражданской продукции судостроения РФ.

По оценке Максима Мейксина, перед отраслью стоят в первую очередь задачи, связанные с диверсификацией – включая импортозамещение, конверсию и создание конкурентоспособных образцов для выхода на внешние рынки.

«Мы, конечно, гордимся тем, что плотно загруженная заказами судостроительная отрасль города ежегодно десятками выпускает новые суда различных классов, в том числе мощные ледоколы, заказ на серийное строительство которых был получен в конкурентной борьбе с другими регионами, – говорит он. – В настоящее время на стапелях предприятий Петербурга одновременно строятся 39 судов, что является рекордным для города показателем. Но понятно, что в будущем объем заказов, значительная часть которых приходится на оборонную продукцию, будет сокращаться. И поэтому актуальной задачей является конверсия судостроения, которая подразумевает глубокую модернизацию и перепрофилирование предприятий отрасли. И в этом администрация города готова помогать судостроителям».

Позицию властей Петербурга поддерживает и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в которую входят, в частности, такие предприятия Северо-Западного региона, как ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь», АО «Адмиралтейские верфи», ООО «Балтийский завод – судостроение», а также АО «Средне-Невский судостроительный завод», АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», АО «ПО «Севмаш» и АО «Центр судоремонта «Звездочка».

По словам директора департамента координации программ и проектного управления ОСК Леонида Кузнецова, в течение последних нескольких лет предприятия ОСК – в том числе и в Петербурге – демонстрируют устойчивые экономические показатели. «2017 год является для российских кораблестроителей юбилейным. 350 лет назад по приказу царя Михаила Алексеевича построен первый военный фрегат «Орел», который можно считать и первым судном, выполненным в России по госзаказу. Для ОСК этот год также юбилейный. Нашей корпорации исполняется 10 лет. Это позволяет подводить итоги работы. Последние годы экономические показатели демонстрировали положительную динамику, росли объемы выручки и показатели чистой прибыли предприятия. В 2016 году прибыль корпорации составила 6,7 млрд рублей», – отмечает Леонид Кузнецов.

Несмотря на эффективную работу судозаводов, их модернизация, которая позволит расширить строительство не только военных кораблей, но и гражданских судов, является одним из приоритетных направлений деятельности ОСК. Так, в декабре 2015 года на «Северной верфи» установлен закладной камень в рамках начала сооружения на территории предприятия современного судостроительного комплекса. Согласно материалам корпорации, этот проект рассчитан на четыре этапа, вплоть до 2024 года. В частности, первая очередь стоимостью около 2 млрд рублей предусматривает реконструкцию западной набережной и строительство новых инженерных сетей «Северной верфи». Второй этап сроком до 2019 года предполагает сооружение первой очереди сухого дока с околодоковой площадкой, перекрытых эллингом, с установкой крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн и двух кранов грузоподъемностью по 350 тонн. Также на этом этапе будут построены новые окрасочные камеры. Объем инвестиций составит около 14 млрд рублей.

Третий перспективный этап – до 2021 года – включает строительство нового корпусообрабатывающего цеха, склада металла, а также нового логистического комплекса. Последний этап работ – до 2024 года – предполагает удлинение сухого дока, строительство нового двухпролетного эллинга, а также реконструкцию достроечной набережной. Как сообщал на церемонии установки закладного камня президент ОСК Алексей Рахманов, новый судостроительный комплекс «будет иметь двойное назначение и с успехом строить гражданские суда», что соответствует сегодняшнему курсу на импортозамещение и конверсию в отрасли.

Не обойтись без композитов

Как констатировали участники конференции, локализация и модернизация в судостроении подразумевают использование новых технологий и материалов, в том числе и композиционных. Перспективам их внедрения был посвящен отдельный круглый стол, организатором которого выступил Композитный кластер Санкт-Петербурга, созданный в марте 2015 года с целью формирования центров компетенции в области композитных материалов и изделий из них, повышения конкурентоспособности участников кластера и создания эффективной партнерской кооперационной сети. Проекты кластера в судостроительной отрасли предусматривают, в частности, создание линейки рыболовецких судов, а также организацию производства и сбыта пассажирских маломерных судов и катамаранов с применением композитных материалов и изделий.

На Северо-Западе успешную работу в этом направлении демонстрирует АО «Средне-Невский судостроительный завод» (входит в ОСК). В августе 2016 года предприятие спустило на воду первый пассажирский катамаран проекта 23290 – скоростное пассажирское судно нового поколения, спроектированное ЦКБ «Нептун». Катамаран построен из композитных материалов (углепластика) методом вакуумной инфузии и является инновационным продуктом, не имеющим аналогов в России. Судно предназначено для решения задач водных пассажирских перевозок на дистанциях до 1000 км. Поскольку катамаран построен на класс Российского морского регистра судоходства, перевозка пассажиров на нем может осуществляться не только по рекам, но и в прибрежной морской зоне.

«Многие судовладельцы в основном работают по программам переоборудования и модернизации своих судов, однако в целом это не решает главную проблему: отечественный пассажирский флот морально и физически устарел, не отвечает современным требованиям безопасности мореплавания и в ближайшие годы подлежит массовому списанию. В связи с чем в этом сегменте рынка сложилась благоприятная ситуация для судостроителей – запрос на развитие и создание пассажирского флота нового поколения», – считает генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо (интервью с ним читайте в нашей новой рубрике «Лица судостроительного Петербурга»).

Также в рамках конференции представлен разработанный группой компаний (ГК) «Морская техника» (МТ) проект универсального грузопассажирского судна для внутренних водных путей Северо-Восточных регионов России. Как сообщил руководитель конструкторского отдела «Морской техники» Александр ПОПОВ, стальной двухвинтовой теплоход проекта «Вояж 85МТ» способен принять на борт до 250 пассажиров. Длина судна, разработка которого велась с 2014 года, составляет 85,8 м, ширина – 14,6 м, осадка 1,6-2 м, водоизмещение – 1100 т. «Вопрос грузо- и пассажироперевозок на сибирских реках актуален для нашей страны: водные пути зачастую являются единственным средством передвижения для местных жителей. Доклад «Морской техники» затронул важную проблематику и вызвал живой интерес участников конференции», – уточняет Александр Попов.

Виктория Уздина

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+