Создать центр: о поиске и спасении на море - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Создать центр: о поиске и спасении на море

Опубликовано mbszru0

Состояние поисково-спасательного обеспечения морской деятельности в России характеризуется ведомственной разобщенностью. Это не способствует достижению целей и эффективному выполнению поставленных задач.

Спасательная операция на море

Нужен принципиально новый подход, основанный на комплексном решении задач поисково-спасательного обеспечения морской деятельности
Фото: sks.morflot.ru

Как известно, в соответствии с «Морской доктриной Российской Федерации до 2030 года» для обеспечения поиска и спасания на море необходимо совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении силы и средства спасания. И делать это необходимо под единым руководством федерального органа исполнительной власти, ответственного за поисково-спасательное обеспечение морской деятельности в зонах ответственности Российской Федерации. Также предписано унифицировать ведомственные системы подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб и сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики.

В части поисково-спасательного обеспечения (ПСО) морской деятельности (МД) все положения документа существенно шире и конкретнее соответствующих положений предыдущей Морской доктрины (на период до 2020 года), так как в них учтены предложения Научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ и рекомендации ряда всероссийских научно-практических конференций по проблемам спасания на море, проведенных при поддержке Морской коллегии.

В настоящее время ПСО МД Российской Федерации основано на принципе взаимодействия аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Анализ структуры федеральной системы поиска и спасания на море и состояния нормативной правовой базы, регламентирующей решение задачи по предоставлению государственных услуг в области ПСО морской деятельности, указывает на несовершенство предпринимаемых мероприятий. Это объясняется наличием в одних и тех же регионах (пунктах базирования) различных ведомственных аварийно-спасательных служб, занимающихся решением задач поиска и спасания на море, не объединенных единым управлением, четкой системой координации их усилий, что предопределено несовершенством действующей нормативно-правовой базы по вопросам поиска и спасания на море.

Главный недостаток существующей федеральной системы поиска и спасания на море России заключается в недостаточном уровне комплексного подхода к развитию и функционированию системы по причине ведомственной разобщенности. И, как следствие этого, в недостаточной эффективности и низком уровне унификации и стандартизации разрабатываемой поисково-спасательной техники, распылении финансовых средств.

Такая система не может обеспечить должной эффективности обеспечения безопасности людей на море в по­исково-спасательных районах России.

Однако внутренние реорганизации аварийно-спасательных служб и формирований федеральных органов исполнительной власти, внесение изменений в отдельные нормативные правовые документы, разработка проектов отдельных целевых программ не могут в полной мере решить проблемы существующей системы поиска и спасания на море, основанной только на взаимодействии ведомственных аварийно-спасательных служб и формирований.

Острота и значимость рассматриваемой проблемы в значительной мере усугубляются значительным отставанием технико-технологического состояния федеральной системы поиска и спасания на море от требуемого уровня, высоким уровнем возможного ущерба, который может быть нанесен экономике и национальной безопасности России при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций при ведении морской деятельности.

Следует отметить, что в «Стратегии развития морской деятельности России до 2030 года» поставлена задача комплексной модернизации и технического перевооружения существующих сил и средств для поиска и спасания как в Арктической зоне Российской Федерации, так и в других регионах. Вместе с тем отдельные мероприятия по развитию системы поиска и спасания на море и водах, в том числе в Арктике, спланированы в рамках ряда федеральных целевых и государственных программ по планам, не объединенным единым управлением и нормативным правовым регулированием.

Система поиска и спасения

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Очевидно, что в сложившихся условиях нужен принципиально новый подход, основанный на комплексном решении задач поисково-спасательного обеспечения морской деятельности в РФ, в том числе и в Арктической зоне, который позволил бы при минимизации затрат построить и оснастить систему поиска и спасания на море таким образом, чтобы она смогла с достаточным уровнем оперативно-тактической и технико-экономической эффективности решать задачи поиска и спасения на море.

Опыт создания и функционирования систем поиска и спасания на море в основных морских державах свидетельствует о четкой государственной централизации подобных систем.

Опыт выполнения работ по поиску и спасанию людей на море подтверждает необходимость совершенствования системы ПСО МД России. Поисковые работы на акватории города Сочи после катастрофы 25 декабря 2016 года, когда потерпел крушение самолет Ту-154, стали еще одним тому подтверждением. Известно, что в поисковых работах принимали участие аварийно-спасательные формирования и силы различных ведомств – МЧС, Минобороны, Минтранса и береговой охраны ФСБ России. Основным документом, регламентирующим организацию таких работ, является «Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России», утвержденное еще в 1995 году. Это основной регламентирующий документ по вопросам поиска и спасания на море в Российской Федерации, который в том числе определяет задачи и функции федеральных органов исполнительной власти при поиске и спасании на море, порядок их взаимодействия. Но он не соответствует современным условиям и требованиям.

Вопросы совершенствования ПСО МД России систематически рассматриваются на заседаниях Морской коллегии при правительстве РФ с принятием соответствующих решений. Однако должной реализации многие из принятых решений не находят. Например, не выполнены решения о разработке Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения МД РФ, создании Координационного совета по поисково-спасательному обеспечению морской деятельности и так далее.

Именно поэтому решение современных проблем развития федеральной системы ПСО МД целесообразно осуществлять исходя из положений «Морской доктрины Российской Федерации до 2030 года», а также на основе актуализации подготовленного Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 г. № 174 «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России». Основным содержанием нового постановления правительства РФ должно быть возложение на одного из ФОИВ (Минтранс или МЧС России) функции координации вопросов развития, повседневной деятельности ведомственных морских аварийно-спасательных служб и операций по поиску и спасанию на море.

Также в документе необходимо, в частности, отразить проблематику корректировки и утверждения положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и других водных объектах России, «Плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию на море и водных объектах», разработки концепции поисково-спасательного обеспечения морской деятельности, а также разработку проекта федерального закона «О поиске и спасании на море».

В случае если все эти предложения будут реализованы, можно ожидать существенного уменьшения экономических затрат на создание сил и средств федеральной системы поиска и спасания на море, значительного увеличения эффективности применения этой системы, в том числе функционирующей в условиях высоких широт, укрепления комплексной системы безопасности нефтегазовых комплексов на континентальном шельфе и существенного снижения рисков освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа России.

В печатной версии название статьи – “Создать центр” (журнал “Морской бизнес”, № 46, март, 2017 год)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+