По эволюционному пути: о проектировании рыболовных судов | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


По эволюционному пути: о проектировании рыболовных судов

Опубликовано Георгий Дмитриев0

Правительство России обсуждает меры поддержки рыбопромышленной отрасли страны, в том числе направленные на модернизацию флота.

Модель судна

Рыбаки отлично понимают, что суда должны быть серийными, чтобы стоимость судна была ниже

Генеральный директор КБ «Старлит» Илья Викторович МАСЛИХИН рассказал о том, какие перспективы открываются в этой связи для проектных и конструкторских бюро и какие еще направления могут быть интересны для качественного развития морского бизнеса.

– Проектирование рыболовных судов – одна из основных специализаций «Старлита». Ожидаете ли вы роста заказов со стороны судовладельцев после принятия поправок в закон о рыболовстве, определяющих льготы для тех, кто строит траловый флот на отечественных верфях?

– Безусловно, подобные меры способны стимулировать заинтересованность рыбопромышленников в том, чтобы проектировать и строить суда в России. Крупные компании уже сейчас начинают размещать заказы на отечественных верфях по строительству тралового флота. Они заинтересованы в постоянном обновлении флота, ведь это в конечном итоге позволяет увеличить рентабельность рыбодобычи, снизить операционные расходы. При этом очевидно, что малым и средним рыболовецким компаниям, которые хотят включиться в борьбу за квоты на вылов рыбы, важно договориться между собой о том, суда каких серий нужно строить.

Рыбаки отлично понимают, что суда должны быть серийные, чтобы стоимость судна была ниже. Но при этом не могут прийти к соглашению, какое именно судно нужно строить. Связано это с особенностями рыбного лова каждой компанией, с нежеланием делиться секретами и наработками, которые могут стать известны конкурентам. В советские времена попросту был государственный заказ на обновление рыболовецкого флота, суда разрабатывались и распределялись централизованно. Теперь же каждый судовладелец хочет получить судно, наиболее полно с технической стороны удовлетворяющее его потребности.

– Но ведь это желание открывает конструкторским бюро новые ниши для творчества, разработки эксклюзивных рыболовецких судов…

– Да, это действительно интересные направления для творчества, но творчество должно быть оплачено. Проектанты активно обсуждают с судовладельцами возможности для взаимодействия, вникают в их проблематику. Первые результаты уже есть. В конце прошлого года КБ «Старлит» подписало контракт на проектирование малого рыбопромыслового судна, которое будет работать в Баренцевом море. Судно прибрежного лова приспособлено для добычи трески, камбалы и пикши в ареалах ее обитания. Заказчик готов заменить новыми судами эксплуатируемые в настоящее время старые. В нашем проекте учтены правила ведения рыбного промысла в северных морях, предусмотрен рыбоперерабатывающий цех, налажены автоматизированные процессы и спроецированы через призму наших отечественных реалий современные тенденции проектирования судов такого типа. Надеюсь, реализация этого проекта станет своеобразным катализатором для развития взаимоотношений и с другими рыбопромышленными компаниями.

Очень многие судовладельцы хотят строить и развиваться. Но они никак не могут на это решиться. Изучают вторичный рынок, кто-то старое «донашивает». Но приходит время, когда они понимают, что технологичное обновление необходимо. Жизнь отсеяла временщиков. Серьезные предприниматели должны обновлять флот. А мы им в этом поможем.

– Звучат оценки, что порядка 80% отечественного тралового флота уже морально и физически устарело…

– Думаю, этот показатель даже больше. Суда начинают проводить свою жизнь не в море, в погоне за рыбой, а в доках. Их латают, продлевают им жизнь, но они все чаще и чаще вновь оказываются на «больничной койке».

– Готовы ли отечественные верфи выполнять заказы по строительству рыболовецких судов?

– Мы много общаемся с руководителями рыбопромышленных компаний, они признают наличие проблем во взаимоотношениях с верфями. Крупные верфи полного цикла загружены работой в рамках исполнения государственного заказа. Но даже если освобождаются время и производственные мощности, стоимость размещения заказа на судостроительных гигантах такова, что он становится нерентабельным.

Рыбаки стараются найти верфи, которые построят траулер за небольшие деньги. Казалось бы, за дело должны взяться малые верфи. Проблема в том, что малые верфи находятся не в лучшем техническом состоянии. При этом их собственники готовы развиваться, строить суда, поднимать свой технический уровень, но им сложно преодолеть сформировавшееся за многие годы скептическое отношение со стороны потенциальных судовладельцев. Еще один минус – большинство малых верфей построены на реках. Они имеют ряд ограничений по строительству судов, в частности по осадке, из-за небольших глубин, и по высотным параметрам – из-за мостов.

Уверен, что, как только начнут поступать постоянные заказы на строительство рыболовецких судов, вырастет конкуренция между верфями, будет произведено технологическое переоснащение малых судостроительных предприятий. А крупные верфи, столкнувшись с необходимостью быть конкурентоспособными, особенно в условиях снижения объемов госзаказа, станут более гибкими при ценообразовании.

– Как вы оцениваете в целом ситуацию с проектированием рыболовецких судов в России?

– Мы постепенно восстанавливаем утраченные за последние десятилетия компетенции. Наши основные конкуренты – конструкторские бюро и верфи в Норвегии и Нидерландах. Они строили, строят и будут строить рыболовные суда. Активно изучаем опыт зарубежных проектных бюро и реализованные ими проекты. Регулярно общаемся с самими рыбаками на тему того, что есть хорошо в судне и что необходимо, для того чтобы было еще лучше. Процесс рыбодобычи восприимчив к инновациями. Есть технологии, позволяющие ускорить разгрузку, оптимизировать способы добычи. Постоянно идет работа над внедрением автоматизированных процессов, оптимизацией расходов, снижением численности команды.

В России есть трудности в связи с тем, что отсутствует современная актуальная база проектов. Есть теоретические разработки, но это рискованный революционный путь развития. Теория может сработать, а может и нет. Для гарантии хорошего результата необходим подход эволюционный, должна быть база удачных современных наработок – как по судам в общем, так и по отдельным их составляющим.

В архивах наших проектных институтов много интересных чертежей, но эти проекты кардинально устарели. По ним сложно разрабатывать новые суда, это как планировать ведение современной войны на основе манускриптов крестоносцев. Да, есть здравые мысли, но прогресс ушел вперед.

Победить в конкурентной борьбе можно. Но только если от слов о поддержке рыбопромышленной отрасли наконец-то перейдут к практическим делам, в том числе к разработкам новых судов, финансированию проектов и научных исследований.

– Какие перспективные направления для развития, кроме рыбопромышленного сегмента, вы сейчас видите?

– Есть интересные разработки, связанные с парусными судами. Многие сотни лет парусники служили флоту. Они сами по себе красивы, существуют в гармонии с природой. Не борются против нее, а живут вместе с ней. И есть ощущение, что парусники должны занимать достойное место в структуре российского флота. КБ «Старлит» со времен своего рождения исторически много внимания уделяло судам, движимым силой ветра. К слову, в ряде случаев мы не только были проектантами, но и выступали в качестве генерального подрядчика.

Один из вариантов – проектирование и строительство круизного парусного судна. Популярная в мировой судостроительной практике смесь классического парусника с круизным лайнером: качественная отделка помещений, бассейны и прочие развлечения для туристов – а внешне выглядит как старинное судно. В российских реалиях концепция парусного туристического судна может быть успешно реализована для круизов по Балтийскому и Черному морям, туристическим маршрутам в северных морях и на Дальнем Востоке.

Второй вариант – учебное парусное судно для Военно-морского флота России. Это мировая тенденция: многие морские державы имеют в своем составе парусники. Это престижно и статусно, в том числе в качестве представительской миссии в иностранных портах. В России есть парусники – «Крузенштерн», «Мир», «Седов» и другие, но все они гражданского назначения. И построены достаточно давно. Мы готовы помочь ВМФ в строительстве «военного» парусника.

Очень интересные перспективы я вижу в строительстве парусных судов для научных исследований. Эти проекты могут быть интересны Министерству образования и науки России, различным научным структурам. В прежние годы была, к примеру, деревянная шхуна «Заря», с помощью которой ученые занимались исследованиями земного магнетизма. Парусное судно идет тихо, без механических шумов и стуков, а ведь у ученых есть потребность «слушать море». И, наконец, немаловажный фактор – оптимизация затрат на исследования. В настоящее время ученому, получившему грант на разработку того или иного проекта, связанного с изучением моря или необходимостью доставки себя и оборудования к дальним труднодоступным берегам, сложно нанять исследовательское судно с большой численностью экипажа: ни о какой экспедиции, например, к Новой Земле не может быть и речи. Альтернатива – как раз небольшие парусные суда с минимальным экипажем. Экология опять же и минимальное потребление топлива. КБ «Старлит» помогает парусным экспедициям, и мы постоянно видим, как различные научные группы просят экипажи парусников помочь в исследованиях. Также в настоящее время мы занимаемся проектированием плавучей электростанции, работающей на сжиженном природном газе (СПГ). Это хороший мобильный проект для освоения труднодоступных северных территорий, решения существующих там энергетических проблем. Что немаловажно, баржу с СПГ, входящую в состав электростанции, можно использовать отдельно от комплекса. То есть можно не строить газовозы и танкеры, а построить баржи и с помощью буксиров-толкачей перемещать их по рекам.

Кроме того, ведется работа в направлении множества иных объектов, таких как плавучие заправочные станции, комплекс плавающих домов, рыбофермы, малые скоростные суда.

– Конструкторское бюро «Старлит» в перспективе 3–5 лет – каким оно будет?

– Мы многофунциональное КБ, которое может делать любые проекты. Это подтверждает и наш прошлый опыт – мы проектировали и проектируем сейчас суда из дерева, пластика, стали и даже бетона, – и текущие разработки. К примеру, одновременно с проектом малого рыбопромыслового судна занимаемся проектом плавучей заправочной станции.

В среднесрочной перспективе мы также будем наращивать наши профессиональные компетенции, осваивать новые направления, расширять штат КБ. Все эти меры укрепят позиции «Старлита» на проектном рынке России.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название статьи – “По эволюционному пути” (журнал “Морской бизнес”, № 46, март, 2017 год)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+