Запрос на инновации: о новых технологиях в судостроении | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Запрос на инновации: о новых технологиях в судостроении

Опубликовано Георгий Дмитриев0

Технологичное развитие с использованием современных и качественных решений – один из основных трендов 2017 года для морского бизнеса.

Макет первого в мире плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов»

Президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Александров, подводя итоги раз­­вития судостроительной отрасли Петербурга в 2016 году, сказал, что впечатление у него двоякое (см. «Приблизиться к земле», «Морской бизнес Северо-За­пада» № 45). И связано это прежде всего с темпами развития судостроительной отрасли России в целом. Санкт-Петербург и Ленинградская область – одни из крупнейших игроков в этой отрасли, но понятно, что и город, и регион очень плотно завязаны на общую федеральную историю. За несколько минувших лет сделано очень многое из того, что задумывалось в конце 2000-х годов. «Если вспоминать реперные точки, то в мае 2008 года Владимир Путин, на тот момент председатель правительства России, провел на «Адмиралтейских верфях» первое совещание по перспективам российского судостроения. Затем, в марте 2009 года, состоялось следующее совещание в ЦНИИ им. А. Н. Крылова, и наконец в декабре того же года прошло обсуждение перспектив развития Военно-морского флота России. Эти встречи явственно показали и чиновникам, и представителям научной сферы, проектантам, судостроителям, что судостроение необходимо развивать и под эту задачу были выделены колоссальные инвестиции, миллиарды рублей», – говорит Владимир Александров. Теперь, по его мнению, важно показать все свои знания и полученный опыт на практике. «Признательны руководству страны за оказанное внимание, а теперь спрос с нас, с судостроителей. К сожалению, в этом отношении не все стройно и гладко. Заявленные планы не исполняются, есть попытки кивать то на заказчиков, то на другие обстоятельства. Но только не на самих себя. Стране нужны новые проекты, но не общие рассуждения», – считает Владимир Александров.

На деловом завтраке журнала «Морской бизнес Северо-Запада», который состоялся в начале февраля в петербургском Гранд Отеле Эмеральд, была обсуждена проблематика кооперационного взаимодействия предприятий отрасли.

В декабре прошлого года президент России Владимир Путин подписал указ № 642 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». «Указ существенно изменяет принципы финансирования науки и технологий в России. Оно будет осуществляться только под Программы глобального вызова для России», – говорит начальник департамента судостроения Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Феликс Шамрай. «Перед Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) стоит задача обеспечить к 2030 году 60% российской потребности в перевозках судами отечественного производства. Если этот показатель перевести, к примеру, в обработку металла – то это до 2 млн тонн металла в год, что почти на порядок больше, чем сейчас. И это только внутренний спрос. Необходимо строительство крупнотоннажного флота, в том числе ледового класса», – считает он.

Выход российского судостроения как крупного игрока на мировой рынок, арктическая программа могут стать основой для подготовки Программы глобального вызова. «Наш университет, который АО «ОСК» видит научно-техническим интегратором, планирует принимать активное участие в решении указанных задач», – объясняет Феликс Шамрай.

Для НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей», крупнейшего в стране межотраслевого материаловедческого центра, стратегия научно-технического развития России – один из основополагающих посылов для инновационного развития предприятия. И без того признанный лидером в области разработки перспективных материалов и технологий, институт планирует качественно нарастить научные компетенции. «В частности, мы активно занимаемся разработкой материалов и технологий, которые уже используются в регионах с низкой температурой. Учитывая возросший интерес к Арктике, думаю, наши материалы и технологии будут еще более востребованы. Планируем организовать во второй половине года арктическую конференцию, которая объединит все предприятия, вовлеченные в эту тематику», – объясняет ведущий инженер сектора маркетинга ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» Елена Ростовцева.

Председатель Ассоциации развития поисково-спасательной техники и технологий Виктор Илюхин констатирует, что в 2016 году удалось значительно продвинуться вперед в вопросе формирования единой координированной политики по обеспечению поиска и спасания на море, о необходимости которой не раз шла речь на страницах нашего журнала. «В конце прошлого года прошло заседание Морской коллегии при правительстве России, на котором в числе прочих вопросов рассматривалось и совершенствование поисково-спасательного обеспечения при проведении морской деятельности. О важности этого вопроса говорит то, что только в прямой постановке он рассматривается на коллегии в четвертый раз. Принято наконец решение о подготовке предложений в распоряжение правительства РФ, предусматривающее создание межведомственного координационного совета по поиску и спасанию на море, разработку нового Положения и Плана взаимодействия министерств и аварийно-спасательных служб в развитие соответствующих положений действующей Морской доктрины РФ, – объясняет Виктор Илюхин. – И это более чем своевременное решение, ведь отрасль до сих пор руководствуется нормативами, принятыми в середине 90-х годов. Они устарели, да и большая их часть попросту не исполнялась. Создание межведомственного координационного совета по поиску и спасанию на море при Министерстве транспорта было бы наиболее оптимальным вариантом для решения имеющихся проблем».

Изменилась ситуация к лучшему и на предприятиях, занимающихся выпуском коллективных и индивидуальных спасательных средств. Весь минувший год участники рынка пристально наблюдали за тем, как развивались события на Уфимском заводе эластомерных материалов, изделий и конструкций, новые собственники которого чуть было не отказались от выпуска спасательных плотов. «Уфимский завод – единственный в стране, выпускающий подобную продукцию, и смена ориентиров могла бы привести к тому, что предприятия – поставщики комплектующих изделий потеряли бы стабильный рынок сбыта», – уточняет генеральный директор НПП «Морские спасательные средства» Александр Киннунен. Но в том числе и благодаря вмешательству государственных структур проблемные вопросы были сняты, завод постепенно восстанавливает объемы производства. По словам Александра Киннунена, серьезное влияние на рынок спасательной техники оказало принятие Полярного кодекса, в котором введены новые требования по индивидуальным и коллективным спасательным средствам. Также продолжаются работы по усовершенствованию уже существующих средств спасания. К примеру, не так давно «Морские спасательные средства» провели успешные испытания нового изделия – надувного спасательного жилета, который в 2016 году принят на снабжение Военно-морского флота и заинтересовал представителей других министерств и ведомств.

Предприятия, работающие в оборонно-промышленном комплексе, активно занимаются поиском перспективных ниш в «гражданском» секторе промышленности. Гособоронзаказ не вечен, его объемы из года в год будут снижаться по мере закрытия потребностей армии и флота. Правительство Санкт-Петербурга уже сейчас предлагает предприятиям ОПК задуматься над конверсией. Проще всего тем, кто подобную работу ведет давно. Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) можно считать одним из лидеров этого своеобразного движения. Еще в середине XX века сделав ставку на использование композитных материалов в судостроении, сегодня СНСЗ занимается внедрением композитных материалов в разных областях промышленности, а также в сфере городских технологий. «Наш завод является центром компетенций по композитным технологиям. Конечно, судостроительное направление остается основным, не так давно подняли флаг на головном корабле для ВМФ, развернули строительство тральщиков, уже состоялась закладка третьего корабля. На заводе ведется масштабная модернизация, в том числе для того, чтобы иметь возможность спускать на воду суда дедвейтом до 2700 тонн», – говорит начальник управления маркетинга СНСЗ Екатерина Ларионова. Еще одно перспективное направление – строительство пассажирских судов. На заводе создается новое судно, пассажирский катамаран, к которому уже проявляют интерес судовладельцы.

Расширяет свои машиностроительные мощности для выполнения гражданских заказов и «Балтийский завод – Судостроение». Одновременно завод продолжает работу по контракту с ФГУП «Росатомфлот», в рамках которого продолжается достройка головного атомохода «Арктика», планируется спуск первого серийного ледокола «Сибирь» и полным ходом идет строительство второго серийного ледокола «Урал». «Также в текущем году после завершения швартовых испытаний будет передан заказчику первый в мире плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов». После этого «Академик Ломоносов» будет доставлен к месту работы в порт города Певек и подключен к береговой инфраструктуре, войдя, таким образом, в состав ПАТЭС (плавучая атомная электростанция)», – рассказывает и. о. руководителя пресс-службы «Балтийского завода – Судостроение» Варвара Егина.

«Идет активное обсуждение изменений в законодательстве, касающихся рыбопромышленной отрасли, прежде всего того, как заставить бизнесменов заказывать рыбопромысловые суда на отечественных вервях. Но дискуссия ведется уже давно, многие рыбопромышленники понимают, что ловить рыбу нужно уже сейчас. В декабре прошлого года мы заключили контракт на проектирование малого рыболовного судна и сейчас этот проект реализуем. Есть и другие перспективные направления для работы. Думаю, что этот год будет хорошим как для проектантов, так и для судостроителей», – говорит генеральный директор КБ «Старлит» Илья Маслихин (подробней об этом – в его интервью на стр. 42–44).

Заведующий сектором прочности морских судов ЦНИИ Морского флота Алексей ПЕТРОВ, комментируя ситуацию с технической эксплуатацией и ремонтом флота, подтверждает, что, несмотря на экономические трудности, судовладельцы успешно работают на рынке грузоперевозок. При этом незначительно уменьшился объем заказов на научно-исследовательские работы. «Мы реализовали в прошлом году две исследовательские темы от Российского морского регистра судоходства, еще одну – совместно с Крыловским государственным научным центром – для Министерства промышленности и торговли России. В 2015 году было три экспертизы новых проектов и две исследовательские работы», – объ­ясняет Алексей Петров.

По словам генерального директора Мультимодального комплекса (ММК) «Усть-Луга» Михаила Ерофеева, кризисные годы изменили в лучшую сторону отношение собственников бизнеса к своим проектам. «Прежде многие решения делегировались на уровень управляющих проектами команд, которые зачастую просто сидели и боялись что-либо делать. Но падение грузооборота, снижение доходов заставило учредителей транспортно-логистических компаний более внимательно посмотреть на перспективы бизнеса, на освоение припортовых территорий, на планы по наращиванию грузооборота», – говорит Михаил Ерофеев. Ситуация осложняется тем, что российские порты не готовы к кардинальному росту объемов перевалки экспортных грузов. На этом фоне новости о строительстве новых терминалов и складов вносят свой позитивный вклад в обсуждение перспектив логистического рынка. В частности, ММК «Усть-Луга» реализует проект по строительству терминала сыпучих грузов, который позволит увеличить грузооборот профильных грузов в порту Усть-Луга.

В связи с рекомендациями президента России Владимира Путина о загрузке портовых мощностей РФ как приоритете перед портами стран Балтии появляются дополнительные партии грузов, которые необходимо переваливать и через уже действующие терминалы, и через терминалы, которые нуждаются в строительстве. Особенно это касается специфических грузов (жидкий аммиак, метанол и т. д.), а это, соответственно, побуждает некоторые компании самим вкладывать в строительство дополнительных мощностей по перевалке грузов в морских портах Северо-Запада. «Важной тенденцией конца прошлого года и начала нынешнего стала активизация иностранных компаний, заинтересованных как в транспортно-логистических возможностях наших портов, так и в логистике грузов на сопредельных территориях. Эта информация очень радует, так как приход иностранных компаний, готовых привести не только денежные средства, но и самые современные технологии в логистический сектор, говорит о большой заинтересованности инвесторов в нашем рынке», – констатирует Михаил Ерофеев.

Одним из наиболее важных направлений в области инноваций в морских портах является внедрение логистических транспортно-технологических систем. «В российских морских портах пока отсутствует практика автоматизации технологических процессов на базе продуктов SAP, но мировая практика существует уже давно. Интересным примером является порт в Гамбурге, в котором одним из внедрений является облачная система Smart Port Logistics на платформе SAPHANA Cloud Platform. Она позволяет объединять все звенья процесса в единую логистическую цепочку. Например, еще до прибытия судна в порт уже известна информация о грузе, времени и продолжительности разгрузки, спланирована работа погрузочно-разгрузочной техники, а круг­лосуточное направление движения грузовиков разгружает трафик вокруг и внутри порта. Причем информация доступна всем участникам процесса в необходимом объеме. Внедрение решения позволило значительно сократить время погрузки и разгрузки судов, повысить эффективность работы портовой инфраструктуры и снизить загрязнение окружающей среды», – поясняет директор по маркетингу компании ИТИК Светлана Петрова.

Для компании «Транзас» минувший год начался с представления мировой морской отрасли концепции THESIS, являющейся прикладным воплощением е-Навигации в программных продуктах «Транзаса», и закончился на мажорной ноте: компания показала первые убедительные результаты работ по проектам программы Национальной технологической инициативы (НТИ). В рамках «дорожной карты» МариНет «Транзас» занимается проектом разработки решений и технических средств на основе стандартов е-Навигации. «Мы уверены, что внедрение е-Навигации станет ключевым изменением в морской отрасли в обозримом будущем. Уже в ближайшее время е-Навигация будет определять стандарты и правила, обязательные для судоходства в мировом масштабе. А опережающее развитие и формирование нормативно-технической базы е-Навигации в России даст возможность повлиять на мировые стандарты обеспечения безопасности судовождения», – говорит менеджер по корпоративным коммуникациям Transas Ольга Агафонова.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название статьи — «Запрос на инновации» (журнал «Морской бизнес», № 46, март, 2017 год)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X