На смену логарифмической линейке: о проектировании в судостроении | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


На смену логарифмической линейке: о проектировании в судостроении

Опубликовано Нонна Цай0

Прогрессивные информационные технологии и новые программные комплексы активно завоевывают позиции на рынке проектирования в судостроении.

Винт

Более 60% руководителей высшего звена считают применение или развитие проектного управления одной из ТОП-3 целей организации.
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

В середине июня в Санкт-Петербурге на территории судостроительного завода «Северная верфь» состоялась XVII Всероссийская научно-практическая конференция Моринтех-практик «Информационные технологии в судостроении – 2016». Аудиторию конференции составили более 300 специалистов судостроительной промышленности и смежных отраслей, а также ведущих поставщиков программно-аппаратных комплексов и специализированного программного обеспечения. На секционных заседаниях было представлено около 30 высокопрофессиональных докладов в области применения и развития систем автоматизированного проектирования в судостроении и интегрированных систем управления производством на базе отечественного и зарубежного ПО.

В ракурсе госзаказа

Довольно популярной темой в дискуссиях экспертов различных уровней в последние годы стало проектное управление как один из самых эффективных инструментов управления предприятиями. Активно продвигаемые в странах Европы и США с 2000-х годов принципы проектного управления все более приковывают внимание оте­чественных предприятий, работающих в рамках государственного заказа, в том числе – судостроительных заводов. Беспрецедентную популярность этот инструмент приобрел и в высших эшелонах российской власти.

Руководитель отдела экспертизы проектного управления компании «ЛМ Софт» Наталья Соболева приводит такие данные: на текущий момент более 60% руководителей высшего звена считают применение или развитие проектного управления одной из ТОП-3 целей организации. «Более того, проектное управление обозначено как один из ключевых инструментов государственного управления. Это зафиксировано в поручении президента РФ по итогам обращения к Федеральному собранию в документе «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года», – уточняет Наталья Соболева.

С прикладной точки зрения ПУ нацелено на реализацию масштабных задач в срок, в рамках бюджета и с требуемым качеством. В качестве преимуществ, которые дает применение проектного подхода, – установление четко закрепленных и единых для всех «правил игры» при реализации проектов и программ, управленческий контроль над выполнением проектов во всех фазах, получение достоверной информации и контроль соответствующих плановых и фактических показателей по бюджету и трудозатратам по проекту.

Что касается внедрения ПУ на основе информационных систем, то, учитывая развитие облачных технологий и веб-сервисов, исполнитель проекта может сегодня использовать информационную систему своего заказчика, что позволяет существенно сократить финансовые затраты. «На примере опыта внедрения ПУ в проектах Минпромторга РФ можно констатировать, что достигнуто упрощение коммуникаций – наиболее заметным этот результат является для проектов, в которых предусмотрено получение отчетности в электронной форме», – говорит Наталья Соболева.

В Объединенной судостроительной корпорации о внедрении принципов проектного управления задумались в 2012 году, вспоминает директор департамента проектного управления ОСК Леонид Кузнецов. «Работа построена на основе комплексного подхода, который объединил несколько направлений: разработку корпоративной модели проектного управления, разработку стандартов и нормативов, применение информационных технологий и интеграцию информационных систем, управление жизненным циклом и отработку пилотных проектов. Причем без бизнес-процессов, без модели проектного управления и без соответствующей нормативной базы использование информационных технологий становится достаточно проблематичным. Это следует учитывать компаниям – поставщикам информационных технологий, разработчикам ПО и компаниям, оказывающим услуги в этой области. И особое внимание нужно обратить на вопросы, которые традиционно отодвигаются на задний план, – разработку стандартов и нормативных документов», – говорит он.

Танкер

Малый морской танкер
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

На базе Севастопольского государственного университета инициирован проект строительства учебного научно-исследовательского судна «Пионер-М», технологическим партнером которого выступит ОСК. «На этом проекте будут отработаны и апробированы все принципиально новые управленческие и информационные технологии. Руководством ОСК было принято решение привлечь к проектным работам передовые студенческие силы кораблестроительных университетов Калининграда, Казани, Нижнего Новгорода, Владивостока и Санкт-Петербурга. Создание концепт-проекта пройдет до 1 сентября 2016 года, после чего в течение полутора лет судно должно быть построено и спущено на воду», – уточняет Леонид Кузнецов.

На рельсы прогресса

Переход на рыночные рельсы конструкторских бюро и институтов по проектированию кораблей идет параллельно внедрению в процессы проектирования современных IT-решений. Разумеется, это не гарантирует успеха среди заказчиков, но позволяет выстраивать эффективный диалог с предприятиями судостроительной отрасли, идущими реформаторским путем технического перевооружения и модернизации производства. Наглядным примером служит опыт АО «Зеленодольское ПКБ», специализирующегося на выполнении всех видов НИОКР. К слову, Зеленодольское ПКБ также является куратором вышеупомянутого студенческого проекта строительства учебного судна в Крыму. В последние шесть лет ПКБ успешно применяет новые информационные технологии проектирования, которые представил участникам конференции заместитель генерального директора по стратегическому развитию Сергей Решетов.

«3D-проектирование началось в АО «Зеленодольское ПКБ» с 1999 года с освоения юниграфикса. А первым практическим опытом стал заказ на макетирование помещений проекта «Буян», главной задачей являлось исключение коллизий перед рабочим проектированием», – говорит Сергей Решетов.

Уже в 2009 году в связи с реализацией проекта корабля «Буян-М» руководством ПКБ было принято решение о дальнейшем внедрении информационных технологий в проектировании.

«В качестве основной было решено выбрать специализированную судостроительную систему AVEVA MARINE, а всю дальнейшую автоматизацию строить исходя из основной системы проектирования, – рассказывает Сергей Решетов. – Позже были разработаны проекты перевооружения, затрагивающие процесс проектирования, испытательную базу, опытное производство, которые также реализовывали идею единого информационного пространства. В 2015 году создан центр перспективных технологий, который на данный момент включает в себя программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования и комплекс имитационно-модулирующего стенда».

Особое место занимает программно-аппаратный комплекс виртуального прототипирования, введенный в эксплуатацию на ПКБ в январе 2016 года. Он позволяет специалистам компании рассмотреть в режиме 3D сложные инженерные конструкции и оперативно принять верное конструктивное решение еще на ранней стадии проектирования.

Комплекс имитационно-модулирующего стенда дает возможность разрешить спорные вопросы между специалистами смежных специализаций по устранению коллизий модели. А также провести проверку на совместимость и сопряжение управляющего оборудования разных производителей еще до его установки, моделировать и обыгрывать ситуации его применения в боевых условиях, производить обучение персонала использованию технических средств, устанавливаемых на корабле.

Тримаран

Тримаран “Русич”
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

В цифровой информационной модели изделия хранится максимум информации о нем и его составных частях, одновременно она является источником информации для выполнения всех видов работ. Для организации работ в ПКБ использована информационная система управления проектами, построенная на базе MS Project.

«За последние пять лет у АО «Зеленодольское ПКБ» накоплен неплохой опыт обмена проектными данными с внешними партнерами. Система позволяет взаимодействовать с внутренней базой данных, это дает нам возможность выгружать данные из модели в унифицированный формат и дополнять его в соответствии с требованиями конечного заказчика. Пока весь имеющийся положительный опыт использования единой информационной модели достигнут только через двусторонние контакты ориентированных на успех предприятий. В нашей практике не существует примеров успешного информационного обмена, установленного или регламентированного сверху для группы предприятий», – резюмирует Сергей Решетов.

Новые практики импортозамещения

О практике импортозамещения и перспективах построения систем поддержки жизненного цикла изделий судостроения на базе системы IPS («Интермех») рассказал заместитель директора компании Бюро ESG Алексей Рындин. Компания имеет большой опыт проведения работ по внедрению систем электронного архива, PDM, PLM, систем управления инженерными данными в самых разных отраслях, в том числе судостроении.

«Используемая нами среда IPS (Intermech Professional Solutions), разработанная белорусской компанией «Интермех», предназначена для автоматизации различных аспектов информационной поддержки жизненного цикла изделий, прежде всего связанных с конструкторской и технологической подготовкой производства. В России она внедрена более чем на 100 предприятиях ВПК и атомной энергетики, нефтегазовой отрасли», – утверждает Алексей Рындин.

Интерес к внедрению новой среды IPS в судостроении вызван рядом крупных значимых проектов по созданию электронных архивов и построения системы документооборота для объектов нефтедобывающего сектора, создания электронных информационных моделей кораблей, с которыми пришлось столкнуться Бюро ESG.

«Одним из практических примеров внедрения IPS стал проект, реализованный нашим бюро 13 лет назад совместно с ЗАО «ЦНИИ СМ», для которого нами был поставлен программный комплекс TDMS, – комментирует Алексей Рындин. – Создан и внедрен электронный технический архив и система документооборота. Однако при переходе к 3D-CAD в связи с реальными возможностями TDMS, особенностями архитектуры системы возникли определенные сложности в реализации удовлетворяющего по функционалу, быстродействию и прочим параметрам интеграционного модуля. Поэтому нашими специалистами был продемонстрирован новый программный комплекс IPS, позволяющий решать как вновь возникшие, так и старые задачи, а также оптимизировать временные и ресурсные затраты».

Некоторое время назад Бюро EGS разрабатывало макет электронной информационной модели корабля, построенного Балтийским заводом для ВМС Индии. «В процессе разработки были получены основные принципы построения дата-центричных информационных моделей на различных стадиях жизненного цикла, – вспоминает Алексей Рындин. – Результаты были одобрены штабом ВМС Индии, однако макет информационной модели был также разработан в среде TDMS, что, с одной стороны, позволило нам качественно и наглядно провести макетирование, с другой – созданный прототип не мог быть эффективно масштабирован до реальной информационной модели с организацией территориально распределенной структуры. Поэтому все основные принципы построения электронной информационной модели были перенесены в новую мощную среду IPS».

Сегодня, по мнению экспертов-практиков, никого не надо убеждать в преимуществах использования нового программного комплекса при выполнении заказов судостроительных предприятий. Реализация пилотных проектов с использованием IPS продемонстрировала высокую эффективность: IPS позволяет организовать производство в соответствии со стандартами качества (ISO 9000 и др.), сократить затраты на разработку и производство новых изделий, сократить сроки выхода продукта на рынок, создать общекорпоративную информационную систему и объединить в единое информационное пространство ресурсы, процессы, продукцию и прочую информацию.

Нонна Цай

В печатной версии название статьи – “На смену логарифмической линейке” (журнал “Морской бизнес”, № 44, август 2016 г.)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+