Через тернии к деньгам: о трудностях военно-промышленного комплекса - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Через тернии к деньгам: о трудностях военно-промышленного комплекса

Опубликовано AutorMbsz0

Кораблестроители Северо-Запада рассчитывают на улучшение взаимодействия государственных заказчиков и исполнителей в рамках гособоронзаказа”.

Якорь

В строительстве на петербургских верфях в настоящее время находится более 50 проектов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Судостроительные предприятия Северо-Запада в рамках государственного оборонного заказа в текущем году по плану сдадут Минобороны РФ более 10 кораблей. Объем оборонзаказа растет, и судостроительная отрасль играет все более важную роль для такого города, как Санкт-Петербург. В то же время предприятия ВПК столкнулись с рядом проблем. Среди них – трудности с оплатой продукции и длительный срок согласования технических, договорных и ценовых документов. Что важнее – обеспечить прозрачность бюджетных расходов или облегчить жизнь промышленникам?

В Санкт-Петербурге работают более 40 судостроительных предприятий. Государственный оборонный заказ занимает значительную часть в общем объеме их производства. Если говорить только о предприятиях судостроительной отрасли, то на их долю приходится большая часть государственного оборонного заказа, около 55%. По данным комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, в строительстве на петербургских верфях в настоящее время находится более 50 проектов. За первое полугодие 2016 года спущено на воду 9 судов различного назначения. Наибольший объем спусков приходится на Адмиралтейские верфи. Во втором полугодии запланированы спуски и закладки еще нескольких судов. В целом на верфях Северо-Запада реализуется множество проектов для флота.

Так, например, на «Севмаше» строятся четыре подводные лодки проекта 885М «Ясень-М», четыре подлодки проекта 955А «Борей» и подлодка К-139 «Белгород». Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955А («Бо рей») и многоцелевая атомная подлодка с крылатыми ракетами «Казань» проекта 885М («Ясень-М») будут переданы ВМФ России в 2018 году, хотя, согласно заключенным контрактам, обе субмарины планировалось сдать флоту годом ранее. АПЛ «Казань» спустят на воду в декабре 2016 года, а «Князь Владимир» – в марте 2017-го. Кроме того, в 2019 году в состав ВМФ будет включено еще по одной подлодке обоих проектов. «Князь Олег» («Борей-А») и «Новосибирск» («Ясень-М») будут готовы к службе в 2021 и 2023 годах соответственно», – говорит аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Судостроительный завод «Северная верфь» по заказу Минобороны России строит три многоцелевых фрегата дальней морской зоны проекта 22350. Головной корабль проекта – «Адмирал Горшков» – находится на испытаниях на Северном флоте. Вся серия, состоящая из шести фрегатов проекта 22350, будет передана в состав российского ВМФ до 2025 года. Между тем ранее сообщалось о завершении строительства восьми подобных кораблей до конца 2020 года. Также на Северной верфи ведется строительство четырех корветов: двух («Гремящий» и «Проворный») – по проекту 20385 с использованием технологии «стелс» и двух («Ретивый» и «Строгий») – по улучшенному проекту 20380.

Подводная лодка

Объем оборонзаказа растет, и судостроительная отрасль играет все более важную роль для такого города, как Санкт-Петербург
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

На АО «Адмиралтейские верфи» недавно спущен на воду ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» водоизмещением 6000 т, который был заложен на открытом стапеле петербургской верфи в апреле 2015 года. Передать судно заказчику планируется в конце 2017 года. В мае этого года на АО «Адмиралтейские верфи» состоялась церемония спуска на воду дизель-электрической подводной лодки проекта 636.3 «Варшавянка» («Колпино»), которая завершает серию из шести кораблей данного проекта, предназначенных для Черноморского флота ВМФ РФ. Все они названы в честь российских городов-героев и городов воинской славы. Четыре из них («Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар») переданы флоту в 2014–2015 годах. Пятая субмарина («Великий Новгород») спущена на воду в марте 2016 года, в настоящее время корабль готовится к ходовым испытаниям. Пятую и шестую подлодки планируется передать осенью 2016 года. Также Министерство обороны РФ и АО «Адмиралтейские верфи» заключили контракт на строительство двух патрульных кораблей ледового класса проекта 23550. По его условиям, корабли должны быть переданы ВМФ России до конца 2020 года.

На Средне-Невском судостроительном заводе в рамках контракта с Минобороны России, заключенного в 2014 году, ведется строительство второго серийного противоминного корабля проекта 12700 (ЦМКБ «Алмаз»). По условиям контракта, три корабля этого проекта должны быть переданы заказчику в период с 2016 по 2018 год. Головным кораблем проекта является тральщик «Александр Обухов», предназначенный для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз. Первый серийный корабль – базовый тральщик «Георгий Курбатов» – планируется сдать в IV квартале 2016 года. Ленинградский судостроительный завод «Пелла» заключил контракт с Министерством обороны РФ на поставку быстроходных патрульных катеров проекта 03160 «Раптор» и рейдовых буксиров специального назначения проекта 16609 для ВМФ. Условия контракта предписывают завершить строительство судов и передать их заказчику до конца 2018 года. Также в декабре 2015 года на предприятии «Пелла» заложены два первых малых ракетных корабля нового поколения проекта 22800 «Шторм» («Ураган» и «Тайфун»). Планируется, что по окончании строительства и ходовых испытаний корабли войдут в состав флота в 2017 и 2018 годах соответственно. Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург) ведет строительство трех кораблей проекта 22460 для российских пограничников, а также серии морских самоходных плавучих кранов грузоподъемностью 35–150 т для Минобороны РФ.

Корабль

В составе северо-западного судостроительного кластера над выполнением государственного оборонного заказа работают свыше десяти судостроительных заводов и пяти проектно-конструкторских бюро
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (Калининград) в июне 2016 года состоялась церемония подъема флага на сторожевом корабле проекта 11356 «Адмирал Эссен», который был заложен в июле 2011 года, а спущен на воду в ноябре 2014-го. «Адмирал Эссен» включен в состав соединения надводных кора блей Черноморского флота и принял участие в мероприятиях по случаю Дня ВМФ в Петербурге в конце июля. В настоящее время на калининградской верфи создается серия сторожевых кораблей проекта 11356 разработки ОАО «Северное ПКБ». Заказчиком проекта выступает Министерство обороны РФ. Названия корабли получили в честь прославленных российских адмиралов И. К. Григоровича, Н. О. Эссена, С. О. Макарова, Г. И. Бутакова и В. И. Истомина. Головной СКР «Адмирал Григорович» вошел в боевой состав ВМФ РФ 11 марта 2016 года. В III квартале этого года верфь рассчитывает передать флоту третий корабль –
«Адмирал Макаров».

Крупнейший игрок на рынке госзаказа в сфере военного кораблестроения – Объединенная судостроительная корпорация. «В составе Северо-Западного судостроительного кластера над выполнением государственного оборонного заказа работают свыше десяти судостроительных заводов и пяти проектно-конструкторских бюро. Среди предприятий региона признанными флагманами военного кораблестроения являются Адмиралтейские верфи, «Севмаш», «Звездочка», «Янтарь», Северная верфь и другие заводы. Всего на судостроительных предприятиях Северо-Западного региона размещено в строительстве более 42 кораблей и судов, из них в текущем году должно быть передано Минобороны порядка 11 единиц. В прошедшем году государственному заказчику передано 5 кораблей и судов после завершения строительства, 4 – после завершения ремонта, на более чем 600 объектах проведено сервисное обслуживание. Все корабли и суда, сдача которых не состоялась в 2015 году, будут переданы Минобороны России до конца текущего года. Корпорация понимает, где есть «болевые точки», и принимает все необходимые меры для безусловного выполнения заданий государственного оборонного заказа», – сообщили в ОСК.

Корабль

Одна из проблем, которые возникают при выполнении гособоронзаказа – зависимость ВМФ от импорта компрессоров для пуска дизельных двигателей
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Кораблестроение можно без пре-увеличения назвать градообразующей отраслью для Петербурга. Здесь сконцентрировано до 80% мощностей научного и проектного потенциала отрасли, до 30% от объемов производства в секторе судостроения по стране. Ряд организаций отрасли входят в сотню крупнейших налогоплательщиков, обеспечивают трудоустройство более 40 000 человек. Кроме этого предприятия отрасли обеспечивают заказами большое количество предприятий смежных отраслей, таких как радиоэлектроника, металлургия и другие. Именно поэтому проблемы, характерные для судостроения, отражаются на экономике всего города.

Одной из самых больших трудностей при выполнении государственного оборонного заказа остается применение отдельных положений ФЗ «О государственном оборонном заказе»: контрагентам предприятий приходится увеличивать административно-управленческий штат для ведения отдельных счетов в уполномоченных банках. Возникли сложности в работе с несколькими контрагентами, для которых госзаказ не является приоритетным направлением производства. О проблемах с гособоронзаказом высказывался президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак на президиуме СПП СПб. «Прошли необоснованные сокращения в организациях военной науки, а также ликвидация на многих предприятиях самостоятельных военных приемок. Это привело к значительному увеличению времени рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов, что негативно сказывается на сроках подготовки и проведении конкурсных процедур, открытии финансирования и проведении окончательных расчетов за поставленную продукцию. Теперь к этому добавились банковские структуры и антимонопольный комитет», – заявил Анатолий Турчак.

Стоит отметить, что роль антимонопольного ведомства в плане контроля за процедурами в рамках оборонзаказа постоянно повышается. В частности, правительство РФ летом этого года внесло на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, которым предлагается передать полномочия Рособоронзаказа по осуществлению надзора в сфере гособоронзаказа Федеральной антимонопольной службе.

По инициативе петербургских предприятий, работающих в сфере государственного оборонного заказа, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга подготовили проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». В нем планируется улучшить взаимодействие государственных заказчиков и исполнителей. В частности, предполагается реализовать возможность компенсировать затраты исполнителей на любой стадии выполнения ГОЗ, проводить опережающие закупки комплектующих, имеющих длительные сроки изготовления, зафиксировать размер ежемесячных затрат исполнителя в процентном соотношении к цене государственного контракта, установить минимальный размер рентабельности при расчете цен на продукцию по ГОЗ.

Инфографика

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Вторая проблема, которая возникает при выполнении государственного оборонного заказа, – критическая зависимость ВМФ от импорта компрессоров для пуска дизельных двигателей. В России их производит всего одно предприятие – ООО «Индустриальная группа». Производство Компрессор компании способно заменить иностранных производителей. Предприятия судового машиностроения испытывают ряд трудностей в отношении импортозамещения, в частности производство силовых установок, судовых дизельных двигателей, которые могут составлять до 40% стоимости корабля. Фактическое отсутствие комплектующих ведет к задержке контрактов и проектов. «Уверен, что в кооперации с проект-ными и научными организациями у предприятий – производителей судового оборудования имеется возможность занять данные ниши и в целях импортозамещения иностранных комплектующих развить у себя новое производство», – заявил в интервью ФБА «Экономика Сегодня» председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин.

В качестве примера можно привести компанию «Звезда-Редуктор». Компания создана для реализации проекта по техническому перевооружению редукторного производства и созданию единого российского центра редукторного строения, основной целью которого является обеспечение редукторными передачами главных энергетических установок всех проектов по строительству, ремонту и эксплуатации кораблей ВМФ России. В то же время в рыбинском НПО «Сатурн» ведутся работы по замене украинской силовой установки для фрегатов, строящихся в АО «Северная верфь», на аналогичную турбину российской разработки с более высоким КПД и меньшим расходом топлива. В целом потенциал импортозамещения в судостроении довольно высокий. По имеющейся информации, в настоящее время в России не производятся и могут быть рекомендованы к закупке только комплексы механизмов для якорного позиционирования буровой платформы и комплексы механизмов динамического позиционирования бурового судна и платформы. Остальная номенклатура оборудования либо уже изготавливается машиностроительными предприятиями региона, либо может быть в кратчайшие сроки разработана и освоена производством.

У судостроительных предприятий возникает и еще одна объективная трудность при выполнении гособоронзаказа, связана она с внедрением новых технологий. «Основные проблемы при выполнении заданий государственного оборонного заказа возникали, как правило, при строительстве и испытаниях головных кораблей, которые являются новой, сложной и наукоемкой продукцией. При строительстве серийных кораблей таких проблем уже не возникает. Существовали также и другие причины задержек с выполнением ГОЗ, в том числе и объективного характера, это проблемы, связанные с импортозамещением. В настоящее время эти и другие вопросы последовательно решаются и будут сняты в ближайшее время», – сообщили в ОСК.

Корабль

Перед предприятиями оборонки, как в России в целом, так и на Северо-Западе в частности, стоит задача модернизации производств
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Перед предприятиями оборонки, как в России в целом, так и на Северо-Западе в частности, стоит задача модернизации производств. Так, в конце прошлого года состоялась закладка нового судостроительного комплекса на территории судостроительного завода «Северная верфь». Это событие знаменует начало масштабного инвестиционного проекта по реконструкции и модернизации действующих производственных мощностей предприятия, а также открывает новые подходы к модернизации предприятий ОСК. В Северо-Западном регионе ОСК осуществляет уже не отдельные модернизационные проекты, а реализует концепцию распределенной верфи: проводится модернизация предприятий не как отдельных производственных единиц, а как группы площадок, у каждой из которых своя специализация. На одних будет развиваться разделка металла, производство корпусов и секций, на других эта продукция будет формироваться в более крупные блоки и далее – в готовые изделия. «Таким образом ОСК стремится снижать инвестиционные затраты, концентрировать усилия в точках компетенций, а готовые суда собирать там, где это эффективнее с позиций налогового и таможенного законодательства», – подчеркнули в Объединенной судостроительной корпорации.

От темпов модернизации предприятий зависит то, насколько быстро будут построены перспективные образцы. Актуальной становится тема разработки и применения безэкипажных судов и подводных лодок. Активно проявляющейся тенденцией в мировом кораблестроении становится и создание полностью электрических кораб-лей. Отметим, понятие «полностью электрический» не только относится к силовой установке корабля, но и охватывает все остальные компоненты, включая систему вооружения. Однако вопрос воплощения этих идей зависит от реальных потребностей ВМФ.

Игорь Строев

В печатной версии название статьи – “Через тернии к деньгам” (журнал “Морской бизнес”, №44, август 2016 г.)

Метки ,

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+