Научные приоритеты: о развитии транспортных проектов | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Научные приоритеты: о развитии транспортных проектов

Опубликовано Георгий Дмитриев0

Потенциал Российской академии транспорта при анализе и реализации транспортных проектов и инициатив, в том числе в области нормотворчества, необходимо использовать с максимально полным привлечением молодых ученых.

В числе приоритетных задач - использование потенциала Российской академии транспорта для реализации профильных проектов и нормотворчества (Чтобы увеличить, кликните на фото)

В числе приоритетных задач – использование потенциала Российской академии транспорта для реализации профильных проектов и нормотворчества
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В конце июня исполняется 25 лет со дня образования Российской академии транспорта (РАТ). В преддверии круглой даты в Санкт-Петербурге состоялось заседание Северо-Западного регионального отделения РАТ (СЗРО РАТ), на котором вспомнили основные этапы деятельности организации и наметили дальнейшие перспективы отделения.

Переход страны к новому, рыночному, механизму хозяйствования потребовал нового подхода к организации работы транспорта. Невозможность разрозненно решать вопросы транспортной отрасли привела ученых, производственников, руководителей предприятий, НИИ и вузов к решению объединить усилия представителей автомобильного, речного, морского, авиационного железнодорожного и других видов транспорта и транспортной инфраструктуры. Возглавил новое объединение в 1991 году доктор технических наук, профессор, ректор Академии гражданской авиации, первый президент РАТ Георгий Крыжановский.

В середине 2000-х годов учеными РАТ было подготовлено несколько важных научных исследований: по организации высокоскоростного движения в транспортном коридоре Санкт-Петербург – Москва двухтомное издание «Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт», обоб­щившее на научном уровне мировой и отечественный опыт организации высокоскоростного железнодорожного движения; разработаны научные основы подпрограммы «Безопасность транспортной системы России».

Однако в определении основных направлений вложения средств, в оценке эффективности их использования далеко не всегда правильно обозначались приоритеты. Чем крупнее капитало­вложения, тем сильнее потребность в оригинальных научных разработках. Но эту очевидную истину понимали далеко не все, поэтому в транспортном комплексе страны слабо использовались научно обоснованные методы, подходы в организации управления грузовыми потоками в логистике, особенно в вопросах взаимодействия различных видов транспорта (транспортными коридорами).

Слабым местом в деятельности Академии являлось и отсутствие тес­ной связи между центром и регионами. Мотивацией централизованного управления Академией мог бы стать государственный заказ. Региональные отделения, объединив усилия для его выполнения, могли бы предложить фундаментальные научные или прикладные исследования. Но нет заказа – нет финансирования. Получается замкнутый круг: не имея средств и заказов, ученые год от года теряют надежду на востребованность, а недостаточный уровень квалификации лишает их возможности предлагать государству и бизнесу новейшие разработки, говорил в 2005 году доктор технических наук, профессор, ректор Петербургского государственного университета путей сообщения, третий президент РАТ Валерий Ковалев.

Международный инновационный форум пассажирского транспорта Smart Transport 26 мая 2016 года. Председатель СЗРО "ОО РАТ" Сергей Барышников (слева) и председатель комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга Александр Головин подписывают Соглашение о взаимодействиии (Чтобы увеличить, кликните на фото)

Международный инновационный форум пассажирского транспорта Smart Transport 26 мая 2016 года. Председатель СЗРО “ОО РАТ” Сергей Барышников (слева) и председатель комитета по транспорту правительства Санкт-Петербурга Александр Головин подписывают Соглашение о взаимодействиии
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«При создании Российской академии транспорта на ее базе предлагалось обеспечить научное сопровождение всех преобразований в транспортном комплексе страны. Это была хорошая идея, которую поддержали ученые России. Ведь РАТ состояла из региональных отделений, а именно из региональных проблем складываются общегосударственные задачи, поэтому, решая «местные» задачи, ученые могли бы обобщать их на общегосударственном уровне, разрабатывая рекомендации по основным направлениям транспортного развития», – говорит председатель СЗРО РАТ Сергей Барышников.

На практике же ученые РАТ оставались почти не востребованными, их привлекали к решению мелких прикладных задач, они участвуют в симпозиумах и конференциях, публикуют свои труды, но не более. Все озвученные факты говорят об отсутствии организационных связей, которые позволяют решать проблемы сообща, используя накопленный опыт. С 2014 года Северо-Западное региональное отделение взяло курс на их восстановление, прошли расширенные заседания президиума, организовано обсуждение проблемы за круглым столом с привлечением не только ученых, но и представителей органов власти двух регионов – Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эти процессы происходили не быстро и не гладко, но успехи также есть.

Совместно с комитетом по транс­порту правительства Петербурга подготовлен проект Соглашения о взаимодействии, направленный на развитие и эффективное использование науки и научно-технической деятельности в социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга. Состоялось обсуждение в Агентстве внешнего транспорта и с представителями комитета по транспорту Санкт-Петербурга. При положительных результатах подобный опыт будет распространен на Северо-Западный регион, и в первую очередь там, где сохранились первичные организации СЗРО, – в Мурманске, Калининграде, Кирове.

В транспортной отрасли на федеральных, региональных, местных и других уровнях разрабатываются проекты нормативно-правовых документов, научно-исследовательские темы, концепции, программы и другие материалы, необходимые для развития и функционирования транспорта в целом и всех его видов в отдельности. Результаты этой деятельности нуждаются в научном сопровождении.

«Опыт показывает, что принятие законопроектов, не прошедших научной экспертизы, крайне затрудняет их практическое применение, требует многочисленных подзаконных актов, нередко противоречащих друг другу. Естественно, крупномасштабное финансирование также не должно производиться, пока его не одобрит экспертный совет», – уверен Сергей Барышников.

Наибольшая эффективность экспертной оценки результатов всех форм деятельности зависит от наличия единого авторитетного органа, обеспечивающего высокий профессионализм оценки, ее абсолютную объективность и полную беспристрастность. Все эти качества должны быть подтверждены транспортной общественностью. Единство должно обеспечиваться не только административным назначением, но и подлинной согласованностью подходов и методов экспертной деятельности. Именно использование потенциала Академии при анализе и реализации транспортных проектов и инициатив, в том числе в области нормотворчества, на максимально полное привлечение молодых ученых ставит в числе приоритетных задач четвертый президент РАТ Александр Мишарин.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название статьи – “Научные приоритеты” (журнал “Морской бизнес”, № 43, июнь 2016 года)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+