Первые в мире: об истории Балтийского завода | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Первые в мире: об истории Балтийского завода

Опубликовано Георгий Дмитриев0

В этом году Балтийский завод отмечает 160-летие. В день юбилея – 26 мая – на предприятии планируется торжественный спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. 

Ледокол "Арктика"

Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Накануне юбилея возглавляемого им предприятия на вопросы журнала «Морской бизнес Северо-Запада» ответил генеральный директор Балтийского завода – Судостроение Алексей Кадилов.

– Прежде всего, позвольте поздравить Балтийский завод со 160-летием с момента основания. Каковы сегодня позиции Балтийского завода на российском и международном уровнях?

– Спасибо. Для нас это действительно значимая дата. Балтийский завод находится в том возрасте и в таком состоянии, когда опыт и история предполагают дальнейшее развитие и обновление. Получается, что, как и 160 лет назад, Балтийский завод выполняет не просто уникальные заказы, а первые в мире. От первой в мире подводной лодки до самого большого в мире атомного ледокола. Сегодня Балтийский завод – единственный судостроительный завод в России, способный строить атомные надводные корабли и суда. Для этого мы обладаем всеми необходимыми компетенциями, лицензиями и производственными мощностями.

– В истории завода были этапы взрывного роста? С чем они были связаны?

Алексей Кадилов

Алексей Кадилов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– История завода неразрывно связана с историей нашего государства. Балтийский завод был создан после поражения в Крымской войне, когда стала понятна необходимость реорганизации военно-морского флота и изменения концепции кораблестроения – прежде всего оснащения парусных судов паровыми машинами.

Начиная с первого отечественного металлического корабля – броненосной канонерской лодки «Опыт», судьба Балтийского завода складывалась так, что он становился первопроходцем в большинстве проектов, которые затем осваивали и другие предприятия. Первая подводная лодка конструктора Ивана Александровского также построена на нашем заводе в 1866 году.

Опять же, когда в 20-х годах прошлого века в Советском Союзе вновь появилась необходимость в коммерческих судах, Балтийский завод первым возобновил их производство. С 1974 по 1992 год на предприятии построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Таким образом, Балтийский завод всегда шел в ногу с потребностями государства. Так и сейчас, когда остро стоит вопрос развития северных территорий, завод вновь строит уникальные суда – самые мощные в мире атомные ледоколы и первый в мире атомный плавучий энергоблок.

– Как развивался завод в новейшей истории России, с 1991 года? Благодаря чему удалось удержать завод «на плаву»?

– Эти годы стали самыми тяжелыми для предприятия, которое оказалось на грани банкротства. В 1992 году Балтийский завод был приватизирован и стал Открытым акционерным обществом. После этого 20 лет предприятие находилось под контролем частного бизнеса: сначала группы «ИСТ», а затем – Объединенной промышленной корпорации. Последний частный собственник довел ОАО «Балтийский завод» до банкротства. Для реализации схемы финансового оздоровления, сохранения компетенций и трудового коллектива в рамках Объединенной судостроительной корпорации было создано ООО «Балтийский завод – Судостроение». Новому юридическому лицу переданы судостроительные и машиностроительные компетенции стратегического предприятия. Завод получил крупные и важные для государства заказы, мы снова набрали персонал, восстанавливая утерянные в 90-х компетенции. К слову сказать, сегодня на заводе трудится более 4400 человек.

– С какими показателями Балтийский завод закончил 2015 год? Есть ли неожиданные результаты?

Строительство "Арктики"

Строительство головного атомного ледокола проекта 22220 на стапеле Балтийского завода
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Наш главный показатель – постоянная работа. В прошлом году мы неплохо продвинулись по строительству головного атомохода – на сегодня готово уже 30% судна. Заложили первый серийный атомный ледокол проекта 22220 и начали его строительство. Нам также удалось немного поправить свое техническое состояние за счет покупки нескольких станков для машиностроительной части, наконец-то на заводе появился новый портальный кран. Конечно, для завода, которому уже 160 лет, – это капля в море. Но в существующих реалиях у нас совершенно нет государственной поддержки, к сожалению, завод все еще за бортом федеральной целевой программы реконструкции промышленных предприятий.

Конечно, есть и недочеты в работе, некоторые отставания из-за несвое­временной поставки оборудования, не хватает, как и любому производственному предприятию, рабочих рук.

– Над какими проектами сейчас работают на заводе?

– Как я уже говорил, строим головной атомный ледокол «Арктика» проекта 22220, которому предстоит стать самым мощным атомоходом в мире. Также начали строительство и первого серийного ледокола этого же проекта, получившего имя «Урал». В нынешнем году планируем заложить и второй серийный атомоход.

На малом стапеле завода у нас возводится универсальный дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт. Еще один головной заказ, который мы реализуем, – это плавучий энергоблок.

Наряду с крупными судостроительными проектами мы работаем и над машиностроительными заказами, например, изготавливаем комплекты валопроводов для Рособоронэкспорта. На сегодня портфель заказов составляет около 150 млрд рублей.

– Ранее обсуждалась возможная специализация Балтийского завода в сегменте строительства наукоемких судов. Как развивается этот сегмент и каковы его перспективы?

– Еще в 1967 году Балтийскому заводу поставили задачу создать новый плавучий командно-измерительный комплекс для обеспечения программы космических полетов. Таким образом, появился корабль «Космонавт Владимир Комаров». Затем, в 1971 году, завод построил еще один плавучий командно-измерительный комплекс «Космонавт Юрий Гагарин». Он стал самым крупным из отечественных научно-исследовательских судов.

ПЭБ "Академик Ломоносов"

Декабрь 2015 года. Монтаж оборудования в машинном зале плавчего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» — головного проекта серии мобильных энергоблоков для первой в мире плавучей АЭС
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В 1988 году Балтийский завод снова стал первопроходцем – мы построили первый в мире атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941. Международная обстановка в те годы складывалась очень непростая, и корабль был необходим для повышения обороноспособности страны. «Урал» – очень сложный на момент создания корабль по насыщению средствами электронного вооружения, системами автоматики и спецустройствами. На корабле была установлена самая совершенная техника, в процессе испытаний которой требовалось решение сложных инженерных задач.

В новейшей истории вплоть до прошлого года вопрос о создании наукоемких судов на Балтийском заводе не поднимался. Но сейчас ЦКБ «Айсберг» ведет разработку многофункционального атомного ледокола офшорного типа мощностью 40 МВт, который можно будет насытить различным по функционалу оборудованием. Он может быть ледоколом-снабженцем, который будет обслуживать буровые платформы, ледоколом для работы с подводными добычными комплексами – в таком случае в нем будут размещены дополнительные шахты, обитаемые или необитаемые подводные погружные аппараты. Он также может быть и ледоколом для стимулирования добычи нефти, и даже сейсморазведочным судном. Конечно, мы рассчитываем на получение заказа на строительство этого ледокола.

– Как вы оцениваете перспективы Балтийского завода в среднесрочной перспективе?

– Сегодня Балтийский завод загружен заказами как минимум до 2020 года. Однако мы серьезно рассчитываем на строительство нового атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт, который проектируют ЦКБ «Айсберг» и Крыловский центр. Его постройка по силам только Балтийскому заводу, конечно, если мы сможем провести реконструкцию.

Сегодня, как и 160 лет назад, Балтийский завод выполняет не просто уникальные заказы, а первые в мире. От первой в мире подводной лодки до самого большого в мире атомного ледокола

– В стране активно реализуется программа импортозамещения…

– Атомные ледоколы, строящиеся на Балтийском заводе, олицетворяют собой не только возрождение гражданского судостроения России, но и наглядно демонстрируют способность отечественного производства по большей части обходиться без импорт­ного оборудования. Так, например, в головном атомоходе «Арктика» доля импортных комплектующих в денежном выражении составляет не более 5%.

– С какими проблемами столкнулся Балтийский завод в связи с прекращением поставок иностранных комплектующих?

– Нам в какой-то мере повезло: атомное судостроение – уникальная отрасль, технологиями в которой обладают именно российские предприятия. Так что каких-то особенных проблем мы не почувствовали. Для дизельного ледокола импортное оборудование мы приобрели до введения санкций.

– Как используются новые информационные технологии в отечественном судостроении? Нет ли здесь отставания от мировых лидеров этой отрасли?

– Мы активно развиваем системы информационных технологий для нужд завода во всех сферах деятельности – от 3D-моделирования как корпуса судна, так и систем оборудования до электронного документооборота и финансового учета. На заводе используется автоматизированная проектировочная система TRIBON М3, которую применяют ведущие судостроительные предприятия Европы. Использование системы со­вместно с проектными бюро позволяет существенно ускорить процесс выпуска плазово-технологической и расчетно-конструкторской документации.

Конечно, существуют некоторые проблемы, связанные с зарубежными санкциями, которые в какой-то степени ограничивают нас в выборе решений, но мы решаем эту проблему, например, использованием отечественного программного обеспечения.

– А как вы решаете кадровые проблемы? Не кажется ли вам, что требуется поддержать молодежь, которая приходит работать в отрасль, предоставить ей определенные преференции со стороны государства?

Линейные корабли

Кронштадт, 1925 год. Линейные корабли «Парижская коммуна» («Севастополь») и «Марат» («Петропавловск») — первые российские дредноуты, построенные на Балтийском заводе в начале XX века
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Балтийский завод, как и любое производственное предприятие сегодня, испытывает кадровый голод. Эту проблему мы пытаемся решать разными способами. Например, развиваем систему дуального образования, предоставляя возможность студентам старших курсов профильных вузов совмещать учебу с работой на заводе. Проводим обучение работников, повышаем квалификацию. Важны и социальные гарантии для комфортной работы. Балтийский завод сегодня предлагает своим работникам довольно неплохой социальный пакет. Это полис ДМС, льготные детские путевки в оздоровительные лагеря, премии за звания «Лучший молодой рабочий», «Лучший молодой специалист», доплата сотрудникам в возрасте до 35 лет в течение первого года работы, материальная поддержка молодых людей, которые вернулись на предприятие после службы в армии. Для молодежи открыты спортивные секции, проводятся различные соревнования.

У нас большая нехватка основных производственных рабочих. К сожалению, университеты и колледжи не готовят мастеров и начальников участков, инженеров по подготовке производства, инженеров по нормированию и т. п. Учреждения среднего профессионального образования готовят лишь 5% рабочих от всей потребности завода, выпуски дефицитных рабочих составляют 15–25 человек.

Самое главное, за последние 10–15 лет утерян опыт передачи знаний молодому поколению, потеряна культура наставничества, культура лидерства, культура обучения в целом. Это то, что в ближайшее время необходимо восстанавливать, так как развитие судостроительной отрасли невозможно без непрерывного процесса повышения квалификации, обновления знаний работающих в ней людей.

– Останется ли Петербург центром отечественного судостроения после того, как на Дальнем Востоке запустят судостроительный кластер?

– Безусловно, так как в Петербурге находятся практически все судостроительные «мозги»: ЦНИИ имени Крылова, ЦТСС, «Прометей», ведущие конструкторские бюро – «Рубин», «Малахит», СПКБ, «Алмаз» и другие. Кроме того, здесь же работают судостроительные заводы и заводы судового машиностроения.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название статьи — «Первые в мире» (журнал «Морской бизнес», № 42, март, 2016 г.)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X