Унификация как благо: о рынке поисково-спасательной техники | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Унификация как благо: о рынке поисково-спасательной техники

Опубликовано Георгий Дмитриев0

Рынок поисково-спасательной техники будет развиваться с помощью новой методической основы, отвечающей концептуальным взглядам на организацию спасания, и на базе новой технической политики.

Водолаз

Илюхин: Многообразие типов поисково-спасательной техники свидетельствует о необходимости выполнения работ по ее унификации и стандартизации…
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Инновационные решения задействованы во многих сегментах морского бизнеса, но, пожалуй, нигде они так жизненно необходимы, как при решении аварийно-спасательных задач. В интервью журналу «Морской бизнес Северо-Запада» председатель некоммерческой организации «Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий» Виктор Илюхин рассказал о том, как продвигается работа по координации деятельности всех заинтересованных профильных ведомств, и поделился мнением о перспективах развития отрасли.

–Как, в общих чертах, вы оцениваете современное состояние и перспективы развития рынка поисково-спасательной техники и технологий?

– Этот рынок имеет устойчивую тенденцию роста по всем направлениям решения задач аварийно-спасательного дела – поиска и спасания людей, оказания помощи аварийным объектам, выполнения водолазных, судоподъемных, подводно-технических и других работ.

Виктор Илюхин

Виктор Илюхин
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Особенностями роста рынка примерно до 2010 года являлось достаточно большое количество импортной поисково-спасательной техники. Например, после гибели АПЛ «Курск» в 2000 году по решению правительства РФ были закуплены образцы ряда необитаемых подводных аппаратов, водолазной техники. Всем известна история попытки поставить импортный глубоководный водолазный комплекс ГВК-450 на спасательное судно ВМФ проекта 21300, которое принято в состав флота только в декабре 2015 года.

Параллельно с процессом поставки импортной продукции по нарастающей шел процесс разработки отечественных образцов поисково-спасательной техники и технологий. В качестве примера можно привести разработку многофункциональных мобильных водолазных барокамер, водолазного снаряжения, спасательных гидрокостюмов и другой техники. Следует отметить, что введение международных санкций и курс на импортозамещение в еще большей степени стимулировали развитие отечественных образцов поисково-спасательной техники и технологий.

Одной из особенностей российских и международных выставок, международных военно-морских салонов является значительное увеличение номенклатуры представляемой поисково-спасательной техники. Многообразие типов поисково-спасательной техники свидетельствует о необходимости выполнения работ по ее унификации и стандартизации и важности более тщательного проведения испытаний перед ее заказом для нужд различных министерств и ведомств.

Проблемы несовершенства государственной системы технического регулирования приводят в конечном счете к уменьшению эффективности спасания, увеличению финансовых и материальных затрат, ухудшению качества спасательной подготовки и, как следствие, к гибели людей и материальным потерям на море и внутренних водных бассейнах.

Таким образом, перспектива развития рынка ПСТТ будет тесно связана с проведением работ по унификации спасательных средств, оборудования и требований к ним, а также документов по организации спасания и спасательной подготовки. Проводить работы необходимо, используя новую методическую основу, отвечающую современным концептуальным взглядам на организацию спасания, и на базе новой технической политики. Суть этого подхода заключается в формировании на базе широкого межведомственного и международного сотрудничества единой системы технического регулирования, которая будет охватывать и комплексно увязывать все направления унифицированной системы спасания: организацию спасания, спасательную подготовку и создание технических средств спасания. При этом организация спасания и спасательная подготовка должны проводиться в соответствии с едиными руководящими документами ограниченной номенклатуры для всех ведомств, а при создании технических средств спасания должны использоваться базовые технологии их разработки и производства.

– Как принималось решение об объединении игроков рынка и с какими проблемами пришлось столкнуться?

– Решение о создании ассоциации, которой в январе этого года исполнилось 7 лет, было обусловлено объективной необходимостью содействия федеральным органам исполнительной власти в проведении единой технической политики в области развития ПСТТ. Ассоциация объединила представителей основных создателей поисково-спасательной техники и технологий – научно-исследовательский институт, завод, морской технический университет, коммерческие предприятия.

Общеизвестно: есть проблемные вопросы функционирования федеральной системы поиска и спасания людей на море. Опыт проведения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ при авариях кораблей, морских и воздушных судов на море выявил несовершенную структуру и организацию федеральной системы поиска и спасания на море, ее несоответствие современным требованиям действующей нормативно-правовой базы, а также несовершенство существующих систем сбора и обработки информации об авариях и принятия решений по их ликвидации.

Эти обстоятельства, а также отсутствие федерального органа исполнительной власти, который руководил бы деятельностью ведомственных морских аварийно-спасательных служб в повседневных условиях, стали основанием для постановления правительства России № 174 от 1 марта 1993 года «О совершенствовании деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб». Согласно этому документу, 40-й НИИ Минобороны России переименован в 40-й Государственный институт аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ и объявлен головной научно-исследовательской организацией в области формирования и развития поисково-спасательного обеспечения, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России. Статус «государственный» был присвоен институту как единственной в РФ научно-исследовательской организации, комплексно изучающей проблемы поисково-спасательного обеспечения морской деятельности. Институт фактически стал единственным реальным инструментом проведения единой технической политики в области ПСО на море России.

В соответствии с распоряжением правительства от 11 ноября 2009 года № 1695-р институт в качестве филиала включен в состав Военного учебного научного центра (ВУНЦ) ВМФ «Военно-морская академия», а затем переименован в НИИ спасания и подвод­ных технологий и в настоящее время является одним из многих структурных подразделений ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». С вхождением в ВУНЦ ВМФ институт потерял свой статус и соответствующие задачи. Поэтому кроме координации предпринимательской деятельности объединившихся юридических лиц в области развития поисково-спасательной техники и технологий одной из задач НО «АРПСТТ» является развитие научно-технического потенциала организаций и предприятий, работающих в области создания и эксплуатации поисково-спасательной техники.

Главный недостаток существующей федеральной системы поиска и спасания на море России заключается в недостаточном уровне комплексного подхода к развитию и функционированию этой системы по причине ведомственной разобщенности и, как следствие, в недостаточной эффективности и низком уровне унификации, стандартизации разрабатываемой поисково-спасательной техники, распылении финансовых средств.

Острота рассматриваемой проблемы в значительной мере усугуб­ляется значительным отставанием технико-технологического состояния федеральной системы поиска и спасания на море от требуемого уровня, высокой степенью возможного ущерба экономике и национальной безопасности России при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций при ведении морской деятельности.

Отдельные мероприятия по развитию системы поиска и спасания на море и водах, в том числе в Арктике, спланированы в рамках девяти федеральных целевых программ по планам, не объединенным единым управлением и нормативным правовым регулированием. Поэтому в настоящее время единая государственная техническая политика в области создания и модернизации сил и средств поиска и спасания на море, технических средств для выполнения других видов аварийно-спасательных работ, в области сертификации используемой поисково-спасательной техники в России, лицензирования организаций, занимающихся выполнением подводных технических работ и их медицинским обеспечением, а также в сфере совершенствования технической нормативной базы осуществляется несистемно.

У членов Ассоциации есть комплекс предложений по совершенствованию федеральной системы поиска и спасания людей на море.

Поиск и спасание на море

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Следует отметить объективную необходимость непрерывного и постоянного решения вопросов на федеральном уровне при проведении единой государственной технической политики в области создания и модернизации сил и средств поиска и спасания на море, технических средств и технологий для выполнения различных видов аварийно-спасательных работ.

При создании и эксплуатации морской техники уже наступил переломный момент, когда многое зависит от инициативы и желания самих предприятий. Поэтому надо заканчивать этап разговоров о трудностях и двигаться вперед, в направлении реального совершенствования поисково-спасательной техники.

– Какие наиболее удачные решения, повлиявшие на рынок, можно занести в актив Ассоциации?

– На формирование и развитие рынка поисково-спасательной техники Ассоциация старается влиять прежде всего созданием единой технической политики при создании ПСТТ. При этом следует учитывать, что к современной поисково-спасательной технике предъявляется много требований, в том числе оптимальный жизненный цикл, многофункциональность, сокращенная номенклатура типов, межвидовая унификация, роботизация.

Одним из инструментов проведения единой политики является техническое регулирование, стандартизация и унификация. Внимание к этой проб­леме в последние годы продиктовано необходимостью рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышения эффективности функционирования сложных систем в условиях мирового кризиса. Результаты анализа средств, применяемых на спасательных судах всех видов, свидетельствуют об отсутствии совместимости стыковочных размеров различных средств оказания помощи на спасательных судах и аварийных морских объектах. Это происходит из-за недостаточного уровня унификации поисково-спасательной техники, создаваемой ведомствами в интересах своих аварийно-спасательных служб, функционирование которых при ликвидации чрезвычайных ситуаций на море осуществляется на основе утвержденного и принятого принципа координации. Следует отметить, что при наличии единой морской спасательной службы и при проведении единой технической политики упомянутых проблем было бы меньше.

Уже принято около 20 технических регламентов (ТР), более 70 проектов ТР находятся на стадии рассмотрения. Однако среди них нет ни одного, прямо или косвенно касающегося поисково-спасательной, глубоководной и водолазной техники. А этот раздел специальной техники несет двойную нагрузку по необходимости обеспечения безопасности. Во-первых, поисково-спасательная техника обеспечивает безопасность деятельности людей на море, а во-вторых, поисково-спасательная, глубоководная и водолазная техника должна обеспечивать максимальную безопасность самих спасателей.

– Каким основным моментам развития рынка поисково-спасательной техники будет уделено особое внимание?

– В ближайшие три года при поддержке Научно-экспертного совета при Морской коллегии и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации мы планируем создать нормативно-правовую базу для функционирования системы проведения единой технической политики в области развития поисково-спасательной техники и технологий. Особое внимание будет уделено унификации и стандартизации ПСТТ, созданию воздушных, надводных и подводных роботехнических поисково-спасательных средств, созданию поисково-спасательной техники для Арктической зоны РФ.

Необходимо прежде всего перейти от роста многообразия типов ПСТТ к росту качества и эффективности унифицированных образцов. Уйти от существующей, к сожалению, в некоторых ведомствах закономерности заказа наиболее дорогостоящей, но не самой эффективной поисково-спасательной техники и технологий.

– Какие наиболее интересные инновационные решения применяются при оказании спасательных услуг?

– Активное промышленное освоение Арктического региона и значительное увеличение задействованных трудовых ресурсов, находящихся в сложных погодных условиях полярной зоны, предъявляют особые требования по совершенствованию стандартов, касающихся и индивидуальных, и коллективных спасательных средств.

Неоднородные и нестабильные условия ледового покрова, сверхнизкие температуры и другие экстремальные природные условия, усложняющие судоходство и влияющие на жизнедеятельность человека, обуславливают необходимость разработки эффективных индивидуальных спасательных средств и средств выживания.

Вероятным направлением инновационного развития в этой сфере можно считать создание комбинированных спасательных средств, функционально совмещающих этапы поиска, обнаружения и подъема пострадавшего и не подвергающих при этом опасности самих спасателей.

По инициативе ряда специализированных организаций и предприятий (НПП «Респиратор», НПП «Морские спасательные средства», «Альфа-Корабел», «ТОСНО-ТЕКС», НТК «ЦУ «Резерв», НО «АРПСТТ») разработан макетный образец системы с повышенной радиолокационной и оптической заметностью человека в спасательном жилете или гидротермокостюме.

Концепция создания таких средств, имеющая правовой охранный документ, – это спасательный жилет с системой обнаружения и определения местоположения человека, терпящего бедствие на воде. На жилете размещена отделяемая и наполняемая гелием оболочка, внутри которой закреплен уголковый отражатель из металлизированной пленки. Шнур-подвеска оболочки связан с подъемным линем спасательного жилета, позволяющим поднять человека на борт судна. Материалу оболочки придаются свойства, позволяющие обнаружить ее в инфракрасных и оптических диапазонах с целью использования систем ближнего обнаружения. Такое решение в полном объеме реализует концепцию комбинированного средства. Система очень проста, излишние функции исключены. Она позволяет обнаружить объект на дистанции 30–40 км, войти в физический контакт со спасательным средством за счет подъемного линя и поднять на борт спасателя. Данный пример свидетельствует об экономической эффективности создания интегрированных структур на региональном и федеральном уровнях по разработке и серийному выпуску поисково-спасательной техники.

В числе перспективных изделий для погружений – три разработки предприятия «Респиратор». Компактный аппарат «ШАП-Р», которому нет аналогов в стране, предназначен для использования в шланговом варианте и для экстренных всплытий. Он способен работать в условиях сильных загрязнений, что позволяет вести спасательные работы, например, при разливах нефти.

Аппарат АВМ-15 предназначен для автономных погружений. Он также подходит для работы в условиях низких температур и сильных загрязнений.

Акваланг «Морж» объединяет в себе преимущества двух предыдущих аппаратов. Притом использующаяся в нем новая технология решает проблему обмерзания легочного аппарата в экстремальных условиях холода, за счет чего акваланг может безотказно работать при температуре воды до -4 °C в течение не менее двух часов.

Согласно морской доктрине

В соответствии с «Морской доктриной Российской Федерации до 2030 года», утвержденной Президентом РФ 26 июля 2015 года, для обеспечения поиска и спасания на море необходимо:

• совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении силы и средства спасания, под единым руководством федерального органа исполнительной власти, ответственного за поисково-спасательное обеспечение морской деятельности в зонах ответственности Российской Федерации;

• унифицировать ведомственные системы подготовки специалистов морских аварийно-спасательных служб и сертификации поисково-спасательной техники и лицензирования различных видов поисково-спасательной деятельности, включая развитие водолазного дела и водолазной медицины на всех региональных направлениях национальной морской политики;

• создать государственную глобальную автоматизированную систему мониторинга и контроля местоположения российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане, обеспечивающую международный обмен данными о местоположении зарубежных судов, находящихся в территориальных водах Российской Федерации;

• обеспечить своевременное восстановление и обновление судового состава аварийно-спасательного и вспомогательного флота;

• создавать и развивать эффективные судовые, авиационные, глубоководные и роботизированные средства поиска и спасания, оснащать ими аварийно-спасательные службы.

Георгий Дмитриев

В печатной версии название статьи — «Унификация как благо» (журнал «Морской бизнес», № 42, март, 2016 г.)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X