Ложная тревога отменяется: о работе пожарной сигнализации на судне - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Ложная тревога отменяется: о работе пожарной сигнализации на судне

Опубликовано Ирина Кравцова0

Экипаж судна при возникновении пожара может рассчитывать только на себя, поэтому главная задача систем пожарной сигнализации – обнаружение возгорания на ранней стадии и своевременное оповещение экипажа и пассажиров судна.

Тушение пожара на судне

Тушение пожара на судне
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Корабли и суда вспомогательного флота России продолжают оборудовать системами пожарной сигнализации (СПС) порогового типа. Одним из главных недостатков этих систем является ложное срабатывание. К примеру, такая СПС может сработать при испытательных стрельбах, строительных и ремонтных работах, связанных с большим количеством пыли, сваркой, а также в отсеках при повышенных температурах (котельных, машинных помещениях), в жарких широтах, при резкой смене температур, электромагнитных воздействиях и т. д. Согласно данным статистики, на один пожар приходится 14 ложных срабатываний. Это раздражает команду, и нередко системы попросту отключают. Другим существенным недостатком СПС порогового типа является длительное время обнаружения места и источника возгорания, отсутствие персонализации при оповещении и контроля за местонахождением экипажа и пассажиров.

Усовершенствованию систем препятствуют российские нормативные документы, поскольку они не предъявляют к системам требования по эффективности. За рубежом уже более 10 лет СПС работают по многофакторному (многокритериальному) принципу обнаружения пожара. Российские специалисты также много лет занимаются этой темой, однако только в последнее время им удалось получить практически значимые результаты.

В частности, специалисты компании «НПО «Пожарная автоматика сервис» и Крыловского государственного научного центра провели серию тестовых огневых испытаний, связанных с работой мультикритериальных извещателей в различных условиях. Эксперименты проводились в рамках ОКР федеральной целевой программы. Их целью было убедиться в эффективности нового подхода к формированию пожарной тревоги. При этом имитировалась реальная обстановка в отдельных корабельных помещениях и возможные источники реального возгорания. Полученные результаты наглядно продемонстрировали преимущество нового подхода.

Испытания извещателей

Лабораторные испытания многофункциональных извещателей
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

СПС порогового типа следует признать технически и морально устаревшими, считает генеральный директор «НПО «Пожарная автоматика сервис» Сергей Пустынников, поскольку они не обеспечивают обнаружения пожара на ранней стадии и характеризуются низкой достоверностью при формировании сигнала пожарной тревоги. Мультикритериальные системы пожарной сигнализации, по его словам, «свободны от указанных недостатков». Поэтому специалисты «НПО «Пожарная автоматика сервис» настаивают на безотлагательном переходе к этим системам и соответствующему мультикритериальному алгоритму их работы.

Суть этого уникального алгоритма состоит в осуществлении непрерывного контроля за несколькими потенциально возможными факторами пожара и формировании пожарной тревоги на основе анализа относительного изменения нескольких факторов во времени. К числу таких факторов относятся: дым, тепло, угарный газ, инфракрасное или ультрафиолетовое излучения.

По мнению Сергея Пустынникова, самый оптимальный вариант СПС – трехфакторный датчик. Поскольку он делается на одной схеме, к которой подключаются три сенсора, его цена увеличивается незначительно по сравнению с монодатчиками. Энергопотребление многофункционального извещателя составляет менее 1 мА.

Сами по себе извещатели, которые предлагает «Пожарная автоматика сервис», не являются ноу-хау, поясняет Сергей Пустынников, но они работают по другому алгоритму. В результате чего СПС не только блокирует ложные вызовы, но и работает в режиме раннего обнаружения пожара.

Компания «НПФ «Меридиан», также совместно с Крыловским научным центром, уже много лет занимается многофакторным подходом. По словам начальника отдела систем безопасности «НПФ «Меридиан» Владимира Морозова, системы пожарной сигнализации, разработанные и изготавливаемые «НПФ «Меридиан», являются не пороговыми, а адресно-аналоговыми системами, работающими на основе анализа текущих значений контролируемых параметров в каждой точке установки пожарных извещателей. Основным препятствием к переходу на новый принцип работы СПС служит ограниченный перечень средств обнаружения пожара и критериев обнаружения пожароопасной ситуации в российских и международных руководящих документах.

Согласно результатам испытаний, выполненных в лаборатории ВМФ США, дымовой и комбинированный извещатели находятся примерно на одном уровне по времени определения начальной стадии пожара, и зависит это от источника возгорания. При этом выявлены значительные преимущества комбинированных датчиков по сравнению с монодатчиками в части защиты от ложных срабатываний, отмечает Владимир Морозов. По его мнению, комбинация газового, фотоэлектрического и температурного элементов предоставляет на сегодняшний день наилучший вариант защиты от помех (ложных срабатываний).

«Я согласен, что начальную стадию пожароопасности нужно оценивать по нескольким критериям. Но не стоит забывать, что для ВМФ и гражданского флота есть руководящие документы, которые определяют перечень пожарных извещателей (датчиков)», – напоминает Владимир Морозов. «Гражданский» руководящий документ – СОЛАС-74 – допускает использование на кораблях лишь температурных детекторов, детекторов пламени, дыма и ручных извещателей. Поэтому, по мнению Владимира Морозова, прежде всего необходимо расширить список типов пожарных извещателей, которые допускается применять на кораблях ВМФ и гражданских судах, в том числе и за счет комбинированных извещателей.

Испытания извещателей

Лабораторные испытания многофункциональных извещателей
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Для применения новых типов монодатчиков, таких как газовые, аэрозольные, электроиндукционные и другие, требуются дополнительные исследования по определению возможности их использования в судовых и корабельных условиях. Причем как в виде монодатчиков, так и в составе системы пожарной сигнализации, работающей на основе использования пространственного многофакторного подхода.

Под «пространственным многофакторным подходом» понимается оценка пожароопасной ситуации по показаниям изменения контролируемых параметров нескольких пожарных извещателей в одном или смежных помещениях. При этом основные критерии оценки пожароопасной ситуации, изложенные для монодатчиков, могут быть оставлены неизменными, а в алгоритм работы системы необходимо внести дополнительные критерии с более низкими порогами срабатывания по сравнению с монодатчиками, дающие возможность оценить наличие пожароопасной ситуации по комбинации показаний нескольких пожарных извещателей, поясняет Владимир Морозов. Такой подход позволит с помощью использования стандартных монодатчиков реализовать оценку пожароопасной ситуации на более ранних стадиях и без увеличения начальной стоимости поставляемого оборудования и обеспечить предотвращение несанкционированных срабатываний системы. «При этом использование пространственного многофакторного подхода не отвергает возможности применения в данных системах комбинированных датчиков, а наоборот – рекомендует их использование для специальных помещений с особыми условиями эксплуатации оборудования», – говорит он.

Также следует продолжить проведение исследований тестовых очагов. А после разработки алгоритма оценки пожароопасности на ранних стадиях на основе многофакторного принципа нужно откорректировать руководящие документы.

«Алгоритм (критерий оценки пожароопасной ситуации) функционирования детекторов различного типа в составе комбинированных датчиков и системы пожарной сигнализации, работающей на основе многокритериального подхода, должен основываться на руководящих документах Российского Морского (Речного) Регистра судоходства, а для ВМФ – на требованиях ВМФ РФ по обеспечению взрывопожаробезопасности кораблей и судов ВМФ», – подчеркнул Владимир Морозов.

По словам начальника отдела надежности, живучести, безопасности ЦКБ МТ «Рубин» Александра Третьякова, на кораблях ВМФ все вышесказанное уже реализовано: сигнал о пожарной тревоге не прозвучит, пока не сработают в одном помещении два датчика разной природы (дым, температура). В СПС используется как датчик температуры порогового типа, так и дифференциальный канал. Бюро-проектант выдает алгоритм срабатывания датчиков, рекомендации по их размещению, количеству, номенклатуре датчиков по каждому помещению – это все содержится в карте заказов. Единственное, что не устраивает военных, – завышенные пороги срабатывания.

Александр Третьяков видит путь развития СПС в несколько ином направлении:

«Будущее не за развитием усложнения СПС, а за разработкой системы мониторинга среды, одним из элементов которой является противопожарная система». Что касается комбинирования, то тут есть свои нюансы, поскольку у датчиков разные принципы установки. «Инфракрасный датчик мы ставим так, чтобы было как можно больше обзора. Дымовой датчик ставится по-другому – в зависимости от воздушных потоков, с учетом трассировки системы вентиляции, решеток забора, решеток вдува воздуха. Датчик температурный – по своим принципам», – поясняет Александр Третьяков. И если тепловые датчики нормально комбинируются с дымовыми, то добавлять к ним новые датчики нецелесообразно, считает он.

Выявлены значительные преимущества комбинированных датчиков по сравнению с монодатчиками в части защиты от ложных срабатываний

Используемые на российских кораб­лях СПС ничуть не хуже предлагаемых импортных. Такой точки зрения придерживается старший научный сотрудник НИИ «Кораблестроения и вооружения ВМФ» ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Владимир Круглеевский. Датчики могут отличаться внешним видом, сервисом, но в плане функциональных характеристик они такие же, а по надежности еще и лучше, утверждает он.

«Что касается предлагаемого датчика, считаю лишним канал, обнаруживающий пламя. Датчики пламени должны быть нацелены на контролируемый объект и достоверно обнаруживать пожар, начиная с этапа возгорания, а также обнаруживать место возгорания с точностью до датчика и характер пожара. С этой точки зрения у нового извещателя большого преимущества не вижу, несмотря на то что это шаг вперед», – говорит Владимир Круглеевский.

Препятствием для перехода России на новый алгоритм работы СПС, по его мнению, служит то, что требуются более масштабные системные испытания на корабле с учетом специфики всех помещений. «Подход к кораблю должен быть иной, чем сложился на сегодня. Он должен быть – как к некоему технологическому процессу. Защита различных помещений может быть очень разной в зависимости не только от источника возгорания, но и от формы распространения очага, возможных последствий. Нужно набирать статистику», – поясняет Владимир Круглеевский.

Тем не менее вопрос о переходе на многофакторные системы поднимался тем же НИИ «Кораблестроения и вооружения ВМФ» ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» еще в 1990-х, а значит, не все так удовлетворительно с СПС, используемыми на отечественных кораблях. По сути, необходимость перехода на многофакторный учет пожарных сигналов ни у кого не вызывает сомнения. Поэтому начальник отдела КЦ «Крыловский центр» Лев РОЗУМ предложил объединить усилия. «Проблема достоверности очень важная. Раз мы уже столько сделали в этом направлении, получили положительные результаты, почему нам не пустить на совместное решение один из районов какого-нибудь корабля, не запустить в эксплуатацию систему? Тем более что это не другая система, а другой алгоритм», – говорит он. Лев Розум считает, что не должно быть такого разнообразия очагов. «Очаг возгорания – не вся горючая нагрузка, там должен быть и источник возгорания. Это их очень сильно связывает. Если мы разберемся с механизмом возникновения пожаров, тогда сможем сказать – да, достаточно проконтролировать на температуру, дым и т. д.», – резюмирует Лев Розум.

Ирина Кравцова

В печатной версии названии статьи – “Ложная тревога отменяется” (журнал “Морской бизнес”, № 42, март, 2016 г.)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+