Перейти к универсальности: о формировании «сухих портов» | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Перейти к универсальности: о формировании «сухих портов»

Опубликовано mbszru0

Развитие сети «сухих портов» позволит участникам транспортно-логистического рынка расширить перечень предоставляемых услуг и обеспечить более высокую доходность своего бизнеса.

Терминал РУСКОН

Контейнерный терминал МАНП (Москва)
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В России вновь актуализирован вопрос о более четком выстраивании инфраструктуры транспортного рынка, в том числе через формирование качественной сети «сухих портов». О необходимости этого говорят уже много лет, при том что в стране термин «сухой порт» нормативно не закреплен. Как правило, под ним понимают терминал, который формирует контейнерные отправки и принимает к обработке грузы.

Каким образом «сухие порты» помогут стивидорным и транспортным компаниям увеличить грузопере­валку и что необходимо сделать для создания соответствующей инфраструктуры? Эти вопросы журнал «Морской бизнес Северо-Запада» задал игрокам рынка.

Дорогостоящее мероприятие

Михаил Ерофеев

Михаил Ерофеев, генеральный директор мультимодального комплекса «Усть-Луга»
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Для начала давайте определим, что мы понимаем под термином «сухой порт». Как такового юридического понятия «сухой порт» не существует, есть юридическое понятие «склад временного хранения», которое указано в таможенном законодательстве. Но в течение нескольких лет термин «сухой порт» существует в профессиональной среде логистов и в основном применяется для обозначения склада хранения контейнеров под таможенным контролем, расположенного вне пределов территории морского порта.

Такой «сухой порт» очень удобен всем игрокам транспортной отрасли. Во-первых, он позволяет не загружать морской терминал, во-вторых, хранение контейнеров (как и иных грузов) в «сухом порту» значительно дешевле. В-третьих, существенна экономия на таможенных платежах (уплачиваются непосредственно перед вывозом груза из «сухого порта», где груз может храниться долгое время). В-четвертых, улучшается логистика грузов (возможность формирования товарных партий). И еще много других преимуществ.

Необходимо отметить, что существенный выигрыш от создания «сухого порта» получается при создании его вблизи действующего морского или речного порта. Кроме того, в морском порту должен быть большой контейнерный терминал, который будет служить источником перевалки части контейнеров в «сухой порт». Но создание «сухого порта» – дорогостоящее мероприятие, ведь, помимо строительства площади и оснащения ее необходимой техникой и оборудованием, приходится нести затраты и на создание таможенного поста. А в условиях кризиса и при огромных банковских процентных ставках процесс строительства «сухих портов» будет существенно ограничен.

В последнее время все говорят о значении для экономики нашего государства развития инфраструктуры. К важным элементам транспортной инфраструктуры можно отнести и «сухие порты». А поскольку в нашей стране существует абсолютно понятное количество морских и речных портов, рядом с которыми можно построить «сухие порты», то просто необходимо при государственной поддержке и на условиях ГЧП начать создание таких проектов, которые существенно улучшают транзитный потенциал нашей страны.

Степени свободы

Михаил Китиков

Михаил Китиков, генеральный директор стивидорной компании «МГС Терминал»
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Северо-Западу России, и прежде всего Санкт-Петербургу, географически предначертано стать своеобразным полигоном для внедрения технологии «сухой порт». Развитие системы «сухих портов» есть не что иное, как продолжение и развитие логистической цепочки в виде распределительных и логистических центров, в том числе с учетом уже действующих терминалов. Это обеспечит качественное взаимодействие всех участников морских грузоперевозок и позволит создать перевалочные узлы на стыке морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, принимать для хранения ввозимые в Россию товары. В идеале система значительно сократит загруженность Большого порта Санкт-Петербург, увеличит грузопоток и в целом повысит пропускную способность северо-западных портов.

Для такого взаимодействия необходимо оперативно решить ряд проблем, в том числе с участием государства. Создание «сухого порта» – это прежде всего наличие степеней свободы для всех участников процесса в части приема, размещения и распределения грузов. На вновь создаваемых свободных территориях системы «сухой порт» требуется построить и организовать всю инфраструктуру. Да, инвестор может построить склады, распределительные центры, но их необходимо обеспечить, к примеру, достаточными для этого квотами электроэнергии, возможностью создавать подъездные пути, развязки. Другими словами – развивать промышленные зоны, вынесенные за черту города и расположенные рядом с транспортными узлами и в непосредственной близости от порта. Именно в таких чувствительных для бизнеса вопросах необходимы участие и поддержка государства.

Безусловно, в развитии подобной системы заинтересованы и компании, которые уже давно работают в Санкт-Петербурге и занимаются предоставлением стивидорных услуг. ООО «МГС-Терминал» ведет свою историю с 1993 года, и все эти годы мы специализируемся на обработке партий грузов, требующих особых условий транспортировки и перегрузки, – свежие фрукты и овощи, замороженные мясные и рыбные продукты. Отработанная технология перегрузки грузов по так называемому прямому варианту, с борта судна сразу на транспорт получателя, позволяет оптимизировать расходы и время доставки грузов. При необходимости груз может быть помещен на хранение в рефрижераторный склад. Для более успешной работы необходимо расширять тыловые и складские мощности. Мы готовы реализовать задачи по исполнению грузоперевалочных операций, которые перед нами будут поставлены. А стратегия развития терминала во многом зависит от ситуации, которая будет складываться в сегменте морских перевозок.

Очевидно, что нестабильная экономическая ситуация повлияла на объемы грузоперевозок, поэтому стивидорные и логистические компании столкнулись с необходимостью пересмотра своих стратегических решений. Прежде всего, это связано с возможностью расширения спектра и гибкости предоставляемых услуг. Конечно, переход от узкой специализации к универсальности потребует инвестиций, обновления парка техники и в целом более четкого выстраивания технологических процессов.

Считаю, что именно такие шаги со стороны государства и бизнеса обеспечат развитие портов Северо-Западного региона.

Важна IT-составляющая

Даниил Першин

Даниил Першин, руководитель отдела маркетинга компании «СОЛВО»
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Если отбросить совсем уж глобальные вопросы, связанные с созданием условий для развития конкурентоспособного производства, стимуляции активной торговли с соседними странами и снижения импортных пошлин и барьеров, то в кратко- и среднесрочной перспективе для развития системы «сухих портов» необходимо предпринять несколько мер. Прежде всего, высокими темпами развивать транспортную инфраструктуру. Не секрет, что качество и количество автодорог и железнодорожных веток по-прежнему остается сдерживающим фактором для развития интермодальной логистики. В частности, пропускная способность перегонов между станциями и станционное развитие в целом требуют кардинальных улучшений, состояние дорожного полотна и ситуация с дорожными ремонтами по-прежнему остается очень грустной.

Также требуется развивать IT- и инженерную инфраструктуру логистических объектов для развертывания сетей передачи данных, систем виртуализации, СКУД, систем распознавания и внедрения решений для управления перегрузочными работами, внедрение электронного документооборота и создание единого информационного пространства для взаимодействия экспедиторов, логистических операторов, включая стивидоров, агентов линий, таможенных органов.

Нестабильная экономическая ситуация, которая уже привела к снижению грузооборота внутри России, влияет на темпы развития «сухих портов».

Мы это видим по нашим заказчикам, которые развивают это направление. Здесь есть два существенных фактора, на мой взгляд: первый – структура инвестиций в строительство новых «сухих портов» меняется (иностранные инвесторы уходят, их сменяют новые российские); второй – операторы вынуждены серьезно переориентироваться на экспорт, а следовательно, диверсифицировать свой бизнес и создать универсальные терминалы: ввести мощности для обработки различных видов грузов (не только контейнерных), растарки/затарки/перетарки контейнеров, создание складов СВХ на территории терминала и других.

Терминал MANP

Контейнерный терминал РУСКОН (Новороссийск)
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Одним из важнейших условий для эффективной работы «сухих портов» будет упрощение таможенного законодательства, что поможет создать большее количество припортовых «сухих портов» с процедурой внутреннего таможенного транзита. Также очень важно добиться государственной поддержки развития автомобильных и железных дорог до «сухих портов».

Многое зависит и от выбора местоположения для создания такого объекта. «Сухой порт» не должен быть оторванным от морского порта, с одной стороны, и товарных складов – с другой. Он должен находиться на пересечении основных логистических маршрутов. Также важно, чтобы «сухой порт» был достаточно универсальным, то есть мог оказывать вест спектр услуг по обработке самых разных видов грузов. Наконец, очень важна здесь IT-составляющая. Лидеры и претенденты на лидерство на данном рынке в России продумывают IT-инфраструктуру еще на этапе проектирования будущего объекта, что обеспечивает высокую эффективность и скорость работы сразу при запуске и позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия рынка, флуктуации в структуре и объеме грузооборота, постоянно меняющиеся требования таможни и запросы грузовладельцев.

В печатной версии название статьи — «Перейти к универсальности: о формировании «сухих портов»» (журнал «Морской бизнес», № 42, март, 2016 г.)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X