На качелях: о перспективах грузовых портов | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


На качелях: о перспективах грузовых портов

Опубликовано mbszru0

Итоги прошедшего года для портов Северо-Запада России оказались противоречивыми. В 2016 году отечественным грузовым гаваням предстоит реализовать правильную стратегию выживания в конкурентной среде.

Грузовой порт

В грузовом порту
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Согласно данным Ассоциации морских портов России, по итогам 2015 года в портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов увеличился до 230,7 млн т (+3,2%), из них объем сухогрузов составил 87,8 млн т (-2,2%), наливных – 142,9 млн т (+6,9%). Увеличился объем перевалки грузов в портах Усть-Луга – до  87,9 млн т  (+16,1%)  и Приморск – до 59,6 млн т (+11,1%). В то же время снизили грузооборот Большой порт Санкт-Петербург – до 51,1 млн т (-15,8%) и Калининград – до 12,7 млн т (-8,6%). Грузооборот порта Высоцк остался практически на уровне прошлого года и составил 17,5 млн  т (+0,3%).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 35,4 млн т грузов, что на 1,0% больше грузооборота 2014 года. Объем перевалки сухогрузов уменьшился до 24,9 млн т (-1,2%), а наливных грузов увеличился до 10,5 млн т (+6,8%). Грузооборот порта Мурманск увеличился до 22,0 млн т (+1,1%). В то же время объем перевалки грузов порта Архангельск уменьшился до 3,8 млн т   (-10,0%).

Статистика портов Северо-Запада в целом не слишком отличается от общероссийской. Однако грузооборот морских портов России за январь – декабрь 2015 года вырос не на 3,2%, как в портах Балтийского бассейна,  а на 5,7% по сравнению с 2014 годом и составил 676,7 млн   т.

В портах Балтийского бассейна  в январе 2016 года объем перевалки грузов уменьшился до 18,4 млн т (-3,9%). Снизили грузооборот Большой порт Санкт-Петербург – до 3,7 млн т (-9,6%), Приморск – до 5,1 млн т (-6,2%), Высоцк – до 1,2 млн т (-10,5%) и Калининград – до 1,0 млн т (-12,0%). Увеличился объем перевалки грузов в порту Усть-Луга – до 7,3 млн т (+3,9%). Если говорить о  портах  Балтики, то больше всего они пострадали от падения оборота контейнерных грузов. Этому есть объективные причины – режим санкций и волатильность на валютном рынке привели к подорожанию импортных товаров и, как следствие, снижению спроса на них в России. Учитывая, что грузовые гавани Балтийского моря традиционно являются «воротами» в страну, на них эти тенденции отразились сильнее всего. Отметим, что примерно на ту же величину падал контейнерооборот портов в кризис 2009 года. По данным исследовательского агентства Infranews, оборот контейнеров в российских портах Балтийского бассейна в 2015 году сократился на 29,3% и составил 1,98 млн TEU. Контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург за отчетный период составил 1,72 млн TEU (-27,8%), порта Усть-Луга – 89 800 TEU (-15,9%), порта Калининград – 179 400 TEU (-44,8%). Больше всего в портах Балтики упал импорт продовольствия, значительная часть из которого – это мясо, объясняет генеральный директор Infranews Алексей Безбородов. По его словам, импорт составляет не более 20% от грузооборота порта Санкт-Петербург, в других портах Балтики его доля меньше. При нынешней конъюнктуре рынка строить какие-либо стратегии сложно – «все выживают, как могут». «В нынешнем году экспорт будет в порядке, а объемы импорта должны стабилизироваться «внизу», – сделал прогноз Алексей  Безбородов.

Перевалка грузов в портах Северо-Запада

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Временное явление

Как крупнейшие порты Северо-Запа- да собираются выживать и развиваться в новых условиях, особенно если учитывать, что кардинальные изменения в макроэкономике вряд ли случатся? Компания «Морской порт Санкт-Петербург» – крупнейший оператор, оказывающий услуги по перевалке всех видов сухих грузов в Большом порту Санкт-Петербург, будет сконцентрирована на мероприятиях по усилению конкурентоспособности. «Мы планируем реализовать проекты по совершенствованию производственных процессов, внедрению мотивационной системы оплаты труда и обновлению техники. Это позволит сохранить клиентов со стабильным грузопотоком и привлечь новые грузы. Достичь положительной динамики мы рассчитываем в основном за счет дополнительного объема генеральных грузов и новых грузопотоков. В 2016 году предполагаем увеличить перевалку черных металлов за счет роста поставок металлопродукции основными клиентами по традиционным направлениям. Кроме того, должны вырасти объемы обработки контейнеров и агропромышленных грузов в связи  с реализацией программы по диверсификации грузовой базы. Кроме того, МП СПб по-прежнему остается ключе- вой площадкой на Северо-Западе по перевалке самых сложных – проектных грузов и оборудования», – сообщили в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».

В компании Global Ports, широко представленной на рынке контейнерных перевозок на Северо-Западе России, считают, что падение контейнерных перевозок – временное явление. Отметим, что компании принадлежат Первый контейнерный терминал, терминал «Петролеспорт», Усть-Лужский контейнерный терминал и «Моби Дик». «Контейнерный рынок находится под давлением макроэкономических факторов. В частности, девальвация рубля и снижение потребительского спроса стали причинами сокращения объемов контейнеризированного импорта. Но текущий курс национальной валюты в то же время повышает конкурентоспособность российских товаров на зарубежных рынках. Поэтому, несмотря на общую ситуацию в экономике, происходит рост экспорта в контейнерах», – говорит руководитель коммерческого департамента Global Ports в Северо-Западном регионе Василий Шульцев. По его словам, рынок обладает потенциалом дальнейшей контейнеризации грузопотоков. В России массовая контейнеризация грузов началась на несколько десятилетий позже, и ее уровень по-прежнему отстает от показателей других стран. По многим группам товаров Россия существенно «недоконтейнеризирована» – как в экспорте, так и в импорте. Контейнеризация экспорта имеет огромный потенциал, и ослабление курса рубля может способствовать ее росту. Поэтому отечественному рынку есть куда развиваться, учитывая, что именно контейнер обеспечивает высокую сохранность, удобство и эффективность транспортировки.

Помимо того что порты Северо-Запада переживают непростые времена, связанные со сложной макроэкономической конъюнктурой, внутри этого рынка происходят перемены, связанные с ростом не так давно появившихся игроков. Не стоит забывать о том, что в 2015 году порт Усть-Луга стал лидером по объемам перевалки грузов среди портов восточного побережья Балтийского моря. В его составе, например, есть многопрофильный перегрузочный комплекс (МПК) «Юг-2», который предназначен для перевалки широкой номенклатуры грузов: новых импортных автомобилей, крупногабаритной накатной техники, контейнеров, проектных и генеральных грузов. «Порты Балтийского бассейна по объему переваливаемых грузов лидируют в России. А порт Усть-Луга – безусловный лидер на Балтике, причем не только российской, – заявляют в МПК «Юг-2». – Помешать процессу дальнейшего роста может сокращение бюджетного финансирования развития инфраструктуры. Если перестанут выделять деньги из бюджета на развитие железной дороги и дноуглубительные работы – порты перестанут развиваться. Ну а поможет, безусловно, грамотная тарифная политика железнодорожных перевозок и доступность кредитных средств на строительство высокопроизводительных, высокотехнологичных перегрузочных комплексов», – считают представители МПК «Юг-2».

Еще один перспективный игрок – ММПК «Бронка», который строится на южном побережье  Финского  залива, в районе примыкания дамбы с кольцевой автодорогой к территории города Ломоносова. 31 января этого года компания CMA CGM (один из крупнейших мировых операторов контейнерных перевозок) начала регулярные судозаходы в ММПК «Бронка». В порту ошвартовался контейнеровоз Voronezh, который работает на маршруте Роттердам – Гам- бург – Санкт-Петербург – Роттердам. Этот маршрут обслуживают грузовые суда вместимостью 1730 TEU. В конце 2015 года копания CMA CGM подписала с компанией «Феникс» (инвестором порта Бронка) долгосрочный контракт на перевалку и хранение контейнерных грузов. Теперь судозаходы линии CMA CGM будут осуществляться еженедельно на регулярной основе. «Так как наш порт только начал операционную деятельность, наша стратегия – наращивание объемов грузооборота в части контейнерных, накатных и негабаритных грузов», – рассказывает исполнительный директор компании «Феникс» Алексей Шуклецов.

Для компании «Порт Высоцкий» прошедший год стал годом производственных рекордов. Грузооборот угольного терминала увеличился на 7,7%, превысив запланированный объем, и достиг рекордных 5,7 млн т. В декабре прошлого года месячная отгрузка угля превысила 639 000 т, став наилучшим показателем за всю историю предприятия. Также впервые за месяц было выгружено 7794 вагона с углем, а среднесуточная выгрузка составила 251 вагон.

Перевалка грузов в портах России

(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Отстоять позиции

С какими показателями порты Северо-Запада закончат нынешний год? Уже понятно, что чуда в экономике не случится и повезет тем, кто сумеет отстоять занятые позиции. В условиях падения спроса со стороны населения и сокращения инвестиций в реальное производство будет сокращаться перевалка наиболее высокодоходных грузов, к которым можно причислить накатную технику и контейнеры. «Объемы перевалки  неразрывно  связаны с уровнем развития экономики, с деловой активностью грузовладельцев и потребителей. На сырьевом рынке мы  видим,  скорее,  негативные тенденции, падение спроса, сокращение числа торговых операций – это непосредственно отражается на объемах перевалки. Следовательно,  говорить о перспективах роста объема перевалки грузов в портах Северо-Запада можно только в случае, если экономика начнет активизироваться, а в краткосрочной перспективе это маловероятно», – считает заместитель генерального директора ПАО «Совфрахт» по морским перевозкам Карен Степаньян. По  словам  Карена Степаньяна, риски для российского рынка морских перевозок заключаются в первую очередь в падении объемов грузовой базы. Кроме того, нужно учитывать, что подавляющее число судов на нашем рынке – иностранного производства. Запчасти для них нужно приобретать за границей. Для компаний, получающих доходы в рублях, это источник высоких издержек. Помимо этого, многие судовладельцы обременены валютными кредитами, взятыми на новые пароходы еще по курсу в районе 30 рублей за доллар. При нынешнем курсе выплаты по этим кредитам становятся неподъемными. «Думаю, в ближайшее время это может привести к ряду крупных банкротств», – предполагает он.

Некоторые плюсы в сегодняшней ситуации видят в Global Ports. «Основным фактором, который оказывает негативное воздействие на рынок, является снижение потребления, вы- званное девальвацией рубля. Однако рост экспортного грузопотока дает возможность терминалам расширять сотрудничество в работе с российскими производителями и перевозчиками. В этих условиях результат будет зависеть от способности предоставить уровень сервиса, полностью отвечающий требованиям разных категорий клиентов, в том числе за счет дополнительных услуг, таких как затарка/растарка контейнеров на территории терминала, обработка негабаритов, выпуск сборных грузов и т. д.», – говорит Василий Шульцев. При этом, подчеркнули в Global Ports, активы группы на Северо-Западе получили достаточный объем капиталовложений в предыдущие годы. Они располагают развитой инфраструктурой и оснащены современным оборудованием, благодаря чему в ближайшей перспективе инвестиции будут направлены главным образом на повышение уровня сервиса, совершенствование качества услуг для клиентов и не превысят $25–35 млн в год. В ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» констатируют, что на российские порты Северо-Западного региона переориентировались некоторые традиционные для прибалтийских стран грузы. Наблюдается уверенная тенденция роста транзитных грузов стран СНГ, например казахстанских. «В целом же грузооборот будет зависеть от совокупности многих факторов, включая ситуацию на мировых товарных рынках, состояние макроэкономики в целом, курсовую разницу валют, стоимость логистической цепочки и многое другое», – предполагают аналитики компании.

Слова о миграции грузов из Прибалтики в Россию подтверждаются и данными статистики. Грузооборот портов стран Прибалтики в 2015 году составил 145,46 млн т, что на 4,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Удобрения, нефтепродукты, уголь все больше стремятся отправиться   в путешествие к иностранным берегам из портов, расположенных в Ленинградской области, благо что развитие железнодорожной инфраструктуры продолжается. Учитывая все эти факторы, повод для осторожного оптимизма все же имеется. «Объемы перевалки грузов, скорее всего, покажут небольшой рост. А помешать или помочь в этом могут мировые экономические и внешнеполитические факторы, колебания курса валют. Частично риски для российского рынка совпадают с общемировыми – падение потребления, экономическая и политическая нестабильность», – говорит Карен Степаньян.

Компания «Порт Высоцкий» планирует перевалить порядка 6,2 млн т российского  энергетического угля. «В связи с увеличением пропускной способности железнодорожной станции Высоцк, в рамках программы реконструкции внутрипортовой железнодорожной инфраструктуры, будут построены дополнительный путь под выгрузку угля и два пути для отстоя вагонов. Также за счет оптимизации использования собственной территории будут проведены работы по организации дополнительных складских площадок», – объясняют в  компании «Порт Высоцкий». Также компания планирует строительство в Высоцке современного специализированного терминала по перевалке угля мощностью от 8000 до 12 000   т.

В целом можно сделать вывод о том, что текущий год окажется трудным для портов и стивидоров. Конкуренция за сократившийся рынок контейнерных перевозок между грузовыми гаванями Северо-Запада может обостриться. Между тем компании, которые смогут использовать преимущества в виде дешевого рубля, имеют шансы еще больше потеснить прибалтийских соседей и показать хорошие результаты. Также на руку стивидорам будет играть ослабление национальной валюты, которое повысило конкурентоспособность отечественных товаров на международных рынках.

Комментарий специалиста

Павел Олейник

Павел Олейник, управляющий директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– В 2015 году грузооборот ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб) составил 7,9 млн тонн, что соответствует прогнозным показателям. Объем генеральных грузов в компании вырос на 4,5% – до 6,4 млн     тонн, в основном за счет роста по всей номенклатуре обрабатываемых металлов. В частности, благодаря наращиванию экспорта перевалка черных металлов в МП СПб выросла на 12% и достигла 2,5 млн тонн. В связи с увеличением экспортных отгрузок алюминия объем обработки цветных металлов вырос на 15,6% – до 1,4 млн тонн.

Также в МП СПб увеличилась перевалка рефрижераторных грузов – мяса и рыбы глубокой заморозки. За отчетный период их объем вырос в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67 600 тонн. Перевалка древесных пеллетов выросла на 31%, до 161 100 тонн, минеральных удобрений в биг-бэгах – на 69%, до 337 000 тонн, что обусловлено предоставлением портом необходимых условий для накопления партий этого груза в упаковке в соответствии с потребностями клиентов.

Обработка накатных грузов уменьшилась на 29%, до 404 200 тонн в связи с сокращением импорта в основном мелкопартионных грузов, поступающих на паромных линиях. При этом количество перегруженной автотехники за год в МП СПб увеличилось на 10%, до 32 300 единиц. Объем перевалки насыпных и навалочных грузов уменьшился на 26%, до 1,5 млн тонн, в основном за счет сокращения обработки минеральных удобрений. Их перегрузка навалом снизилась на 56%, до 0,5 млн тонн, из-за распределения части грузопотока в пользу специализированных терминалов России и стран Балтии. Обработка глинозема на причалах МП СПб увеличилась на 8%, до 0,8 млн тонн. Кроме того, в IV квартале 2015 года компания приступила к обработке сахара-сырца, перегрузив 54 400 тонн.

Экспортный грузопоток МП СПб в 2015 году составил 6,6 млн тонн, импортный – 1,3 млн тонн. Доля экспорта в структуре грузооборота компании – 83%, импорта – 17%.

В 2016 году «Морской порт Санкт-Петербург» проведет ряд мероприятий по усилению конкурентоспособности. К слову, в прошлом году объем капитальных затрат компании составил около 270 млн рублей, что соответствует уровню предшествующего периода. Мы планируем реализовать проекты по модернизации производственной инфраструктуры и обновлению парка техники, что позволит нам привлечь дополнительные грузопотоки как традиционных для компании грузов, так и новых. Кроме того, предприятие продолжит курс на повышение производительности.

У нас существует комплексная программа по развитию портовых территорий, которая включает в себя переоборудование и обновление покрытия причалов на Втором районе порта, совершенствование энергетического комплекса предприятия, модернизацию складских площадок Первого и Второго районов, в том числе возведение крытого склада для обработки топливных гранул.

Основной упор делаем на увеличение объема генеральных грузов и привлечение новых грузопотоков. В 2016 году планируется продолжить реализацию программы по диверсификации грузовой базы, в результате чего должны вырасти объемы обработки контейнеров и агропромышленных грузов. Также благодаря модернизации производственных мощностей мы планируем увеличить перевалку черных металлов. Кроме того, МП СПб по-прежнему остается ключевой площадкой на Северо-Западе по перевалке самых сложных, проектных грузов и оборудования. Здесь мы имеем многолетний профессиональный опыт и предлагаем клиентам интересные индивидуальные решения.

Алексей Семенов

В печатной версии название статьи — «На качелях» (журнал «Морской бизнес», № 42, март, 2016 г.)

 

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X