Принципиально новый уровень безопасности нефтегазодобычи | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Принципиально новый уровень безопасности нефтегазодобычи

Опубликовано mbszru0

Чем должна заниматься комплексная поисково-спасательная система в нефтегазодобывающих районах России 

Добыча нефти и газа

Главный практический недостаток существующей системы заключается в отсутствии комплексного подхода к ее функционированию и развитию
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

По возможностям развития новых крупных нефтегазодобывающих районов в России первое место занимают арктические моря. В связи с чем особенно актуальны вопросы безопасности этого вида морской деятельности – в частности, создание комплексной поисково-спасательной системы.

В прибрежной и шельфовой зоне Российской Федерации формируется относительно новый, масштабный вид хозяйственной деятельности – морская добыча нефти и газа. Разработка неф­тегазовых месторождений в данном регионе характеризуется, прежде всего, необходимостью вложения очень больших финансовых средств и пре­одоления сложных природных условий на основе имеющихся в России и за рубежом достижений науки, техники и технологии.

Однако Арктика, как важнейший стратегический регион, является зоной интересов не только арктических государств – России, США, Канады, Дании, Норвегии, – но и всего Европейского союза и других стран с развитой экономикой, таких как Китай и Япония. Их привлекают, прежде всего, перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок. Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании эталонного маршрута Роттердам – Йокогама расстояние по южному пути – через Суэцкий канал – составляет 11 200 морских миль, а при использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль. Кроме того, прогнозируемые последствия глобального потепления климата и активизация пиратских нападений на суда, следующие южными маршрутами, повышают интерес судовладельцев к арктическим трассам.

В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Основными задачами, решаемыми системой поиска и спасания при проведении аварийно-спасательных работ на море в Арктической зоне России, вытекающими из международных конвенций и кодексов в области обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания на море, обеспечения экологической безопасности и ликвидации разливов нефти на море и закрепленными положениями федеральных нормативных правовых актов, являются:

поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море, в закрепленных поисково-спасательных районах вне зависимости от их статуса, ведомственной и национальной принадлежности;

готовность сил и средств к поиску и оказанию помощи аварийным судам и объектам на морских акваториях и в морских портах;

готовность сил и средств к ликвидации разливов нефти на море с судов и объектов в зоне ответственности национальной системы России, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.

При реализации стратегических планов развития морской деятельности, в том числе в Арктике, приходится учитывать существующие риски, связанные с вероятностью крупных аварий и катастроф на морских объектах и транспортных системах, а также возможность ущерба, возникающего при этом. Катастрофы на море всегда имеют очень широкий общественный резонанс, отрицательно сказываются на престиже страны. При этом аварии, несмотря на использование все более совершенных техническо-технологических решений, продолжают возникать и приводят к гибели людей, экологическому и экономическому ущербу.

Исходя из этого, а также в силу особого характера среды, необходимым условием реализации задач долгосрочного социально-экономического развития в Арктике в области морской деятельности является обеспечение безопасности морского и водного транспорта, объектов обустройства морских нефтегазовых месторождений, других объектов ведения морской деятельности.

Обеспечение безопасности, которое в общем случае рассматривается как мера защищенности персонала опас­ного объекта, населения региона и окружающей среды от последствий аварий, становится одним из основных требований к функционированию морских объектов. В реализации этого требования важное значение имеет четкая организация планирования и проведения мероприятий аварийно-спасательного обеспечения (АСО) и как одного из элементов системы безопасности морских объектов, и как одного из факторов, демпфирующих существующие угрозы.

Главный практический недостаток существующей системы заключается в отсутствии комплексного подхода к ее функционированию и развитию по причине ведомственной разобщенности (каждое ведомство решает на море свою задачу) и, как следствие, в низком уровне унификации, стандартизации и недостаточной эффективности разрабатываемой поисково-спасательной техники, распылении финансовых средств.

Схема планируемой дислокации создаваемых МСКЦ, МСПЦ в арктической зоне

Схема планируемой дислокации создаваемых МСКЦ, МСПЦ в арктической зоне
(Чтобы увеличить, кликните на изображение)

Факторы, усложняющие задачу АСО на арктических морях, – сложные природно-климатические условия; большие расстояния от объектов добычи до береговой черты; неразвитость региональной системы реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В целом острота рассматриваемой проблемы в значительной мере усугубляется существенным отставанием технико-технологического состояния от требуемого уровня, высоким уровнем ущерба, наносимого экономике и национальной безопасности России при возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций в условиях морской деятельности. Здесь нужен принципиально новый подход, который позволил бы при минимизации затрат построить и оснастить систему поиска и спасания на море таким образом, чтобы она смогла с достаточным уровнем оперативно-тактической и технико-экономической эффективности решать задачи спасания на море.

По оценке экспертов, одной из основных тенденций, отражающейся в политиках различных морских стран, стал переход от секторального (отраслевого) или сугубо регионального к комплексному (интегрированному) развитию морской деятельности. Большинство государств все больше внимания уделяют изучению и моделированию так называемых предаварийных ситуаций, совершенствованию технологий комплексного расчета рисков, учету неопределенности исходных данных.

Принципиальная особенность подходов к обеспечению безопасности заключается в создании систем, использующих технологии сквозной оценки и управления рисками, обеспечивающих их снижение до настолько малого уровня, насколько это может быть обеспечено разумными практическими мерами. Именно в рамках комплексного подхода, опирающегося на стратегическое прогнозирование и долгосрочное планирование морской деятельности, активно развиваются функциональные направления морской политики, в которых усилия государства сосредотачиваются на решении приоритетных, ключевых проблем.

СТРУКТУРА НЕСОВЕРШЕННА. Опыт проведения поисковых, аварийно-спасательных, подводно-технических, водолазных и глубоководных работ при авариях кораблей, морских и воздушных судов на море выявил несовершенную структуру, организацию и недостаточную оперативность федеральной системы поиска и спасания на море в России. Также установлены:

несоответствие современным условиям действующей нормативно-правовой базы по вопросам поиска и спасания на море современным требованиям;

недостаточная обеспеченность современными средствами поиска и спасания на море ведомственных аварийно-спасательных служб;

несовершенство существующих систем сбора и обработки информации об авариях и принятия решений по их ликвидации, отсутствие единых баз данных о наличии и состоянии сил и средств РФ, способных выполнять различные работы;

необходимость совершенствования подготовки экипажей кораблей и судов по использованию индивидуальных и коллективных средств спасания, отсутствие достаточного количества современных учебно-тренировочных средств и центров подготовки к использованию средств спасания в большинстве ведомств.

Таким образом, учитывая навигационно-гидрографические особенности, большую площадь территории, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий, высокую ресурсоемкость хозяйственной деятельности, создание и функционирование системы поиска и спасания в арктических морях должно быть в максимальной степени основано на комплексном решении задач аварийно-спасательного обеспечения морской деятельности в этом регионе России.

Важное значение в организации управления силами в ходе проведения аварийно-спасательных работ имеет применение современных информационных технологий, обеспечивающих прием и обработку данных об аварийном объекте от различных источников информации, планирование поисковых и аварийно-спасательных работ, принятие эффективных управленческих решений и осуществление оперативного контроля их выполнения.

Исходя из многовариантности возможных чрезвычайных ситуаций в Арктике, требования к комплексной системе предполагают качественное техническое развитие поисково-спасательного обеспечения в этом экномически важном регионе, создание новых ледоколов и специализированных судов. Необходимо также уделить внимание созданию новых технических средств поисково-спасательной техники для высоких широт, совершенствованию системы мониторинга и управления проведением аварийно-спасательных работ на море, а также реализации ряда других специальных мероприятий. Решение этих задач целесообразно осуществлять на основе комплексной поисково-спасательной системы, создание элементов которой требует разработки отдельной государственной программы.

Виктор Илюхин, председатель НО «Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий» (НО «АРПСТТ»)

Павел Бродский, профессор ОАО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт» (ОАО «ГНИНГИ»)

В печатной версии название статьи – “Принципиально новый уровень” (журнал “Морской бизнес”, № 41, декабрь, 2015 г.)

Метки ,

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+