Прекрасны ли преференции? О сотрудничестве с иностранными компаниями в освоении шельфа | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Прекрасны ли преференции? О сотрудничестве с иностранными компаниями в освоении шельфа

Опубликовано mbszru0

Без зарубежных партнеров Россия вряд ли поддержит необходимый уровень добычи нефти, однако российские госкорпорации противостоят открытию рынка освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа.

Вертолет над Арктикой

Как утверждает г-н Масви, когда правила игры определенны, компании ведут себя более ответственно
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Успех арктических проектов во многом зависит от готовности правительства вносить изменения в законодательство с целью улучшения инвестиционного климата, считают участники конференции RAO/CIS Offshore 2015. Можно говорить о двух стратегиях освоения морских нефтегазовых ресурсов с участием иностранных компаний: долгосрочной, которая благоприятствует устойчивому развитию нефтегазовой отрасли (Норвегия, Китай, Индия), и краткосрочной, сводящейся к мелким и непродолжительным уступкам со стороны государства (Индонезия, Мексика).

«Когда правила игры прозрачны, определенны и относительно стабильны, тогда и компании ведут себя более ответственно, эффективнее используют предоставленные им в разработку ресурсы, работают над принятием сбалансированных оптимальных решений», – говорит вице-президент DNV GL AS (Норвегия) Нильс Андреас МАСВИ.

Гибкий учет затрат

С 1 января 2014 года вступил в силу закон о стимулировании деятельности по добыче углеводородного сырья на российском континентальном шельфе (№ 268-ФЗ). Эксперты проанализировали нормативно-правовую базу освоения шельфа и высказали свои предложения по ее совершенствованию.

Практику применения закона прокомментировал партнер ПК «Делойт и Т уш Риджинал Консалтинг Сервисис Лимитед» Андрей ПАНИН. Одно из самых важных нововведений, по его мнению, то, что компании, ведущие добычу углеводородного сырья на новых морских месторождениях, вправе переносить убыток на будущие периоды без  граничений. Ранее перенос был ограничен десятью годами. Это был недостаточный срок: к примеру, сахалинские проекты на прибыль вышли позже.

Решены вопросы, связанные с прекращением работ на участке и прав недропользования. В случае если оператор или владелец лицензии принял решение о прекращении работ в связи с экономической нецелесообразностью, геологической бесперспективностью или по иным причинам, вся сумма понесенных расходов (или их часть) может быть отнесена на другое новое морское месторождение на данном участке. Также и в случае прекращения права пользования недрами – компания вправе отнести сумму понесенных расходов к расходам по новому месторождению, которое разрабатывается на других участках.

С другой стороны, непонятно, как процедура переноса затрат будет действовать в случае, если на участке нет других новых месторождений, означает ли это потерю затрат? Неясно, как будут учитываться понесенные расходы в случае преждевременной утраты компанией статуса оператора, какой режим учета доходов и расходов будет действовать в отношении деятельности до вступления закона в силу.

Нефтяная платформа

Из-за изменений политических и экономических условий снизилась рентабельность освоения месторождений на шельфе
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Новый закон предоставил так называемые специальные привилегии операторам и владельцам лицензий. Так, оператор вправе включать в состав расходов компенсацию, выплаченную владельцу лицензии (речь идет о компенсации расходов, понесенных владельцем лицензии при ее получении). Аналогично владельцу лицензии предоставляется право учесть компенсацию, выплаченную прежнему владельцу лицензии. Остается под вопросом – вправе ли оператор учитывать затраты владельца лицензии, понесенные им до заключения операторского договора?

Законом также введен специальный орядок учета доходов и расходов для  оператора и для владельца лицензии, включающий отдельное формирование налоговой базы по каждому из месторождений. В отношении основных средств, используемых исключительно в деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, стал применяться только линейный метод начисления амортизации. Это упростило налоговый вычет по амортизации основных средств и ускорило возможность его получения. Снизил финансовую нагрузку и новый подход к вычету расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Появились привилегии, связанные с уточнением НДС. По словам Андрея Панина, прежде условия обложения НДС «были путаными для применения», теперь внесена ясность, как и что облагается налогом на разных стадиях работ. По НДПИ введены налоговые каникулы в зависимости от территории участка, срока разработки запасов и степени их выработанности. От транспортного налога освобождены морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки, буровые суда.

Вместе с тем закон не определил правовой режим и особенности налогообложения для российских и иностранных подрядчиков и субподрядчиков. Это одна из самых больших проблем, которые необходимо решить, уверен Андрей Панин.

Что касается налога на имущество, то он предусматривает либо льготы, либо существенные вычеты. Обнулен налог на имущество, используемое на месторождении непосредственно в море либо и в море и на суше. Руководитель группы «Шельфовые проекты и СРП» компании «Пепеляев Групп» Павел КОНДУКОВ считает эту практику непоследовательной, поскольку законодатели не распространили льготу на береговые сооружения и инфраструктуру. По его мнению, для единообразия нужно предусмотреть льготу на все имущество, используемое при освоении морского месторождения. А также ввести скидки по таможенным платежам в отношении имущества и оборудования, которое доставляется для строительства береговой инфраструктуры.

Министерство природных ресурсов и экологии России предлагает ввести налог на финансовый результат. Ханты-Мансийский автономный округ подготовил соответствующие поправки, законопроект внесен в Госдуму РФ, сообщил Павел Кондуков. В свою очередь, Министерство финансов разрабатывает свой законопроект, предусматривающий налог на добавленный доход. Таким образом, оба проекта предусматривают обложение налогом некой прибыли, то есть финансового результата. В Норвегии и Великобритании такой подход увеличил доходы бюджета, так как снизились риски компаний и они стали активнее вкладывать свои средства в проект. Есть предложение ввести эти налоги одновременно, но для разных типов месторождений, поскольку первый больше направлен на стимулирование действующих месторождений, а второй – новых.

В связи с тем, что сильно изменились политические и экономические условия, рентабельность освоения месторождений на шельфе резко упала. Рассматривается вопрос о продлении срока действия предоставленных налоговых льгот. Минфин не возражает, но, по словам Павла Кондукова, предложил компаниям предоставить расчеты и обоснования.

Пограничные проблемы

Нефтеперегонная станция

Минприроды считает, что нужно дополнительно субсидировать геологоразведку
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Законы и решения Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) внесли ряд революционных изменений в таможенные процедуры, однако задержка разработки подзаконных актов свела эту работу на нет или снизила эффект от нее.

В 2013 году ЕАЭК приняла решение, которое урегулировало вопрос, связанный с ввозом иностранных товаров на объекты, расположенные на шельфе. Эти товары освобождаются от пошлин, налогов, ввозятся без ограничений. Между тем до сих пор не приняты подзаконные акты на уровне правительства России, которые урегулировали бы порядок применения специальной таможенной процедуры.

По мнению Павла Кондукова, необходимо либо на уровне ЕАЭК, либо на уровне российского правительства также урегулировать порядок перевозок на судах снабжения. Решение ЕАЭК распространяется на владельцев лицензий, на операторов, а суда снабжения оказались «за бортом» этих правил. Этот пробел необходимо восполнить.

Упростил работу на шельфе закон о многократном пересечении госграницы морскими и воздушными судами, принятый в конце 2014 года. Он отменил таможенные и пограничные контрольные процедуры, связанные с «маятниковым пересечением границ». Правда, закон распространяется только на российские суда. «Очень хороший закон, но отсутствие подзаконного акта создает проблемы на границе», – отмечает Павел Кондуков.

Минтранс, по его словам, все отчетливее делает акцент именно на российских судах. Подготовлен законопроект, согласно которому все перевозки углеводородов, грузов, оборудования для освоения месторождений на шельфе северных морей и Каспийского моря должны осуществляться на судах под российским флагом. С 2020 года предлагается ужесточить протекционизм – использовать только суда, построенные в РФ. Однако компании опасаются, что закон создаст проблемы, поскольку сегодня даже судов под российским флагом недостаточно. Минтранс планировал ввести этот законопроект уже в сентябре, но «его попросили еще раз все тщательно просчитать», уточняет Павел Кондуков.

Андрей Панин обращает внимание на то, что с 1 января 2016 года меняется законодательство в отношении наемного труда. Если вовремя не будут внесены поправки в миграционное законодательство, в России трудовые отношения с  иностранными компаниями окажутся вне закона, поясняет он.

Сформировать благоприятные условия По мнению чиновников, в России созданы наилучшие условия для инвестиций в развитие ресурсной базы. «Государство дает небывалые налоговые преференции всем, кто хочет осуществлять разработку новых провинций», – говорит замминистра энергетики Кирилл МОЛОДЦОВ. Такого же мнения придерживается замминистра природных ресурсов Денис ХРАМОВ: «Правительство обеспечило замечательные финансовые условия для работы на шельфе, лучших нет ни у кого в мире. Мы предоставляем лицензии, не нагружая излишними обязательствами».

Однако непосредственные участники рынка – частные российские и зарубежные компании, которые рискуют своими инвестициями, – не разделяют этого оптимизма.

«В России хорошо отработана добыча углеводородов на суше, созданы стандарты и отлажена организация процесса. Но вам будет очень сложно осваивать углеводороды на шельфе в одиночку, а для привлечения зарубежных инвестиций нужно создавать благоприятные условия», – говорит Андреас Масви. У зарубежных инвесторов есть претензии к законодательству по части технического регулирования обеспечения безопасности работ, лицензионной политики и налогообложения. Кроме того, рынок газонефтедобычи, по сути, закрыт. Наиболее привлекательные участки недр российского континентального шельфа распределены правительством между «Роснефтью» и Газпромом. По мнению Павла Кондукова, краеугольным камнем успеха освоения шельфа является ответ на вопрос: надо ли сохранять монополию госкомпаний на этом рынке? По его словам, все понимают, что госкомпании вряд ли справятся с тем объемом,  который предстоит освоить даже в рамках выданных лицензий. Без привлечения зарубежных партнеров Россия не сможет поддерживать необходимый уровень добычи. Однако госкомпании открыто заявляют, что не хотят пускать на российский шельф зарубежных конкурентов, и противостоят всем попыткам открыть рынок.

Геохимические исследования на шельфе

Геохимические исследования на шельфе
Источник: geochemistry.ru
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Если будет предпринята попытка либерализации рынка добычи углеводородов на шельфе, скорее всего, это будет сделано с госучастием или участием госкомпаний – либо через дочерние предприятия, либо через СП», – предполагает Павел Кондуков.

По его мнению, это вполне приемлемые варианты для зарубежных компаний, поскольку такой подход упростит финансирование проектов, снизит страховые риски.

Несмотря на то, что государство создало «небывалые условия для инвесторов», компании не рвутся вкладывать средства в геологоразведочные работы на шельфе. В Минприроды и Минэнергетики обеспокоены падением темпов геолого-разведочных работ, поскольку в средне- и долгосрочной перспективе это негативно скажется на объеме доказанных запасов и добыче нефти и газа.

Минприроды подготовило законопроект, в котором предлагает для работы на шельфе создавать консорциумы, в которые наряду с госкомпаниями могли бы входить и частные инвесторы. Если консорциум не удастся сформировать, то участок выставляется на аукцион. Кроме того, разработчики законопроекта предлагают закрепить первоочередное право на лицензию, без аукционов и конкурсов, за компанией, которая провела геологоразведку и пришла к выводу о коммерческой рентабельности участка. Вместе с тем предлагается оговорить требования по привлечению российских подрядчиков и субподрядчиков.

Минприроды также считает, что нужно дополнительно субсидировать геологоразведку, например, увеличить коэффициент вычета по расходам до 2,0–3,5 в зависимости от региона. Минфин, по словам Павла Кондукова, «в  принципе поддержал предложение, но считает, что достаточен и коэффициент 1,5».

Искусственные проблемы

Много проблем связано с прохождением госэкспертизы при проектировании объектов на шельфе, их созданием, регистрацией и эксплуатацией.

До недавнего времени закон требовал, чтобы искусственные острова, установки и сооружения, вне зависимости от их типа, проектировались и строились с соблюдением законодательства о градостроительной деятельности. Но это невозможно выполнить, если объекты конструктивно соответствуют морским судам, утверждают специалисты. Кроме того, закон о континентальном шельфе дублирует Градкодекс в части получения разрешений и лицензий на строительство таких объектов. Все же «лед тронулся» – с 31 декабря 2014 года отменено обязательное прохождение госэкспертизы и получение разрешения на строительство буровых скважин.

Осложняет ситуацию то, что, с одной стороны, в мире в целом отсутствует четкая классификация всех типов сооружений, используемых для морского бурения, плавучих платформ, заводов по производству сжиженного природного газа. С другой – стремительно развиваются технологии, появляются новые морские установки, объекты, которые никто еще не проводил через госэкспертизу. Все это требует постоянного обновления стандартов, ГОСТов, регулирующих документов и таким образом значительно усложняет работу, обращает внимание представитель компании «Квэрнер Конкрит Солюшнс АС» (Норвегия) Ринат ЖАФЯРОВ.

Если будет предпринята попытка либерализации рынка нефтедобычи на шельфе, скорее всего, это будет сделано с участием госкомпаний

Минтранс подготовил законопроект, согласно которому предлагает к недвижимому имуществу относить только искусственные острова и сооружения, а плавучие буровые платформы признать судами и вывести их из-под действия градостроительных норм, отмечает Павел Кондуков. Он напоминает, что в сентябре 2013 года принят закон, в котором указано, что регистрация объектов на шельфе производится в порядке, установленном правительством, но до сих пор никакого подзаконного нормативного акта по этому поводу не издано. Также требуется принять постановление правительства РФ, которое регулировало бы порядок создания и эксплуатации объектов на шельфе по аналогии с объектами в территориальном море.

Российские нормативы и стандарты по технической безопасности работ, с одной стороны, перегружены требованиями, с другой – не базируются на оценке риска и ценовом управлении, заявляет Андреас Масви. К тому же они охватывают не все возможные ситуации. При этом у генподрядчика нет права выбрать те стандарты, которые  наиболее надежны в данных условиях ведения работ. «Чем свободнее операторы в принятии решения, тем эффективнее их работа. У них должна быть возможность выбора стандартов, технологий, субподрядчиков. Они должны иметь право принимать решения, которые, с их точки зрения, обеспечат наибольшую безопасность работ», – считает Масви.

Не забывают законодатели и про экологическую тему. В 2012 году внесены изменения в закон о континентальном шельфе, которые предусматривают повышение экологических требований к организациям, осуществляющим там свою деятельность. Прежде всего компании должны иметь план ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов. У них должно быть финансовое обеспечение в виде либо банковской гарантии, либо договора страхования, либо средств на банковском счете. Организация должна обладать необходимыми техническими и человеческими ресурсами или заключить договор со специализированной организацией.

По словам Павла Кондукова, здесь проблемы связаны с тем, что только в конце 2014 года принято постановление правительства, которое регулирует правила организации предупреждения разливов углеводородов. Минприроды еще в 2013 году разработало методику расчета финансового обеспечения, однако соответствующий приказ до сих пор не принят. «По-видимому, идет полемика с нефтегазовыми компаниями», – предположил Кондуков.

Ирина Кравцова

В печатной версии название статьи – “Прекрасны ли преференции?” (журнал “Морской бизнес”, № 41, декабрь, 2015 г.)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X