ОСК делает предложение: обеспечить отечественных производителей долгосрочными и серийными заказами | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


ОСК делает предложение: обеспечить отечественных производителей долгосрочными и серийными заказами

Опубликовано mbszru0

Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов призывает нефтегазовые компании поддержать инициативы ОСК по снижению себестоимости строительства судов и морской техники.

Порт

На долю отечественных судов и техники, принимающих участие в освоении российского шельфа, в лучшем случае приходится треть
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Санкции вынудили правительство России вспомнить о необходимости обеспечения экономической и технологической безопасности страны. Мероприятия, разработанные Министерством промышленности и торговли с целью выправления ситуации, через год-два дадут свои плоды, считает президент ОСК Алексей Рахманов, но при условии поддержки развития отечественной продукции крупными заказчиками на внутреннем рынке. Обращаясь к руководителям нефтегазовых компаний на конференции в рамках XII Международной выставки по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ (RAO/CIS Offshore 2015), он напомнил слова главы государства о том, что при разработке континентального шельфа российская промышленность должна получить максимум заказов.

Пока же заказчики по объективным и субъективным причинам предпочитают зарубежных поставщиков. На долю отечественных судов и техники, принимающих участие в освоении российского шельфа, в лучшем случае приходится треть, и, согласно планам компаний, в ближайшие годы этот показатель будет снижаться. Об уровне развития нашего морского флота в Арктике красноречиво говорят такие цифры: при сравнимых планах разработки шельфа (бурения) в Норвегии и РФ парк используемых российских судов составляет лишь пятую часть от парка десяти норвежских нефтегазовых компаний.

Алексей Рахманов

Алексей Рахманов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

«Нам говорят – вы такие дорогие, с вами очень накладно работать. Но мы потому и дорогие – у нас что ни судно, ни платформа, то головной образец. При таком строительстве сроки и бюджет всегда идут вверх», – говорит Алексей
Рахманов. ОСК готова разработать экономически выгодные предложения, но для этого требуется решить ряд принципиальных моментов, заявил он. К «принципиальным моментам» относятся, в частности, унификация проектов с последующим выходом на крупные серии и правила локализации для иностранных компаний. Будут способствовать развитию судостроения государственное финансирование разработки и создания опытных образцов, выдача госгарантий под строительство судов и морской техники для шельфа, а также развитие лизинговых программ, налоговое послабление для разработчиков шельфовых месторождений с учетом сезонности работ.

Неблагоприятная ситуация сложилась сегодня с оснащением флота. Доля российского оборудования и комплектующих на буровых платформах и судах снабжения, которые строят компании, входящие в ОСК, составляет всего лишь 4–5% (с учетом стоимости строительства корпуса, затрат на труд и накладные расходы). Между тем потенциал, который есть у российской промышленности, в том числе с возможностью привлечения иностранных производителей оборудования, позволяет Корпорации «легко довести этот показатель до 50%», заявил Алексей Рахманов.

«Что касается создания отечественных технологий, мы верим в то, что российская наука может разработать все необходимое, а там, где мы не успеваем к запуску основных проектов, найдутся иностранные партнеры, готовые с нами сотрудничать, невзирая на санкции», – уверен глава ОСК.

От унификации к серийности

Россия строит уникальный, но «штучный товар», большей частью – в единственном экземпляре, так как предпочтение отдается новым проектам. ОСК настаивает на стандартизации проектов и составлении мейкерс-листов – перечня поставщиков оборудования, согласованного с крупнейшими судовладельцами.

ОСК, например, строит два практически идентичных судна снабжения ледового класса – для Совкомфлота и для Газпрома. При этом заказчики требуют каждый свой вариант в дизайне. «Почему бы не договориться об унификации конструкций судов и основного оборудования?» – говорит Алексей Рахманов. Это позволит в десятки раз снизить количество ошибок и сократить издержки уже на этапе проектирования.

Усложняет работу проектировщиков и неопределенность с параметрами оборудования. Зачастую список предприятий-изготовителей, например, судовых кранов включает 10–11 компаний. Это приводит к тому, что в процессе проектирования и строительства замена одного вида оборудования на другое увеличивает стоимость проекта. Поэтому ОСК предлагает договориться о принципах отбора поставщиков в мейкерс-лист, сделать его универсальным. Речь идет о том, чтобы по обоюдному согласию с заказчиком на каждый вид оборудования зафиксировать не менее двух компаний. ОСК, в свою очередь, готова при изготовлении второго, третьего, четвертого образца гарантировать своим клиентам снижение стоимости до 20–25%, «а в некоторых случаях и больше», заявил Алексей Рахманов.

Судоверфь

Есть два пути развития судовладельческих компаний силами нефтегазовых холдингов: покупается услуга или строится собственный флот
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Требует обсуждения и изменение подходов к строительству морской техники. По мнению главы ОСК, нужно двигаться в сторону унификации модульности строительства. Что касается буровых платформ, то следует договориться о принципиальных размерах, которые позволят максимально быстро организовать их производство на российских верфях. Поскольку нет двух абсолютно одинаковых точек добычи, на которых будет устанавливаться та или иная платформа, самоподъемные морские плавучие буровые установки и полупогружные могут быть структурированы по основным типажам с возможностью выбора оптимального оснащения для конкретной функции с учетом специфики месторождения.

Корпорация уже внедряет в свою практику вышеперечисленные принципы. Ведется работа по отбору проектов, которые будут предложены в качестве типовых. Идут консультации с потенциальными заказчиками. Готовность поддержать предложения Корпорации выразила компания «Совкомфлот».

По словам Алексея Рахманова, ОСК вместе с государственными ведомствами предстоит разработать публичные правила игры для участия иностранных компаний в российских проектах, речь идет об условиях локализации их производств в нашей стране. «Тогда появятся зарубежные компании, готовые не только поставлять необходимую технику для российских судов, но и инвестировать в создание здесь производства. Локализация комплектующих и оборудования на территории РФ позволит нам снизить цены еще на 5–7%», – говорит глава Корпорации.

Камни не кидаем

Российский бюджет сокращает расходы, но пока бюджет программы развития ОСК до 2030 года остается прежним – 650 млрд рублей, сообщил Рахманов. В условиях падения цен на нефть отраслевые компании также пересматривают свои инвестиционные программы в сторону уменьшения. Тем не менее необходимо расставить реперные точки, считает глава ОСК. Если каждый раз оценивать, что может поставить в настоящее время российская судостроительная промышленность для освоения шельфа, то ответ будет: «Не так много». Нужно смотреть на перспективу, исходя из роста заказов. В этом случае объем производства может вырасти кратно.

По одному из проектов, который ОСК готовит для Санкт-Петербурга, производительность труда на верфи должна увеличиться в 3,5 раза. «Мы разделяем мнение, что падение цен не долгосрочный тренд. Поэтому считаю, что самое время начинать вкладывать средства в развитие. Наши проекты реализуются в течение двух-пяти лет, и к окончанию строительства судна или платформы цены на нефть выправятся», – говорит глава ОСК.

Касаясь политики кредитования, Алексей Рахманов заявил: «Я не хотел бы кидать камни в экономический блок правительства, но брать для строительства морской техники и судов займы под сегодняшние коммерческие ставки – это самоубийство».

По словам Алексея Рахманова, есть две модели развития судовладельческих компаний силами нефтегазовых холдингов. Первая – покупается услуга, вторая – строится собственный флот. В тренде – развитие специализированных компаний-судовладельцев, потому что так можно не только обеспечить собственные потребности, но и получить большую прибыль с вложенных в суда и технику инвестиций. К сожалению, в стране отсутствуют стимулы заказа судов на российских верфях, да и работа под российским флагом под большим знаком вопроса. В связи с этим Минтранс РФ готовит предложения по созданию льгот при использовании судов под отечественным флагом. Алексей Рахманов напомнил о США, где принят «акт Джонка», согласно которому запрещена перевозка нефти на судах под иностранным флагом. Глава ОСК не видит причин, почему Россия не может сделать так же.

Ирина Кравцова

В печатной версии название статьи – “ОСК делает предложение” (журнал “Морской бизнес”, № 41, декабрь, 2015 г.)

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+