Композитное завтра: о перспективах судостроения | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Композитное завтра: о перспективах судостроения

Опубликовано mbszru0

Генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода поделился своим мнением о перспективах развития отрасли.

Также, Владимир Середохо в интервью журналу «Морской бизнес Северо-Запада»  обозначил основные направления деятельности СНСЗ в среднесрочной перспективе.

– Владимир Александрович, каковы позиции СНСЗ на российском и международном уровне?

– Средне-Невский судостроительный завод – полноценная и единственная в стране верфь, которая занимается строительством военных и гражданских судов с использованием четырех технологий. Это строительство из традиционных материалов – судостроительной стали, алюминия, а также применение маломагнитной стали и композитных материалов. Естественно, что сегодня наше основное конкурентное преимущество – строи­тельство кораблей и судов по современным технологиям изготовления монолитных корпусов и надстроек из композитных материалов методом вакуумной инфузии. На нашем заводе корабли из стеклопластика стали строить еще в 60-е годы прошлого века. Первый в мире композитный корабль сошел на воду в 1967 году как раз с наших стапелей. И в дальнейшем мы построили несколько десятков судов и кораблей из композитных материалов – как для внутреннего рынка, так и на экспорт. На данный момент СНСЗ – лидер среди предприятий судостроительной отрасли по количеству кораблей, построенных по этой технологии. Я считаю, что композитные материалы имеют большую перспективу и это однозначно наш приоритет в дальнейшем развитии.

Владимир Середохо

Владимир Середохо

Исторически сложилось так, что Средне-Невский завод специализируется на строительстве минно-тральных кораблей. Всего за всю историю работы завода было построено более 200 единиц морских и 100 рейдовых тральщиков различных проектов, в том числе и на экспорт в 13 стран мира.

В связи с тем что подводное оружие постоянно совершенствуется, возрастают и требования к тральщикам. Совместно с ведущими конструкторскими бюро и научно-исследовательскими институтами (Центральным научно-исследовательским институтом имени академика Крылова, Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и Центральным научно-исследовательским институтом конструкционных материалов «Прометей») мы разрабатываем новые проекты, отрабатываем новые технологии, применяем различные комбинации материалов – стеклокомпозиты, углекомпозиты – в зависимости от тех задач, которые необходимо решать тому или иному кораблю.

Несколько лет назад наш завод вошел в Федеральную целевую программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса», которая позволила начать модернизацию производственных мощностей предприятия. В рамках этой программы было развернуто техническое перевооружение ключевых промышленных объектов, а также стендовой базы в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, участвующих в реализации государственного оборонного заказа и Государственной программы вооружения на 2007–2015 годы. Был реализован план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включавший работы по 18 критическим промышленным технологиям в сфере кораблестроения. Благодаря программе завод закупил новые станки, оборудование, оснастку, программные продукты, было начато техническое перевооружение имеющихся и строительство новых производственных мощностей, цехов, что позволяет нам наращивать объем выпуска продукции и чувствовать себя на рынке уверенно. Сегодня завод готов сдавать два-три корабля в год, но уже с 2018-го, после проведения модернизации производства, появится возможность увеличить темпы вдвое.

– В стране активно реализуется программа импортозамещения. Как вы оцениваете итоги первых нескольких месяцев работы этой программы?

– Мы начали заниматься вопросами импортозамещения по материалам еще в прошлом году. Исторически на заводе была задействована технология так называемого открытого формования композитов, с применением исключительно отечественных материалов. Однако впоследствии мы перешли на более современную, более экологически чистую технологию закрытого формования – вакуумную инфузию. И уже здесь, в связи с тем что сама технология активно развивалась за рубежом, пришлось переходить на импортные, прежде всего – европейские, материалы. Теперь обсуждаем с отечественными производителями возможность выпуска аналогов таких материалов, это касается и ткани, и смол, и заполнителей. Определенную часть материалов уже смогли заместить отечественными, по планам к 2017 году полностью завершим процесс перехода на российское сырье. Разумеется, под отечественные материалы придется адаптировать и саму технологию, чтобы сохранить высокое качество продукции, на это мы и выделяем два года. Уверен, что по российским материалам предложения будут только нарастать и импортозамещение даст свой результат.

– Как вы оцениваете концепцию развития российского судостроения? Какие «узкие» места в ней необходимо «расширить»?

– Отечественное судостроение всегда развивалось в строго определенных сегментах: военное кораблестроение, ледокольный флот и вспомогательный флот с ледокольным усилением, рыболовный флот. Эти приоритеты остались и в настоящее время.

Подготовка к вакуумной инфузии

Подготовка к вакуумной инфузии

Сегодня идет масштабное перевооружение Военно-морского флота, и работы в этом направлении российским верфям хватит как минимум на 10–15 лет. Например, в этом году мы заложили первый серийный противоминный корабль нового поколения для ВМФ РФ «Георгий Курбатов». И это важно для нас потому, что серийное производство – жизнь для завода. Плюс ко всему этот корабль – совершенно новое направление в развитии минно-тральных сил отечественного флота. В апреле прошлого года мы подписали контракт с Министерством обороны Российской Федерации на строительство серийных кораблей этого проекта, в соответствии с которым сдача кораблей запланирована на период с 2016 по 2018 год. А головной корабль «Александр Обухов» сдаем в этом году.

Также, с учетом активного освоения Арктики, возрастает потребность в судах и кораблях ледового класса, которые будут обеспечивать работу Северного морского пути. Средне-Невский завод, к слову, предполагает после завершения процесса модернизации в 2017–2018 годах включиться в программу по строительству судов снабжения и офшорных судов.

В целом очевидно, что судостроительная отрасль не может развиваться без поддержки государства и стратегия развития должна быть прежде всего ориентирована на исполнение государственных нужд. Коммерческое судостроение будет развиваться, но не будет развивать отрасль.

Важно также создать центры специализации, определить зоны ответственности тех или иных регионов за выпуск определенных видов продукции. И в соответствии с этой специализацией выделять инвестиции.

И конечно, требуется поддержать молодежь, которая приходит работать в отрасль, предоставить определенные преференции со стороны государства. На нашем заводе, к примеру, действует несколько корпоративных программ, которые интересны молодым сотрудникам, в частности по рефинансированию ипотечных кредитов. Но, на мой взгляд, и государство должно быть заинтересовано в привлечении молодых специалистов в промышленность.

– Насколько я знаю, у вас очень молодой коллектив…

– Да, на предприятии сегодня трудится более 1500 человек. Средний возраст работников составляет 43–45 лет, причем где-то 43% от общего числа сотрудников в возрасте до 40 лет.

Молодым перспективным специалистам и рабочим, зарекомендовавшим себя в деле и стремящимся повысить свою квалификацию (получить профильное высшее или второе высшее образование), мы оказываем материальную поддержку: субсидируем стоимость обучения за счет средств СНСЗ. В прошлом году, например, за счет резервов завода было обучено (освоение смежных профессий, подготовка, переподготовка, повышение квалификации) 520 рабочих и специалистов.

Молодым людям здесь интересно. Современное автоматизированное производство, стабильная, достаточно высокооплачиваемая работа, интересные проекты, возможность реализовать свои жизненные устремления.

– Как вы считаете, остается ли Петербург центром отечественного судостроения или есть вероятность, что после полноценного запуска дальневосточного кластера первенство уйдет туда?

– Я всегда считал Петербург центром судостроения и готов отстаивать этот тезис. Да, Дальний Восток активно развивается на базе судостроительного завода «Звезда». Но это ведь только производственный комплекс. А лидерство в отрасли складывается из нескольких факторов. В пользу Петербурга как центра играет не только то, что здесь работает семь верфей. Это и прекрасный научный потенциал (в Петербурге в сфере судостроения работает большое количество проектных и научно-исследовательских организаций), высокопрофессиональные специалисты, удобное географическое положение.

– С какими показателями СНСЗ закончил первое полугодие, что вы прогнозируете по итогам года? Есть ли неожиданные результаты?

– Неожиданных результатов нет, развитие идет в рамках плановых показателей. Объемы производства растут, в этом году прогнозируем увеличение этого показателя в два раза к предыдущему году. На предприятии продолжается строительство серии минных тральщиков из полимерных композиционных материалов для ВМФ России и ВМФ Казахстана, продолжается начатое в 2003 году производство трехъярусных стеклопластиковых надстроек для корветов проекта 20385.

Машина плазменной резки

Машина плазменной резки

В гражданском сегменте реализуем интересный проект по строительству буксиров-толкачей. Серия из шести судов строится под задачи вывоза стали из Череповца, но этот проект может быть интересен и другим заказчикам: использование судов подобного типа очень эффективно с точки зрения минимизации расходов эксплуатации.

Например, каждый буксир-толкач в составе работает в комбинации с баржей, а свободные баржи в это время занимаются грузообработкой. Когда барже-буксирный состав прибывает к причалу, баржа отсоединяется от буксира-толкача и пришвартовывается для погрузо-разгрузочных работ. Буксир-толкач в это время присоединяется к свободной барже, которая стояла у того же причала, и отправляется к месту назначения. Таким образом, один буксир в зависимости от плеча, на котором работает, и количества причалов может обслужить 2–3 и более барж. Данная схема работы обеспечивает существенную экономию судовладельцу – например, экономятся первоначальные капиталовложения в строительство необходимых судов, так как число судов с главными ходовыми двигателями сводится к минимуму, а стоимость строительства барж, как правило, невелика.

Сегодня мы обсуждаем возможность строительства новых судов этого проекта для других заказчиков, в частности для грузовых баз Азова, Таганрога и Ростова, чтобы обеспечить новые возможности для снабжения Крыма.

Нашим заводом в рамках международного проекта ITER изготавливается полоидальная катушка. ITER – уникаль­ный международный проект термоядерного реактора, позволяющий продемонстрировать и исследовать термоядерные технологии для их дальнейшего использования в мирных целях. Всего в этом проекте задействовано семь государств, Россию представляет государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», а одна из ее структур (наш головной институт ОАО «НИИЭФА» им. Д. В. Ефремова) обратилась к нам с предложением изготовить промышленный образец одной из шести полоидальных катушек магнитной системы термоядерного реактора, необходимой для образования и удержания плазмы. Работы по данному, новому для предприятия направлению начались еще в 2012 году, и последующие 5 лет Средне-Невский судостроительный завод будет продолжать участвовать в международном проекте строительства катушки.

Хотелось бы отметить, что новые отработанные на заводе технологии мы применяем для строительства не только военной продукции, но и гражданских судов.

На заводе строится единственный в России катамаран из композитного материала – углепластика, способный вмещать 150 пассажиров и развивать скорость до 30 узлов. Такой катамаран призван заменить устаревшие суда на подводных крыльях, которые производились с 1961 по 1991 год. В сравнении с этими судами более низкий вес корпуса позволяет снизить расход топлива и увеличить, таким образом, коммерческую эффективность судна при эксплуатации. Уже в следующем году мы планируем передать его властям Санкт-Петербурга в опытную эксплуатацию.

Работы в сварочном цехе

Работы в сварочном цехе

В рамках расширения номенклатуры эксплуатируемых катеров Федеральной службы безопасности России в феврале прошлого года по итогам государственного аукциона ФСБ РФ и Средне-Невский судостроительный завод заключили контракт на строительство многоцелевого патрульного катера проекта Р1650 «Рондо». Катер уже построен и в скором времени будет передан заказчику. Корпус катера изготовлен из судостроительной стали, что позволяет использовать его в мелкобитом льду, а палуба и рубка – из композитных материалов на основе стеклопластика повышенной прочности. Помимо этого, внутри металлического корпуса настилы, обстройка и зашивки, все крышки люков верхней палубы, рундуки, трап жилого отсека и часть мебели и дверей выполнены также из композитных секций. Все это позволило уменьшить вес судна, в результате чего уменьшается расход топлива и увеличивается маневренность, расширяется свободное пространство, уменьшается осадка, в связи с чем расширяются возможности эксплуатации катера в различных водных районах.

В рамках Композитного кластера, членом которого является СНСЗ, обсуждаем возможность участия завода в проектах по выпуску различных деталей из полимеров, к примеру лопастей для ветроэлектростанций.

По существующим прогнозам в условиях реализации городской программы «Наука. Промышленность. Инновации» к 2018 году в Санкт-Петербурге объем производства композиционных материалов удвоится. В целом в РФ к 2020 году объем производства композитных материалов вырастет с нынешних 22 до 120 млрд рублей.

В год наш завод обрабатывает порядка 600–700 тонн подобных конструкций, но к следующему году планируем увеличить эту цифру до 1000 тонн.

Георгий Дмитриев


ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

Входит в состав Объединенной судостроительной корпорации. Основанный в 1912 году на берегу Невы, за сто лет своей непростой истории завод превратился в крупное, современное, высокотехнологичное предприятие, на котором за годы работы построено более 500 кораблей и судов по 43 проектам для флота России и на экспорт.

СНСЗ предлагает заказчикам полный цикл работ по строительству кораблей и судов, начиная с рабочей документации и заканчивая поставкой судна.

Производственная программа завода включает в себя корабли и суда различного назначения – ракетные катера (корветы), противоминные корабли, патрульные корабли, рабочие и пассажирские суда следующих измерений:

• длина – до 100 м;

• ширина – до 16 м;

• осадка – до 4,5 м;

• спусковой вес – до 2700 т.

Также завод предлагает заказчикам широкий спектр технических работ по механообработке, гальванике, обработке листового плаката, стеклопластику и размагничиванию.

Сегодня завод является лидером композитного судостроения в России и единственным в стране предприятием, освоившим строительство кораблей и судов из четырех видов материалов: композитных материалов, судостроительной стали, алюминиево-магниевых сплавов и маломагнитной стали.

Именно здесь освоена современная технология изготовления корпусов из композитных материалов методом вакуумной инфузии.

В 2004 году предприятие было включено в федеральные целевые программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» и «Научно-технологическая база», благодаря чему производится реконструкция основных фондов завода.

В рамках этих программ на СНСЗ создано опытное производство для отработки технологий изготовления судокорпусных конструкций из полимерных материалов, благодаря чему предприятием создается конкурентоспособная продукция, пользующаяся сегодня устойчивым спросом на мировом и внутреннем рынках.

Именно эти материалы в наибольшей степени подходят как для строительства современных боевых кораблей, которые должны сочетать высокую боевую нагрузку с хорошими скоростными качествами и защищенностью по физическим полям, так и для гражданских судов, главным конкурентным преимуществом которых будут более низкие эксплуатационные расходы,
затраты на ремонт и сервисное обслуживание.

Внедрение высокотехнологичного оборудования и наукоемких технологий при изготовлении конструкций из полимерных материалов повысило производительность труда более чем на 35% и улучшило прочностные характеристики композитного материала в составе изделия.

На заводе имеется собственное конструкторское бюро (Техническое управление), лицензированное на разработку вооружения и военной техники, которое широко применяет информационные технологии и системы автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства в процессе всего цикла строительства заказов и способно обеспечить эксплуатацию заказа современной системой технического обеспечения и ремонта по желанию заказчика.

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+