Вне комплекса: об организации поисково-спасательных операций на море | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Вне комплекса: об организации поисково-спасательных операций на море

Опубликовано mbszru0

Качественное развитие технологий поисково-спасательной деятельности на море возможно только при условии консолидации усилий всех заинтересованных ведомств.

В ходе VII Международного военно-морского салона, состоявшегося в Петербурге, журнал «Морской бизнес Северо-Запада» и Ассоциация развития поисково-спасательной техники и технологий (АРПСТТ) провели научно-практическую конференцию «Инновации как основа современных технологий поисково-спасательного обеспечения морской деятельности». Обсуждение проблем, связанных с развитием этого сегмента, показало, что главный практический недостаток существующей системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) морской деятельности заключается в отсутствии комплексного подхода к функционированию и развитию системы по причине ведомственной разобщенности. Каждое ведомство решает на море свою задачу, и как следствие – недостаточен уровень оперативного реагирования и наращивания сил и средств при ликвидации аварии.

Технологии упрощения

В этих условиях нужен принципиально новый подход, который позволил бы при минимизации затрат построить и оснастить систему поиска и спасания на море таким образом, чтобы она смогла с достаточным уровнем оперативно-тактической и технико-экономической эффективности решать задачи спасения на море, считает председатель АРПСТТ Виктор ИЛЮХИН.­ Стратегические цели и задачи, перспективные пути развития, а также целевые показатели повышения эффективности федеральной системы поиска и спасания на море, в том числе в Арктике, определены «Стратегией морской деятельности РФ на период до 2030 года». В соответствии с этой стратегией основными задачами повышения эффективности системы ПСО морской деятельности являются комплексная модернизация и техническое перевооружение существующих сил и средств, а также создание межведомственной автоматизированной системы информационного обеспечения морских спасательных операций.

Председатель АРПСТТ Виктор ИлюхинВиктор Илюхин

Виктор Илюхин

Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ № 899 от 07.07.2011 года создание перспективных образцов специальной техники, в том числе поисково-спасательной, отнесено к приоритетным направлениям развития науки и технологий. А разработка технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесена к критическим технологиям РФ. «Решение задач развития системы ПСО морской деятельности осуществляется по различным направлениям разработки новых технико-техноло­гических решений, совершенствования организационных основ, а также нормативной и методической базы. Указанные направления, как правило, реализуются в рамках государственных программ с соответствующими финансовыми ресурсами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Вместе с тем, как показывает практика, доля поисково-спасательной техники и технологий в таких программах достаточно невелика и имеет ведомственную принадлежность», – констатирует Виктор Илюхин.

Так, в принимаемой государственной программе вооружения объемы ассигнований на проведение НИР и ОКР по поисково-спасательной тематике предусмотрены в размере менее 10% от общих расходов, поэтому ожидать в дальнейшем создания в нашей стране перспективных образцов и технологий, не уступающих или превосходящих по своим тактико-техническим характеристикам зарубежные образцы, не приходится. Особенностью развития поисково-спасательной техники на современном этапе является то, что отдельные мероприятия по ПСО на море и водах осуществлялись и осуществляются в рамках девяти федеральных программ по ведомственным планам, которые не объединены единым управлением и нормативным правовым регулированием. Принцип ведомственной разобщенности обуславливает еще и тот факт, что в обеспечении поиска и спасания на море до настоящего времени имеется значительное количество ведомственных служб, выполняющих сходные задачи зачастую в одних и тех же регионах (пунктах базирования), но не решающие задач спасания на море в комплексе, как правило, из-за преобладания собственных ведомственных задач.

Вне конкуренции

Главный конструктор проектов ЦКБ «Лазурит» Виктор КУДРЯКОВ говорит о том, что концепция развития сил ПСО ВМФ России не только не исключает использования для спасения экипажей аварийных ПЛ автономных спасательных аппаратов, но и предусматривает модернизацию существующих спасательных глубоководных аппаратов (СГА) проекта 1855 «Приз». Работы по модернизации были развернуты в августе 2005 года, после аварии СГА АС-28, зацепившегося за рыболовецкие сети в районе Камчатки.

Выступление на конференции

Участники конференции

В «ЦКБ «Лазурит» в 2006 году разработали проект модернизации подводных аппаратов «Приз». В настоящее время модернизацию прошли уже три СГА (АС-28, АС-26, АС-30) по проекту 18551, еще один СГА находится на стапелях и в 2016 году войдет в строй. СГА проекта 18270 «Бестер» также будет проходить модернизацию с 2017 года, но ее проект находится еще в стадии разработки.

Может показаться, что упор на разработку новых обитаемых СГА и модернизацию существующих – это вчерашний день. Ведь существует громадное количество как автономных необитаемых, так и привязных рабочих и спасательных аппаратов. Они имеют значительно меньшее водоизмещение, не подвергают риску экипаж и так далее. Однако при более тщательном рассмотрении данной проблемы выявляется часть направлений или ниш использования, где обитаемые спасательные аппараты вне конкуренции. Практика выполнения как подводно-технических, так и спасательных работ показала, что применение телеуправляемых подводных аппаратов не позволит решить весь круг задач. Необходи-мо присутствие под водой человека. «Поэтому в дополнение к комплексам ROV стали появляться водолазные комплексы, нормобарические скафандры и обитаемые подводные аппараты малого водоизмещения, закупаемые по импорту, – типа DeepWorker», – констатирует Виктор Кудряков.

Главенствующий принцип

Большое внимание разработчики техники для поисково-спасательных работ уделяют развитию робототехники. «Инновационное развитие морской робототехники призвано вывести человека из зоны повышенного риска, повысить функциональные возможности, оперативность и производительность морской поисково-спасательной техники. А также разрешить стратегический конфликт между усложнением и интенсификацией процессов управления и обслуживания сложной техники и ограниченными возможностями человека в экстремальных условиях проведения операций по поиску и спасанию на море», – констатирует начальник лаборатории Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики Петр ШУБИН.

Выступление одного из участников конференции

Выступление одного из участников конференции

Роботы, как свидетельствует опыт их создания и применения, внедряются в первую очередь там, где труд человека и его жизнедеятельность затруднены, невозможны или сопряжены с угрозой для жизни и здоровья. Понятно, что любая деятельность на море связана для человека с той или иной степенью риска. Причем речь идет о работе не только вне объекта морской техники, за бортом, на глубине (водолазный труд), но и непосредственно на морском объекте.

В то же время подводная техника (особенно водолазная), аварийно-спасательная техника и боевые средства флота (особенно обитаемые подводные аппараты и подлодки) в силу высокого уровня риска для жизни членов экипажа являются объектами роботизации в максимально возможной степени. Принцип замены человеческого труда в зонах повышенной опасности на роботизированный труд является, безусловно, главенствующим, что подтверждается активным внедрением подводных роботов – необитаемых подводных аппаратов. Однако это не исчерпывает всех потребностей во внедрении робототехнических комплексов в морское дело.

Следующими по значимости необходимо признать принципы расширения функциональных возможностей морской техники, роста оперативности и производительности работ за счет внедрения морских роботов, комплексов и систем. Активная разработка и применение безэкипажных катеров и судов, а также беспилотных летательных аппаратов за рубежом также свидетельствуют о перспективности инновационного развития. По словам Петра Шубина, в таком случае даже при прочих равных условиях исключается риск потери экипажа объектов морской техники при поиске и спасании в сложных гидрометеоусловиях. В целом можно говорить о сравнительно высокой эффективности (полезности) морских роботов при достаточно невысокой стоимости.

Еще одним концептуальным вопросом в проблеме научно обоснованного инновационного развития этого направления является классификация морской робототехники, которая не только фиксирует существующее состояние дел и опыт разработки и применения роботов, но и позволяет прогнозировать основные тенденции и перспективные направления дальнейшего инновационного развития при решении задач поиска и спасания на море.

Ждем рабочие группы

Сроки реализации наиболее перспективных инновационных технологий в «металле» иногда весьма значительны и достигают 10–15 лет. Поэтому в большинстве предложений различных фирм, в проектах перспективных кораблей, выставляемых на различных выставках, используются упрощенные технологии. Как правило, это инновационные решения по архитектуре и отчасти по вооружению и энергетике. Кроме того, широко предлагаются новые подходы к модульности и созданию кораблей, объединяющих функции судов нескольких классов. При создании спасательного флота нового поколения основной тенденцией становится строительство многофункциональных судов.

Обитаемый подводный аппарат

Обитаемый подводный аппарат (ОПА)

«Трагедия с атомной подводной лодкой «Курск» выявила неспособность существовавшей на тот момент системы ПСО ВМФ оказать помощь экипажу современной ПЛ, затонувшей в мирное время, вблизи от родных берегов, в окружении множества наи­более боеготовых кораблей ВМФ, на ранее вполне «отработанной» спасателями глубине 108 м, и это вызвало особый общественный и мировой резонанс», – вспоминает старший научный сотрудник НИИ КиВ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» Павел ЗАХАРОВ.

Эти трагические события заставили правительство РФ затратить огромные средства на оплату услуг иностранных компаний и обратить особое внимание на проблемы оказания помощи ПЛ, получившим аварийные или боевые повреждения. Результатом стало принятие решения о создании современного отечественного спасательного судна. Опытно-конструкторским работам (ОКР) по созданию головного спасательного судна был присвоен шифр «Дельфин 21300», а проекту судна – номер 21300. Исходя из советского опыта создания спасательных судов, головным исполнителем ОКР было определено ЦМКБ «Алмаз», а военно-научное сопровождение поручено 1 ЦНИИ МО РФ (правопреемник – НИИ КиВ ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия») с привлечением научно-исследовательских организаций ВМФ и МО РФ.

Учитывая, что с момента создания последнего многофункционального спасательного судна «Осьминог» (проект 537) прошло более 20 лет, проектирование нового судна было начато с изучения отечественного и зарубежного опыта этого сегмента судостроения. В этой отрасли передовых индустриальных стран инновационность стала не только требованием, но и важнейшим принципом развития.

24 декабря 2005 года на эллинге ОАО «Адмиралтейские верфи» было заложено судно «Игорь Белоусов», которое стало головным спасательным судном нового поколения. Изначально планировалось, что корабль будет готов через четыре года, но строительство подобных судов в СССР и России не велось без малого 30 лет, и предполагавшимся планам не суждено было сбыться. Сроки сдачи судна неоднократно переносились – в первую очередь из-за сложности самого проекта, поставок комплектующих, а также из-за существенных перерывов, которые были связаны с финансированием.

В ходе постройки головного спасателя проекта 21300 создателями судна был реализован ряд оригинальных, по сути инновационных решений. Спасательное судно оснащено уникаль­ной единой электроэнергетической системой с гребной электрической установкой, разработанной и поставленной филиалом «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Это решение существенно улучшило маневренные качества судна. Использование в роли движителей двух винторулевых колонок, а также двух подруливающих устройств в носовой части судна позволило отказаться от традиционных рулевых устройств и создало необходимые условия для устойчивого динамического позиционирования.

«Игорь Белоусов» оснащен необи­таемыми подводными аппаратами «Пантера Плюс», «Тайгер» и нормобарическими скафандрами «HS-1200», которые позволяют быстро и с высокой степенью достоверности обследовать аварийную подводную лодку или другой подводный объект. Для оснащения судна использован также новейший спасательный глубоководный аппарат проекта 18271, который разрабатывался как дальнейшая модернизация СГА проекта 18270 «Бестер» и имеет рабочую глубину погружения более 700 м.

Применение инновационных решений в сфере создания судов поисково-спасательного предназначения стало не только требованием современности, но и важнейшим принципом развития вооружения и военной техники ВМФ России. «В целях координации и комплексного коммуникативного обслуживания всех участников инновационно-инвестиционных процессов в сфере судостроения и создания оборудования поисково-спасательного назначения необходимо создать рабочую группу по вопросам содействия и координации комплексного инновационного развития», – считает Павел Захаров.

При этом в состав рабочей группы должны войти профильные специалисты отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций, в том числе и от Министерства обороны РФ, промышленных предприятий, представители финансовых и инвестиционных компаний. На эту рабочую группу должны быть возложены функции сбора, обобщения и анализа информационно-аналитических данных об инновационных технологиях и рынках, проведения экспертиз и оценки востребованности инновационных разработок судостроительной отрасли, в том числе и по созданию средств поиска и спасания на море.

Георгий Дмитриев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+