Седьмая экономика для учета ресурсов Мирового океана | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Седьмая экономика для учета ресурсов Мирового океана

Опубликовано mbszru0

Создание российского Военно-морского флота было бы невозможным без детального изучения Мирового океана.

В России пока не ведется отдельная статистика по отраслям экономики, связанным с Мировым океаном. Однако участие нашей страны в международной торговле позволяет оценить значимость секторов национальной экономики, которые прямо или косвенно связаны с эксплуатацией морских ресурсов. Конечно, конвертировать в рубли или доллары океанский закат или шум морского прибоя невозможно, и это объясняет, почему океан является бесценным богатством. Но некоторые показатели, например: объемы выловленной рыбы, грузооборот портов или дедвейт морского флота, поддаются количественному учету.

Рыболовство является одним из старейших промыслов в истории человечества, и его вклад в продовольственное обеспечение по-прежнему чрезвычайно высок. Согласно отчету Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization of The United Nations – FAO), в 2012 году объем выловленной рыбы во всех странах составил рекордные 128 млн т, или в среднем 18,4 кг на человека.

В том же отчете указывается, что рыболовство и аквакультура дают работу примерно 55 млн жителям Земли. «12% населения планеты прямо или косвенно зависят от рыболовства, а для 17% населения, главным образом стран с низкими доходами и дефицитом продовольствия, рыба является основным источником белковой пищи», – заявил генеральный директор FAO Хосе Грациано да СИЛВА.

В отличие от минеральных ресурсов, рыба и морепродукты являются возобновляемыми источниками сырья, но современная промышленная добыча подрывает их воспроизводство и устойчивое развитие. По оценке Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund – WWF), две трети мировых рыбных запасов уже исчерпаны, а большинству оставшихся грозит исчезновение. За период между 1970 и 2010 годами океанское биологическое разнообразие снизилось почти на 40%, отмечается в отчете «Возрождая экономику океана».

Несмотря на то что рыбный промысел ограничен квотами на вылов, во многих местах Мирового океана ведется нерегулируемая и браконьерская ловля. Такое положение вызывает тревогу FAO и его руководителя: «Чрезмерная эксплуатация снижает ресурс рыбной продукции, что приводит к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Для сохранения вклада морского рыболовства в продовольственную безопасность, экономику и благосостояние населения должны быть приняты меры эффективного управления, способствующие восстановлению рыбных запасов».

ПРИРЕЗКА СУВЕРЕНИТЕТА

Промышленное рыболовство начало интенсивно развиваться в послевоенное время, и многие страны стали юридически защищать рыбные ресурсы в прибрежных акваториях. Поскольку свыше 90% ценной морской рыбы обитает в пределах 200 морских миль от береговой черты, то именно это значение определено международными соглашениями как протяженность исключительной экономической зоны (ИЭЗ).

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года, к которой присоединились большинство стран мира, закрепила эту юридическую норму за всеми государствами. Они получили исключительные права на добычу в двухсотмильных зонах биологических и минеральных ресурсов. Тем самым суверенитет прибрежных стран распространился за пределы территорий – на акватории и шельф.

«Очень важно, что Конвенция вводит критерий дистанции, позволяющий прибрежному государству, у которого континентальный шельф отсутствует в физическом смысле, так как берег резко обрывается, распространять суверенные права на 200 миль. Такая ситуация характерна для Перу, Чили, Эквадора и российских Курильских островов. Все прибрежные государства сейчас имеют 200-мильные шельфы независимо от того, существует территориальная непрерывность или нет», – подчеркивает известный российский ученый-правовед Анатолий КОЛОДКИН.

Мировой океан стал главным связующим звеном международной торговли

Ограничения на лов в ИЭЗ в других странах привели к созданию в СССР флота, который вел промысел в открытой части Мирового океана. В течение нескольких десятилетий прошлого века СССР занимал первое место в мире по вылову рыбы, опережая Японию и Перу. В 1987 году был поставлен исторический рекорд – 11,4 млн т. Столь большие уловы объяснялись особенностями плановой советской экономики: рыбная промышленность получала дотации от государства, кроме того, мазутное топливо обходилось отечественным рыбакам намного дешевле, чем их зарубежным конкурентам. В условиях рыночной экономики океанический промысел стал нерентабелен, и теперь суда ловят рыбу главным образом в собственных ИЭЗ, здесь добывается не менее 80% общего улова. Объемы улова сократились в несколько раз, вернувшись к уровню начала 1960-х годов.

В прошлом году отечественными судами выловлено 4,2 млн т рыбы, что почти на 2% меньше, чем годом раньше. Лидером мирового рыболовства является КНР, страна производит около 60 млн т морепродуктов в год. Специалисты отмечают не только медленное обновление отечественного флота, но и значительное отставание России от ведущих стран в развитии аквакультуры.

ГЛАВНЫЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ

Роль флота в международной торговле год от года становится все более значимой, свидетельством чему является рост морских перевозок и его общего дедвейта. Грузооборот морских перевозок в мире достиг в 2013 году 9,6 млрд т, свидетельствуют данные Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD). При этом сухогрузами (балкерами, контейнеровозами, ролкерами и др.) перевезено около 70% всех грузов.

Оставшиеся 30% приходятся на танкеры и газовозы. С 2009 по 2014 год дедвейт мирового торгового флота вырос на 34% и достиг 1,7 млн т. За это же время число судов во флотах мира увеличилось на 5% и составило 56 700. Мировой океан стал главным связующим звеном международной торговли, и его значение в перспективе лишь увеличится.

На начало 2014 года торговый флот России включал 1734 судна общим дедвейтом 18 800 т, что составляло всего 1,2% от тоннажа всех судов мира. В мировом торговом флоте Россия в 2014 году занимала 16-е место по тоннажу, при этом под иностранными флагами ходили суда общим дедвейтом 13 300 т, или свыше 70%. Исторически Россия развивается как континентальное государство, поэтому грузооборот внутренних морских перевозок составляет около 20%, уступая автомобильному и железнодорожному транспорту. Однако в международной торговле России флот играет ключевую роль: 80% экспортных и импортных грузов доставляются морем.

ОПЕРЕЖАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Рост морских перевозок приводит к увеличению портовых мощностей, причем в целом ряде стран, прежде всего – азиатских, порты становятся центрами экономического роста. Показатели отечественных портов на фоне азиатских достижений выглядят скромно. По данным Ассоциации морских торговых портов России, в прошлом году грузооборот всех портов страны составил 623,4 млн т, увеличившись за год на 5,7%.

Если учесть, что в начале 2000-х годов перевалка грузов находилась на уровне порядка 100 млн т, то видно, что в этом сегменте достигнут рост, опережающий средний по экономике. К сожалению, товарная структура грузов за 15 лет не претерпела качественных изменений: в экспорте по-прежнему доминирует сырье – нефть, уголь, металлы, лес, а также минеральные удобрения и зерно. В импорте превалируют промышленное оборудование и потребительские товары.

К экономике океана бесспорно можно отнести и судостроение. И здесь также лидерами являются страны Азии. В 2013 году 93% тоннажа всех построенных в мире судов (общий дедвейт – 25,9 млн т) приходилось только на три страны. Китай контролировал 36,9% судостроительного рынка, за ним шли Южная Корея (35,2) и Япония (20,6). Китайские компании строили главным образом сухогрузы, а также суда для перевозки генеральных грузов, японские судостроители доминировали в постройке балкеров, а южнокорейские верфи опередили всех в контейнеровозах, газовозах и танкерах.

Российское судостроение заметно лишь в танкерном сегменте, но его доля составляет всего 0,1% к мировому объему по дедвейту. При этом, как сообщает Infoline, Россия активно инвестирует в строительство судов на зарубежных верфях. По итогам 2014 года на долю России пришлось 13% объема инвестиций европейских стран, что в пересчете на тоннаж составляет 1,5% мирового объема новых транспортных судов.

СОКРОВИЩА ЛЕЖАТ НА ДНЕ

Главное богатство океана, которое поддается стоимостной оценке, лежит на его дне. Это не сокровища затонувших кораблей, а нефть, газ и другие полезные ископаемые. Промышленная добыча нефти на шельфе началась в 1940 году в американском штате Луизиана.

С тех пор доля добываемой на шельфе нефти достигла 30% от общего количества, а газа – половины, утверждает статистика Международного энергетического агентства. Истощение наземных месторождений и развитие технологий глубоководной добычи заставляют нефтяников идти в глубь Мирового океана. Некоторые нефтедобывающие страны, например Норвегия, все углеводородное сырье добывают только на шельфе.

В России на шельфе добывается примерно 3% всей извлекаемой нефти. Для того чтобы сохранить нынешний уровень общей добычи (в 2015 году намечено добыть 525 млн т), необходимо вовлекать в эксплуатацию трудноизвлекаемую (ТРИЗ) нефть и увеличивать шельфовую добычу. Министерство энергетики поставило задачу довести уровень добычи нефти на континентальном шельфе России к 2035 году до 50 млн т, то есть достигнуть уровня в 10%.

«Общий объем этих энергетических ресурсов увеличится к 2035 году до 25%, то есть четверть добычи будут давать новые проекты, новые залежи, новые разработки», – пообещал министр энергетики Александр НОВАК. Задача предстоит не из легких, поскольку наиболее ресурсно обеспеченными являются арктические моря, где из-за экстремальных условий добычи требуются наиболее сложные технологии разведки и бурения. Отечественная промышленность пока не производит весь ассортимент необходимой техники, а западная продукция подпадает под санкции.

Создание российского Военно-морского флота было бы невозможным без детального изучения Мирового океана. Развитие таких прикладных наук, как гидроакустика, гравиметрия, гидродинамика, гляциология и многих других, прямо вытекало из потребностей конструирования надводных кораблей и подводных лодок.

По словам академика РАН Ашота САРКИСОВА, «выдвинутые флотом повышенные требования к точности определения места старта и стартовой вертикали при пуске баллистических ракет с подводных лодок стимулировали детальное изучение аномалий гравитационного поля Земли в Мировом океане, что, в свою очередь, способствовало возникновению специальных теоретических подходов и созданию соответствующей экспериментальной техники».

Регионом особого внимания ученых стал Северный Ледовитый океан, поскольку пуски ракет отсюда обеспечивали минимальное подлетное время до вероятного противника. «Плавание атомных подводных лодок в северных широтах инициировало изучение толщины арктических льдов, в том числе аномальных отклонений, структуры внутренней поверхности ледовых покрытий, механической прочности льдов, закономерностей расположения трещин и разводий.

Столь углубленные исследования объяснялись необходимостью повысить эффективность боевого использования подводных лодок в различных районах Арктического бассейна. С этой же целью здесь было организовано масштабное изучение рельефа дна. Исследования оказались настолько эффективными, что возникла парадоксальная ситуация: рельеф дна упомянутого региона изучен в настоящее время значительно подробнее, чем рельеф дна многих других регионов Мирового океана», – вспоминал академик Саркисов.

Требование обеспечения скрытности подводных лодок продвинуло не только такие дисциплины, как гидроакустика и гидродинамика, но и технику связи. Необходимо было создать каналы связи с командным пунктом, позволяющие обмениваться информацией без всплытия лодки, то есть электрический сигнал должен был распространяться в морской среде.

«Отметим работы по созданию каналов связи в диапазоне сверхнизких частот, а также в диапазонах сейсмических и гидроакустических волн. Исследования в области оптического (лазерного) излучения и создания лазерных линий в силу присущих им физических качеств открыли возможности для обеспечения связи с подводными лодками практически во всех районах Мирового океана», – подчеркивал Ашот Саркисов.

Это лишь немногие примеры того колоссального задела, который создан отечественными учеными и конструкторами. Российские кораблестроители и создатели морского оружия смогли обеспечить стратегический паритет с ведущей морской державой мира – США. Достижения в гражданских отраслях, связанных с Мировым океаном, пока далеки от позиций стран-лидеров. Очаги роста наметились, но их пока недостаточно для того, чтобы Россия могла по праву называться океанской страной. Принятие Морской доктрины, создание Объединенной судостроительной корпорации и ряд других шагов со стороны государства вселяют осторожный оптимизм в тех, кто верит в развитие российской океанской экономики.

Павел Прохоров

Метки ,

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+