Невский кусок пирога в госзаказе на военные корабли | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Невский кусок пирога в госзаказе на военные корабли

Опубликовано mbszru0

Петербургские судостроители выполняют государственный оборонный заказ и предлагают проекты перспективных кораблей.

По словам главкома ВМФ Виктора ЧИРКОВА, в этом году российский флот пополнится примерно 50 надводными кораблями, подводными лодками и специализированными судами. При этом значительная часть государственного оборонного заказа на поставку новой техники и вооружения для ВМФ отошла кораблестроителям Петербурга. Так, Северная верфь заключила контракты на постройку восьми фрегатов проекта 22350, двух корветов проекта 20380, а также двух корветов проекта 20385.

Ранее планировалось построить 8 корветов проекта 20385, однако решено сократить серию до двух кораблей. Как пояснил «РИА Новости» директор по маркетингу Северной верфи Леонид КУЗЬМИН, проект свернут из-за невозможности получения импортных силовых установок из Германии: «На корветах проекта 20385 частично применялось импортное оборудование, с учетом нынешней ситуации возникли проблемы. Сейчас на нашей верфи строится два корабля, решаются вопросы замены оборудования, но, видимо, так и останется лишь два корабля этого проекта».

Кузьмин подчеркнул, что в корветах «Гремящий» и «Проворный» немецкие силовые установки заменят отечественными аналогами, а остальные корабли будут строиться по проекту 20380, в котором использование импортного оборудования не предусматривалось.

Решение вернуться к более раннему проекту вынужденное, поскольку российские дизельные установки нового поколения пока только проходят испытания.

С остальными кораблями дело обстоит лучше. Средне-Невский судостроительный завод достроит и передаст флоту головной корабль противоминной обороны из серии трех тральщиков – «Александр Обухов». На этом же предприятии заложен тральщик той же серии проекта 12700 – «Георгий Курбатов». Свои доли заказа на постройку надводных кораблей и вспомогательных судов получили также судостроительные заводы «Адмиралтейские верфи» и «Пелла».

Как подчеркивал Чирков, проект каждого нового корабля подвергается частичной модернизации даже в рамках одной серии, для того чтобы повысить его боевые возможности. Поэтому часть ассигнований на ГПВ-2020, отведенных на текущий год, наверняка достанется и проектантам кораблей. На Адмиралтейских верфях заложена дизельная подводная лодка (ДПЛ) проекта 677 «Великие Луки», кроме того, в этом году завод должен передать ВМФ ДПЛ проекта 636 «Старый Оскол» и «Краснодар».

Общий объем гособоронзаказа, размещенного на предприятиях Петербурга, в 2015 году в денежном выражении превысит 200 млрд рублей, за последние два года его объем практически удвоился. В этом году оборонзаказ финансируется в полном объеме, при этом заказы получают не только конструкторские бюро и судоверфи, но и многие предприятия – поставщики боевых информационных систем, корабельных систем управления, навигационного оборудования, систем освещения обстановки и целеуказания, пусковых установок, а также разработчики конструкционных материалов и другого оборудования.

В Петербурге находятся предприятия «Гранит-Электрон» и «Радар-ммс», которые создали системы наведения для крылатых ракет ВМФ «Оникс» и «Калибр», а также для их экспортных вариантов – «Яхонт» и Club. Именно благодаря тактико-техническим характеристикам этих крылатых ракет российские надводные корабли и подводные лодки не уступают, а в целом ряде случаев и превосходят зарубежные аналоги.

ЭСМИНЕЦ ИЛИ КРЕЙСЕР?

В текущей кораблестроительной программе, то есть ГВП-2020, строительство кораблей дальней океанской зоны – эсминцев и авианосцев – не предусмотрено. Некоторые эксперты считают, что их постройка обойдется бюджету слишком дорого и может привести к урезанию программ модернизации других видов Вооруженных сил. Тем не менее уже в прошлом году опытно-конструкторские работы по созданию эсминца нового поколения начали финансироваться в рамках ГОЗ.

Эсминец проекта 23560, получивший название «Лидер», должен заменить своего предшественника – «Современный» проекта 956. Как сообщил ТАСС заместитель главкома ВМФ Виктор БУРСУК, «Северное проектно-конструкторское бюро», которое выполняет эскизное проектирование корабля, в этом году окончательно определит основные параметры, водоизмещение и тип силовой установки – атомная или газотурбинная.

Как сообщил источник ТАСС, первый эсминец может быть построен не раньше 2023–2025 годов, его водоизмещение составит от 15 000 до 18 000 т. Скорее всего, на «Лидере» установят атомную силовую установку, что не только обеспечит ему неограниченную дальность плавания, но и исключит зависимость от поставок импортных комплектующих. До сих пор атомными силовыми установками были оснащены лишь крейсеры проекта 1144, спроектированные еще в СССР.

Новый эсминец будет вооружен комплексами крылатых ракет (КР) «Оникс» и «Калибр», что позволит оптимизировать его боекомплект в зависимости от поставленной задачи, всего же на корабле будет размещено 70 КР. Универсальные пусковые установки вертикального типа обеспечат применение противокорабельных ракет, ракет для стрельбы по наземным целям, а также противолодочного оружия. Зенитно-ракетный комплекс С-500 «Прометей» (боекомплект 128 ракет) способен не только отражать воздушные атаки противника, но и уничтожать цели в космосе. Многоцелевые вертолеты позволят эффективно применять противолодочное оружие, а также обеспечат кораблю загоризонтное целеуказание.

Командование ВМФ желает видеть в его составе 12 «Лидеров», поскольку ресурс находящихся на вооружении кораблей океанской зоны – эсминцев проекта 956 типа «Современный», больших противолодочных кораблей проекта 1155 типа «Удалой» и ракетных крейсеров проекта 1164 типа «Москва» – к 2025 году будет исчерпан. Однако стоимость нового отечественного эсминца немалая: по прогнозам специалистов, не менее $2 млрд.

Для сравнения: несмотря на внушительные боевые возможности нового эсминца Zumwalt, ВМС США отказались от его масштабных закупок из-за дороговизны, ограничившись серией из трех корпусов. Цена Zumwalt составляет примерно $3,5 млрд, поэтому командование американских ВМС предпочло вернуться к постройке более ранних, зато значительно более дешевых эсминцев типа Arleigh Burke.

«Учитывая, что за последнее время Военно-морской флот России начал активно действовать в Средиземном море и Аденском заливе, а корабельного состава катастрофически не хватает, логично, что делается ставка на появление у нас новых эсминцев океанской зоны», – отметил в интервью изданию «Свободная пресса» бывший начальник Главного штаба ВМФ Виктор КРАВЧЕНКО. Он считает, что по своему вооружению «Лидер» можно отнести скорее к классу крейсеров, а не эсминцев: «Если поставить на корабль все современное вооружение – две зенитные ракетные пусковые установки ближней зоны противовоздушной обороны, две пусковые установки корабельного варианта комплекса С-500, пусковые установки противокорабельных крылатых ракет «Калибр-НК», – устроить посадочную площадку с ангаром для двух палубных вертолетов и т. д., то вполне возможно, что получится не эсминец, а крейсер. Сейчас существует тенденция, когда эсминцы как класс практически «сливаются» с крейсерами».

КАКИМ БЫТЬ АВИАНОСЦУ?

Проект эсминца «Лидер» станет теоретической базой для строительства перспективного авианосца для ВМФ России, считает бывший первый заместитель главкома адмирал Игорь КАСАТОНОВ. «Сначала надо построить такой универсальный корабль, как эсминец «Лидер». Это очень хороший, перспективный проект, и если мы сможем построить несколько таких кораблей, то они станут теоретической базой и основой для строительства авианосца», – отметил Касатонов в интервью «РИА Новости».

Он добавил, что российские кораблестроители в состоянии начать строительство авианосца уже сейчас, но целесообразно было бы заложить такой корабль после 2025 года. «Это должен быть не просто корабль, а система – противолодочная, противовоздушная и так далее. На данном этапе надо продолжать теоретические проработки и очень внимательно наблюдать за всеми системами оружия, которыми занимаются у нас и за рубежом, потому что другие державы сейчас, например, отказываются от авианосцев глобального водоизмещения – все эти тенденции надо учитывать», – рассуждает эксперт.

В настоящее время на вооружении ВМФ РФ находится только один тяжелый авианесущий крейсер – «Адмирал Кузнецов». Корабль был заложен в начале 1980-х, а на боевое дежурство заступил еще в 1991 году.

Полемика относительно того, нужны ли отечественному флоту авианосцы, велась еще в СССР. Тогда возобладало мнение, что противостоять ВМС США целесообразно асимметричными мерами – главным образом, с помощью подводных сил и за счет создания сверхзвуковых противокорабельных ракет. Легендарный главком ВМФ СССР Сергей ГОРШКОВ называл противокорабельные ракеты нашим национальным оружием. Понятно, почему многие зарубежные эксперты считают, что именно в сегментах строительства подводных лодок и морского ракетостроения Россия по-прежнему является мировым лидером.

Тем не менее сегодня постройка авианосца также признается командованием ВМФ целесообразной. Построить его, однако, будет совсем непросто. Это корабль, чрезвычайно дорогостоящий не только в постройке (его цена может составлять $3–4 млрд и выше), но и в содержании – к примеру, ежегодное содержание авианосца типа Nimitz обходится ВМС США в $100 млн. Проблема заключается также в том, что сегодня в России нет верфей, на которых возможна постройка кораблей водоизмещением порядка 100 000 т. Все авианесущие корабли советского времени строились на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, который ныне принадлежит Украине.

Даже модернизация для индийских ВМС авианосца «Викрамадитья» из тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», которую осуществил «Севмаш», происходила с большими задержками и значительным увеличением первоначально определенного бюджета. Сегодня именно эта северодвинская судоверфь рассматривается как место для будущей возможной постройки российского авианосца.

«Техническое перевооружение ведется предприятием «Севмаш» очень активно, что позволит выполнить не только задания государственной программы вооружения–2020, но и подготовит к реализации программы кораблестроения до 2050 года. Мы можем не только строить лодки пятого и шестого поколения блочным методом, но будем готовы строить и авианосцы», – пообещал «РИА Новости» советник генерального директора «Севмаша» Эдуард БОРИСОВ.

Командование ВМФ в последние годы не устраивали и проектные решения по авианесущим крейсерам, которые предлагали предприятия ОПК. Три года назад оно отвергло проект авианосца водоизмещением 60 000 т. «Нам предложили, по сути, старый советский авианосец «Ульяновск», который так и не построили из-за распада СССР. В конце 1980-х это был современный корабль, достойный ответ американским «нимицам» (Nimitz. – Прим. ред.), а сегодня это в буквальном смысле прошлый век», – прокомментировал «Известиям» ситуацию неназванный источник в Главном штабе ВМФ.

Он добавил, что в США строятся авианосцы серии Gerald Ford, которые почти вдвое больше предложенного петербургскими конструкторами корабля. Командование ВМФ не устраивала и слишком большая надстройка корабля, делающая его заметным для РЛС противника, а также отсутствие электромагнитной катапульты, невозможность разместить на палубе самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

ДЛЯ СЕБЯ И НА ЭКСПОРТ

Судя по всему, петербургские конструкторы учли многие из замечаний военных моряков. Весной этого года Крыловский государственный научный центр представил концептуальный проект авианосца проекта 23000 «Шторм» водоизмещением 100 000 т. Корабль сможет выполнять задачи в дальней океанской зоне, наносить удары по целям противника при помощи собственного вооружения и самолетов авиагруппы, а также обеспечивать противовоздушную оборону. Проект авианосца предусматривает использование обычной котлотурбинной силовой установки, которая при необходимости может быть заменена атомной.

Длина корабля – 330 м, ширина – 40 м, осадка – 11 м. Авианосец сможет развивать скорость до 30 узлов. В авиагруппу «Шторма» будут входить палубные истребители МиГ-29К и Т-50 – всего около 90 самолетов, а также самолеты ДРЛО и многоцелевые вертолеты Ка-27. Самолеты смогут взлетать как с традиционного трамплина, так и при помощи двух электромагнитных катапульт. Полетная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, при этом посадка летательных аппаратов будет обеспечивается одним аэрофинишером. Корабль вооружается зенитно-ракетным комплексом и средствами противоторпедной защиты.

Представленный Крыловским центром проект впервые показали иностранным журналистам, при этом он имел экспортное обозначение – 23000Е. Проектанты надеются, что их концепция заинтересует иностранных заказчиков, в первую очередь из Индии и Китая. В эти страны уже поставлялись авианесущие корабли российского производства.

Однако главный редактор издания «Экспорт вооружений» Андрей ФРОЛОВ в интервью «Коммерсанту» подверг такие планы сомнению: «Те, кто хотел приобрести российские авианосные технологии, уже это сделали. Россия помогала Китаю в доведении до ума «Варяга». Россия в значительной степени помогла Индии аж два раза, когда был создан проект переделки «Адмирала Горшкова» и в самостоятельной разработке ими своего авианосца. А другие страны, которые могли бы авианосцы купить, их либо уже имеют, либо обладают возможностями строить их самостоятельно».

Метки , ,

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X