Гуляем на свои | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Гуляем на свои

Опубликовано mbszru0

Частный бизнес готов инвестировать средства в развитие российских морских портов, несмотря на негативный экономический фон. Но привлечение негосударственного капитала в реализацию инфраструктурных проектов требует особой подготовки и защиты рисков.

Участники рынка уверены, что развитие портовой инфраструктуры вскоре станет ключевым фактором роста в сфере морских перевозок. Между тем стивидоры настаивают на том, что ключевую роль в организации работы портов на суше должно взять на себя государство. Госструктуры по-прежнему отвечают за организацию подъездных путей к портам, энергетику и дноуглубление. Без внятной поддержки властей в портовой сфере невозможно реализовать ни один крупный инвестиционный проект. Однако пока непонятно, готов ли российский бюджет в условиях кризиса принять этот груз.

Гуляем на свои

Морской путь

В России на сегодняшний день работает 67 морских портов. Наибольшее их количество расположено в Дальневосточном бассейне, а после присоединения Крыма в 2014 году в распоряжении РФ появилось еще пять новых портов в Азово-Черноморском бассейне.

По предварительным данным, по итогам 2014 года грузооборот портов может достичь 620 млн тонн против 589 млн тонн в 2013-м. Основную долю в перевалке составляет нефтеперевозка (в 2013 году на сырую нефть приходилось 35,2% грузооборота, за первые девять месяцев 2014-го – 30,7%). Отчасти поэтому негативный внешний фон, ослабление рубля и общий спад в экономике пока не отразились на динамике грузооборота. Однако это неизбежно. Резкий рост курса доллара приводит к падению импорта, и статистические данные за 2015 год наверняка отразят эту тенденцию.

Тем не менее в сложившейся ситуации государство ставит перед портами амбициозную задачу – увеличивать мощности и развивать инфраструктуру. В частности, об этом в ходе VIII Международного форума и выставки «Транспорт России» заявил премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ. При этом глава правительства выделил такие порты, как Ванино (Хабаровский край), Оля (Астраханская область) и Сабетта (ЯНАО).

Чиновники уверяют, что государство готово вкладывать средства в крупные инфраструктурные проекты. Для этого не только в бюджете, но и в государственных фондах зарезервированы достаточные суммы. Осталось найти частных инвесторов, готовых «вложиться» в транспорт – одну из наиболее высокорисковых и непредсказуемых отраслей российской экономики.

По мнению министра транспорта РФ Максима СОКОЛОВА, в новейшей истории России уже возникали финансовые кризисы, сопоставимые по масштабам с нынешним. «Если бросить взгляд назад, то в декабре 2008 года мы оказались примерно в такой же ситуации, когда скакнул курс рубля. Мы не просто увидели дефицит, а практически оказались совсем без возможности привлечения длинных денег, – напомнил, выступая на «Транспортной неделе», Максим Соколов. – Несмотря на это, за прошедшие шесть лет структурировано, начато и, главное, успешно реализовано несколько интересных и ярких проектов».

В числе источников финансирования транспортных проектов Максим Соколов отметил Фонд национального благосостояния. «Мы рассчитываем, что эти средства будут направлены в том числе, а может быть, даже и в первую очередь, именно в развитие проектов государственно-частного партнерства. И не только дорожная отрасль, которая является и пионером, и, наверное, флагманом процессов государственно-частного партнерства, но и другие отрасли и виды транспорта тоже активно привлекают инвестиции», – отметил министр. В целом, по подсчетам Максима Соколова, по итогам 2014 года в транспортные проекты привлечено около 1,5 млрд рублей частных инвестиций.

Таким образом, в Минтрансе подчеркивают, что государство готово поддерживать бизнес, однако нет уверенности в том, что частные компании и впредь будут участвовать в развитии транспорта. Между тем в мае 2015 года вступают в силу поправки к закону о концессионных соглашениях. Максим Соколов убежден, что благодаря нововведениям не только концедент (государство), но и потенциальные концессионеры, участники процесса государственно-частного партнерства, смогут предлагать свои проекты. Это сделает ГЧП в инфраструктурных проектах более прозрачным.

В Фонде прямых инвестиций подсчитали, что в ближайшие 5 лет на реализацию таких проектов в России потребуется 500 млрд рублей. Как заявил недавно глава фонда Кирилл ДМИТРИЕВ, Россия готова привлекать и заемные средства, но в отсутствие акционерного капитала одних лишь займов недостаточно, а в существующих геополитических условиях доступность кредитов под большим вопросом. «Безусловно, ряд американских и европейских инвесторов замедлили свои инвестиции, но есть суверенные
фонды Азии, Ближнего Востока, которые крайне заинтересованы в инвестициях в российские инфраструктурные проекты. Я ответственно заявлю, что любой доходный проект мы четко можем сейчас профинансировать с нашими арабскими и азиатскими суверенными фондами и другими суверенными фондами», – подчеркнул глава РФПИ.

Дноуглубительные работы на строительстве судоходного канала порта Бронка

Дноуглубительные работы на строительстве судоходного канала порта Бронка

В очередь за деньгами

Впрочем, позитивный настрой сохраняют далеко не все участники рынка. По мнению некоторых экспертов, сейчас не лучшее время, чтобы привлекать средства от частных компаний и тратить бюджетные деньги. Кроме того, привлечь финансирование из-за рубежа крайне сложно. «Тезис о том, что мы не дождались западных денег, очень плох. Коллеги, вы не дождетесь и восточных! Не надо ждать. За деньги колоссальная конкуренция», – говорит председатель правления Сбербанка России Герман ГРЕФ. «Нет желающих встать в очередь и проинвестировать к нам в страну – это мы стоим в очереди за деньгами, и прежде всего из суверенных фондов. И пока мы не выстроим систему квалифицированного управления, проектного менеджмента внутри своей страны, никто нам не привезет денег», – уверен банкир.

По мнению Грефа, на примере реализованных ранее крупных инфраструктурных проектов можно увидеть, что привлечение частного капитала требует особой подготовки и защиты рисков. «Если говорить в целом, то сейчас – крайне неблагоприятный момент для государственно-частного партнерства или финансирования длинных проектов. Но такой же неблагоприятный момент и для бюджетного финансирования этих проектов», – уверен Греф.

Как бы то ни было, на 2015 год запланирована реализация нескольких портовых проектов с привлечением частных инвестиций. В частности, это продолжение строительства многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» (Санкт-Петербург) и развития портов Азово-Черноморского бассейна.

Планировалось, что проект сухо­грузного района порта Тамань обойдется бюджету в 115 млрд рублей, остальные 113 млрд рублей вложат частные инвесторы. Но весной прошлого года помощник президента Андрей БЕЛОУСОВ предлагал перенаправить средства, предназначенные для порта Тамань и моста через реку Лену, на строительство моста через Керченский пролив. Недавно стало известно, что теперь этот проект оценивают не в 228 млрд, а уже в 202 млрд рублей, и затраты бюджета на него будут сокращены до 89 млрд рублей. Максим Соколов на совещании у президента Владимира Путина в сентябре прошлого года называл даже меньшую сумму госинвестиций – 76 млрд рублей.

Частным компаниям нужна уверенность в том, что внутренние инф­раструктурные проекты для страны важнее, чем реализация геополитических амбиций. Однако похоже, что в ближайшее время этих гарантий бизнес не получит. В условиях снижения международного товарооборота и недофинансирования портовая отрасль впадет в спячку, ожидая более благоприятного времени для дальнейшего развития.

Мария Коваценко

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+